среда, 3 декабря 2014 г.

Уфа - Мусульманское гетто

Каким должен стать культурный и градостроительный код столицы республики? Кому ставить памятники, что и где строить? Об этом мы беседуем со знатоком уфимской старины Михаилом Родновым.

- Михаил Игоревич, Уфа толерантный город?
- В нашем регионе люди всегда были терпимыми. В отличие, например, от Кавказа. Есть воспоминания Василия Немировича-Данченко, брата знаменитого основателя Московского художественного театра. Он плыл по Каме и стал свидетелем того, как татары решили помолиться. Пассажиры ушли на корму парохода, чтобы им не мешать.



Это его очень поразило, ведь когда он на Кавказе увидел подобное, то горцев, пытавшихся сделать это, грубо осмеяли. У нас есть ещё межэтническая информированность. Местное население знает обычаи соседей, старается не вмешиваться в их дела, принимает их обычаи и традиции. Что сильно отличало наш регион от Кавказа и Запада – отсутствие оголтелого национализма.
Известный уфимский краевед Руф Игнатьев одно время работал редактором «Минских губернских ведомостей». И был в шоке от польского национализма. Русских могли побить на улице. Оскорбления, доносы. Такая ненависть стала для него шоком. Ведь в Башкирии он общался со ссыльными поляками, и проблем не было. У нас межэтнических конфликтов не зафиксировано даже в гражданскую войну. Хотя после распада СССР местные националистически настроенные историки пытались найти что-то подобное. Но у них ничего не получилось.

- Как дела обстоят сейчас?
- Современные реалии усиливают националистические течения. Общий взрыв национализма всегда происходит тогда, когда какая-то идеология рушится и люди пытаются искать опору не в новом, а в старом. В архаических формах. Это касается всей России.

- Вы слышали о том, что в Уфе у Покровского храма забирают земли под мусульманский досуговый центр?
- Это от недостатка у кого-то ума. Чем наша столица отличалась от остальных городов Поволжья? У нас никогда не было мусульманского гетто. В Казани -
 татарская слобода, в Оренбурге - Сеитов посад. У нас татары всегда селились вперемежку с другими. Были конечно проблемы, но небольшие (смеётся). В 1910 году местные русские предприниматели подали жалобу. По закону в церковные праздники православные отдыхали, и наши купцы обязаны были закрывать свои магазины. А татары - нет. Русские потребовали: «Либо нам разрешите торговать, либо им запретите».

- А почему о башкирах-горожанах не говорите?
- Их до 1917 г. в городе прак-тически не было. Да и вокруг Уфы собственно башкирского населения было немного. Оно составляло к 1920 г. около 15% жителей Уфимской губернии. Основная масса башкир проживала в Оренбургской губернии.

- Миграция началась только при советской власти?
- Все из деревни в город побежали из-за коллективизации.

- Уфимский певец Сергей Круль заметил как-то, что Уфа становится магометанским городом. По его мнению, стали преобладать тюркская топонимика, памятники.
- Доля правды есть. Но у нас всегда была татарская община в 15-20% жителей. Что касается топонимики, я сторонник мягкого варианта. Оставить таблички с современными наз-
ваниями с упоминанием на них старых.

- У нас этот процесс уже начали?
- Да, но без глупостей не обходится. Улица Ленина оказалась Лазаретной, хотя называлась Центральной. Видимо, этим занимается малограмотный городской чиновник. Переименований быть не должно. Улица, ныне носящая имя Мустая Карима имела много наименований. Оставить последнее, но внизу повесить табличку «Бекетовская». Да, документально не подтверждены заслуги Ирины Ивановны Бекетовой, но все
историки в XIX веке писали, что она помогала погорельцам отстроиться. Название улицы это прежде всего наш юридический адрес. А его смена по чужой инициативе на неизвестно что– безумие. Новое наименование - только с согласия жильцов. Если сами захотят иметь проблемы с переоформлением документов и т.п.

Памятники не актуальны

- У нас же есть купец Дюков - свой Минин?
- Вы имеете в виду осаду Уфы 1773-1774 года пугачёвцами? Защитников было много, всё население поднялось на защиту города. И ростовский купец Дюков только один из них. Когда Екатерине II рассказали про осаду, она сказала знаменитое: «Уфу граждане отстояли». В XIX веке даже обсуждали вопрос о сооружении памятника  возле Троицкой церкви, где сейчас монумент Дружбы, защитникам Уфы.

- Обороны крепости в классическом понимании не было?
- Кремля уже не существовало. Обороняющиеся умело использовали рельеф местности, полевые укрепления. Благодаря хорошей артиллерии отбились. А у восставших и пушек было мало, и стрелять они не умели.

- Городской глава Дмитрий Волков много сделал для Уфы, некоторые считают, что его надо увековечить…
- Но как у всякого руководителя были в его деятельности и негативные моменты. Когда он уже завершал свою работу в Уфе, в Городскую думу внесли предложение присвоить ему звание почётного гражданина. Многие депутаты выступили против. Личность крупная, но, руководя городом, и себя не забывал.

