суббота, 7 марта 2015 г.

Почему их так мало? Политолог Станислав Шекель — о причинах крайней непопулярности митингов оппозиции в регионах на примере Башкирии

"Путинский режим основательно подготовился и уже не боится уличных выступлений либералов, но он абсолютно беззащитен перед лицом Учения об МСУ, когда оно овладеет массами и станет материальной силой. Ибо Учение об МСУ Всесильно, потому, что оно Верно!"
                            Провозвестник МСУ Р.Загреев, организатор многотысячных митингов 2005г.

В траурном шествии памяти Бориса Немцова 1 марта в Уфе приняли участие менее 50 человек (см. видео ниже). За день до этого на встрече возле памятника жертвам политических репрессий собралось около 20 активистов демократических партий и общественных организаций.



Столь же малочисленными были и другие публичные мероприятия башкирской оппозиции, такие, например, как акция памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой 19 января (около 10 человек), декабрьский и январский пикеты партии «Яблока» в защиту Конституции (около 30 человек), народный сход «Партии прогресса» в декабре для обсуждения приговора Алексею Навальному (менее 20 человек).


Почему? Об этом «Новая» спросила у политолога Станислава ШЕКЕЛЯ.

— Почему в Уфе вышло так мало людей на траурный марш в сравнении с другими российскими городами-миллионниками?

— Думаю, что это объясняется, прежде всего, существенно меньшим количеством активных и политизированных граждан в городе. Кроме того, накануне, еще до трагедии в Москве стало известно, что башкирское «Яблоко» не смогло согласовать с властями место проведения митинга «Весна», отменило его и все просто расслабились. В итоге о предстоящем траурном шествии почти никто из горожан не знал.

— О проведении траурного шествия стало известно почти за сутки. Уфа — насыщенный интернетом город. Но организаторы не известили ни СМИ, ни пользователей соцсетей…

— Пришло бы в этом случае не пятьдесят, а сто пятьдесят человек. Ничего бы это не поменяло. Во многих других городах, где неплохо была развернута агитация, мероприятия 1 марта были столь же немногочисленны.

— В чем же тогда причина?

— Если говорить в целом по России, то оппозиция сегодня действует в более тяжелых условиях, нежели в 2011-2012 годах, когда ей без проблем удавалось проводить массовые митинги и шествия. Власть вынесла уроки из тех событий —закрутила гайки в законодательстве, внесла раскол в оппозицию, точечными репрессиями добилась ее ослабления и, вдобавок, задействовала внешнеполитический фактор, когда под влиянием событий в Украине каждый всплеск протестной активности россиян (неважно по какому поводу) стал расцениваться как потенциальный «майдан». Часть общественной активности посредством массированной оболванивающей пропаганды была переключена с внутренней проблематики на внешнюю и на поиск «врагов отечества». В результате последнего власть добилась уже, буквально, лобового столкновения своих сторонников с участниками протестных акций. Фактически, в стране уже присутствуют элементы гражданской войны.

— В регионах пока таких столкновений наблюдается меньше, чем в столице?

— В регионах развиваться протестному движению намного сложнее — и лидеров меньше, и активистов. В Башкирии еще со времен авторитарного правления Муртазы Рахимова сложилась совсем тяжелая обстановка. Демократические силы здесь структурно и кадрово слабы, не имеют никакого представительства в депутатском корпусе, не говоря об исполнительной власти, практически не обладают собственными информационными и пропагандистскими ресурсами, непрофессионально выстраивают свою политическую тактику и стратегию. Федеральные партструктуры им помогали и помогают крайне мало. Одно из следствий такого положения вещей — крайне малочисленность всех проводимых оппозиционных акций.

— В каких условиях оказалось демократическое движение после убийства Бориса Немцова? Насколько труднее теперь будет проводить массовые протестные мероприятия?

