«Смелые девушки» вместо рукоплесканий услышали хлопанье дверью... |
ТАТАРСТАН ИЗВИНИЛСЯ ПЕРЕД БАШКОРТОСТАНОМ... ЗА РЕПЛИКУ «ТАТАРСКОГО ВРАЧА»
Впервые за последние несколько лет между Татарстаном и Башкортостаном вспыхнул громкий публичный скандал. Причиной его стала... классическая театральная постановка, показанная во время гастролей на сцене уфимского татарского театра «Нур» Альметьевским татарским театром. И вот прямо во время спектакля часть возмущенных зрителей покинули зал. А представители культурной интеллигенции Башкортостана собрались отправить протест в минкультуры РТ.
В ответ сегодня опубликованы официальные извинения минкульта РТ тем уфимским зрителям, национальные чувства которых задели татарские артисты. И чтобы оперативно погасить скандал, в Уфу срочно выехала первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. Что послужило причиной неординарного ЧП, разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Сцена из спектакля «Смелые девушки», вызвавшего скандал между двумя соседними республиками
СКАНДАЛ ВЫЗВАЛИ «СМЕЛЫЕ ДЕВУШКИ»
Написанная еще в конце 30-х годов классическая комедия «Смелые девушки» известного драматурга Тази Гиззата органично вошла в репертуар Альметьевского татарского театра. Поставил ее режиссер Ильдар Хайруллин. Спектакль татарские артисты показали 19 марта, в первый день своих трехдневных гастролей в Уфе. При этом наверняка надеялись на теплый прием. Но вместо рукоплесканий услышали хлопанье дверью: часть возмущенных зрителей покинула зал...
В чем же дело? Крайнее неудовольствие уфимцев вызвала безобидная, на первый взгляд, сцена: всего-то навсего врач говорит шакирду, что надо соблюдать гигиену. Но дело в том, что врач — татарин по национальности, а шакирд — башкир. По словам очевидцев, которые потом бурно делились эмоциями в блогосфере, из уст врача прозвучали слова «вонючий, вшивый башкир». И зрители в Уфе сделали далеко идущие выводы... Можно сказать, очень далеко идущие: гастроли татарского театра были по инициативе принимающей стороны немедленно прерваны.
Режиссер Ильдар Хайруллин поставил спектакль еще в 2005 году
СТОЛКНУТЬ ЛБАМИ БРАТСКИЕ НАРОДЫ?
В интернете сразу появились возмущенные отклики по поводу злополучного спектакля альметьевцев. Как пишет «Уфа-пресс», один из читателей сайта башкирской молодежной газеты «Йяшлек» даже высказал мнение, что провинциальный театр из Татарстана решил столкнуть лбами братские народы, что в спектакле башкиры показаны униженными и забитыми, склонившими голову перед татарами.
После спектакля пресс-служба минкультуры Башкортостана заявила, что в диалоге одной из мизансцен действительно «были представлены слова, отсутствующие в оригинальном тексте и нарушающие этические нормы».
Здание татарского театра «Нур» в Уфе
СКАНДАЛ ПОГАШЕН?
Оперативно откликнулось на «татаро-башкирское» ЧП министерство культуры Татарстана. В Уфу срочно выехала первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. Официальные извинения уфимским зрителям «за непреднамеренное нарушение этических норм, допущенное труппой Альметьевского татарского драматического театра» на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур» опубликованы сегодня на сайте минкульта Башкортостана.
«Мы считаем своим долгом принести извинения в адрес всех тех зрителей, чьи национальные чувства или эмоции были задеты. Я искренне заявляю, что мы никоим образом не хотели обидеть сидящих в зале. Мы принимаем критику в наш адрес, будем работать в этом направлении», — цитирует официальный сайт слова Аюповой.
Она пообещала, что в связи с инцидентом будут сделаны выводы, касающиеся «предварительного согласования с принимающей стороной для учета особенностей менталитета, восприятия той или иной информации». Кроме того, последуют «оргвыводы в отношении руководителя театра».
Ирада Аюпова принесла извинения уфимским зрителям и пообещала, что в связи с инцидентом будут сделаны выводы
«НАДО БЫЛО СНАЧАЛА РАЗОБРАТЬСЯ, А НЕ РЕАГИРОВАТЬ СРАЗУ ТАК ОСТРО»
Директор альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова отказалась комментировать ситуацию без санкции министерства культуры РТ.
Ее коллега из уфимского государственного татарского театра «Нур» заслуженный деятель искусств Башкортостана и Татарстана Урал Гирфатуллин не понимает, как это могло случиться. Сам он не был на том спектакле и даже не уверен, что артист сказал именно те слова, которые ему приписывают. «Кто-то в зале расслышал одни слова, кто-то — другие. Я думаю, что надо было сначала разобраться, а не реагировать сразу так остро. Но если те слова все же были произнесены, это, конечно, безобразие», — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» Гирфатуллин.
Примечательно, что пьеса «Смелые девушки» альметьевского драмматического театра выдвигалась на ежегодную театральную премию министерства культуры РТ «Тантана» («Триумф») за актерский ансамбль. С 2005 года пьеса «Смелые девушки» в постановке Хайруллина с 2005 года также идет на сцене татарского государственного академического театра им. Камала. Завтра она будет там вновь будет показана.
«Этих слов в тексте пьесы нет. Просто актеры случайно ляпнули, — считает дирижер Фуат Абубакир, заведующий музыкальной частью театра. — Ильдар здесь не причем. Они сейчас с Ирадой Аюповой поехали в минкульт разбираться. А у нас завтра будет супераншлаг».
Урал Гирфатуллин: «Если те слова все же были произнесены, это, конечно, безобразие»
ОНИ ПРОСТО, НАВЕРНОЕ, НЕ ДУМАЛИ
Опрошенные «БИЗНЕС Online» представители культурной общественности Татарстана считают, что произошла досадная оплошность артиста, которая наступила на больную мозоль во взаимоотношениях татар и башкир.
