среда, 19 марта 2014 г.

Русские о Валидове. Башкирия рождалась в Темясово?

Александр БАРАНОВСКИЙЕхал я как-то раз в маршрутке, вижу – передо мной сидит парень лет двадцати. И решил я его спросить – знает ли он, в каком году была образована Башкирская республика. Молодой человек отреагировал на вопрос нормально, но сказал, что не знает даже приблизительно. Сидевшая рядом женщина лет пятидесяти решила высказать свои соображения.
– Году в двадцать втором, наверное.
– Почти правильно, – подумал я. Возможно эта женщина когда-то где-то слышала или читала, что в 1922 г. Уфа стала столицей Башкирской республики.
– А не помните, кто был «отцом-основателем» этой республики?
– Салават Юлаев!
Я все-таки смог сдержать смех и снова обратился к молодому человеку.
– А имя Ахмет-Заки Валиди вам о чем-нибудь говорит?
– Писатель, – ответил молодой человек, причем довольно уверенно.


Я вспомнил, как этот же вопрос задал в конце 1990-х, будучи студентом БГМУ, своему однокурснику Игорю Бузаеву (он был круглый отличник).

– Крупский! – тут же выпалил он, махнув рукой в сторону Национальной библиотеки, которая раньше носила имя супруги вождя мирового пролетариата.

«История – это чушь!» – сказал когда-то Генри Форд. Историю делает народ. Историю делают политики. Историю пишут историки. Как часто мы слышим эти фразы! Одни историки пишут историю более или менее добросовестно, исходя из научных концепций, парадигм, знания фактов в конце концов. Хуже – когда историки пишут под диктовку политиков и идеологов. Однако политики порой невольно заставляют историков писать все заново. Помню, как в школьные годы я с упоением читал учебники под названием «История СССР». Тогда меня еще не изумляло несоответствие названия и содержания этих учебников (там описывалась история с древнейших времен, в то время, как сам СССР был образован в конце 1922 года). А в начале 1992 года моя одноклассница предположила, что теперь будут издаваться учебники с примерно тем же содержанием, но под названием «История СНГ». Прогноз оказался ошибочным. Вначале трудно было представить, что той геополитической реальности, которая называлась СССР, больше нет вообще, ни под каким названием, а каждая из пятнадцати союзных республик стала полноценным суверенным государством – субъектом международного права. Для каждого свежеиспеченного государства пришлось писать совершенно новые учебники истории. 

Ну ладно, для российских школьников и студентов курс истории изменился не очень сильно. А вот для школьников Узбекистана вся история Киевской Руси, Московского царства и Российской империи до 1860-х гг. оказалась совершенно выброшена, да и последующая история России – СССР сведена лишь к тому, что имело отношение к территории Узбекистана, созданного, кстати, лишь в советскую эпоху (до 1920-х гг. не было не только понятия «Узбекистан», но и узбекского этноса в современном смысле). В то же время, следует понимать разницу между исторической наукой, официальной историографией и историей, как учебным предметом.

Однако вернемся к нашей региональной истории. В Баймакском районе РБ есть населенный пункт под названием Темясово. Проживает в нем более трех тысяч человек, почти все – башкиры. В 1985 году там открылся историко-краеведческий музей. Здание для этого музея определили самое подходящее – двухэтажное, кирпичное, построенное в концеXIX века. В феврале 1919 года в этом здании проходил Всебашкирский военный съезд, на котором был избран Временный революционный комитет, получивший полномочия Башкирского правительства. 

В экспозиции музея воспроизведен рабочий момент заседания Башревкома в марте 1919 г. Перед зданием музея – бюст Валидова, установленный в 2001г. Музей в Темясово ежегодно посещает в среднем две с половиной тысячи человек. Однажды его посетила дочь самого Валиди. Наверное, события, происходившие когда-то в Темясово, имели большое значение для местного края. Или этим событиям придают большое значение? А кто придает? Историки? Политики? Массы? А много ли людей, проживающих в Башкирии, знает вообще что-либо о событиях февраля-марта 1919 года? Да, об этих событиях написано много книг и статей, но большинство из них написаны сухим академическим, а значит малоинтересным широкой публике языком.