— Многое зависит сейчас от лидеров оппозиции. Им важно начать организационное объединение и готовиться к выборам 2016 года. Но в целом, конечно, все для демократов будет жестче и сложнее. Чем более массовыми будут митинги и демонстрации оппозиции, тем более жестче будут действовать власти.

— Придется ли оппозиции в этих условиях опасаться массовых репрессий властей?

— Их я бы исключил. А вот точечные репрессии плюс террор «антимайдановцев», опасаюсь, почти неизбежны. Тут будет все зависеть от массовости митингов и шествий оппозиции. А поскольку впереди выборы и оппозиция, конечно, активизируется и будет проводить свою массовую мобилизацию для давления на власть, то при сегодняшней ситуации противостояния общественных сил избежать насилия будет крайне трудно.

— Не случится ли так, что при обострении ситуации власть вообще отменит выборы?

— Маловероятно. По сути, это будет означать признание того, что власть боится выборов вообще. А ведь легитимность Путина и его режима строится именно на убеждении, что власть  поддерживает подавляющее большинство населения и это надо подтверждать на выборах, а не только соцопросами. Конечно, авторитарному правителю может прийти в голову все, что угодно, но мы видим, что даже Лукашенко и Каримов выборы не отменяют. Вообще, думаю, что ситуация с отменой выборов и тотальной ревизией сегодняшней Конституции возможна только в условиях и вследствие реального, открытого и затяжного противостояния с НАТО, то есть, открытого столкновения с Западом, чего, надеюсь, мы избежим. Майдана же по типу украинского власть постарается не допустить в принципе, будет действовать  превентивно.

Если обострение внутренней ситуации все же произойдет, то это может случиться уже в ходе самих выборов. В таком случае российская власть будет поступать так, как поступали почти все автократы на постсоветском пространстве — подавлять протест силой. В этом лично у меня нет никаких сомнений. А вот успешность такого подавления будет уже зависеть от массовости протеста, социально-экономической ситуации к этому моменту и лояльности элит, прежде всего, крупного бизнеса и силовых подразделений.

Уфа
http://www.novayagazeta.ru/politics/67554.html





24 комментария:

  1. В траурном шествии памяти Бориса Немцова 1 марта в Уфе приняли участие менее 50 человек (см. видео ниже). За день до этого на встрече возле памятника жертвам политических репрессий собралось около 20 активистов демократических партий и общественных организаций......
    Да всем понятно, что для республикообразующей ж оппы такое мелкотемье совершенно не статусно!
    Если были заявлены темы:
    1. приход обозленных и разъяренных масс из аулов(по п ердину)
    2. неизбежный и скоры развал России(по диле)
    3. вывоз урысов колонизаторов в Иваново (по зулье и Лиге башкирок)
    4. замена памятника Ленину на памятник ф@шисту валиди
    5. увеличение количества щиновников(профи руководителей трехъ кур) в Биде и городской администрации хотя бы на 10%, и повышение им зарплат за участие в башкирских наци движках на 10%.
    В этом случае ж оппа была бы массовей, чем при кормежке из фонда уКрал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "замена памятника Ленину на памятник ф@шисту валиди"

      объясните мне раз вы разбираетесь в башкирских течениях, почему кто называют себя башкирами так обожают Валидова. Хотя он писал про себя башкир, признавал что он из ногаев , значит из татар, то-ли дед с бабкой или еще кто-то там говорят были записаны тептярами. Это первое.
      Хотя башкиры и говорят что они организованно первыми завоевали себе автономию, конечно никакой организованности не было, было по-нашему "нам татарам лишь бы даром" . Сначала на стороне Колчака, Дутова, Каппеля, а когда те показали фигу вместо автономии переметнулись к Ленину. Но белые и красные башкиры не перестали резать друг-друга. Потом Заки слинял к басмачам, потом к туркам, далее к немцам.
      Худайбердин по-моему более принципиален и заслуживает больше уважения.