Римзиль Валеев — общественный деятель и публицист:
— Это, конечно, прискорбная ситуация, которую заинтересованные лица могут использовать для разжигания розни между братскими народами. Поэтому я считаю, что нам надо извиниться и оставить эту тему, не «педалировать» ее.
Равиль Сабыр — драматург:
— Не знаю деталей того, что произошло в Уфе, но этот случай еще раз доказывает, что «словом можно убить, словом можно спасти». Нужно очень бережно и осторожно относиться к внесению изменений в текст автора, как режиссером, так и актерами, часто увлекающимися так называемыми «импровизациями», а если называть вещи своими именами — «отсебятиной». Я не видел спектакль альметьевского театра, и пьесу читал давно, но насколько я помню, там вонючими и вшивыми называют (и не раз!) всех шакирдов — и татарских, и башкирских. Если в постановке альметьевского театра действительно как-то обелили татарских шакирдов, а башкирских очернили, то это, на мой взгляд, просто-напросто провокация. Причем совершенно непонятно, зачем играть на национальных чувствах людей, когда они максимально обострены событиями в Крыму и на Украине?
Хотя официально считается, что братские народы — татары и башкиры — друзья навек, определенная напряженность во взаимоотношениях чувствовалась всегда. Достаточно вспомнить статью Рафаэля Хакимова «Кто ты, татарин?», в котором он назвал башкир этнической группой татар, которым придумали отдельный литературный язык и национальный танец — это когда джигиты выступают в шапках с лисьими хвостами. Причем придумал Файзи Гаскаров — татарин, которому не дали квартиру в Казани и он в 60-е годы уехал в Уфу, утверждал Хакимов. Или можно вспомнить недавнее интервью экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова, в котором он говорит о начавшейся «татаризации» башкир, поскольку татар в три раза больше, у них есть хорошие отношения со многими странами и сохранилось желание отделиться. Тогда как для башкира самый близкий брат — русский.
Зачем играть спичками возле пороховой бочки — совершенно непонятно! Вы представляете себе ситуацию, что театре им. Камала башкирская труппа играла бы спектакль, в котором бы как-то оскорблялись национальные чувства татар? Я такое себе вообще не представляю, но если бы что-то подобное случилось, думаю, скандал был бы, мягко говоря, с куда более горькими последствиями...
Роберт Миннуллин — депутат Госсовета РТ, председатель комиссии по установлению идентичности текстов законов РТ на татарском и русском языках:
— Это, конечно, позор для всех нас. Безобразие. Целый коллектив, режиссер, актеры — и до такого дошли. Они просто, наверное, не думали. У них такое мышление, у этих артистов. Реакция башкир, я считаю, адекватная. Это же, действительно, оскорбление народа. Если бы к нам башкиры приехали из Башкортостана и говорили так о татарах, что бы мы сделали? Ранее подобных случаев я не помню. Министерство культуры должно сделать выводы.
Елена Чернобровкина, Радиф Кашапов, Александр Андреев, Эльвира Самигуллина
Справка
Гастроли Альметьевского татарского драматического театра, приуроченные к его 70-летию, должны были состояться в Уфе с 19 по 22 марта. На сцене Уфимского татарского государственного театра «Нур» планировалось показать пять спектаклей и театрализованный концерт — классическую комедию «Смелые девушки» (Тази Гиззат), трагифарс «Мещанская свадьба» (Бертольд Брехт), мелодраму «Запах полыни» (Ильгиз Зайниев), ретро-комедию «Если улыбнется счастье» (Хай Вахит), а так же детскую сказку «Пес Акбай и барашек» (Туфан Миннуллин). Гастроли должны были завершиться театрализованным шоу-концертом.
«Смелые девушки» — история о трех девушках-сиротках, которые убегат от голода и бедноты в город. Здесь они узнают, что хозяйка хочет продать их в публичный дом. Слышат баит «О семи девушках» от старика Бахтияра и сбегают от хозяйки. Как и в баите, они переодеваются в мужские одежды, едут в соседнее медресе и поступают туда учиться. На пути к своей мечте девушкам приходится преодолевать много трудностей, попадая в смешные и опасные ситуации.
www.business-gazeta.ru/article/100137/
Обращение Исполкома МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» выражает свою тревогу в связи с тем, что в ходе гастрольной деятельности творческих коллективов из братской Республики Татарстан отдельные представители творческой интеллигенции допустили прямые оскорбления национальных чувств башкирского народа.
Так с 19-го марта 2014 года в Уфимском государственном татарском театре «Нур» проходили гастроли Альметьевского государственного татарского драматического театра Республики Татарстан. В ходе спектакля «Смелые девушки» Т.Гиззати были высказаны диалоги, нарушающие этические нормы.
В связи с вышеизложенным Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» выражает свой решительный протест против провокаций, направленных на противопоставление народов Республики Башкортостан, и обращается Министерству культуры Республики Башкортостан запретить гастроли подобных коллективов.
Обращаем внимание так же на то, что театр «Нур» последнее время начал отходить от уставной деятельности и стал заниматься проведением увеселительно-зрелищных мероприятий, с участием различных общественных организаций. Считаем, что государственный профессиональный театр должен нести в массы идеи межнационального согласия и добрососедства через свои репертуарные спектакли.
В последние годы в Республике участились концерты и спектакли самодеятельных коллективов, имеющих низкий профессиональный уровень и сомнительную репутацию. Мы считаем, что Министерство Культуры РБ должно осуществлять высокопрофессиональную, просветительскую и культурную политику в республике и контролировать гастрольную деятельность на всей территории Республики Башкортостан.
Нас так же крайне беспокоит деятельность редакции газеты «Кызыл тан», превративший государственную газету в распространителя на территории Республики Башкортостан сомнительного приложения, подготовленного за пределами республики.
