четверг, 23 января 2014 г.

"Оговоренные". Наша встреча с министром образования

В понедельник, 20 января, наша встреча с Гаязовым состоялась.(Предыстория здесь http://lina-seregina.livejournal.com/332995.html)

Попробую рассказать, как все было.

Глава 1. Ошибка партизанки.
До обеда, часов в 11, позвонила в министерство узнать о времени встречи, Гаязов спросил, кто будет со мной, я сообщила (зря!зря!зря!), что Афанасьев из Собора русских, Катя Синдеева, и еще кто-нибудь из родителей. (Виктор Петрович Афанасьев заведует отделом просвещения Собора русских РБ, где проводилось анкетирование об изучении русского и башкирского языков, кроме того, недавно Виктор Петрович имел беседу с директором школы, на которую я ссылалась, когда задавала вопрос министру на пресс-конференции в Агентстве Интерфакс, Катя Синдеева - мама отличницы-второклассницы, которая объявлена неуспевающей из-за того, что не изучает башкирский язык)


За час до встречи мне позвонил Афанасьев и сказал, что в Соборе внезапно собирается какое-то собрание, и ему, как заму, никак нельзя не присутствовать, поэтому к министру попасть он не сможет ("Как будто что почуяли" - сказал).
Это было очень плохо. Потому что Виктор Петрович должен был принести и текст обращения от имени полутора миллиона русских в Госсобрание РБ с предложением поменять формат изучения башкирского языка, и данные анкетирования, и в деталях рассказать министру о своей беседе с директором школы. Кроме того, у Виктора Петровича есть предложения для улучшения работы министерства.
Ну что ж? На войне как на войне. Придется идти без Петровича нам, одним мамочкам.
И мы - я, Катя Синдеева и Наташа Андреева, пошли к министру.

Глава 2. Сюрприз министра.
Пришли мы вовремя и нас практически сразу пригласили в кабинет.
А там - сюрприз!
"На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич..." В общем, в кабинете министра были: сам Гаязов во главе стола, по правую руку от него - зам Аристархов, зав.школьным отделом Ишемгулова (жаль, что я поздно ее заметила), кажется, еще кто-то, а по левую - еще зам (молодая чиновница), и, самое главное - директор школы, в которой учится Катина дочь, и чиновницы из РОНО Калининского района, с которыми Катя мужественно сражается за права своего ребенка вот уже несколько месяцев. В общем, их там было около восьми человек (если не ошибаюсь).
Я не поняла, почему нас не предупредили об этом, почему хотя бы Катю не предупредили о том, что ее у министра такая "дружная компания" ожидает? Мы-то думали, что с Альфисом Суфияновичем напрямую будем общаться, поведаем ему свои печали, расскажем о бесправном положении родителей, о том, как администрации некоторых школ и чиновники РОНО беспредельничают, о настроениях в широких родительских массах... Чтобы человек понял наконец, что творится в его "королевстве", чтобы подумал, как все изменить, чтобы стало лучше, чтобы вместе подумать... К тому же, у нас и предложения имеются, и они вполне здравые. Ведь можно же работать вместе! Можно же людей до конца выслушать и постараться понять, чего же они хотят.
Конечно, на продуктивную встречу была надежда маленькая совсем, но она все же была.

Глава 3. Концерт работников просвещения
Но, к сожалению, вместо разговора по душам мы получили обычный концерт, разыгранный как по нотам...
Сначала выступила директор Катиной школы, она рассказала об учебных планах, о количестве часов, отведенных в разных классах на русский язык, министр периодически пояснял нам детали (хотя мы, как я уже говорила, на этом всех собак съели, все часы давно у нас считаны-пересчитаны, все планы разобраны). Это было сделано к тому, чтобы доказать, что в классе, где учится дочь Екатерины, уроков русского языка достаточно.
Для чего было это выступление - непонятно, потому что случай с Катей - другой. Екатерину не устраивает то, что ее ребенка принуждают изучать башкирский язык, хотя учащиеся вторых классов могут обучаться и без этого предмета.
Я спросила директора школы, почему они нарушают закон и, несмотря на то, что в мае месяце классом было подписано заявление о желании обучаться по программе без изучения башкирского языка, данному классу башкирский язык в расписание все же поставили? Еще я сказала о том, что на родителей в дальнейшем было оказано психологическое давление, их вызывали по одному-по два в кабинет директора, в результате чего в сентябре те же родители подписались под другим учебным планом - с изучением башкирского.
На что мне директор ответила, что да, такое заявление было, но все же решили башкирский язык изучать, потому что школа приняла учебный план с башкирским. И в кабинет она не по одному вызывала, а по два и даже по пять человек, а потом, после публикаций в интернете о давлении на родителей, вообще решила собрать родительское собрание, и там все родители дружно согласились на изменение учебного плана. Не согласились только двое - Катя и еще одна мамочка.
К сожалению, я не увидела вовремя Ишемгулову, а то я бы ее попросила прокомментировать эту ситуацию, потому что г.Ишемгулова уверяла меня недавно, что, для того, чтобы дети обучались по какому-то варианту учебного плана, достаточно того, чтобы до августа месяца за конкретный учебный план подписалось большинство родителей класса.
В общем, дальше все пошло по накатанному сценарию: Катю стали стыдить за то, что она против изучения башкирского, что она портит жизнь своему ребенку, что ее дочь, если не будет изучать башкирский язык, будет лишена аттестата, как не прошедшая учебную программу, что так нельзя и т.д. и т.п. Министр согласно кивал. А Катина дочь - круглая отличница, победительница олимпиад для младших школьников, но ей не дают почетные грамоты за отличную учебу из-за того, что она не аттестована по башкирскому.
Наталья Андреева, ребенок которой тоже не изучает башкирский язык, в классе которой случилась точно такая же история (класс целиком подписывается за программу без изучения башкирского, но, после "индивидуальной работы" в кабинете директора, класс дружно подписывается под другим учебным планом), заявила, что никто из нас не выступает против изучения башкирского языка, а только лишь за добровольное изучение. И пояснила, что если обучение будет добровольным, то, возможно, когда ребенок станет старше и у него появится интерес к языку, то тогда и можно было бы изучать. А так, - в принудительном порядке, - ни за что. К тому же у детей и так нагрузки огромные, со второго класса дети начинают изучать английский язык, а два незнакомых языка в один год - это слишком.

Глава 5. Не сглазьте!
К чести министра, он задумался над фактом излишних часов на изучение языков: русский, английский, башкирский, родной - не слишком ли много для обычного ребенка-второклассника обычной средней школы?
Дай Бог, чтобы задумался поглубже, а мы, родители, уже давно об этом тревогу бьем. Ну, не будет у нас нормальной, крепкой школьной базы, если мы всех детей, независимо от наклонностей и способностей, будем обучать нескольким языкам прямо со второго класса! Всем российским детям, прежде всего, нужно хорошо выучить русский язык. Несколько языков сразу изучать могут только лингвистически одаренные дети, таких у нас не так много, конечно. Для данной группы детей давно существуют гимназии.

Глава 6. Разговоры стихнут скоро - аттестат останется
Нет нужды посвящать вас во все подробности нашего разговора, ибо он был бестолковый. К тому же, с нами не было ни одного родителя, который бы смог доказать, что в школах принуждают принимать учебные планы с изучением родных языков, а это - сокращение русского языка почти наполовину, таких школ много, к тому же в некоторых школах всех детей даже принуждают родным языком выбирать башкирский! В частности, в 18 школе есть классы, где всех поголовно уговорили подписать учебный план с изучением башкирского языка как родного, к сожалению, родительница из этой школы не смогла приехать на встречу. Если министру будет интересно, я ему эту встречу организую.
Про невыдачу аттестата - это вообще отдельная песня, потому что не далее, как в прошлом году, в этом же министерстве, мне один из министерских специалистов говорил, что башкирский язык и родной язык не входят в аттестат, и неизучение этих предметов никак на выдачу его не влияет. Если бы влияло - как бы работали частные школы города, в которых эти предметы не изучаются, аттестаты выдаются, а лицензии школам выдает это же министерство?
Не хотелось бы думать, что нас просто тупо запугивали, но вот думается почему-то...

