понедельник, 31 марта 2014 г.

Кто стоит за постановкой? Общественники Башкирии продолжают возмущаться спектаклем Альметьевского татарского театра.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ СКАНДАЛ

Меня просили высказать свое мнение по конфликту вокруг скандальной постановки гастрольной труппы из Альметьевска в главном татарском театре Башкортостана «Нур». Сюжет конфликта можно проследить по ссылке, о нем уже отчитались все СМИ и повторяться нет необходимости. Я думал, что конфликт уже замяли, но, судя по настойчивым запросам, это все еще не так. И мне кажется, что сами эти запросы, сама реакция дают больший материала для размышлений, чем собственно злополучный инцидент.

Здесь интересен не сам повод для скандала – некрасивый, конечно, но какой-то странный, а неожиданно резкая реакция на него. Реагируют люди спокойные и умные: ясно, что дело не в инциденте в татарском театре Уфы: люди бессознательно (либо осознанно) ищут только повода. Ситуация, совершенно нехарактерная для башкиро-татарских отношений. Дело в том, что виктимность, т.е. постоянное ожидание и даже поиск обид, для башкирского национального сознания, обычно добродушного и наивно самодовольного, в целом не характерна, она настойчиво культивировалась именно в татарском национальном проекте.

Пример навскидку: несколько лет назад башкиры были изумлены широко рекламировавшейся на татаристских сайтах книжкой одного писателя, который скрупулезно собрал все иронические, издевательские и просто негативные башкирские пословицы и поговорки вековой и более давности, которые, по мнению автора, адресованы татарам. Столь странное занятие вызывало ироническое недоумение у башкир – а у татарских националистов воспринималось без тени юмора. Со слезливой реакцию на означенных ресурсах: разве татары так выражались о башкирах? Как правило, возмущались прямо под собственными занудными филиппиками против башкир, РБ и т.п. Помню истерическую реакцию на свою книжку «Джихад татарского народа» - где, естественно, ни одного плохого слова о братьях татарах, но развенчиваются некоторые мемы татаризма.
Как заметил один русский политолог: национальное соперниченство башкир и татар похоже на споры «хохлов» и «москалей», причем с удивлением констатируя: менее многочисленные башкиры в них по характеру в споре занимают позицию "русских", а татары – "украинцев". Поэтому резкая реакция башкир была необычна.

Главный урок конфликта, считаю, в следующем. Башкирская публика подготовлена к возмущению даже таким поводом, который года три назад просто презрительно не заметила бы, он был бы подавлен в зародыше и решен на уровне замов министерств культуры, в благоприятном случае – с обоснованными оргвыводами для легкомысленных театральных деятелей. Ее целенаправленно раздражают не первый год башкирофобскими вбросами в Башнете и СМИ, притом, что обе данные сферы являются объектом демонстративной опеки АП РБ.

ВНЕ КОНТЕКСТА

Теперь к самому инциденту. Если бы можно было посмотреть на ситуацию вне контекста, то обижаться на тупое хамство либо недоразумение, конечно, глупо.
В порядке «вредных советов» в духе Г.Остера можно было посоветовать особо обозленным башкирским товарищам поставить в ответ, например, соответствующую пьесу – причем на исторической основе, где хамоватый башкирский бай будет издеваться над татарским официантом или дворником. Детские какие-то обиды. А если серьезно, то ВНЕ контекста принципиален момент: было отступление от текста оригинала или не было.

Посмотрите на саму пьесу: в действительности для особо национально чувствительных она дает куда больше неприятных сюжетов для татарского, а не башкирского самолюбия – оно и понятно, пьеса-то о татарской жизни. Главные героини убегают от хозяйки которая – внимание! – желает ПРОДАТЬ их. В публичный дом!
И это даже не обсуждается, это вполне обыденная реалия. Спустя полсотни лет после отмены крепостного права.

Чуть отвлекусь: у татар есть весьма здоровая черта исторического самосознания, выгодно отличающая его от русского – у них отсутствует болезненный надрыв в переживании памяти о крепостничестве. Возможно, это объясняется тем, что среди татар крепостных было мало (чаще, под властью татарских же помещиков типа Яушева или Тевкелева).