Мы считаем, что действия провокаторов особенно ценичны в то время, когда вся Республика отмечает 95-летие образования Башкирской Автономной Советской Республики, заложившего основы федерализма в государственном устройстве России.
Мы обращаемся Президенту Республики Башкортостан Р.З. Хамитову, как к гаранту Конституции РБ, о защите чести и достоинства граждан Республики Башкортостан, и недопущении межнациональной розни и разрушения мира и согласия между народами, завещанного нам нашими мудрыми предками.
Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
http://kurultay-ufa.ru/2014/03/22/obraschenie-ispolkoma-msoo-vsemirnyy-kurultay-kongress-bashkir.html
Всемирный курултай призвал татарских артистов к ответу за «немытых башкир»
Никто в минкульте Башкирии и предположить не мог, что рядовые гастроли заштатного татарского театра из Альметьевска закончатся досрочно и с большим скандалом на национальной почве. На минувшей неделе первый же спектакль гостей из соседней республики – «Смелые девушки» - вызвал негодование уфимцев, многие из которых предпочли покинуть зал татарского театра «Нур». В одной из сцен, как расслышали зрители, врач-татарин называет шакирда «вонючим, вшивым башкиром».
Однако самое любопытно, что когда стали разбираться и подняли текст «шовинисткой» пьесы татарского драматурга Тази Гийззата, выяснилось, что с списке действующих лиц герой действительно значится как «башкирский шакирд», но оскорбительных слов, произнесенных в его адрес со сцены, в произведении нет. Теперь в минкульте Татарстана выясняют, чьих рук дела эта националистическая самодеятельность: то ли оригинальная трактовка креативного режиссера Ильдара Хайруллина, то ли искусная импровизация актеров-затейников, пытавшихся позабавить рассказами о «нечистоплотных башкирах» и жителей республики. Шутку заезжих фигляров, которая звучит со сцены уже около десяти лет, в Башкирии само собой не оценили.
Сцена из спектакля «Смелые девушки», вызвавшего скандал между двумя соседними республиками
СКАНДАЛ ВЫЗВАЛИ «СМЕЛЫЕ ДЕВУШКИ»
Написанная еще в конце 30-х годов классическая комедия «Смелые девушки» известного драматурга Тази Гиззата органично вошла в репертуар Альметьевского татарского театра. Поставил ее режиссер Ильдар Хайруллин. Спектакль татарские артисты показали 19 марта, в первый день своих трехдневных гастролей в Уфе. При этом наверняка надеялись на теплый прием. Но вместо рукоплесканий услышали хлопанье дверью: часть возмущенных зрителей покинула зал...
В чем же дело? Крайнее неудовольствие уфимцев вызвала безобидная, на первый взгляд, сцена: всего-то навсего врач говорит шакирду, что надо соблюдать гигиену. Но дело в том, что врач — татарин по национальности, а шакирд — башкир. По словам очевидцев, которые потом бурно делились эмоциями в блогосфере, из уст врача прозвучали слова «вонючий, вшивый башкир». И зрители в Уфе сделали далеко идущие выводы... Можно сказать, очень далеко идущие: гастроли татарского театра были по инициативе принимающей стороны немедленно прерваны.
Режиссер Ильдар Хайруллин поставил спектакль еще в 2005 году
СТОЛКНУТЬ ЛБАМИ БРАТСКИЕ НАРОДЫ?
В интернете сразу появились возмущенные отклики по поводу злополучного спектакля альметьевцев. Как пишет «Уфа-пресс», один из читателей сайта башкирской молодежной газеты «Йяшлек» даже высказал мнение, что провинциальный театр из Татарстана решил столкнуть лбами братские народы, что в спектакле башкиры показаны униженными и забитыми, склонившими голову перед татарами.
После спектакля пресс-служба минкультуры Башкортостана заявила, что в диалоге одной из мизансцен действительно «были представлены слова, отсутствующие в оригинальном тексте и нарушающие этические нормы».
Здание татарского театра «Нур» в Уфе
СКАНДАЛ ПОГАШЕН?
Оперативно откликнулось на «татаро-башкирское» ЧП министерство культуры Татарстана. В Уфу срочно выехала первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова. Официальные извинения уфимским зрителям «за непреднамеренное нарушение этических норм, допущенное труппой Альметьевского татарского драматического театра» на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур» опубликованы сегодня на сайте минкульта Башкортостана.
«Мы считаем своим долгом принести извинения в адрес всех тех зрителей, чьи национальные чувства или эмоции были задеты. Я искренне заявляю, что мы никоим образом не хотели обидеть сидящих в зале. Мы принимаем критику в наш адрес, будем работать в этом направлении», — цитирует официальный сайт слова Аюповой.
Она пообещала, что в связи с инцидентом будут сделаны выводы, касающиеся «предварительного согласования с принимающей стороной для учета особенностей менталитета, восприятия той или иной информации». Кроме того, последуют «оргвыводы в отношении руководителя театра».
Ирада Аюпова принесла извинения уфимским зрителям и пообещала, что в связи с инцидентом будут сделаны выводы
«НАДО БЫЛО СНАЧАЛА РАЗОБРАТЬСЯ, А НЕ РЕАГИРОВАТЬ СРАЗУ ТАК ОСТРО»
Директор альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова отказалась комментировать ситуацию без санкции министерства культуры РТ.
Ее коллега из уфимского государственного татарского театра «Нур» заслуженный деятель искусств Башкортостана и Татарстана Урал Гирфатуллин не понимает, как это могло случиться. Сам он не был на том спектакле и даже не уверен, что артист сказал именно те слова, которые ему приписывают. «Кто-то в зале расслышал одни слова, кто-то — другие. Я думаю, что надо было сначала разобраться, а не реагировать сразу так остро. Но если те слова все же были произнесены, это, конечно, безобразие», — прокомментировал ситуацию «БИЗНЕС Online» Гирфатуллин.