Мы повторяем печальный опыт Москвы времён Лужкова. Все эти памятники неизвестно кто ставит, невесть кто принимает решение. Кто-то пробился к начальству, шуры-муры, и договорился о памятнике. Иду как-то через Ушаковский парк. Стоит мужик, в снегу. Думаю, замёрз, подхожу... Оказывается, новый памятник (Смеётся). Эти вопросы не должно решать руководство города единолично. Они должны обсуждаться. Некомпетентность власти может привести к противоречиям. Планируют памятник Валидову в этом же парке установить. А он ныне носит имя Ленина. Как местные коммунисты к этому отнесутся? И вообще, памятники не самая актуальная тема. У нас не хватает зелёных насаж-
дений, сквериков. В историческом центре безумно строятся высотки.

- Но мы стеснены полуостровом. Здесь малоэтажки. И потенциал заселения исторического центра, по мнению главного архитектора города Ильдара Ибрагимова, до конца не использован.
- Все эти архитекторы, которые так рассуждают, живут, скорее всего, как и наше начальство, в загородных домах. Но сами штампуют эти чудовищные высотки. Выборг тоже сидит на полуострове. Но там везде скверики в исторической части города. А мы не можем сохранить то, что есть. Я живу возле парка имени Якутова. Он в жалком состоянии. Сносят старые дома, строят многоэтажки. Из каждой выйдут десятки людей, мамы с колясками и пойдут туда гулять. Там и так траву вытоптали. Его надо расширить в сторону ул. Ленина. Но с точки зрения наших градостроителей снести дом и отдать его под парк, не получив денег – анекдот. Власти не хотят уходить из центра. Это создаёт чудовищную плотность населения, отсутствие зелёных насаждений. Да, начали приводить в порядок сад Лесоводов, взялись за садик на Случевской горе. Но его за пять минут обойдёшь.

- А отремонтированное сами горожане не берегут. В Софьюшкиной аллее уфимцы на скамейках автографы оставляют…
- Это было всегда. Городские власти должны понимать, что за этим нужно следить. В той же аллее в позапрошлом веке устанавливали забор, «вертушку», чтобы скот не заходил. Но местные постоянно её ломали, чтобы козы и коровы там паслись.

- Возвращаясь к теме градостроительства. У нас же развивают Зауфимье и Забелье…
- Там строят на копейку. Нужны мосты, чтобы выходить туда. Но наши чиновники ничего не делают. Сейчас и денег нет. Упустили момент, когда при Рахимове были ресурсы. С другой стороны, не верю, что наши чиновники горят желанием строить мосты. Ведь тогда цены на квартиры и землю в центре упадут. Минимум на 10%. А основной доход местного чиновничества – это торговля землёй. Прямо или косвенно. Сейчас город - должник. Как набранные кредиты покрывать? Продавать землю. И не строить мосты, чтобы она не дешевела.

- А может, в истории Уфы есть примеры по решению градостроительных проблем?
- Более ста лет назад тоже говорили о перенаселении центра. Но решали проблему тогда, как и нынешние власти, через пень колоду. Надо смотреть на процессы в мегаполисах развитых стран. Там все уже выехали за город. А в многоквартирных домах остались эмигранты.


Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

 http://www.u7a.ru/articles/society/8516

24 комментария:

  1. Роднов, как всегда, лжет. По Всероссийской переписи 1897 г. в Уфе проживало 40 тысяч человек. Из них башкир было чуть более 3 тысяч, а татар всего 2 тысячи. Кто не верит - результаты переписи можно скачать в Интернете. По результатам этой же переписи башкиры в Уфимской губернии составляли 40%. Короче, Роднов врет как сивый мерин, а Шупашкарин ему от счастья аж подвывает. Вот до чего доводит людей ксенофобия. Один, будучи доктором исторических наук, откровенно фальсифицирует историю, а другой порочит имя журналиста. В обще, два сапога - пара.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. откуда этот пришлый недоучка может знать историю края.

      Удалить
  2. Эти типа башкиры, на самом деле татары. По переписи 1897 г. фиксировали не национальность, а родной язык, но дело в том, что башкирского литературного языка не было (он появился в 20-е годы XX в.), и люди помня о своей сословной башкирской принадлежности ошибочно считали что их язык и есть башкирский. Что такое башкирский язык люди просто не знали, так не было никаких представлений о том, что это такое. И не было в Уфе и других городах, башки, об этом все объективно судящие люди знают. Тттары строили мечети, типографии (только в Стерлитамаке их было 3), а башкиры продолжали жить сельской жизнью, пока их З.Валидов не поднял.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В городах башкиры вообще не жили, это же кочевой народ, привыкший к фигвамам. Почему посчитали татар башкирами? Так русские такие же невежественные, как и башкиры. Они не очень то утруждались идентификационными маркерами.

      Удалить
    2. Не Вигвамы а юрты башкиры жили в юртах...