У русских эта рефлексия была необъяснимо тяжелой. Я не говорю про глупые выискивания «комплекса раба» - спустя столетия после ликвидации этого института в стране, таковой комплекс помещается, как правило, в самой голове обличающих и выдавливающих. Он зависит не от истории и национальности, а по определению Аристотеля: «Раб по природе есть тот, кто имеет достаточно рассудка, чтобы понять чужие мысли, но недостаточно, чтобы иметь свои». Но зачастую само упоминания о крепостничестве – для русской исторической памяти воспринимается как травма.

У башкир в этом сюжете ситуация, как известно, обратная: они любят подчеркивать, что ни один башкир не мог быть рабом (кроме попавших в плен (ясыр), но это уже совсем иное дело), для них этот факт - маркер и предмет гордости. Но оставим культурологический экскурс – он нужен, откровенно признаюсь, просто для отхода от эмоционального восприятия ситуации.

О показанных в постановке нравах бурсы в виде медресе я вообще молчу: очевидно, это и есть очень, очень веселая комедия. Впрочем, такие агитки были типичны для 1930-х гг., что у татар, что у башкир или, допустим, казахов. Зачем ставить именно ее, именно на эти гастроли, сказать сложно. Неужели это лучшее, чем могут соседей порадовать? Если допускать конспирологическую версию, что ради эпизодического башкирского персонажа, то остается только гордиться: какое, однако, внимание.

В КОНТЕКСТЕ

Но контекст - был. Но гости выступали на гастролях, в крупнейшем татарском театре столицы братского народа. Объяснять, что такое гостеприимство, башкирам и татарам не приходится.
В случае экспромта - дело именно в намерении. Которое не оправдывается ничем, кроме комплекса неполноценности затеявшего подобную выходку. Но комплексы - не оправдание. Так что возмущение инцидентом - справедливо.

В РТ артисты могли бы упражняться в подобного уровня остроумии сколько угодно. Хотя, разумеется, и там это не означало бы ничего хорошего. Но они выступали не дома. С программой, посвященной дружбе наших народов. В гостях. И при таких условиях выдать принимающей стороне этакую поганую импровизацию – вполне заслуживало обещанных зам.министром культуры РТ оргвыводов.

ИЗВИНЕНИЯ БЕЗ ИЗВИНЕНИЙ

Извинения зам.министра культуры РТ И.Х.Аюповой носили несколько странный характер. С одной стороны, они – необходимая часть ее профессионального долга. Естественно, совершенно не повинной в этом скандале Ираде Аюповой отнюдь не доставляло удовольствия извиняться за выходку провинциального театра: за всеми не уследишь. Думается, зам.министр Татарстана знала своих подопечных, и знала, что подобные эскапады от них вполне ожидаемы – потому и оперативно среагировала.

Татарстану подобные конфликты сейчас крайне вредны: в связи с событиями в Крыму позиции автономий РФ в целом и Татарстана в особенности могут укрепиться, над шансом ведется упорная работа, в том числе лично Рустемом Минихановым (вспомним его визит в Республику Крым).

И сам факт извинения всех принесших его должностных лиц РТ заслуживает только уважения. Но сами выражения озадачивают: если труппа, находящаяся с дружеским визитом в столице братского народа, позволила себе хамскую выходку, задевающую национальное достоинство принимающей стороны – причем здесь чей-либо «менталитет»? В этой ситуации актуален только один менталитет – порядочных людей, уважающих дружбу народов и обычай гостеприимства. Либо его отсутствие. Подобные выражения в ситуации, требовавшей предельной честности, откровенности и ясности, скорее осложняли атмосферу, вместо того, чтобы ее прояснить.

Следует отметить, что и татарскую сторону при этом конфликт никак серьезно не затронул: сами виновники скандала торжествующе заявили, что им не в чем извиняться, поскольку проведенный ими лингвистический анализ аудио-записи пьесы не выявил отклонений от оригинала.

В действительности качество аудиозаписи и деликатность конфликта требовали независимой экспертизы, каковой просто не было. Будем считать, что конфликт замяли.

Полностью доверять местным экспертизам РТ, в РБ, к сожалению, мало оснований - учитывая, что элементы этнократии в РТ бесспорно много сильнее, чем в РБ даже при прошлых президентах этих республик, а сейчас и вовсе несопоставимы. Простейший пример: антибашкирские провокации, закончившиеся в РБ судебным осуждением целой группы башкирофобов за экстремизм и разжигание межнациональной розни, на уровне «научного прикрытия» курировались в РТ на уровне АН РТ, точнее ИИ АН РТ им. Ш.Марджани, его главой проф. Д.М.Исхаковым. Это пример мелкий – но показательный. В РБ только возмущались, целенаправленной работы против РТ не велось.

Характер же режима в РТ, по мнению большинства политологов, фактически не поменялся. Конечно, ситуация и задачи, стоящие перед элитами РТ, изменились. Но конструирование татаризма велось с объектом, обладающим большой инерцией – идентичностями. Внедренные стереотипы и фобии не подчиняются текущим задачам политиков, запустивших процесс. Выпустить джинна национализма из бутылки легко.

ПРИЧИНЫ И ВЕРСИИ

Итак, причин конфликта несколько, и они носят совершенно разноплановый характер.
Во-первых, причина в самом факте культивации татаризма как идеологии татарского национализма во всех сферах жизни РТ – настолько устоявшемся, что его неприемлемые, дошедшие до уровня привычных ксенофобских стереотипов проявления легко выплескиваются на гастролях провинциального татарстанского театра. Этот факт давно объективный и его можно только купировать. Условия для этого именно сейчас имеются: на данном этапе РТ уже совершенно не заинтересована в продолжении татаро-башкирской конфликтности, а РБ не была заинтересована никогда. Основания оставить информационную агрессию, вредящую обеим автономиям – и это перед лицом новых серьезных вызовов – и начать новый этап с конструктивного диалога – есть.

Во-вторых, показательно зачастую лживое и провокационное освещение инцидента прессой РБ. Ее реакция шла в основном в рамках «культурного садизма», по терминологии С.Г.Кара-Мурзы. Справедливость требует отметить, что ложную интерпретацию инцидента допустила и проправительственная, и оппозиционная пресса РБ.
Сюжет и спектакля, и самого конфликта, намеренно искажался: появлялись какие-то несуществующие в пьесе персонажи: учитель медресе (персонаж, кстати, отрицательный, о чем из журналистов не упомянул никто) превращался во «врача», башкирский шакирд (в действительности – положительный персонаж) в «пациента», при лицемерном выражении негодования нарушением этических норм, инцидент одновременно рисовался как можно более обидным и глупым, обрастая несуществующими подробностями.

Особенно провокационна была реакция корреспондентки ИА REGNUM Светланы Нургалеевой: конфликт уже почти замяли, но эпатажная блогерша настойчиво интересовалась, почему извинения не опубликованы на официальном сайте Министерства культуры РТ.

Между тем, пресса РБ находится, как и всегда находилась, под жестким контролем республиканских властей РБ. Изменился набор разрешенных тем, как при горбачевской перестройке, основных лозунгов и авторов, но контроль, бесспорно, остался жесткий. Связи же главы пресс-службы АП РБ Артема Валиева с ИА REGNUM никогда не скрывались. То, что именно при нем этот необычный ресурс обогатился столь эпатажным приобретением, как "Екатерина Некрасова" – наверное, просто совпадение.

Любопытна и неожиданно оперативная реакция Председателя Исполкома Курултая башкир Румиля Азнабаева. Известно, что обычно она крайне инертна, - это было одной из причин, по которой авторитет Исполкома упал практически до нуля. После скандальных «перевыборов» Румиля Азнабаева на данный пост известно, что он не просто является креатурой АП РБ, но креатурой совершенно лишенной всякой инициативы и автономии, в отличие от любого из своих предшественников. Поэтому его реакция могла диктоваться только из АП РБ (исключая, возможно, некоторые особо неуклюжие добавления и формулировки: естественные, поскольку тексты составляют сами оставшиеся служащие Исполкома).
Но именно это заявление придало новый виток конфликту – притом, что Румиль Азнабаев давно не отражает мнения башкирской общественности.
Еще дальше пошел сам Р.З.Хамитов, заявив, что за хамство Альметьевского театра лично извинился сам Президент Татарстана. Конечно, позиция Р.З.Хамитова была выражена вполне правомерно. Проблема в том, что симпатий башкирского населения отдельно взятое высказывание уже не принесет.