Примечательно, что пьеса «Смелые девушки» альметьевского драмматического театра выдвигалась на ежегодную театральную премию министерства культуры РТ «Тантана» («Триумф») за актерский ансамбль. С 2005 года пьеса «Смелые девушки» в постановке Хайруллина с 2005 года также идет на сцене татарского государственного академического театра им. Камала. Завтра она будет там вновь будет показана.
«Этих слов в тексте пьесы нет. Просто актеры случайно ляпнули, — считает дирижер Фуат Абубакир, заведующий музыкальной частью театра. — Ильдар здесь не причем. Они сейчас с Ирадой Аюповой поехали в минкульт разбираться. А у нас завтра будет супераншлаг».
Урал Гирфатуллин: «Если те слова все же были произнесены, это, конечно, безобразие»
ОНИ ПРОСТО, НАВЕРНОЕ, НЕ ДУМАЛИ
Опрошенные «БИЗНЕС Online» представители культурной общественности Татарстана считают, что произошла досадная оплошность артиста, которая наступила на больную мозоль во взаимоотношениях татар и башкир.
Римзиль Валеев — общественный деятель и публицист:
— Это, конечно, прискорбная ситуация, которую заинтересованные лица могут использовать для разжигания розни между братскими народами. Поэтому я считаю, что нам надо извиниться и оставить эту тему, не «педалировать» ее.
Равиль Сабыр — драматург:
— Не знаю деталей того, что произошло в Уфе, но этот случай еще раз доказывает, что «словом можно убить, словом можно спасти». Нужно очень бережно и осторожно относиться к внесению изменений в текст автора, как режиссером, так и актерами, часто увлекающимися так называемыми «импровизациями», а если называть вещи своими именами — «отсебятиной». Я не видел спектакль альметьевского театра, и пьесу читал давно, но насколько я помню, там вонючими и вшивыми называют (и не раз!) всех шакирдов — и татарских, и башкирских. Если в постановке альметьевского театра действительно как-то обелили татарских шакирдов, а башкирских очернили, то это, на мой взгляд, просто-напросто провокация. Причем совершенно непонятно, зачем играть на национальных чувствах людей, когда они максимально обострены событиями в Крыму и на Украине?
Хотя официально считается, что братские народы — татары и башкиры — друзья навек, определенная напряженность во взаимоотношениях чувствовалась всегда. Достаточно вспомнить статью Рафаэля Хакимова «Кто ты, татарин?», в котором он назвал башкир этнической группой татар, которым придумали отдельный литературный язык и национальный танец — это когда джигиты выступают в шапках с лисьими хвостами. Причем придумал Файзи Гаскаров — татарин, которому не дали квартиру в Казани и он в 60-е годы уехал в Уфу, утверждал Хакимов. Или можно вспомнить недавнее интервью экс-президента Башкортостана Муртазы Рахимова, в котором он говорит о начавшейся «татаризации» башкир, поскольку татар в три раза больше, у них есть хорошие отношения со многими странами и сохранилось желание отделиться. Тогда как для башкира самый близкий брат — русский.
Зачем играть спичками возле пороховой бочки — совершенно непонятно! Вы представляете себе ситуацию, что театре им. Камала башкирская труппа играла бы спектакль, в котором бы как-то оскорблялись национальные чувства татар? Я такое себе вообще не представляю, но если бы что-то подобное случилось, думаю, скандал был бы, мягко говоря, с куда более горькими последствиями...
Роберт Миннуллин — депутат Госсовета РТ, председатель комиссии по установлению идентичности текстов законов РТ на татарском и русском языках:
— Это, конечно, позор для всех нас. Безобразие. Целый коллектив, режиссер, актеры — и до такого дошли. Они просто, наверное, не думали. У них такое мышление, у этих артистов. Реакция башкир, я считаю, адекватная. Это же, действительно, оскорбление народа. Если бы к нам башкиры приехали из Башкортостана и говорили так о татарах, что бы мы сделали? Ранее подобных случаев я не помню. Министерство культуры должно сделать выводы.
Елена Чернобровкина, Радиф Кашапов, Александр Андреев, Эльвира Самигуллина
Справка
Гастроли Альметьевского татарского драматического театра, приуроченные к его 70-летию, должны были состояться в Уфе с 19 по 22 марта. На сцене Уфимского татарского государственного театра «Нур» планировалось показать пять спектаклей и театрализованный концерт — классическую комедию «Смелые девушки» (Тази Гиззат), трагифарс «Мещанская свадьба» (Бертольд Брехт), мелодраму «Запах полыни» (Ильгиз Зайниев), ретро-комедию «Если улыбнется счастье» (Хай Вахит), а так же детскую сказку «Пес Акбай и барашек» (Туфан Миннуллин). Гастроли должны были завершиться театрализованным шоу-концертом.
«Смелые девушки» — история о трех девушках-сиротках, которые убегат от голода и бедноты в город. Здесь они узнают, что хозяйка хочет продать их в публичный дом. Слышат баит «О семи девушках» от старика Бахтияра и сбегают от хозяйки. Как и в баите, они переодеваются в мужские одежды, едут в соседнее медресе и поступают туда учиться. На пути к своей мечте девушкам приходится преодолевать много трудностей, попадая в смешные и опасные ситуации.
www.business-gazeta.ru/article/100137/
Обращение Исполкома МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» выражает свою тревогу в связи с тем, что в ходе гастрольной деятельности творческих коллективов из братской Республики Татарстан отдельные представители творческой интеллигенции допустили прямые оскорбления национальных чувств башкирского народа.
