понедельник, 16 марта 2015 г.

"Хамитовцы хуже бендеровцев!" - украинские беженцы рассказали, как выживают в Башкирии

«Нас никто тут не ждал!» 
Восемь человек ютятся в однокомнатной квартире, не могут найти работу и получить медицинскую помощь.
В прошлом году в Башкирию, по данным УФМС РБ, прибыло 4035 граждан Украины. За этой цифрой – сотни жизненных трагедий и бед, с которыми многим из нас, к счастью, не приходилось столкнуться.

«Возвращаться нам уже некуда»В однокомнатной сипайловской квартире живут 8 человек – семья Снопко и Яруллиных. Все они – вынужденные переселенцы из Донецкой области.

- До начала военных действий я жила вместе со своей семьей в поселке Утенниково, в Донецкой области, - рассказывает 24-летняя Юлия Яруллина, - это недалеко от границы с Россией, от Ростова там 40 км. После того, как началась война, в поселке стали пропадать люди, то и дело были слышны стрельба и взрывы, нашу семью, как сепаратистов, стали преследовать. Нам было очень страшно…



Приезд в Уфу для семей - далеко не первый переезд после вынужденного побега из Донецкой области

(справа налево: Юлия Яруллина, Людмила Снопко и ее сын Илья, Надежда Яруллина; остальные члены семьи на заработках, у Юлии - редкий выходной)

Фото Айдара Гимазова

По словам девушки, они пересекли границу 11 июня. Оставили свои дома, все имущество, взяв только самое необходимое.

- Спустя какое-то время мы узнали, что в наш дом попало снарядом, а стены его разрушились от стрельбы. Возвращаться нам уже по сути некуда, - говорит девушка с отчаянием в голосе. – Сначала мы оказались в Таганроге, где нас поселили в коммунальную квартиру. Давали какие-то продукты, мы садились по очереди и кушали – кухня маленькая, а нас 15 человек. В городе было очень тяжело найти работу, а если она и была, то там платили копейки – и до пяти тысяч рублей не доходило.



Теперь у членов семьи по два паспорта

Беженцам приходилось менять место жительства по несколько раз в месяц. По словам членов семьи Юлии, не все из них можно было назвать домами: то это были сгоревшие или заброшенные дачи, то крохотные комнаты без тепла и света.

Пока мы беседуем с Юлией и ее семьей, по комнате то и дело пробегает светловолосый мальчик. Его мама, Людмила Снопко, говорит, что у Ильи - клинический мегауретер, болезнь почек.



Несмотря на то, что внешне 4-х летний Илья выглядит жизнерадостным, ему крайне необходимо обследование у врачей

- Каждые полгода сыну надо проходить обследование, иначе вновь придется делать операцию, - говорит женщина, с тревогой глядя на улыбающегося мальчишку. - А он уже в своем возрасте две их перенес. В прошлом году он так и не был у врача. А что делать? Ведь нас не принимают в больницах из-за того, что у нас нет местной прописки. Поэтому я вынуждена не работать, а присматривать за сыном.



«Вы – беженцы, а мы не хотим проблем с налоговой»
Глава семьи, Сергей Снопко, успел полтора месяца поработать на стройке в Уфе, но зарплату он так и не получил.

- Нас никто не хотел официально трудоустраивать, - говорит он. - Где-то прямо говорят: «Вы беженцы, не хотим проблем с налоговой», где-то юлят: «Мы вам перезвоним». А я ждать не могу, нам за квартиру платить по 15 тысяч надо, да за прошлую квартиру еще долг висит…



Две семьи живут в крайне стесненных условиях

По словам Юли, все члены семьи успели поработать на местной автомойке.

- Платят там гроши, едва хватает на питание. Вот и думаешь – сначала за квартиру отдавать долги, или все-таки купить что-то на обед, - говорит девушка в замешательстве. – Единственный раз, когда нам помогли – это дали по тысяче рублей и заплатили за квартиру в первые два месяца. За это, конечно, мы очень благодарны. После обращались в республиканский жилищный фонд, но нам сразу сказали, что помочь там ничем не могут. Даже в общежитиях, говорят, мест нет, - разводит руками Юля.

Семьи ищут в Башкирии своих родственников – выяснилось, что отец Людмилы – Мунир Яруллин, родом из поселка Утяшево Белокатайского района Башкирии.

- Знаю, что в Самаре таким, как мы, выдавали по 10 тысяч рублей на члена семьи и оплачивали проживание в квартире в течение трех месяцев, - говорит Людмила. – Здесь же получается так, что помощь оказывается только на бумаге…

Но особенно расстраивает членов семьи отношение уфимцев к их проблеме:

- Понимаете, все вокруг почему-то уверены, что нам ежедневно платят чуть ли не по 800 рублей в день, и кушать дают, и кров обеспечивают, - недоумевает Сергей Снопко. - Будто нам здесь хорошо живется, а приехали мы сюда по собственному желанию... Но это абсолютная ложь!



"Так и живем", - шутит Надежда Яруллина, - нас восемь человек и два башкирских кота"

В разговор вмешивается Юлия с криком души:

- Мы очень хотим работать, - говорит она. - Но получается так, что нас нигде и никто не ждал и видеть не хочет.

В уфимском отделении службы спасения ProUfu.ru сообщили, что вынужденные переселенцы могут обратиться в Единый консультационный центр для беженцев с Украины. При этом гуманитарную помощь в нем, как сообщается на официальном сайте центра, оказывают и поныне.



- В центре только не хватает продуктов питания и мужской одежды, - говорит специалист организации Оксана Мещерякова. - Многие из уфимцев приходят к нам и оставляют одежду, приносят крупы. Если говорить о трудоустройстве, то у беженцев, по сути, такие же права, как и у местных. Для них проходят ярмарки вакансий, где они могут найти себе работу. И у тех, кто действительно хочет работать, вопросов не возникает, - подчеркивает женщина. - По крайней мере, к нам не поступало жалоб. Редко, кто из таких переселенцев едет в никуда. У всех здесь есть либо родственники, либо знакомые и друзья. А для того, чтобы пройти медицинское обследование, нужен только медицинский полис. Прописка не обязательна. Его можно приобрести в любой страховой компании совершенно бесплатно.



Ужин на четверых сегодня - тарелка макарон

Несмотря на все это, семья остро нуждается не только в медицинском обслуживании, но и пище.

- Сидим сегодня на полном нуле, - пишет Юля, - холодильник пустой. В кармане, не поверите, всего 12 рублей.

«Пустота…» -гласит статус девушки на страничке в социальной сети.



Семьи остались наедине со своими проблемами в маленькой сипайловской квартире

Как сообщили ProUfu.ru в Едином консультационном центре, на 2015 год каких-то определенных дотаций для переселенцев с юго-восточной Украины государством не предусмотрено.



http://proufu.ru/obcestvo/item/48127-nas-nikto-tut-ne-zhdal-ukrainskie-bezhentsy-rasskazali-kak-vyzhivayut-v-bashkirii.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий