Правительство Башкирии в очередной раз хвастается: регион
вошел в число субъектов РФ с высоким качеством управления региональными
финансами.
По итогам прошлого года Башкортостан получил высшую оценку
наряду с еще 22 регионами, вошедшими в группу субъектов РФ с высоким качеством
управления региональными финансами. Таким образом, республика улучшила свои
позиции по сравнению с 2011 годом, когда была отнесена к категории регионов с
надлежащим уровнем качества управления. По итогам 2012 года во вторую группу
вошли 54 региона. Еще шесть российских субъектов попали в третью группу – с низким
качеством управления региональными финансами.
Традиционный мониторинг федеральный Минфин проводит по шести
направлениям, в числе которых качество бюджетного планирования, исполнения
бюджета, управления долговыми обязательствами, управления государственной
собственностью и оказания государственных услуг, а также финансовые
взаимоотношения с муниципальными образованиями и степень прозрачности
бюджетного процесса.
Вопросы для рассуждений: что курят в федеральном
министерстве и откуда столько позитива у местного правительства?
Недавно, сообщают федеральные СМИ (местные-то "рупоры
пластилиновой правды" пугливо молчат), коллегия Счетной палаты России
рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия "Анализ
эффективности системы управления социально-экономическим развитием Республики
Башкортостан в условиях совершенствования стратегического планирования и
механизмов государственных закупок".
Так-то в целом, конечно, были отмечены положительные
тенденции социально-экономического развития республики. Но, отмечает СП, для
реализации в полном объеме данного потенциала требуется совершенствование
существующей системы стратегического управления с учетом ожидаемых целевых
эффектов, определенных документами государственного стратегического
планирования на федеральном уровне.
Ведомство выявило ряд недостатков в организации системы
государственного стратегического планирования республики.
Так, в "Стратегии социально-экономического развития
Республики до 2020 года" не отражен экономический потенциал Башкортостана,
благодаря которому в Республике могут быть созданы конкурентоспособные кластеры
в кооперации с другими регионами Приволжского и Уральского федеральных округов.
"Из 32 приоритетных инвестпроектов Приволжского
федерального округа только один проект реализуется на территории Республики, -
подчеркивается в сообщении палаты. - При этом в инвестпроектах федерального
округа не представлены предприятия республики по таким базовым отраслям
экономики, как нефтехимия, АПК и машиностроение, где они являются
системообразующими в рамках федерального округа".
Кроме того, не щадит регион ведомство, отсутствует порядок
разработки, реализации и оценки эффективности республиканских госпрограмм, в
том числе обеспечивающий увязку госпрограмм региона с целями и показателями,
приведенными в "майских" указах Президента России и государственных
программах Российской Федерации.
Более того, результаты анализа реализации
"майских" указов Президента России в республике Башкортостан
свидетельствуют о недостаточности финансовых ресурсов на их реализацию.
Да, в 2012 году республика вошла в число регионов,
обеспечивших наибольший рост заработной платы педагогических работников.
Например, средняя заработная плата педагогических работников образовательных
учреждений общего образования была увеличена в 4-м квартале 2012 года до 23905 руб,
при целевом показателе среднемесячной заработной платы за 4-й квартал 2012 года
- 22690 руб.
"Однако требуются дополнительные усилия по поиску
источников финансирования для безусловного выполнения "майских"
указов Президента России, в том числе за счет оптимизации налоговых
льгот", - отмечает палата.
По состоянию на июль 2013 года общая потребность в средствах
консолидированного бюджета на реализацию указов Президента России на период с
2013 по 2018 годов составляет около 216 млрд рублей. Дефицит средств в
2013-2015 годах составляет около 76 млрд руб.
Реализация "майских" указов Президента России
осуществляется в регионе на фоне значительного роста с 2007 года
государственного долга республики Башкортостан.
"По сравнению с 2010 годом по итогам 2013 года
прогнозируется рост госдолга Республики с 10 млрд. рублей до 20 млрд рублей,
или в два раза", - констатирует палата.