Так с 19-го марта 2014 года в Уфимском государственном татарском театре «Нур» проходили гастроли Альметьевского государственного татарского драматического театра Республики Татарстан. В ходе спектакля «Смелые девушки» Т.Гиззати были высказаны диалоги, нарушающие этические нормы.
В связи с вышеизложенным Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир» выражает свой решительный протест против провокаций, направленных на противопоставление народов Республики Башкортостан, и обращается Министерству культуры Республики Башкортостан запретить гастроли подобных коллективов.
Обращаем внимание так же на то, что театр «Нур» последнее время начал отходить от уставной деятельности и стал заниматься проведением увеселительно-зрелищных мероприятий, с участием различных общественных организаций. Считаем, что государственный профессиональный театр должен нести в массы идеи межнационального согласия и добрососедства через свои репертуарные спектакли.
В последние годы в Республике участились концерты и спектакли самодеятельных коллективов, имеющих низкий профессиональный уровень и сомнительную репутацию. Мы считаем, что Министерство Культуры РБ должно осуществлять высокопрофессиональную, просветительскую и культурную политику в республике и контролировать гастрольную деятельность на всей территории Республики Башкортостан.
Нас так же крайне беспокоит деятельность редакции газеты «Кызыл тан», превративший государственную газету в распространителя на территории Республики Башкортостан сомнительного приложения, подготовленного за пределами республики.
Мы считаем, что действия провокаторов особенно ценичны в то время, когда вся Республика отмечает 95-летие образования Башкирской Автономной Советской Республики, заложившего основы федерализма в государственном устройстве России.
Мы обращаемся Президенту Республики Башкортостан Р.З. Хамитову, как к гаранту Конституции РБ, о защите чести и достоинства граждан Республики Башкортостан, и недопущении межнациональной розни и разрушения мира и согласия между народами, завещанного нам нашими мудрыми предками.
Исполком МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир»
http://kurultay-ufa.ru/2014/03/22/obraschenie-ispolkoma-msoo-vsemirnyy-kurultay-kongress-bashkir.html
Всемирный курултай призвал татарских артистов к ответу за «немытых башкир»
Никто в минкульте Башкирии и предположить не мог, что рядовые гастроли заштатного татарского театра из Альметьевска закончатся досрочно и с большим скандалом на национальной почве. На минувшей неделе первый же спектакль гостей из соседней республики – «Смелые девушки» - вызвал негодование уфимцев, многие из которых предпочли покинуть зал татарского театра «Нур». В одной из сцен, как расслышали зрители, врач-татарин называет шакирда «вонючим, вшивым башкиром».
Однако самое любопытно, что когда стали разбираться и подняли текст «шовинисткой» пьесы татарского драматурга Тази Гийззата, выяснилось, что с списке действующих лиц герой действительно значится как «башкирский шакирд», но оскорбительных слов, произнесенных в его адрес со сцены, в произведении нет. Теперь в минкульте Татарстана выясняют, чьих рук дела эта националистическая самодеятельность: то ли оригинальная трактовка креативного режиссера Ильдара Хайруллина, то ли искусная импровизация актеров-затейников, пытавшихся позабавить рассказами о «нечистоплотных башкирах» и жителей республики. Шутку заезжих фигляров, которая звучит со сцены уже около десяти лет, в Башкирии само собой не оценили.
Более того: на межнациональный спор отреагировали во Всемирном курултае башкир, посчитав, что «отдельные представители творческой интеллигенции допустили прямые оскорбления национальных чувств башкирского народа». Однако этого общественникам показалось мало, и они посчитали произошедшее в театре отличным поводом учинить разборки со всей татарской диаспорой республики. Кроме того, что «запретить гастроли подобных коллективов», исполкомовцы настоятельно советуют минкульту Башкирии обратить внимание, что театр «Нур» «стал заниматься проведением увеселительно-зрелищных мероприятий с участием различных общественных организаций». Под горячую руку курултаевцев попала и татарская газета «Кызыл тан», которая, по мнению ВКБ, превратилось в «сомнительное приложение, подготовленное за пределами республики».
В соцсетях тут же начали ломаться копья представителей братских народов. Кто-то из татар предположил, что зрители просто не расслышали фразу и посчитали ее оскорбительной. Однако министерство культуры Татарстана признало прозвучавшие со сцены ругательства в адрес немытого героя-башкира, так как принесло официальные извинения за «неэтическое поведение актеров Альметьевского драматического театра во время гастролей в Уфе».
- Мы считаем своим долгом принести извинения в адрес всех тех зрителей, чьи национальные чувства или эмоции были задеты, - отметила первый зам главы культурного ведомства Татарии Ирада Аюпова. - Я искренне заявляю, что мы никоим образом не хотели обидеть сидящих в зале. Мы принимаем критику в наш адрес, будем работать в этом направлении.
Далее в заявлении в чиновничьей манере что-то путано говорится о «предварительном согласовании с принимающей стороной для учета особенностей менталитета». То есть впредь татарский театр обещают устраивать цензурные прогоны перед началом гастролей. Однако можно не сомневаться, что новые гастроли альметьевских актеров состоятся еще очень нескоро.
http://www.mkset.ru/news/culture/20528/
мунча ташы сплошь и рядом позволяют себе -
ОтветитьУдалитьВ этом Альметьевском татарском спектакле нет ничего случайного. Восточный Татарстан - исторические башкирские земли, где было большевиками создано искусственное образование Татарстан как противовес воюющему Башкортостану а годы Октябрьской революции и гражданской войны. Местные башкиры (они прямые потомки феноменальных башкирских восстаний) большевиками было уничтожено и оставшиеся в живых переименовано в "татары". Их язык немного подправив, также было сделано как бы "татарским". Их язык в самом деле более башкирский, чем куаканский-хайбуллинский которого большевики сделали литературным башкирским , фактически "отатарив" полбашкирии. Этот куаканского диалекта юго-восток, менее развитый уголок стал тянуть назад весь башкирский народ, а более развитая часть башкир - запад стал фактически кормушкой для развития татарского этноса - который фактически являлся остатками татаро-монголов и находились на примитивным уровне.
