Хамитовцы научились эффективно управлять статистикой, а не экономикой
Попробуем разобраться в статистических «хитросплетениях» и заглянуть в региональное «зазеркалье». Какие изменения в социально-экономической ситуации произошли в Башкортостане со сменой главы региона?
Как показывает международная практика, наилучшее самочувствие имеет то общество, где различие в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет от 5 до 8 раз. В нашей стране в 2003 году разница в доходах была равна 14,5 раза.
Именно тогда, в 2003 году, за решение проблемы бедности взялись всем миром: федеральное правительство направило большую часть нефтегазовых доходов на социальные расходы (доля расходов на социальную политику превысила треть расходов федерального бюджета), главы регионов принялись следить за ростом оплаты труда в бюджетной сфере.
Результат получился интересным. Согласно докладу Института социологии РАН, опубликованному этим летом, доля бедных в нашей стране составляет 30%. Социологи делают вывод, что за 10 лет не изменилась доля людей, имеющих доходы выше прожиточного минимума. Разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных в 2012 году возрос до 16,4 раза.
Согласно официальным статистическим показателям складывается иная картина. По данным Федеральной службы государственной статистики, число «бедняков» в стране снизилось с 20,3% в 2003 году до 11,2% в 2012 году. В количественном выражении число людей, находящихся за чертой бедности, в прошлом году составило 15,8 миллиона человек.
Попробуем разобраться в статистических «хитросплетениях» и заглянуть в региональное «зазеркалье». Какие изменения в социально-экономической ситуации произошли в Башкортостане со сменой главы региона?
Кривое зеркало статистики
В качестве основных показателей при анализе социального положения населения часто рассматривают рост среднемесячной зарплаты, стоимость минимального набора продуктов и размер прожиточного минимума, индекс потребительских цен и ряд других экономических индикаторов.
В первую очередь обращает на себя низкий рост прожиточного минимума в 2012 году. Так, в Башкортостане в прошлом году он вырос на 0,4% (в РФ – на 2,2%), тогда как индекс потребительских цен составил 6,2%. Стоимость минимального набора продуктов в нашей республике повысилась на 9,2%, превысив российский показатель (7,8%). Это означает, что башкирское правительство, не повышая прожиточный минимум, искусственно занижало уровень бедности.
Гораздо выше в нашем регионе был рост индекса цен на недвижимость, нежели изменение прожиточного минимума, стоимости минимального продуктового набора и индекса потребительских цен. Так, первичное жильё, согласно данным статистики, в Башкирии подорожало на 14,6% (в РФ – на 10,7%; в ПФО – 12,9%), вторичное жильё поднялось в цене на 18% (в РФ – на 12,1%; ПФО – 15,6%). По данным сайта «Avito Недвижимость», в 2012 году Уфа и Нижний Новгород были лидерами роста цен на готовое жильё. Стоимость вторичного жилья подскочила на 20% в Уфе и 21% в Нижнем Новгороде.
Увеличение стоимости недвижимости опережало рост среднемесячной начисленной зарплаты в Башкортостане. Среднемесячная зарплата в нашей республике, согласно данным российского статистического ведомства, выросла на 11% (в РФ – 13,2%; в ПФО – 13,7%). Среди соседей по округу по приросту среднемесячной зарплаты Башкортостан отстал от Татарстана (16,2%), Нижегородской области (13,4%), Самарской области (12,4%). Более высокий темп роста средней зарплаты в стране, по сравнению с Башкортостаном, привёл к отставанию нашего региона по этому показателю от среднероссийского значения на 30,5% и к 44-му месту среди 83 регионов по величине зарплаты (в ПФО – 5-е место).
В результате на среднероссийскую зарплату можно приобрести 10,3 минимального набора продуктов, а в Башкирии – 8,5 (в Татарстане – 10,4; в Нижегородской области – 8,9).
Такая ситуация способствует оттоку экономически активного населения, в том числе выпускников вузов и школ, за пределы республики, и притоку жителей других регионов, как правило, нефтегазовых, «торгового люда» и мигрантов из стран СНГ и южных регионов России. Подтверждают это и статистические данные. В 2012 году Башкортостан покинули 129,5 тысячи человек, в то время как им на смену прибыли около 122 тысяч мигрантов (подробнее об этом в №32 – 025 «НВ РБ», «Башкирия теряет население»).
Дополняет нерадостную картину рост «ипотечной» или долговой зависимости жителей республики. В этом году объём ипотечных займов вырос на 58% и составил 65 миллиардов рублей. Башкортостан по этому показателю переместился на 7-е место в России. При этом количество непогашенных кредитов выросло до 43000, или в два раза.
Нам знаком американский путь. Там правительство вместо обеспечения роста зарплаты средним и малоимущим слоям населения пошло на поводу у банков в раздаче жилищных кредитов. В результате дефолт по ипотечным займам в США привёл к экономическому кризису в 2008 году. И это наш путь?
Странности борьбы с нищетой
Растёт дифференциация в доходах и среди городов и районов Башкортостана. По сообщениям Министерства труда и социальной защиты населения РБ, в ряде районов среднемесячная зарплата в 2012 году не превысила 65% от среднереспубликанского уровня: Баймакском (59,3%), Бурзянском (59,6%), Зилаирском (62%), Миякинском (62,1%). Выше среднерегионального уровня зарплата только в шести районах и городах республики, включая Уфу, Салават, Уфимский, Краснокамский районы.
Значительное отставание в уровне оплаты труда прослеживается в сельском и лесном хозяйстве (54% от среднего показателя по региону), в гостиничном и ресторанном бизнесе (58%), в образовании (70%), здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг (82%).
Эти показатели можно списать на отсутствие финансовых средств у городов и районов: нет денег на повышение зарплаты в бюджетной сфере, на создание комфортных условий – у предпринимателей и сельхозпроизводителей. Но обратим внимание на некоторые странности. Объём дотаций в районах с низким уровнем среднемесячной зарплаты составляет 70 и более процентов. Баймакский район – 81%, Миякинский – 75,9%, Илишевский – 69,6%. С другой стороны, в ряде дотируемых районов (Калтасинском и Краснокамском) зарплата превысила средний по республике уровень, хотя собственные доходы в Калтасинском районе не превысили 25% (!), в Краснокамском – 50%.
Такая же ситуация складывается и с выплатой зарплаты. Почему-то в одних муниципальных образованиях проблему образовавшейся задолженности по зарплате решают эффективно, а в других, таких, как Кумертау и Туймазинский район, никак с ней справиться не могут. Для справки: на эти два муниципалитета приходится около 55% всей республиканской задолженности по зарплате. Только ОАО «Туймазыстекло» задолжало работникам более 60 миллионов рублей. Не считая этой суммы, за июнь текущего года, согласно официальной информации, долги по зарплате подскочили с 30 до 50 миллионов рублей.
Всё упирается в вопросы управления территорией. Бороться с бедностью нужно не статистическими инструментами, как это делают в Башкортостане, а с помощью реальных экономических и административных рычагов. Нужно забыть о родстве, кумовстве и различных коррупционных проявлениях и содействовать повышению уровня жизни не на бумаге, а в реальности.
Большое значение имеет политическая воля регионального лидера, способного заставить эффективно работать чиновников на разных этажах власти и стимулировать бизнес на увеличение благосостояния своих работников. К сожалению, сегодня ни возможности, ни желания у региональной власти действовать разумно и рационально – в пользу жителей республики – не наблюдается.
Илья Свинцов
Комментариев нет:
Отправить комментарий