Что такое Башкирия? Когда появилось это понятие? В наше время Башкирией называют составную часть российского государства (официально именуемого Российской Федерацией), которая официально называется Республика Башкортостан. Современные границы этого субъекта федеративного государства были определены достаточно давно – в общих чертах в 1930-е годы, а точные немного попозже, но еще в советскую эпоху. 

Тогда Башкирия носила другое официальное наименование – Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. Итак, раньше была БАССР в составе РСФСР и СССР, а сейчас РБ в составе РФ. Для простоты и удобства, как в советские времена, так и сегодня, как в обиходе, так и в российских средствах массовой информации, используется термин Башкирия. Этот термин нередко использовался и в дореволюционной России для обозначения пространства, где проживали башкиры, например, хорошо известна книга писателя-исследователя Н.В. Ремезова «Очерки из жизни дикой Башкирии». 

Другое дело, что термин «Башкирия» не имел никакого официального, государственно-правового характера и значения. В XIX веке была огромная Оренбургская губерния с двумя административными центрами – в Оренбурге находился генерал-губернатор, подчиняющийся военному министерству, а в Уфе гражданский губернатор, подчиняющийся министерству внутренних дел. В 1865 году из Оренбургской губернии была выделена Уфимская.

Современная Башкирия (РБ) занимает территорию в 143 тысячи квадратных километров. Территория Уфимской губернии составляла 107 тысяч квадратных верст или 122 тысячи кв. км. Если же говорить о той территории, которая раньше относилась к Уфимской губернии, а сейчас к Республике Башкортостан, то она составляет примерно 87 тысяч кв. км. Таким образом, более 60% территории современной РБ относилось сто лет назад к Уфимской губернии, а 35% - к Оренбургской.

Современные историки используют термины «Историческая Башкирия», «Исторический Башкортостан» для обозначения этнического ареала башкирского народа до начала Нового времени. Известно, что башкиры расселялись на очень большой территории, значительно превышающей площадь современной РБ. Также известно, что разные группы башкирского этноса никогда не образовывали единого этносоциального организма, не входя при этом в состав других социальных организмов. 

И в наше время сотни тысяч башкир вполне благополучно проживают за пределами РБ, на территории соседних субъектов Российской Федерации. Другое дело, что сейчас при всем желании невозможно выкроить сколько-нибудь серьезный кусок пространства, превышающий 100 тысяч кв. километров, где бы этнические башкиры оказались в абсолютном большинстве. Термин «Башкортостан» до сих пор не вполне привычен для русскоязычных жителей региона, однако, несмотря на свою громоздкость, он в некотором аспекте является даже более удачным, чем «Башкирия». Например, русский поэт, проживающий где-нибудь в Уфе, или в Стерлитамаке, или в селе Ильино-Поляна, может сказать о себе что-нибудь вроде «не башкир я, но башкортостанец».

Теперь о республике. Известное латинское изречение гласит: Res publica – res populi(общественное дело – дело народа). В историческом контексте можно говорить, что республика – это римский аналог греческого понятия «демократия». В этом смысле словосочетание «демократическая республика» является откровенной тавтологией. Кстати, государство с самым тоталитарным политическим режимом в современном мире по иронии судьбы официально называется Корейская Народно-Демократическая Республика (двойная тавтология!). 

Сейчас мне это кажется забавным, но в детстве я полагал, что республика – это составная часть той огромной державы, которая именовалась СССР. Только в этом контексте я сталкивался с понятием республика. Башкирия до 1990 г. имела статус автономной республики РСФСР, которая в свою очередь была главной союзной республикой СССР. Интересно, что первая автономная республика (в смысле официального названия) в мире появилась до 1917 года. Накануне первой мировой войны греки, проживающие на юге свежеиспеченной Албании создали Автономную Республику Северного Эпира, президентом которой стал Георгиос Кристакис-Зографос. В тот момент едва ли кому могло прийти в голову словосочетание «башкирская республика», а всего через пять лет…

Обратимся к личности основателя БАССР. Ахметзаки Ахметшахович Валидов родился в башкирской деревне Стерлитамакского уезда в декабре 1890 года. К моменту начала революции в России ему было всего двадцать шесть – по современным меркам почти мальчишка, а он уже был ученым и политиком. Воистину, незаурядная личность! Как представитель не очень многочисленной интеллектуальной элиты башкирского этноса, Валидов неплохо разбирался в понятиях «республика» и «политическая автономия», двадцатый век – не восемнадцатый. Что еще можно сказать. Амбициозный интеллектуал и харизматический лидер? Несомненно, именно социальные потрясения дают возможность таким людям реализовать себя на все сто. 