ОтветитьУдалитьВ советские годы из всего этого был создан новый этнос татары (метисо-манкуртский) в тотальном антибашкирском условиях. Говорить о башкирском происхождении практическо запрещалось в средствах массовой информации. Каждому прививалось что "башкирскость" является отрицательном свойством. В то же время в самой башкирской автономии башкир доводили до куаканско-хайбуллинского уровня. И язык, и чиновники в основном назначались из дальнего Юго-Востока Башкортостана. Последним примером этого является широко известный наш последний президент Бездарный, который суверенитет башкир променял на Украл-фонд для своего не менее бездарного сына от татарки.
Абсурдный на первый взгляд "антибашкирскость" Альметьевского театра вовсе не случайность, у него в самом деле совковые корни.
Это уже клиника...исторические башк.земли.Вас прочесть так половину РФ надо признать историч.башкирией.
УдалитьВместо слова "шакерт" сказали башкорт.
ОтветитьУдалитьКак говорится цирк уехал!
УдалитьПро русских тоже надо сказать. Они понаехали сюда при Столыпине и при большекивках, как и в Татарстан.
ОтветитьУдалитьПо первой Всероссийской переписи 1897 года на территории Мензелинского, Бугульминского, Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов проживало более 180 тысяч башкир. Все эти земли в 1920 году вошли в состав вновь образованной Татарской АССР. Перепись 1926 года зафиксировала там всего лишь 1800 башкир. Куда испарились остальные? Понятно, что под административным нажимом им было велено стать татарами. Так что так называемая "башкиризация" северо-запада Башкортостана не более чем утка, запущенная с целью закамуфлировать повальную татаризацию башкир. С учетом естественного прироста населения за более чем 100 лет они должны были вырасти, по крайней мере, в 1,5 - 2 раза. Сейчас этнических башкир на территории Татарстана не менее 300 тысяч. Я уже не говорю о превращенных в татары башкир северо-запада, число которых трудно точно подсчитать. Если не положить этому предел, то мы рискуем потерять огромную часть своего народа. Татарский проект (а это именно проект, а не т.н. "татарская" нация, которое еще в 19 веке не существовало в природе) изначально носит антибашкирский и антироссийский характер. Цель - сожрать башкир, создать пресловутый Идель-Урал и выйти на границы с Казахстаном, а там можно проводить референдум об отделении. Почему в Кремле это не понимают, остается загадкой. На самом деле, башкиры - это единственная преграда на пути у татаризма. Именно поэтому вся эта идеология замешана на откровенной башкирофобии, которая спонтанно прорвалась у артистов из Алметьевска. И не надо переводить стрелки на, якобы, их "отсебятину". На самом деле, это вполне себе государственная идеология Татарстана, которую продвигали и продвигают люди типа Рафаэля Хакимова, Дамира Исхакова, Марселя Ахметзянова. Последний постоянно пишет провокационные вещи типа "Башкортлы - мародеры". А с подачи московского историка Салавата Исхакова была запущена утка о том, что Валиди - гитлеровский пособник. Можно привести сотню других примеров. И это называется "братский народ"? Да в гробу я видел таких братьев...
ОтветитьУдалитьОни в отличии от тебя историк мародер не пишут анонимно и тоже тебя в гробу видали.
Удалитьхамитова в отставку
Удалитьда.да. в отставку.
УдалитьМуртаза ,как в воду глядел,когда говорил про татаризацию
ОтветитьУдалитьМуртаза он много куда надо и не надо глядел.
УдалитьМуртаза - серость и бездарность, который и довел все до такой ситуации.
УдалитьВрешь. Ты татарист !!! Куян уян.
УдалитьСначала поддерживали УфаГуб, сейчас давай официально стебаться. А завтра, уже с теливизора ? Я не уидивлюсть если завтра пойдут штурмовать БСТ, выдавливать оттуда, чтоб свою грязь уже с БСТ вещать на прямую.
ОтветитьУдалитьПоражает что за труппу извиняется кто то другой. А не сам ответственный за спектакль режиссер и постановщик или актер. Так же странно, что фактически Ирада Аюпова завуалированно оправдывает татарскую труппу, "наломавших дров", говорит, что впредь будут учитывать менталитет башкир в восприятии информации(!). Очень брезгливо и неприятно. Так понимаю, если татарское общество ставит таки спектакли, где унижают башкир, стало быть оно этим вдохновляется. И потом, баит "Семь девушек" это чисто башкирский национальный баит о взаимоотношении башкир и казахов. ВОТ НЕПОНЯТНО мне почему татары в спектакле трогают то что принадлежит башкирам? Почему играют башкир? Нефиг делать? Это не в первый и не последний раз когда татарские артисты позволяют себе унижать башкир. Помню в 90 годы как то татарские артисты разыграли башкира, который в первый раз услышал в жизни слово "культура". СУДИТЬ НАДО! Пара уже башкирам более внимательно относится к выходкам татарских артистов!
ОтветитьУдалить"Опрошенные «БИЗНЕС Online» представители культурной общественности Татарстана считают, что произошла досадная оплошность артиста, которая наступила на больную мозоль во взаимоотношениях татар и башкир." это не больная мазоль башкир быть вшивыми и грязными.....Такой мазоли у башкир отродясь не было.
ОтветитьУдалитьГаяз Исхаки еще до революции писал: «Недалек тот день, когда на могиле последнего башкира последний кураист сыграет отходную». Другой Г. Баттал тоже утверждал: « Башкиры , подобно моли, изъедают природу».
ОтветитьУдалитьИ от себя хочу спустя столетие сказать: " Башкирам нужен Краношпан, ядерный могильник, фенол, акрил" ?