      Удалить
    2. Вы очевидно совершенно не разбираетесь в истории тюркских народов. Валидов писал правду, что он башкир из рода Суклы-Кай, восходящего к ногаям. Ногайцы никакого отношения к татарам не имеют, вас кто-то обманул. Башкиры и то большее. Но дело не в этом, а в том, что для башкир это дело обычное - их многокомпотентность фиксировалась в сложной клановой структуре этого народа, которой по определению не было у татар, а потому никто и не мог сказать, откуда он в татары попал - из чувашей, угро-финнов или ещше кого-нибудь, тем паче, что до конца 19 века татар в Башкирии было очень мало, татары вообще еще не идентифицировали себя как отдельный народ, за исключением Казанского уезда, касимовцев и маленьких групп служилых татар в Оренбурге (Каргалы, т.е. Сетовская слобода).
      Именно тот факт, что башкиры организованно, целым воинским корпусом, полкамии и бригадами воевали то на стороне Колчака, то Каппеля, то Советов, показывает, что их позиция была не просто организованной, но целенаправленной, в отличие от большинства татар и малых народов Урало-Поволжья: они не понуро шли за тем, кто призовет, а за тем, кто согласится на их главное требование - автономию.

      Удалить
    3. "Именно тот факт, что башкиры организованно, целым воинским корпусом, полкамии и бригадами воевали то на стороне Колчака, то Каппеля, то Советов, показывает, что их позиция была не просто организованной, но целенаправленной, в отличие от большинства татар и малых народов Урало-Поволжья: они не понуро шли за тем, кто призовет, а за тем, кто согласится на их главное требование - автономию."- Короче как жрицы древнейшей профессии,искали кому дороже продаться,а не решать свои дела самостоятельно.

      Удалить
    4. Неполиткорректнотак выражаться, но жрицами оной профессии здесь себя проявили татары: покорно следуя красным, белым, кому прикажут. Русские тоже - но если только не считать Красное и Белое движения именно русскими движениями.
      Башкиры же, повторяю, сформировались именно в СВОИ регулярные полки, затем - в Башкорпус, который, как и казаки, добивался именно СВОИХ целей - четко прописанных в фарманах Башкирского Шуро (Совета) и Курултаев (Учредительного Съезда Советов), "Мы не большевики и не меньшевики, мы - башкиры! Мы на своей собственной стороне". Твердить далее обратное можно только заменяя доводы обиженной башкирофобией. Забавно, но нелогично.
      Те, кто смел с автономией башкир не считаться - как Колчак - получали вместо побед поражение и отправляясь в "республику Иртыш". А в лучшем случае - в Париж. Те, кто учел - соглашались на федерацию России - РСФСР и автономию Башкортостана - БАССР. Естественно, реалии ее получались далеки от башкирского идеала, все же 7 башкирских полков - не гегемон по сравнению с несколькими регулярными армиями. Но все же они - были, и их пришлось учитывать - а вот татарские, чувашские как-то не пришлось.
      Смешно сравнивать бумажные хотелки штата "Идель-Урал" с реальной опереточной историей татарской автономии - Забулачной республикой в Казани, подавленной с потерей в 1 (одного) раненного красноармейца, и тем более - с кровавой эпопеей Башкирской Республики.
      Так что именно в этой эпопее башкиры проявили себя как самый государственно зрелый народ Урала (не считая все же русских - и Февраль, и Октябрь во многом не только российские, но и русские явления истории), к возмущению татарских книжников.

      Удалить
    5. При чем здесь татарская автономия?В статье ясно написано:То с Колчаком,то с Каппелем,то с Советами!И это "государственно зрелый народ Урала?"А что Колчак на Иртыш бежал от башкир... Имей же совесть...

      Удалить
    6. он не на Иртыш бежал. Не, историю точно не знаете. "Отправить в республику Иртыш" - значит расстрелять. Мне по барабану, что в глупой статье написано, я ж про факт. Именно факт, что "то с Колчаком,то с Каппелем,то с Советами" показывает "государственно зрелый народ Урала". Почему - разжевал же. Потому, что их волновал не Каппель и не Троцкий, а своя автономия.