Глава 7. Фокус-покус! Не изучать можно, но нельзя, потому что потому
В конце нашей встречи Гаязов с грустью сказал, что думал, что разговор будет о нехватке часов русского, но ведь такой проблемы уже нет, а свелось все снова к обсуждению изучения башкирского языка, который все же изучать нужно. Посетовал, что разговор получился непродуктивным. Оказывается, министр думает, что проблем с часами русского языка уже нигде нет!
Катя вытащила вырезку из КП, где было напечатано интервью с ним, и мы спросили: как же нужно понимать его слова о том, что учащиеся 1-3 классов могут не изучать башкирский язык? Разве это - не наше право? На что чиновницы стали говорить что-то о том, что интервью в газете ничего не значит! Прямо при Гаязове! Когда же я попросила его прокомментировать это интервью, он сказал примерно следующее (за дословность не ручаюсь, но за смысл - да): "Я от своих слов не отказываюсь, но башкирский язык изучать нужно, потому что есть законы, потому что это - государственный язык".
Нет, где еще такие фокусы увидишь и такое услышишь, как не в министерстве образования?

Глава 8. Триумф работников просвещения
Но самое забавное и самое показательное было в самом конце.
Когда мы уже вставали, чтобы уходить, одна из дам-чиновниц вынула распечатку маленькой заметки Анастасии Львовой с сайта Уфа1 http://ufa1.ru/text/newsline/747594.html и с негодованием потрясла, обращаясь ко мне:

- Посмотрите, что Вы написали про Альфиса Суфияновича!
- Что я написала? - удивилась я.
- Вы написали, что Альфис Суфиянович оговорил вас, а он никого не оговаривал! Как не стыдно такое писать?

Признаться, я ничего не поняла поначалу, т. к. не знала тогда, откуда это, но выручила Наталья, которая читала эту заметку. Она прочитала выдержку: "По словам Галины Лучкиной, министр отрицает нарушение федерального образовательного стандарта в Башкирии. Он оговорил, что неспециалистам сложно разобраться в учебных планах и что русскому языку выделяется необходимое число часов" (конец цитаты) и сообщила присутствующим работникам просвещения, что в данной заметке слово "оговорил" употребляется в смысле "пояснил", "обговорил", на что и министр, и чиновники от образования дружно стали доказывать, что именно эти слова и нужно было употреблять, а не оговаривать напрасно министра...
Мне показалось, что я на съемках "Ералаша"...

Да не говорю я о нарушениях федерального образовательного стандарта, на пресс-конференции я задала вопрос о нарушении закона о праве выбора учебных планов, о принуждении выбирать планы с изучением родных языков, где уроков русского языка очень мало, и о принуждении изучать башкирский язык. По закону - участники образовательного процесса вправе выбирать учебный план! Вот какое право нарушается практически во всех школах!

Глава 9. Люди и машины
И тут я поняла, почему нас здесь понять не могут, как мы ни бейся.
И еще я поняла, что наши дети и наше образование - заложники чинуш вот такого уровня...
А самое главное, что я поняла - нельзя сдаваться! Люди! Если мы сдадимся, вот эти тети, которые не могут понять простейший текст, написанный русским языком, так и будут принимать за нас учебные планы, управлять нашим образованием и направлять его в такие дебри, что мало не покажется.

Как правильно сказала Наталья после встречи: "У Гаязова не было цели выслушать и постараться понять нас, не было цели постараться решить проблему, у него была одна цель - погасить нас и погасить конфликт. Девочки! Чиновники - не люди! Это - машины. Функциональные машины. Не надо надеться, что они будут что-то делать для наших детей и для образования. Про них надо забыть. Надо действовать по-другому. Суды. Обращения в законодательные органы. Только так. А чиновник никогда не будет действовать в интересах народа. Никогда! У чиновника - свой интерес."

Глава 10. Отдайте нам наши права!
И мое маленькое пояснение. Нормальное школьное образование по нашему мнению, господин министр - это когда каждому школьному коллективу, каждому классу дается право выбора учебной программы, когда администрация школы дает исчерпывающую информацию о правах участников образовательного процесса, об особенностях тех или иных вариантов учебных планов, о том, в частности, что при выборе учебного плана с изучением родных языков часы на изучение русского языка сокращаются до 40%, о том, что родные языки можно изучать факультативно, о том, что и башкирский язык можно изучать факультативно в русскоязычной школе. Можно! И это не является преступлением или неуважением ни к одному языку или народу! Это - наше ЗАКОННОЕ ПРАВО.
А вот то, что данная информация тщательно скрывается и то, что родителей не мытьем, так катаньем, уговаривают принять такой-то вариант учебного плана - вот это уже, по моему мнению, самое настоящее должностное преступление.
И пока виновные в таких преступлениях будут выгораживаться и поощряться, а пострадавшие - всячески третироваться, позитивных сдвигов в образовании нам не видать.