Послушай, Анонимный23 марта 2014 г., 7:55, твой Гаяз Тычкаки Писал, и о том что через 200 лет татар не будет вообще, вот ещё до полной деградации татар осталась ждать ещё годков 90.
УдалитьА так, уже татар становится всё меньше и меньше, кто спился, кто продался, кто заснул и не проснулся, даже сайт "Татар Куян" не может разбудит ( посмотрел ролик, митинг шествие, с писклявым голосом кричали- татар куян- татар куян) . Может командир всех татар в Уфе иптәш Ҡәберле разбудит, у петнова не вышла.
Ссылку на видео выложите плиз. Утром - днем зайдут. Жду.
УдалитьКуда там глянул муртаза когда продал всех москолям. В итоге разбитые дороги кроношпан на водозаборе миллионого города и волна национализма в уфе.
ОтветитьУдалитьВолна ? Ну я как-то имел честь на 1 минуту нести флаг своей организации ( имперку, валидовку). Это националистическая волна ?
УдалитьБедолага сьезди хотябы раз в жизни хотябы в соседнюю Чувашию и посмотри там на дороги и на жизннь.
Удалить"Автор 23 марта 2014 г., 0:17 Почему в Кремле это не понимают, остается загадкой" - не совсем так. Очень даже понимают. И являются соавторами этого преступного проекта этноцида — манкуртизации-татаризации, фактически уничтожения башкирского народа.
ОтветитьУдалитьПричина абсолютно ясна - именно башкиры, и только башкиры противостояли колониальным завоеваниям России на восточном и юго-восточном направлении. И также в настоящее время имеют право в отличие от манкуртов для создания своего независимого государства.
По это причине именно не в Татарстане, а в Башкортостане совершается очередное преступление международного уровня — акт этноцида: уничтожение башкирского образования, изгнание башкирских кадров из управления, что сопровождаются репрессиями против башкирских политиков. Уничтожение башкирских школ кощунственно прикрываются подготовкой к саммиту ШОС-БРИКС. По здравому смыслу, в принципе но должно быть никаких ШОСБРИКС-ов, где у детей отнято право учиться на своем языке.
Благодаря интернету о преступной сущности татризации уже широко известно.
Но тем не менее башкиры не должны забывать, что это остается n1 антибашкирским явлением.
В 90е годы дабы поступить в вуз РБ модно было записываться башкиром.Вот это было этноцидом татар.Причем тут ШОС и БРИКС.В своем слона не замечали в 90е теперь соринку ищете в чужом.Сейчас век 21й господа.
УдалитьУничтожают бшкир ? А мне то что, ну и барыбер мне на башкир.
УдалитьДа ладно, Анонимный23 марта 2014 г., 19:55, успокойся это мелочи, вот при Грозном куш крупный сорвали, в очереди за салом постояли и земли, чины получили как к примеру Тефкилов.
Удалитьмы всегда так делали )
УдалитьЦитата: В 90е годы дабы поступить в вуз РБ модно было записываться башкиром.
ОтветитьУдалитьТак чего же вы записывались башкирами? Если татарину что-нибудь нужно, он и в эфиопов запишется, и мать родную продаст. Типичное приспособленчество.
Натура у некоторых такая, во время записываться и во время соскочить. Как самопровозглашенная " русская" Некрасова, удобно ей пока видать, поливать помоями башкир с русского стана, а там глядишь, можно во время и соскочить, как карта ляжет.
УдалитьТипичное приспособленчество...так это вы про Ввалидова который с немцами мутил.
УдалитьТам же Гаяз Исхак был ?
Удалитьа теперь ,идем дружно годосовать за хамитова
ОтветитьУдалить. Татарские шовинисты мечтают о былом величии Золотой Орды, претворив его в новом проекте Идель - Урал. Русские шовинисты грезят о Российской империи с губерниями.
ОтветитьУдалитьА что хотят Башкиры ?
УдалитьТолько самый примитив может так утверждать, из-за поступления глупо менять национальность. Вот я родился в центре Башкирии, и какого хрена я татар-монгол и потомок труса детоубийцы Тевкелева? Я могу быть только башкиром.
ОтветитьУдалитьЭтот размен проходил скорее в добровольно принудительном порядке.Тогда у Баширов суверена было больше вспомнили те годы тогда национальнось была на первом месте.Спасибо Москве что сейчас такого нет и не будет более.
УдалитьХамитов обязан с этим разобраться! Это не выкрики на улице, это конкретный наезд на самый воинственный народ в истории всего мира, на башкир!!!
ОтветитьУдалитьне надо слишком грубо. татарам не больше века,сталин их создал соединив булгар,мишар и типтяр. вот и не могут своих корней найти. переходят на оскорбления древнего,знаюшего свои корни народы. то нагаев,кумыков и азери татарами назовут,то кырымлы своими ..........
ОтветитьУдалитьС Базилевки сбежал очередной постоялец и уже набрал бредовый текст.
УдалитьУже на Уфимском журнале упоминание о Базилевки вычитал. Это вы писали ?
УдалитьС 2005 года пьеса «Смелые девушки» в постановке Хайруллина с 2005 года также идет на сцене татарского государственного академического театра им. Камала. Завтра она будет там вновь будет показана.
ОтветитьУдалитьа ткст кто писал татар или башкир... учите русский господа... потом пишите...
это только начало,а хрз делает вид ,что ничего не произошло и молчит,давай до свидания
ОтветитьУдалитьНачало чего, сопротивления ?
УдалитьКак-то прочитал что Ибн - Фадлан видел вшей на теле башкира. И было это 1100 лет назад. И вот читаю и смеюсь. Оказывается в 18 веке во всех дворах Европы, на балы, дамы приходили с блошница ми. Это такая тонкая длинная палочка чтобы чесать ей на голове в причёске или давить блох. И было это 200 лет назад у образованных европейцев.
