вторник, 14 апреля 2015 г.

Как стать революционером? Особенности развития рока в Башкирии

Так называемый «русский рок» начался, по сути, с Шевчука, который свой социальный протест выражал через музыку

Песни протеста
Конечно, сравнивать это явление в Уфе, столице Башкирии, как шутила 30 лет назад молодёжь, «крае курая и вечнозелёных помидоров», с подобным в Москве или Питере некорректно. Сравнение, к сожалению, не в пользу Уфы. Какие группы из города на слуху? Только «ДДТ». А ведь только первая волна уральского рока в тогдашнем еще Свердловске дала СССР «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «ЧайФ» и «Настю». Справедливости ради заметим, что уфимский рок - явление древнее.




 Наиль Махмутов выводит его генеалогию с 1962 года - тогда появилась группа «Эльфы». Но что это были за коллективы? Самодеятельность, существовавшая при домах культуры, в вузах. ВИА, игравшие в ресторанах и кафе, а также на танцплощадках городских парков. Одни названия - ВИА «УФНИИ», «Дворец пионеров», «Красные кресты» (при мединституте, - ред.), «Парк имени Матросова» - говорят о многом.

Их роднило одно. Не изобретая велосипед, они вживую исполняли хиты The Beatles и The Rolling Stones и других монстров забугорного рока. От цензоров отбивались так.
- Мы придумали объяснять проверяющим товарищам из министерств и обкомов, что английские песни, которые мы включаем в репертуар, - это протест против капитализма, войны во Вьетнаме и т. д., - вспоминает ударник группы «Барды» Рустем Каримов.
Был даже термин «песни протеста английской молодёжи». И главным в творчестве было максимально приблизить звучание копии песни к оригиналу.

- Нам, прежде всего, нравилась музыкальная сторона, - свидетельствует гитарист группы «Ступени» Александр Полетаев. – Сергей (С. Пустарнаков, участник группы, -ред.) учил в школе английский язык, писал мне русскими буквами английский текст, а я его заучивал: сам-то немецкий изучал, к сожалению.

Но группа «Бисквиты» пошла дальше. По словам её барабанщика Павла Панова, сначала с дисков также записывали слова.
- Писали с ошибками, потом решили сочинять русские тексты, - рассказывает он. – Мы слушали песни на английском языке, стараясь уловить смысл, писали русские тексты про любовь и жизнь в целом…
Дальше – больше. Музыкант уверяет, что их собственная песня «Фантомас» обошла весь Советский Союз.

Гнать или приручать?

Настоящий прорыв в уфимском андеграунде, бесспорно, связан с именем Юрия Шевчука. Ещё до «ДДТ», говорится в книге, наш знаменитый земляк, к тому времени уже писавший стихи и участвовавший в конкурсах авторской песни, очень хотел петь рок-н-ролл по-русски. При этом, почти не зная о существовании в Ленинграде и Москве многих русскоязычных коллективов.

По мнению Р.Каримова, так называемый «русский рок» начался, по сути, с Шевчука, который свой социальный протест выражал через музыку. Первые музыкальные опыты ДДТ власть проглотила. Ведь песня «Башкирский мёд» высмеивала проблему продуктового дефицита в стране. А о нём открыто говорил и советский сатирик Аркадий Райкин. «Свинью на радуге», критиковавшую ещё одно достижение самого прогрессивного общественного строя в мире – блат, правда, запретили. Но группа продолжала творить в Уфе.

И в 1984 году грянула «Периферия». В альбоме беспощадно высвечены особенности местной действительности, «шумим на длинных заседаниях на тему: «Жив Башкортостан?» (тема архиактуальна до сих пор). А вместо замечательной советской молодёжи показаны сыновья, которые «пропивают награды примерных отцов». Этого рокеру не простили. У «ДДТ» начались трения с властями. Шевчука вызывали в местный КГБ. В республиканской прессе появились разгромные статьи о группе. Певцу фактически перекрыли кислород для творчества. В 1986 году он оказывается в Ленинграде, внося весомую лепту в развитие питерского рока.

Не лишним будет вспомнить, что руководил тогда башкирским обкомом КПСС Мидхат Шакиров. Многие сегодня любят вспоминать, как его сильная рука способствовала подъему в Башкирии промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры. Умалчивая при этом об авторитарном стиле руководства партийного деятеля. А ведь его снятию с высокого поста в 1987 году предшествовала громкая статья в газете «Правда». В ней критиковался командный стиль управления М. Шакирова, повлекший незаконные репрессии в отношении ряда руководящих деятелей Башкирии, в том числе уголовные преследования по сфабрикованным делам. История умалчивает о его роли в уфимском периоде Шевчука. Но отъезд рокера в тот период показателен. Да и патриархальный менталитет местного люда сыграл свою роль: не нужны ему оказались возмутители застойного покоя, поэты-демиурги.

Второй после Питера

А в Свердловске в 1976 году первым секретарём местного обкома становится Борис Ельцин - будущий главный демократ России. Он уже тогда старался не давать директивы народу, а наладить с ним прямой диалог. Прямых эфиров на ТВ тогда не было. И Ельцин по телевизору отвечал на письма граждан. Уфе такое и не снилось. В уральской столице тоже была своя рок-тусовка, выросшая в среде городской интеллигенции и студенчества, потомков ссыльных вольнодумцев. Шевчук, кстати, сначала отбыл из Уфы в Свердловск, поиграв немного в «Урфин Джюсе». Тоже показатель.

Местные функционеры решили не рубить свой рок на корню, а приручить его. Как пишет А. Иванов, с 1982 года «Свердловский горком комсомола решил вытащить хулиганов на свет и взять над ними шефство с целью перевоспитания. Рокерам придумали «рок-семинары». А затем, «чтобы контролировать рок–движение, советская власть изобрела рок-клубы. Но власть была вялая и дряхлая, а рокеры – молодые и наглые, и на деле рок-клубы занимались тем, против чего их создавали: расширяли пространство свободы. Свердловский рок-клуб стал в СССР вторым после ленинградского». Во многом благодаря ему перечисленные выше группы загремели по всей стране. Сегодня там рок-гуру не спешат покидать малую Родину. Нынешний лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин и ныне живёт в Екатеринбурге. А Шевчук, увы, бывает в Уфе хоть и яркими, но редкими наездами.

http://www.u7a.ru/articles/society/9339

Комментариев нет:

Отправить комментарий