Есть мнение, что бурная реакция СМИ на инцидент связана с настойчивым желанием правящей ныне администрации РБ провести досрочные выборы президента РБ (в 2015 г. это были бы уже выборы «башлыка»). Популярность ее подорвана непоследовательной и зачастую слабой внутренней политикой, в среде башкирского населения - тем более. Учащаются обвинения в «татаризации РБ» - и это уже серьезно, это объективный критерий конфликтности и неблагополучия в регионе. Про медиа-сферу уже упоминали, подробнее обратимся в следующих материалах; здесь нет места анализировать с этой точки зрения и кадровую политику, упомянем лишь символические назначения, знаковые для массового сознания. Во главе декоративной Общественной Палаты поставлен экс-оппозиционер и бизнесмен Рамиль Бигнов – пользовавшийся имиджем яркого татарского националиста и башкирофоба (что, кстати, не совсем верно – по типу это именно прагматичный до цинизма бизнесмен). Эта должность у него символическая – но ведь и имидж Бигнова как татариста был символическим. Так зачем? Чтобы дать побольше поводов для обвинений в татаризации Башкирии, озвученных даже экс-президентом РБ М.Г.Рахимовым?

Известно, что попытки татаризации всегда воспринимались в Башкирии очень остро, куда острее, чем даже случаи русификации. И ничем хорошим не заканчивались. Конфликтогенность этого тренда замечал и учитывал еще В.И.Ленин.
Экс-комсомолец А.Мифтахов плохо помнит уроки Ильича? Мне кажется, зря. Именно из обостренного восприятия башкиро-татарского соперничества и появляются предположения, что подобный сомнительный «креатив» был призван отвлечь вернуть симпатии башкирской общественности. Я не сторонник конспирологии вообще, да и такая надежда была бы слишком наивной для уровня АПРБ. Поэтому обратимся к менее спорным выводам.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

Главное в ситуации совсем не в том, сказал ли актер башкырт вместо шакирд. А в том, что почва для таких скандалов подготовлена концептуально неверной и зачастую конфликтогенной национальной политикой республиканской власти РБ. Башкирское общество подвергается постоянным мелочным нападкам и провокациям в технике «культурного садизма» - что является следствием частично легкомысленного недосмотра, частично – целенаправленных акций авантюрных политтехнологов, заверявших новую власть, якобы тем самым демонтируется некий «башнационализм». Что действительности совершенно не соответствует – скорее наоборот.

Сама доктрина провокации, выращивания русского и поощрения татарского национализма в РБ с целью противопоставления башкирскому была не только безграмотна, но и, как минимум, безответственна. На пустом месте выращивался конфликт – с наивной задачей «отвлечь» недовольных башкирских активистов от критики проблем РБ. Поджечь в доме кладовку, чтобы удалить не понравившийся скарб. Притом, что опыт последних 3 лет показал: никакой массовой поддержки правящему режиму эта авантюрная идея «разделяй и властвуй» не принесла – национализм в консервативной РБ есть поветрие маргинальной интеллигенции. А вот провоцируемые им конфликты и фобии задевают, к сожалению, очень многих. В результате недовольство властью только растет. Эффект получился не только обратный – начали насаждаться ростки конфликтности и неприязни там, где их не было. А подобные процессы, как мы знаем от столичных коллег, после крымского кризиса становятся одним из приоритетов пристального внимания и мониторинга политических и экспертных кругов Центра.

В действительности подобные конфликты не отвлекают деструктивные настроения от действий власти, а напротив, разрушают ее легитимность – в конфликтах все равно будут винить именно ее. И это справедливо – потому, что за стабильность отвечает власть.
И выход, думается, в честном отказе от авантюрных политтехнологий всеми (не говоря уже про официозные) политическими акторами республики – и жесткое пресечение их самой властью. Тем более, что в связи с событиями на Украине резко возрастут требования к соблюдению и воспитанию дружбы народов и отказу от квази-националистических манипуляций "выпуска пара" и "управляемой оппозиции".


© Карагай,
специально для сайта «РБ – XXI век»

http://rb21vek.com/clio/787-postanovochnyy-skandal.html




Читай также по этой теме:

Уже неделю никак не может стихнуть скандал, связанный с прекращением гастролей Альметьевского татарского театра. Причиной конфликта стала унизительная фраза, произнесенная врачом­татарином в отношении башкирского шакирда при постановке пьесы Тази Гиззата «Смелые девушки»: врач указывает шакирду, что он «вонючий, вшивый башкир». Часть возмущенных зрителей во время спектакля покинула зал.

Как отмечает один из известных башкирских журналистов Айгиз Баймухаметов, побывавший на спектакле, возмущение вызвало искусственное уничижение лишь одного персонажа – башкира.

– Чтобы ни говорили представители братской республики, но в оригинале произведения никак не выделялась национальная принадлежность персонажей, не было национальной башкирской одежды и тем более – кинжала за кушаком. Театр полон символизма, а в этой постановке башкирский персонаж предстает грязным, вшивым человеком, способным кого­то подло зарезать. Эта постановка шла в Татарстане уже не первый год, но для столицы Башкортостана – это уже слишком! – говорит Баймухаметов.

То же самое подтвердил и один из сотрудников башкирского минкульта, побывавший на спектакле.
Кто следит за постановками?

Отношения братских народов двух республик – очень сложная материя, в которой любовь и конфликт всегда разделялись лишь тонкой чертой. Поэтому этот театральный пассаж практически сразу вышел на иной уровень. Исполком Всемирного курултая башкир назвал постановку альметьевского театра провокационной.

«Мы считаем, что действия провокаторов особенно циничны в то время, когда вся Республика отмечает 95­летие образования Башкирской Автономной Советской Республики, заложившего основы федерализма в государственном устройстве России», – говорится в официальном обращении организации на имяПрезидента РБ Рустэма Хамитова.

Правда, после этого нашему изданию руководители Курултая башкир – Румиль Азнабаев и Халяф Ишмуратов – в комментарии отказали, сославшись на нехватку времени.

Лидер БПД «Кук буре» Азат Сальманов, напротив, не увидел в разразившемся скандале политического подтекста, а лишь непрофессионализм работников культуры.

– Провинциальный в масштабах Татарстана театр приезжает в столицу республики – неужели содержание постановок не было изучено заранее? Я очень сомневаюсь, что наши коллективы из Сибая или Салавата могли бы так легко попасть на сцены Казани, – заявил Сальманов.

На этот вопрос господина Сальманова ответа от директора уфимского государственного татарского театра «Нур» Урала Гирфатуллина мы так и не получили – сразу после гастролей Альметьевского театра он перестал отвечать на звонки.

Особо болезненно скандал с постановкой «Смелых девушек» был воспринят башкирской творческой интеллигенцией и журналистами. И если на страницах своих изданий или в телеэфире журналисты были официально сдержаны, то в социальных сетях накал страстей до сих пор не утихает.

«В последние годы артисты балаганного уровня из Татарстана превратили территорию западных районов в майдан зарабатывания легких денег, при этом не жалея «острот» в адрес башкир. Кто за этим следит, кто за этим стоит – ведомо ли нашему Министерству культуры?» – пишет бывший депутат Госсобрания РБ, журналист Гузаль Ситдикова.

Работники башкирского телевидения заявили о намерении отслеживать постановки альметьвского театра с фиксацией спектаклей на видео.
Недовольство только начало формироваться


По мнению общественного деятеля Азамата Галина, проблема взаимоотношений двух народов из плоскости идеологической переходит в практическую – обостряется при попустительстве со стороны Администрации Президента РБ.

– В текущий период мы пока еще не наблюдаем острой реакции башкирской общественности, но недовольство формируется. К сожалению, аргументов для этого достаточно. Назначенный председателем общественной палаты Рамиль Бигновосенью 2010 года (сразу после назначения Хамитова) провел собрание татарской общины в стенах БГПУ, где были допущены башкирофобские высказывания. Собрание проводилось под личным контролем Рустэма Хамитова, а в президиуме присутствовал Даниил Азаматов – начальник управления внутренней политики АП РБ. Тогда никаких проверок на предмет разжигания, экстремистских высказываний никто не проводил. В республике говорят о том, что идут процессы «татаризации» органов управления. Все это подкрепилось выступлением театра, где башкир просто унизили. Я лично склоняюсь к тому, что необходимо направить в адрес Президента России Владимира Путина коллективное обращение с просьбой провести расследование в отношении Рустэм Хамитова, его аппарата в области межнациональных отношений, и, если все факты подтвердятся, требовать жесточайшего наказания виновных, – заявил общественник.
Такой спектакль нам не нужен

Обратимся к фактам. Став президентом РБ, Рустэм Хамитов объявил, что органы исполнительной власти политикой, тем более национальной, заниматься не должны, у них есть профильные функции. В связи с этим из названия Министерства культуры исчезли слова «национальная политика» и, собственно, эту работу пустили на самотек. При этом в Администрации Президента есть отдел по реализации национальной политики. Однако если посмотреть на его кадровый состав, то увидим, что начальники и сотрудники отдела постоянно меняются, начиная с 2011 года. Министр спорта Андрей Иванюта до назначения работал в этом отделе, так же, как и замглавы Калининского района Игорь Панкевич, замдиректора театра «Нур» Дина Давлетшина и многие другие. Похоже, отдел служит перевалочным пунктом для чиновников перед назначением на другую должность. Меж тем в структуре Минкульта Татарстана есть отдел межрегионального и межнационального сотрудничества и выставочной деятельности. В его функциях четко прописаны вопросы межнациональных отношений. И он никогда не допустил бы аналогичного выступления нашего театра в Татарстане.

Сам Рустэм Хамитов, выступая перед башкирскими депутатами, заявил, что «такой спектакль нам не нужен, поэтому гастролей не будет».

– Власти Татарстана официально извинились, – уточнил президент. – Я надеюсь, у нас хватит и выдержки, и понимания, чтобы правильно выйти из этой ситуации и увидеть ее как ошибку, крупную ошибку отдельных личностей, а не Республики Татарстан и не людей, которые проживают в ней.

Действительно, Минкульт Татарстана принес официальные извинения уфимским зрителям. Замминистра Ирада Аюпова сказала, что в связи с инцидентом будут сделаны соответствующие выводы, касающиеся прежде всего «предварительного согласования с принимающей стороной для учета особенностей менталитета, восприятия той или иной информации».

Однако, похоже, дальше татарская сторона пошла на попятную. Лингвистическая экспертиза аудиозаписи спектакля, заказанная татарским минкультом, показала, что «от текста автора занятые в спектакле актеры не уклонились». Зачем же тогда извинялись – напрашивается вопрос.

«И я даже благодарен башкирам: такую рекламу нам сделали! Пользуясь случаем, хочу напомнить: «Смелые девушки» в моей постановке есть еще и в репертуаре Камаловского театра», – цинично заявил режиссер скандального спектакля Ильдар Хайруллин.

Фандас Сафиуллин, известный общественный деятель Татарстана, считает, что Минкульт РТ извинился преждевременно: «Наше министерство культуры поспешило принести свои извинения, сначала надо было детально во всем разобраться, провести большой анализ. Провести общественную встречу двух сторон и там же потушить эту искру», – заявил он.

Римма Утяшева, председатель совета Региональной национально­культурной автономии татар РБ, наоборот, считает, что татарский Минкульт повел себя правильно:

– Я не была на этом спектакле, но если все было именно так, как описывают СМИ, то это, конечно, недопустимо. Театр вообще должен заниматься культурой, а не политикой. И, конечно, нельзя сталкивать лбами татар и башкир – это единый народ. Все нации равны. И не бывает некачественных народов, бывают лишь некачественные его представители. Очень хорошо, что на это отреагировало Минкультуры Татарии, я думаю, что конфликт в принципе исчерпан. Артист понесет наказание, а наши народы, как и раньше, будут одним целым.