ОтветитьУдалитьДа подумал я. У каждого народа в разные времена есть что раздавить и что почесать. И национальность здесь не причём.
Посмеяться надо над глупостью и необразованности артиста из Альметьевска вместе с министерством культуры Татарстана. И простить его несчастного перед всем миром и во всех газетах с фотографией. Мол вон какой умный знает как "пиарить ся". В общем так написать, чтоб ему руку подать стыдно было.
Чтоб во дворе сторонились. Чтобы родственники осудили. Чтоб один он остался.
. А вместо этого - какая то склока у вас получается. И вы грамотные анонима - татаро - башкиры уже в два лагеря делится начали . Наивный народ. Из-за глупого слова, от глупого человека, старое вспоминать. Старое не вспоминать а помнить надо , чтоб ошибок не делать если вы свой народ любите..
Ринат Баимов.
Насчет Фадлана. Он пишет что башкиры злые, никого близко не подпускали, типа убивали. И как же он при этом мог увидеть вши.
ОтветитьУдалитьЭто только явно потому что он сам скорее всего страдал от этих субъектов. Можно сказать, что он тоже был немножко татарином - свои изъяны вешал на других.
А вот насчет татар, они во времена Фадлана кочевали на Южно-монгольских степях, у них этих вшей было точно, и это бесспорно и несравнимо в большом количестве.
Дааааа??? Интересно вы пишите. и ещё утверждаете, что точно были "вши" у татар. Сами видели или догадались? Мне вот например "Бар-бэр". Были у них вши или нет. Я вот знаю что сегодня их у них нет и это важней.
ОтветитьУдалитьФадлан он про любого мог сказать что хочешь. Фадлан был образованный мусульманин и для него все кто был не МУСУЛЬМАНИН - были ЗЛЫЕ ДИКАРИ. Он по другому думать не мог. Просто не способен был. А так ценность его воспоминаний в том что 1100 лет назад были БАШКИРЫ. Это было при Римской империи, а про татар там ни слова не сказано.
Ринат Баимов.
Потому что у них у татар вши не водились и сказать было нечего.
УдалитьИбн Фадлан про ......татар не писал. Откуда он их мог видеть то ? Булгары были, башкиры были, а татары ??? До монгольского нашествия лет 200 с хвостиком еще было.
УдалитьТак башкир тогда тоже не было а были бакширы.
УдалитьИ сказать было нечего и сказать было некому. Потому что татар тогда не было. А значить и вшей у них не было. Главное чтоб у нас в мозгах вши не завелись, и на язык не вылезли. А то так и будем выяснять . Были татары и бы-ли-ли у них вши. Если вам делать нечего то пишите об этом сколько живы будете. Может это ваше счастье. Вшей у татар искать которых не было, я татар имею ввиду. А я уважаемый могу и о другом поговорить. Про Булгар например.
ОтветитьУдалитьРинат Баимов
Ринат это уже клиника.
УдалитьДа да у меня клиника. Приходите полечу и рецепт выпишу. Ананим ты мой зубо скальный. Гыгыгы Хахаха три раза.
ОтветитьУдалитьРинат Баимов.
Ей богу, вы как дети. У кого -то были вши, у кого - то их не было?! Зачем это надо или вам делать нечего? Сейчас вши завелись в других местах, не различая национальности. Это называется - СПИД. Ринат, ты же разумный человек, зачем споришь с анонимом? Пусть подавится со своими вшами.
ОтветитьУдалитьЯ спорю??? Да ты что. Это я детей с тренировки жду и у меня час свободен. В это время я в Носу и ковыряю с анонимами. Ну это вместо развлекаловки с дураками. Вот Загрей например хороший или плохой человек? Он добро делает или зло творит.
УдалитьГомосексуалист и педофил бисексуал, любитель открывать еврейские Культурные центры, Берл Лазар, кроме наркоторговли и воровства, причастен к ритуальным убийствам детей нееврейского происхождения в ЭР ЭФ. И ничего с ним нельзя поделать.
ОтветитьУдалитьКоротко о ритуальном убийстве: на теле делаются многочисленные надрезы и ребёнок, истекая кровью, медленно в мучениях умирает. Евреи же смеются и прыгают от восторга. Добытую кровь добавляют в праздничную выпечку. Едят и радуются. Возраст похищаемых детей около 13 лет.
Чтобы ассенизировать микроскопический кусочек дерьма, Берл Лазара, необходимо уничтожить всех евреев без исключения. Прикрывающих его: 13 млн. статистических евреев и сотни млн. криптоевреев - «братские народы» - собравшиеся и перемешавшиеся еврейские рода.
«Народы» - «крыша» для евреев, ярлык, всего лишь слово. Неевреи ни к одному из них не принадлежат. Тот, кто этого не понимает, находится под управлением мелких насекомых.
Гомосексуалист и педофил бисексуал, любитель открывать еврейские Культурные центры, Берл Лазар, кроме наркоторговли и воровства, причастен к ритуальным убийствам детей нееврейского происхождения в ЭР ЭФ. И ничего с ним нельзя поделать.
ОтветитьУдалитьКоротко о ритуальном убийстве: на теле делаются многочисленные надрезы и ребёнок, истекая кровью, медленно в мучениях умирает. Евреи же смеются и прыгают от восторга. Добытую кровь добавляют в праздничную выпечку. Едят и радуются. Возраст похищаемых детей около 13 лет.
Чтобы ассенизировать микроскопический кусочек дерьма, Берл Лазара, необходимо уничтожить всех евреев без исключения. Прикрывающих его: 13 млн. статистических евреев и сотни млн. криптоевреев - «братские народы» - собравшиеся и перемешавшиеся еврейские рода.
«Народы» - «крыша» для евреев, ярлык, всего лишь слово. Неевреи ни к одному из них не принадлежат. Тот, кто этого не понимает, находится под управлением мелких насекомых.