Глава 11. Я знаю - город будет, я знаю, саду цвесть!
Я понимаю, что для того, чтобы сдвинуть эту ситуацию, нужно пойти на подвиг, нужно забыть о себе и своем комфорте и думать о детях и будущем России, о том, как максимально повысить уровень образования наших детей, нужно начинать учиться у других регионов, где давно и успешно обучают детей при том же уровне финансирования, например, поехать в Кирово-Чепецк, вот в эту гимназию http://l-eriksson.livejournal.com/421905.html и перенять их опыт сотрудничества с родителями при составлении учебных планов.
А как можно что-то поменять в нашей стране в наше время без личного подвига, я не понимаю.
Я буду очень рада, если наш министр образования окажется способным на подвиг.
Ведь если в нашем регионе обеспечить соблюдение законов, если на школы перестать оказывать давление в выборе учебных планов, если к изучению родных языков подойти творчески, если башкирский язык изучать добровольно и творчески, то наш регион через несколько лет выйдет в передовые по качеству образования. А самое главное, - у нас будет спокойно жить, исчезнет межнацнапряжение, к нам потянутся инвесторы, а дети, закончив ВУЗы, не будут уезжать в другие города. Потому что качественное школьное образование - один из главных приоритетов современных родителей. Потому что мы, родители, думаем о будущем наших детей, а не о красивых цифрах.

P.S. Кстати, Катя вскорости будет подавать в суд.




СпиЖЖено у http://lina-seregina.livejournal.com/333441.html

11 комментариев:

  1. Кто то из великих сказал – «Язык коренного населения не изучают захватчики либо идиоты». Определитесь, вы захватчик или идиот. Если вы захватчик, то к вам будут относиться как к захватчику, а если идиот, то вас необходимо лечить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И то и другое. Поскольку держать другие народы в оккупации - это уже ненормально

      Удалить
    2. Да уж, точно. Свобода башкирам, татарам, чувашам.

      Удалить
  2. позор министру,за беседы с дурами.

    ОтветитьУдалить
  3. Мы тоже знаем, башкирский город Уфа был, ему 3,5 тысячи лет, и будет. А вашу, простите, полностью вашу ерундистику прочитать нет времени, не получилось узнать фамилию, везде "я,я..." надо лечить от ненависти.

    ОтветитьУдалить
  4. Посетите хоть раз урок БЯ -кто преподает это ведь вообще непрофессионалы.а те кому нужно выслужиться и нужна двойная ставка.

    ОтветитьУдалить
  5. Глупости! Вы живете в Рязани? И вас заставляют изучать Башкирский язык? Детей учат читать и писать, учат разговор ной речи это не плохо. Знать несколько языков или хотя бы понимать о чем речь. Тем более проживаем мы в Башкирии. На урока детей не заставляют учить поэмы и писать сочинения. Что плохого если ваш ребенок кроме русского и английского будет понимать и Башкирский язык. В дальнейшем это может очень пригодиться.

    ОтветитьУдалить
  6. Здесь некоторые люди такого мнения, что иногда не только тошнить...Кому нужны или понадобились баш.,тат., и др. языки? Только дома разговаривать со своими дедушками и бабушками! Я бы дал совет матери этого второклассника, не порть нервы себе и ребёнку, всё равно оценки ставят таким образом: те кто по национальности-русский -тебе тройка, ты татарин- четверка, ты башкир- пять. А во власти одни МУМУ, которые не держат своё слово.

    ОтветитьУдалить
  7. "Кому нужны или понадобились баш.,тат., и др. языки? "
    Нужен ли ты сам Башкирии, понаехавший своим уставом в чужой монастырь,
    или уже забыл, что ты потомок колонизатора?

    Башкирский - язык Башкирии, и каждый должен его знать, если не заблудший или иностранец.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слушай,"коренной башкир",ты сам пришелец.Вспомни как твои предки кланялись Ивану Грозному дабы войти в состав России!

      Удалить
  8. Рождён и живу в Башкирии, разговариваю и пишу на башкирском без ошибок и акцента, но он никогда мне не понадобился, ни в институте, ни в жизни. Был в Казани, а там многие в своих национальных костюмах ходят и разговаривают на татарском языке. А вы на этом сайте только и ругаетесь, ничего существенного не делаете.

    ОтветитьУдалить