 Итак, будучи совсем молодым человеком, Валидов вошел в историю как «отец-основатель» Башкирии, как официально-правового территориального образования. Впрочем, понятие «автономный Башкортостан» точнее подходит к идее, за воплощение которой боролся Валидов с 1917 года. Оценки деятельности этого человека самые разные. В советские времена о нем можно было упоминать только в негативном контексте, как о реакционном буржуазном националисте, беспринципном и циничном, который переходил то к белым, то к красным, а в конце концов стал злейшим врагом советской власти. В постсоветской Башкирии его именем названы библиотека и улица в Уфе.

На самом деле определить момент появления Башкирской республики не так-то просто. Можно сказать, что она была провозглашена в декабре 1917 г. в Оренбурге на 3-м Всебашкирском курултае, но история распорядилась так, что это оказался только проект башкирской автономии, утвержденный на бумаге, но не воплотившийся в жизнь. Были разные проекты – и штата Идель-Урал, и Татаро-Башкирской республики. Автономная Башкирская Советская Республика в границах так называемой Малой Башкирии была провозглашена в деревне Темясово Орского уезда Оренбургской губернии 23 марта 1919 года. Сейчас Темясово предпочитают называть селом, акцентируя внимание на том, что этот населенный пункт объявлялся временной столицей республики. 

Сама республика стала воплощаться в жизнь, обретать, как говорится, плоть и кровь только с августа-сентября 1919 года, когда Башревком прибыл из Саранска в Стерлитамак (сам Стерлитамак до августа 1920 г. оставался уездным городом Уфимской губернии). Только с этого момента тысячи простых людей стали понимать, что теперь они живут не в Оренбургской или Уфимской губернии, а в Башкирской республике. Получается, что знаменитое Соглашение центральной советской власти с башкирским правительством от 20 марта 1919 года также могло войти в историю, как нереализованный проект, если бы Башревком (председателем которого был Валидов) в апреле по каким-то причинам не эвакуировался в Саранск. Пришли бы в Темясово «золотопогонники» и пустили бы всех в расход. Пришлось бы заново создавать Башкирскую республику спустя некоторое время. 

Надо сказать, что большинство ближайших соратников Валидова (Юмагулов, Халиков, Каспранский, Биишев и др.) действительно получили пулю в затылок, но это была уже другая история. А сам Валидов прожил долгую и интересную жизнь, слегка изменив свое имя (на Ахмет Заки Валиди Тоган). Скончался он в 1970 году в Стамбуле, в том же году в Нью-Йорке умер Керенский. Следует отметить и то обстоятельство, что до сих пор не снято ни одного художественного фильма ни о жизни Валиди, ни о создании Башкирской республики . В Казахстане, например, создали биографический фильм о Мустафе Чокаеве, первом председателе правительства Автономного Туркестана, судьба которого в чем-то схожа с судьбой Валидова, кстати, они были друзьями, вместе участвовали в Уфимском государственном совещании в сентябре 1918 г. Личность Ахметзаки конечно же неоднозначная, но он оставил заметный след в истории.

Истоки
http://istoki-rb.ru/index.php?article=4086

16 комментариев:

  1. Честь и хвала Ахмет Заки Валиди!

    ОтветитьУдалить
  2. валиди это кость в горле шовинистов,требующих присоединения крыма

    ОтветитьУдалить
  3. Скончался он в 1970 году в Стамбуле, в том же году в Нью-Йорке умер Керенский.
    А где пафосные воспоминания о встрече валиди с гитлером? Что так не статусно башкиры заблеяли о "неоднозначности" знаменитого башкирского фашиста?