Депутат Госсовета Татарстана Роберт Миннулин высказался прямолинейно:

– Это, конечно, позор для всех нас. Безобразие. Целый коллектив, режиссер, актеры – и до такого дошли. Они просто, наверное, не думали. У них такое мышление, у этих артистов. Реакция башкир, я считаю, адекватная. Это же, действительно, оскорбление народа. Если бы к нам башкиры приехали из Башкортостана и говорили так о татарах, что бы мы сделали? Ранее подобных случаев я не помню. Министерство культуры должно сделать выводы.



Комментарии:
Салават Кильдин, общественный деятель:

– Это тонкий и деликатный вопрос. Я считаю, если были какие­то проблемы, их надо было решать без шума. Любой театр, любые творческие коллективы не стоят отношений между народами. Театр должен нести что­то светлое и человечное. Если из­за театра появляются проблемы, значит, их уровень очень низок. Пусть кто угодно считает себя великим и талантливым, поднимает любые проблемы, но только не создавая напряжения в отношениях народов нашей многонациональной России.

Азат Бердин, редактор научного журнала «Панорама Евразии» (с сайта «РБ­XXI век»):

– Башкирское общество подвергается постоянным мелочным нападкам и провокациям в технике «культурного садизма», что является следствием частично легкомысленного недосмотра, частично – целенаправленных акций авантюрных политтехнологов, заверявших местные власти, что якобы тем самым демонтируется некий «башнационализм». Это концептуально неверная, конфликтогенная постановка вопроса.

Татарстану подобные конфликты сейчас крайне вредны: в связи с событиями в Крыму позиции автономий РФ в целом и Татарстана в особенности могут укрепиться, над шансом ведется упорная работа, в том числе лично Рустамом Минихановым (вспомним его визит в Республику Крым).

Извинения Ирады Аюповой носили весьма странный характер. Она вроде бы и извинилась, но сослалась на то, что не была учтена ментальность уфимских зрителей. Причем здесь чей­либо менталитет? В этой ситуации актуален только один менталитет – порядочных людей, уважающих дружбу народов и обычай гостеприимства. Либо его отсутствие. Подобные выражения в ситуации, требовавшей предельной честности, откровенности и ясности, скорее осложняли атмосферу, вместо того, чтобы ее прояснить.

http://proufu.ru/obcestvo/item/35726-v-ufe-gastroli-teatra-iz-tatarii-zakonchilis-skandalom.html

16 комментариев:

  1. Занятно. В ПроУфу, оперативно разместили, чуток переделав, небольшой фрагмент из этого нашего материала: http://rb21vek.com/clio/787-postanovochnyy-skandal.html
    Ссылка на сайт там есть, так что не в этом вопрос. Досадно за отношение к делу в СМИ РБ, что pro, что contra АПРБ:
    уважаемый Рамиль Рахматов, посмотрите и оригинал и постановку пьесы. Там нет никакого врача, сколько раз можно говорить? Замените на мудариса (это учитель медресе, но не врач!). Уважаемый Айгиз Баймухаметов также не совсем точен: шакирд по пьесе был именно башкиром, причем героем положительным. Вот только обзывая его, мударис о его национальности в пьесе не упоминал - в этом упоминании и была поганая отсебятина актера (или постановки), искажение смысла, из-за которого скандал. Потому, что по сюжету ругает мударис башкира за перехваченное им письмо, в котором этот шакирд рассказывает о тупости и невежестве самого мудариса. Он и других шакирдов, татар так же обзывает. Естественно, не вспоминая о национальности. Который раз освещаете тему - и все о каком-то враче .
    Ну, с "общественником Галиным" там все понятно - этому бы только поразжигать. Понравились комментарии Утяшевой, Кильдина и Минуллина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ХВАТИТ ДОСТАЛИ С ЭТИМ СПЕКТАКЛЕМ ПРОЕХАЛИ.

      Удалить
    2. Нет не проехали ещё!

