среда, 26 марта 2014 г.

Молчание ягнят. Николай Игнатьев: «Чувашских голосов в республике не слышно»

В преддверии съезда Канаша активисты бьют тревогу.18 апреля в Уфе состоится съезд главной чувашской организации Башкирии – Канаша. Последний съезд прошел еще в далеком 2006 году, и, как говорят чувашские активисты, актуальность его не просто назрела, а перезрела. Об отсутствии позитивных сдвигов в жизни чувашской общины Bonus'у рассказал член Совета старейшин Канаша Николай Игнатьев.

«Мы очень смирный народ»
– Николай Петрович, какие проблемы вы хотели бы обсудить на съезде?– С сожалением могу отметить, что ситуация с чувашской культурой, языком и образованием изменилась в худшую сторону. 

Отмечу, что после съезда в 2006 году мы получили вполне ощутимые результаты. Указом тогдашнегопрезидента Муртазы Рахимова были открыты чувашский культурный центр в Кармаскалинском районе, детская музыкальная школа. Я не могу сказать, что тогда все проходило гладко, но внимание к себе мы ощущали. Несмотря на персоналии, существовало Министерство культуры и национальной политики РБ, а сегодня очень сложно узнать, кому на откуп в республике отдан весь комплекс национальной политики. Кроме того, наблюдается повсеместное сокращение преподавания чувашского языка и наших школ.

– Но все эти проблемы можно перенести и на другие национальные организации Башкортостана, не так ли?
– Согласен, но именно мы, чуваши, сейчас несем потери в том немногом, что было наработано нами в предыдущие годы. Голосов чувашской общественности в последние годы почти не слышно. Немногочисленные фестивали культуры, которые были раньше, совсем сегодня позабыты, времени в радио и телеэфире практически не осталось. А все, что есть, носит лубочный характер. СМИ на чувашском языке как государственные попали в жесткие рамки оптимизации. При этом мы остаемся какими­-то спокойными и смирными, боимся громко заявить о наших проблемах. В самом народе возросли инертность и безразличие. Любой национальной организации или общине новые силы или идеи дает молодежь. Но в Канаше чувашей молодежное крыло функционирует только на бумаге. Все секции и отделы, да простят меня за резкость мои коллеги, представляют собой одни лишь названия.
«У чиновников нет для нас времени»

– Пробовали вы донести свое мнение до чиновников?
– Недавно вместе с руководством нашей организации я был на приеме у замруководителя Администрации Президента РБ Альберта Мифтахова. Никакого понимания мы не встретили. Я и ранее, и в этот раз предоставил ему документы с теми острыми вопросами, которые стоят перед нами, но он лишь переадресовал их другому чиновнику.

Позднее я встретился и с ним. Он сказал, что на полное изучение материалов у него пока нет времени. Сказал, что перезвонит позже, но не перезвонил. Я уже перестал удивляться такому отношению наших высокопоставленных чиновников, очень плохо, что вслед за ними такое же пренебрежение проявляют и районные. На все вопросы получаешь лишь отписки из республиканской и районных администраций.


«Музыкальная школа как вопрос отношения»
– Николай Петрович, а как обстоят дела с детской музыкальной школой в Кармаскалах?
– В 2009 году там учился 91 ребенок. Но с 2010 года администрация района взяла курс на сокращение классов и ликвидацию школы вообще. В письмах администрации всегда один и тот же аргумент – уменьшение количества детей, оптимизация… А ведь в республике не так много районов с компактным проживанием чувашей. Ближайшие к Уфе – это Кармаскалинский и Аургазинский районы.

Сейчас в ДМШ оставили 4 класса, числится 31 ребенок. При этом в одной только деревне Николаевке есть 119 ребят, в ближайших деревнях – еще 40 ребятишек. И ведь от района не требуется ни помещения, ни инструментов. Требуются лишь ставки педагогов.

Мы также не можем открыть музыкальную школу в деревне Шанлы в Аургазинском районе в 30 км от Стерлитамака. Педагоги согласны приезжать из Стерлитамака – маршрутки курсируют постоянно, инструменты мы найдем самостоятельно, помещение есть. Минкульт и Минобр Башкирии пишут, что это компетенция местных властей, а администрация района пишет, что на это необходимо около 680 тысяч рублей в год, которых нет.

В реальности и в Кармаскалах, и в Аургазинском районе я вижу проблему не в средствах, а в отношении. По этой ситуации я уже несколько лет обиваю пороги, написал 4 обращения главе республики Рустэму Хамитову, но не получил ни одного ответа из Администрации Президента РБ.

– Почему же переживаете именно за это звено национально­-культурного воспитания?
– У нас есть прекрасные отделения в Училище искусств, в Академии искусств. Преподаватели этих учебных заведений всегда оказывали нам огромную помощь и организационно, и методически, здесь не могу не упомянуть имя Фарзаны Сагитовой (завкафедрой УГАИИ – прим. ред.). Но, чтобы воспитать абитуриентов для этих заведений, важно базовое школьное образование в объеме 5 лет. Дети в начальных музыкальных школах не только сами познают национальную культуру, но и вовлекают в процесс родителей. Я отдаю себе отчет, что сейчас чувашский язык во многом утрачивается в республике, но через искусство можно сохранить тягу к родным корням.

– Николай Петрович, заканчивая нашу беседу, хочу вернуться к теме Съезда Канаша. Каких результатов вы ждете от него?
– Даже при полном контроле за ходом съезда вопрос, устраивает ли курс нынешних властей чувашей республики, будет в умах участников. И это несмотря даже на то, что сейчас в районах непонятные оргкомитеты назначают делегатами непонятных людей, угодных районным администрациям. В свою очередь, если власть к нам не повернется лицом, я буду вынужден громко заявить об острых вопросах на Съезде и в открытом обращении к президенту страны.


proufu.ru/obcestvo/item/35588-nikolaj-ignatev-chuvashskikh-golosov-v-respublike-ne-slyshno.html

5 комментариев:

  1. Молодцы чуваши!

    ОтветитьУдалить
  2. Против Хама все! За исключением примитивных торгашо-манкуртов и престарелых урысо-шоиков.

    ОтветитьУдалить
  3. Чуваштарыбыз. Шустрее и активнее надо быть.

    ОтветитьУдалить
  4. Чуваши - в прошлом ВЕЛИКИЙ народ, но после падения Болгара растерявший свою пассионарность. Нынешние казанские татары образовались большей частью из чувашей пассионариев, сменивших свою языческую веру на мусульманство. Они на башкирских земля, наряду с черемисами, вотяками и безземельными башкирами образовали многочисленную сословную группу тептярей, за которых соплеменники чувашей (казанские татары) бьются для включения в татары.
    После крушения власти большевиков у чувашей появилась возможность своего усиления. Многие народы, которых большевики включили в состав казанских татар, заявляют о своей национальной принадлежности, отличной от казанских татар: кряшины, ногайцы, башкиры, ногайбаки, сибирские татары, мишаре.
    Опыт создания новых народов большевики переняли у России. Россия закрепостив на долгие годы лесные финно-угорские народы, поморов севера - лишила их своей исторической памяти, из которых в последствии создавался путем подлога исторических письменных источников (Слово о полку Игореве, Велисова книга и др.), начиная с Екатерининских времен - великий русский народ. Народ рождается тогда - когда появляется литература. Русская литература родилась с Пушкиным.

    ОтветитьУдалить