    ОтветитьУдалить
  4. Придурки - Башкирия была когда еще Рашки не было, причем тут Салават или Валиди. Они просто боролись за ее независимость.
    Путаете х с пальцем. Про Башкирию известно со времен Геродота - отца истории.
    И про историю Башкирии судить не русским понаехавшим, они ничего хорошего не скажут

    ОтветитьУдалить
  5. Не статья .а так херистика .Ни о чем .Ну был бандит и был .Был предатель.Забыть и стереть все что с ним связано.Одного факта пребывания в Германия в годы войны хватит .чтоб перечеркнуть его "заслуги" в деле" создания " территории с нацдушком. А что пацан не знает, кто это такой -это здорово !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.А когда узнает о его делах,когда только на территории мелеузовского района его бандиты выжгли далеко не одно село ,уходившее горами от белых и его банд -это был по истини ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК ,но только на Урале ,то станет ярым его противником .А тем нацикам .что визжат хуже блохастой собаки -найдите людей в интернете из Крыма и спросите -скиснете в простоквашу .Там был русских порыв на фоне русского духа .А потом как бы блохастая собака не визжала -КАРАВАН по имени РОССИЯ идет В П Е Р Е Д !!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Караван, говоришь? А ты, погонщик? Дурачок.

      Удалить
    2. Анонимный28 июля 2014 г., 22:00

      Так и Гильберта надо вычеркнуть. И всех нас, за факт пребывания в России в наше время.

      Удалить
  6. Темясово...хорошее село ..часто езжу туда Много у меня там настоящих друзей ! При встрече бывает всё..но никогда ...НИКОГДА мы не различаем национальностей ! Прекрасные люди живут там Володя Беседин , Ридер Шарифович Султангильдин....ВСЕХ НЕ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ... К чему это я... ранее до 2010 года село ,Леспромхоз как-то ещё жил платили зарплату люди заняты были ! При крайнем моём посещении друзей в с.Темясово (июле 2013года) Я Был ЭПАТИРОВАН....разруха ,остатки фундаментов.безработица,пьянство .преступность...Практически полное уничтожение предприятий Темясово ...) Сделал видеосъёмки (печально ) . И это при таком лозунге Главы Хамитова ---"РАБОТАТЬ ВО БЛАГО ЛЮДЕЙ" ---Нонсенс! Упаси Всевышний от такого "БЛАГА"....

    ОтветитьУдалить
  7. У ХАМа лозунг "работать для людей" в первую очередь башкир имеет ввиду. Вот башкорты, сколько ему дадим работать сколько он будет нас разваливать. Башкорттар, сейчас каждый башкир должен стать Салаватом, Карасакалом, как и др. наши предки и вспомнить как они поступали врагами и предателями башкирского народа.

    ОтветитьУдалить
  8. В истории были такие, как Поленов и другие. Насиловали башкирок, расстреливали башкир просто так для устрашения. Не один палач башкир за 1918-1920 г не был наказан

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не один палач башкир за 1918-1920 г не был наказан
      И ходят их потомки по нашей земли.
      Башҡорттар, беҙ үс алыу урынына - уларҙы шаштырабыҙ.
      Беҙ берҙәм булһаҡ, урындағы халыҡ берҙәм булғанда килмешәк күп була алмай, сөнки килмешәк ул саҡта тарҡауға әйләнә. Килмешәктәр урындағы халыҡ көсһөҙ: тарҡау булған саҡта ғына уның тауышы көр була, үҙен көслө итеп тоя.
      Башҡорттар еребеҙҙә үҙебеҙ хужа булайыҡ, ә килмешәктәр һәм бурҙар түгел.
      Башҡорттар!, берҙәмлегебеҙҙе күрһәтергә әҙер торайыҡ!

      Удалить
  9. сравните белорецк и темясово =взаимная любовь

    ОтветитьУдалить
  10. Я не понимаю Русских Башкирофобов, почему им столько врагов?
    Почему быть такими жадными до врагов, разве мало Грузин, Украинцев, Молдаван и.т.д.

    ОтветитьУдалить
  11. Не обращайте внимания. Обычным людям плевать на отношения русско-башкир. В реальной жизни нет дружней народа. А те кто пишут - всего лишь должны писать...
    Работа такая..

    ОтветитьУдалить
  12. Тефкелев недоделал работу свою. И это вылилось в то, что башкирка родила Салавата Юлаева, Акмуллу, Зайнуллу Расулева, Валиди.
    Вдруг где-нибудь еще или уже башкирка ( ки) родила ( дили) новых Салаватов, Валиди и т.д. Будет ли у России в ответ свой новый Тефкелев для башкир ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный28 июля 2014 г., 22:03

      На России всегда будет довольно всяких Тевкелёвых. Дай бог, чтобы у Башкортостана были Валиди.

      Удалить