      Удалить
  2. статья и все отзывы предельно точно подчеркнули и подметили обстоятельства, предшествующие тому события и раскрыли, осветили темную сторону тех чинуш находящихся у власти, которые как раз такие и мутят воду в республике Башкортостан. Автор статьи и коментаторы с ювелирной точностью проанализировали и дали точную оценку происходящему и произошедшему в республике. что касается последующего поведения и слов татарского режиссера, оскорбившего национальные чувства башкирского народа, то он не был осужден по ст.282 УК РФ и видимо именно поэтому он оставшись безнаказанным обещает далее совершать такого плана преступления?!

    ОтветитьУдалить
  3. Как говорится, "не хотелось бы никого обижать", но... почему не рассматривается версия умышленной провокации спланированной силовиками, как раз в ситуации когда кремль на весь мир продемонстрировал политику двойных стандартов в Крыму и на Украине. Декларируя право народов на самоопределение и призывая Киев к федерализации Украины, Москва фактически на территории РФ, которая федерацией является лишь на бумаге, установила унитарный порядок с жесткой централизацией власти и ресурсов в центре, спустив на места лишь многочисленные соц. обязательства . Здесь возможны две цели: мониторинг башкирского общества на провокацию и профилактика имперской инъекцией "разделяй и властвуй". Тем более если учесть что люди из актерской среды очень слабы и управляемы, возможно было достаточно одной беседы с глазу на глаз чтобы как говорится "клиент созрел"...

    ОтветитьУдалить
  4. По этой теме рассуждения у Бердина и Галина в самом деле адекватны. Этот случай показывает, в настоящее время только эти двое выражают интересы башкир (докатились). А эти Куки и СБМшики нынешние в таких вопросах (политических) они в самом деле полные нули-пустышки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всего лишь двое ? О как все запущенно то. Хайбуллина то хоть не забывайте, да и Кульшарипова старую гвардию. Хоть в наше время с помощью Интернета то можем доносить интересы, пока не отключили до следующего пополнения.

      Удалить
  5. Уважаемый Салават Кильдин, к сожалению не прав. Они будут шуметь на весь мир со сцены театра, а башкирам голос не подавать прижав хвостик, а может еще просить прощение?

    ОтветитьУдалить
  6. Странно, причем тут менталитет башкир? Приехали провинциальные актеры из Татарии, привезли пьеску прошлого века, интерпретировали эту пьеску так, что плюнули и на гостеприимство, и на единые тюркские корни ( но мы не единые народы!), показали себя абсолютно некультурными, главное - показали свой менталитет.

    ОтветитьУдалить
  7. а ты анонимный смотри на результат. этот скандал до всепланетарной жо.....пы довели. в рб знают об этом, в рт знают, на уровне президентов дошло, что миниханов и рустемыч хамитов башлык выскозались, до уровня министерств.

    кроношпановцы год воюют, а до сих пор никто их в серъез воспринимать не хочет и пытаются игнорировать.

    Кому нужен весь этот срач какач ?

    ОтветитьУдалить
  8. кому кому. всем тем, кто нарушает закон и делает свои не законные делишки в республике. а кто у нас нарушает законы? это хамитов. это его окружение, это чинуши, это татарские шовинисты и в том числе и башкирские холуи-нувориши,русские фашиствующие олигархи, дармоеды, которые считают нас своими рабами и используют , как дешевую рабсилу, и далее желают грабить наши природные богатства

    ОтветитьУдалить
  9. Все таки рабы, дешевая рабочая сила, ограбленны. Да уж ((( САлават Юлаев не понял бы рабов потомков, дешевых, ограбленных.

    ОтветитьУдалить
  10. Не думаю, что это реплика одного артиста. Режиссер ставил, костюмер подбирал костюмы и т.д. Артист-то на самом деле в башкирском одеяние. И вдруг - оплошность. По-моему это было "проверка связи".

    ОтветитьУдалить
  11. ну теперь очередь за башкортами. тоже поставить спектакль где татарин . путем жополизнечества предательства и лести добивается карьерных высот . и тогда будем квиты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. аахахах. унизим лучше в театре публично русского.

      Удалить
  12. В искусстве ничего не понимаете - ходите в цирк господа башкиры!

    ОтветитьУдалить