      Удалить
    7. Так жриц любви тоже интересует своя выгода,потому и ищут,кому выгодней продаться.Аналогия полнейшая.

      Удалить
    8. "в отличие от большинства татар и малых народов Урало-Поволжья: они (башкиры) не понуро шли за тем, кто призовет"

      Спасибо за ответ.
      Но меня поражает однотипность и шаблонность , ставка на высосанный из пальца матерый национализм и как следствие неизбежный проигрыш. Я вот честно слушая здесь людей умных и откровенно тупых, имея будучи татарином среди своих друзей башкир из учалинских ущелий или баймакских гор, буздякских, балтачевских, белокатайских начиная от монголоидов кончая русыми с голубыми глазами так и не понял чем они отличаются от татарина. Ни антропологией, ни языком, ни ментальностью -потому что после пяти минут разговора ты на подсознательном уровне чувствуешь что "свой". Сейчас читать умеют все, но идиотов от этого не становится меньше, потому что переваривать информацию нужен ещё ум, а к уму житейская мудрость. Читая комментарии у меня создается впечатление, появится шанс -наступите на те же самые грабли. Здесь все генералы и все готовятся к прошлым войнам.
      Прокомментируйте вот это, тем более Башкирия добровольно уже лишилась своего президента
      СОРАУ: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Дина Газалиева, я представляю спутниковое телевидение республики Татарстан. Хотелось бы узнать Ваше мнение как президента страны, как гаранта Конституции по поводу заявления некоторых новоявленных политиков о том, что они хотят поменять территориальное деление регионов страны. Некоторые даже предлагают переименовать, например, Татарстан – в Казанскую Республику, Башкортостан – в Уфимскую. А что Вы по этому поводу думаете?

      ПУТИН: Вы знаете, у нас же хорошо известно, что в Российской империи не было деления на национально-территориальные образования, были просто губернии.

      Это касается и тех субъектов Федерации, которые сегодня входят в Российскую Федерацию, и тех, которые уже не входят. Скажем, была Тифлисская губерния, не был Грузии никакой. В полной мере это относится и к сегодняшним субъектам Российской Федерации. И в целом всё как бы функционировало и функционировало неплохо.

      Можно ли вернуться в прошлое? Я не знаю, и прежде чем говорить об этом, надо было бы посоветоваться с национальными республиками в составе Российской Федерации. Нам меньше всего нужно напряжение в этой сфере. Любые решения в этой области в соответствии с законом Российской Федерации не могут быть приняты иначе, кроме как через соответствующие решения самих субъектов Российской Федерации. Они могут быть приняты двумя способами: либо референдумом, голосованием, либо решением парламента.

      С точки зрения социально-экономической действительно иногда есть смысл говорить об укрупнении, для того чтобы субъект Федерации стал именно субъектом (я в Послании об этом говорил), чтобы подтверждал свою субъектность, был в состоянии решать социально-экономические проблемы и отвечать на вызовы современного времени.

      Но это не должно быть направлено на решение так называемого национального вопроса. Это очень чувствительная сфера, и здесь нельзя действовать как слон в посудной лавке. И ещё раз хочу это подчеркнуть: мы намерены придерживаться смысла и буквы закона. То есть вопросы подобного рода без самих субъектов Российской Федерации решаться не могут и не будут

      Удалить
    9. А что тут комментировать? Ключевое тут: "Я не знаю, и прежде чем говорить об этом, надо было бы посоветоваться с национальными республиками в составе Российской Федерации. Нам меньше всего нужно напряжение в этой сфере. Любые решения в этой области в соответствии с законом Российской Федерации не могут быть приняты иначе, кроме как через соответствующие решения самих субъектов Российской Федерации".

      Конечно, настораживает и безграмотный экскурс "в историю" (что "в целом всё как бы функционировало и функционировало неплохо."? Все это РАЗВАЛИЛОСЬ в 1917 г. со много большими потерями, чем в 190 - более 11 млн. погибшими), и "Они могут быть приняты двумя способами: либо референдумом, голосованием, либо решением парламента."

      Но, во-первых - эта позиция куда более умеренная, чем у "чистых" либералов: Медведева, Прохорова.
      Во-вторых, было это ДО войны в Донбассе. И до поднятия РФ на щит "права народа на самоопределение", примененного к Автномной Республике Крым (как ранее к Абхазии и Южной Осетии).

      Удалить
    10. Далее, это когда "Башкирия добровольно уже лишилась своего президента"? Не добровольна, а при номенклатурном перевороте из Москвы , с захватом власти кликой татаристов. Грабли могут быть только одни - подпускать татаристов близко к власти.
      Да, башкиры и татары - братские народы. А вот татаризм - татарский национализм в нынешней, хакимо-исхаковской форме, каковая, впрочем имеет историческую преемственность от татаристов Исхаки, Максуди, легиона "Идель-Урал" и т.п. враждебна не только башкирскому национализму, но и самой башкирской нации, башкирскому народу в целом.
      Могут ли быть попытки губернизации? Теоретически могут, и акторы для этого есть. Но ведь в Башкирии важнейшими проводниками этой идеи всегда были, есть и будут именно татаристы. помнится шестерочный проект "Уфа губернасы" лебезившего перед пьяным шовинистом Швецовым Карима Яушева))). Безумные крики Халима, бред Хакимова о несуществующих башкирах, антибашкирские проекты Исхакова, Габдрафикова и т. и т.п.
      Так о чем еще в этом плане говорить?
      Это у них в силу фантастичности, закомплексованности и провинциальности мышления вся идеология построена на фобиях: русофобии и башкирофобии, и господствует идея об упразднении всех автономий РФ, кроме себя, любимых, в забавной надежде, что после всех связанных с такой операцией рисков, губернизаторы вдруг остановятся, внезапно испугавшись крошечного и никгда в истории не бунтовавшего Казанского края.

      Удалить
    11. Настоящий момент это и показывает

      Удалить
    12. "Это у них в силу фантастичности, закомплексованности и провинциальности мышления вся идеология построена на фобиях"

      Вы про кого сейчас говорите? Про нациков которые есть в каждом народе или про официальную политику Рахимовского режима когда башкирами начали переписывать всех, включая этнических марийцев? Никто не возражает, чтобы башкиры имели свою государственность соблюдали традиции, язык, культуру. Только зачем навязывать юрты другим объявив сабантуй башкирским национальным праздником? Я ведь родился и всю сознательную жизнь провёл в Башкирии и прекрасно помню попытки башкиризации были и в советские времена. Но тогда ещё была сильная деревня и народ близко не подпускал таких поползновений, я говорю про север и западные районы. К 90-м да село оскудело и люмпенизировало, но всё равно вести себя властьимущим таким образом было идиотизмом, что и привело к сегодняшнему положению. Меня удивляет что нет понимания этого, во всяком случае среди тех кто здесь пишет.
      Утверждение что при советской власти было насильная татаризация башкир-ложь. Я прекрасно помню рассказы стариков, что переписчики говорили тем, кто называл себя тептяри и мешари, пусть запишутся или татарами или башкирами. Это было.

      Удалить
    13. Еще были те татары которые идейно записывались башкирами, чтоб сохранили республики, были и чиновники которым обяз-но башкирами надо было быть инче турнуть могут, но их вместе взятых тыс 10 не больше