Также, среди основных недочетов выявлен недостаточный
уровень организации системы планирования размещения закупок по объектам республиканской
адресной инвестиционной программы у госзаказчиков, что должно быть устранено в
ходе перехода на нормы закона о контрактной системе (44-ФЗ)", -
подчеркивает ведомство.
Кстати говоря, статьи башкирского бюджета корректировались в
течение года неоднократно. Первоначально, по закону о бюджете 2012 года,
планировалось, что доходы составят 101 млрд 734,8 млн рублей, расходы - 112
млрд. 734,783 млн рублей, дефицит – 11 млн. рублей. Однако в результате
нескольких изменений закона размер доходов увеличился на 12%, расходы – более,
чем на четверть. Почему такие изменения, если инфляция отчасти прогнозируема,
пенсионеры в один день все не вымрут, а дети за год не закончат школы и институты?
Очень многое указывает на то, что едва ли в регионе все
благополучно с финансовым планированием. И назначение г-на Марданова на
должность смотрящего за финансами не случайно, и вот теперь – оплеуха от
Счетной палаты. Может, опять обратиться к местным блогерам? Похоже, только у
них всегда есть ответы на все вопросы?
Ксения Обломова
25.11.2013. Финансовые ресурсы на реализацию «майских» указов Президента России в Республике Башкортостан недостаточны - Юрий Росляк
ОтветитьУдалитьКоллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок». Экспертно-аналитическое мероприятие проводилось в соответствии с Планом работы Счетной палаты на 2013 год. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
В целом были отмечены положительные тенденции социально-экономического развития Республики Башкортостан, но для реализации в полном объеме данного потенциала требуется совершенствование существующей системы стратегического управления с учетом ожидаемых целевых эффектов, определенных документами государственного стратегического планирования на федеральном уровне (Указами Президента России и госпрограммами Российской Федерации).
В ходе мероприятия был выявлен ряд недостатков в организации системы государственного стратегического планирования Республики Башкортостан.
Так, в «Стратегии социально-экономического развития Республики до 2020 года» не отражен экономический потенциал Башкортостана, благодаря которому в Республике могут быть созданы конкурентоспособные кластеры в кооперации с другими регионами Приволжского и Уральского федеральных округов. «Из 32 приоритетных инвестпроектов Приволжского федерального округа только один проект реализуется на территории Республики. - подчеркнул Юрий Росляк. - При этом в инвестпроектах федерального округа не представлены предприятия Республики по таким базовым отраслям экономики, как нефтехимия, АПК и машиностроение, где они являются системообразующими в рамках федерального округа».
Кроме того, отсутствует порядок разработки, реализации и оценки эффективности республиканских госпрограмм, в том числе обеспечивающий увязку госпрограмм региона с целями и показателями, приведенными в «майских» указах Президента России и государственных программах Российской Федерации.
Аудитор также сообщил, что результаты анализа реализации «майских» указов Президента России в Республике Башкортостан свидетельствуют о недостаточности финансовых ресурсов на их реализацию.
При этом было подчеркнуто, что в 2012 году Республика вошла в число регионов, обеспечивших наибольший рост заработной платы педагогических работников. Например, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования была увеличена в 4-м квартале 2012 года до 23905 руб., при целевом показателе среднемесячной заработной платы за 4-й квартал 2012 года - 22690 руб.
«Однако требуются дополнительные усилия по поиску источников финансирования для безусловного выполнения «майских» указов Президента России, в том числе за счет оптимизации налоговых льгот», - отметил аудитор.
По состоянию на июль 2013 года общая потребность в средствах консолидированного бюджета на реализацию указов Президента России на период с 2013 по 2018 годов составляет около 216 млрд. рублей. Дефицит средств в 2013-2015 годах составляет около 76 млрд. руб.
В этой связи Юрий Росляк акцентировал внимание членов Коллегии на том, что недостаточность средств для реализации указов Президента России является актуальной проблемой для большинства субъектов Российской Федерации, что требует дополнительного обсуждения в рамках рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
На Коллегии также отмечалось, что реализация «майских» указов Президента России осуществляется в регионе на фоне значительного роста с 2007 года государственного долга Республики Башкортостан.