      Удалить
    14. Критично я отзываюсь всегда только и исключительно о нациках, кои, по Вашему справедливому замечанию, есть в каждом народе. Проблема в том, что татаризм стал уже официальной и реальной идеологией татарских элит по всей РФ.
      А с воспоминаниями стариков все логично: ну нет национальности тептярь и мишарь, и им нужно было выбирать между башкирами и татарами. Не башкиризации, а нормального сохранения и развития башкирской национальной культуры, хотели Вы сказать. Очень смешная "башкиризация", когда количество татар по переписям всегда сопоставимо либо превышало число башкир. В ТАССР башкиры просто "исчезли", от 250 до 300 тыс., весь Мензелинский и треть Бугульминского уезда.
      Татаризация башкир в ТАССР не просто бесспорна - она была тотальной и общепризнана в науке, даже таким башкирофобом как историк-демограф М.И.Роднов.
      Разница проистекает именно из различия национальных проктов и идеологий: башкиры национализм не любят, опасаясь национального эгоизма и обвинений в нем, а татаризм, как явление диаспорной психологии, продвигался даже при Советской власти.
      Юрты - это стилизация, никто их никому не навязывает, включая северо-западных башкир, не использовавших их лет этак полтысячи. А сабантуй реально башкирский национальный праздник - так же, впрочем, как и татарский, Вас что-то в нем беспокоит?

      Удалить
  2. Пайка у быдла еще есть.Больше ему ничего не надо.

    ОтветитьУдалить
  3. Пайка у быдла еще есть.Больше ему ничего не надо......
    Это ты про администрацию городскую? Которой выдали зарплату перед 8марта и они не идут на пикет с башкирской ж оппой?! Ты бесконечно прав!!! И не пойдут, у них еще до сих пор ни сокращения 10% нациквотных не было, ни сокращения 10% зарплат оставшимся нациквотным не было! Так что башкирской ж оппозиционной активности ждать придется до самых ШОСоБРИКСов, когда Сагитов с Салиховым из бюджета финансы на башкирское наци движковство подкопят!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимному от 8 марта 2015 г., 11:27 - еще не сгорел от башкирофобской ненависти?

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимному от 8 марта 2015 г., 11:27 - еще не сгорел от башкирофобской ненависти?.....
    А что вам "малоуваженный республикообразующий, очень хочется по этому поводу собрать митинг и пообещать урысам -колонизаторам отъезд в Иваново? Или хотя приход обозленных и разъяренных массиз аулов?

    ОтветитьУдалить
  6. 8 марта 2015 г., 19:13 - в башкирских вопросы вправе решить только башкиры. Ни Путин-рашист, ни референдумы.
    Насчет "референдумов", какие они могут быть при колониальной власти - можно вспомнить как при Союзе чужое большинство решало судьбу прибалтийских республик своем численном большинством.
    И также решать судьбу Башкирии не должны и не будут решать враждебные башкирам понаехавшие. В таком случае башкирам остается пойти на крайние меры ү что не выгодно торгашам, а башкирам терять нечего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мин сойляем Япун белэн Кытайны, син сойляйсен Хоппениса тутэйне. Кого волнуют твои хотелки. Вот тут пишут, что полтора башкира под ногами у М.Карима будут орать11числа, а ты все твердишь что было на этой территории тысячу лет назад.

      Удалить
  7. И также решать судьбу Башкирии не должны и не будут решать враждебные башкирам понаехавшие. В таком случае башкирам остается пойти на крайние меры ү что не выгодно торгашам, а башкирам терять нечего......
    Давно не видели башкирских титульно-республикообразующих "крайних мер"! Сообщите, когда будете по БСТ показывать, хотя бы на БЯке
    !

    ОтветитьУдалить
  8. Манкурты безродые монгольчики низкого качества (которые отравители и опущенные за это) - не дома, не шипите, скажите спасибо что вас пустили, когда на коленях к башкирам приползли.

    ОтветитьУдалить
  9. Манкурты безродые монгольчики низкого качества (которые отравители и опущенные за это) - не дома, не шипите, скажите спасибо что вас пустили, когда на коленях к башкирам приползли....
    Это старый башкирский "тезис" или уже новый? К республикообразующим башкирским провокациям на ШОСоБРИКСах Салихов и Сагитов разработали?

    ОтветитьУдалить