      Удалить
  3. Но тогда не было и татарского литературного. Был единый язык тюрки, распавшийся в 20-е годы на башкирский и татарский. Татары как нация образовались в 1920 году, когда была декретирована Татарская АССР. Так зачем же Роднов пишет, что в Уфе жили одни татары? Это ведь натяжка.

    ОтветитьУдалить
  4. Но тогда не было и татарского литературного. Был единый язык тюрки, распавшийся в 20-е годы на башкирский и татарский. Татары как нация образовались в 1920 году, когда была декретирована Татарская АССР. Так зачем же Роднов пишет, что в Уфе жили одни татары? Это ведь натяжка.
    _____________________________
    Ошибаетесь современный татарский литературный язык оформился во второй половине XIX в. Г. Тукай как раз писал и на современном татарском литературном языке (как Пушкин оформивший современный русский литературный язык). Кстати известный татарский политический деятель С. Саид-Галеев - родился в г. Уфе, став затем фактически руководителем Татарской АССР. Я уже не говорю про Султан-Галиева, который родом из Кармаскалинского района или Г. Ибрагимова из Аургазинского.

    ОтветитьУдалить
  5. Роднов, как вам не стыдно врать в наглую о численности башкир в Уфимской губернии и Уфы? Зря вас из никто вырастил покойный Анвар Закирович, сделал историком, а вы теперь служите шовинистам и плюете на историю башкирского народа, приютившего ваших предков и спасшего от верной гибели. Позор. Бог не простить такого.

    ОтветитьУдалить
  6. Дело в том, что вы не найдете ни одного нарратива ранее конца XIX века, язык которого манифестировался бы как татарский. Я не беру в расчет русскую документацию, в которой говорится: такой-то и такой-то с татарского языка толмачил. Потому что под татарским языком здесь могло скрываться что угодно. Напротив, башкирский поэт и писатель Гали Чукури уже в середине XIX века писал: "тач башкорт телендэ язамын". Это он так определял литературный тюрки. Султан-Галиев и Ибрагимов, кстати, оба мишари, писали в начале XX-го. Но опять же не важно когда они писали. Важно в каком качестве определяли свой язык. А он, повторяю, ранее конца XIX века не определялся как татарский. Начиная с Хисаметдина бин Шарафутдина и заканчивая Ризаитдином Фахретдином все определяли его как "туркча". Термины "татары", "Татарстан" - неологизмы периода национально-государственного строительства 20-х годов. Тогда как этноним "башкорт" в арабских источниках известен со времен Салама Тарджумана (IX в.) и Ибн Фадлана (X в.). Надеюсь аутентичность известий этих авторов никто не станет отрицать.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну что, никак башкиры не могут решить на каком языке они будут общаться в гей - муслямском сити? Вы его сначала постройте, а то если к гей сообществу в ближайшее время не обратитесь уКрал совсем денег лишит, с чем будете в городскую администрацию ходить с откатами.

    ОтветитьУдалить
  8. 12:55. Слышь, мразь. Назовись. И если мужик давай забьем стрелку и разберемся. Но похоже ты можешь только тявкать из подвортни. Все вы такие пидоры гнойные...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ты сам-то почему анонимничаешь, гордый элитный защитник башкирских геев-муслямов? Тебя подвортня конечно не устроит, ты выступишь в защиту породистых башкирских геев в курултае не иначе, в крайнем случае в Биде! Ждем! Постатусней только!

      Удалить
  9. Не посмотрев кто автор, чуть за ответ не взялся. Это же пишет башкирофоб, ненавидевший коренной, республикообразующий народ. За эту лживую статью можно отдать под суд и выиграть. Потому что полное вранье. " Местное население знает обычаи соседей, старается не вмешиваться в их дела, принимает их обычаи и традиции..." Вот-вот... башкиры долго принимали вас, теперь вся эта свора не только плюет на башкир, но и говном поливает. Доколе?

    ОтветитьУдалить
  10. Это пишет просто Шупашкарин. Сначала под рассуждения о толерантности критикануть строительство мечети, а потом, раз уж начал писать, бросить какашку в сторону башкир. Стиль типичного провокатора, каким и является наш Шупашкарин. Всегда глуп и безобразен. Все на что хватает его убогого ума и фантазии - это провоцировать башкир. Когда-нибудь он своего добьется.

    ОтветитьУдалить
  11. Шупашкарин - это от Шупашкар (Чебоксары)? Прикольную кликуху придумали Шушпанову!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Наезд на муслим-сити делается по заказу Хамитова. Этому дистрофану не дают покоя лавры Рахимова. Но зря старается. Недолго ему сидеть. Скоро бежать придется вприпрыжку с Гульшаткой за развал народного хозяйства, за оптимизацию школ (а Путин сегодня сказал, что нужно открывать школы), за уничтожение села (а Путин говорит об импортозамещении).
    Смотрите:
    http://bashfact.com/news/analytics/v_kremle_ishchut_zamenu_rustemu_khamitovu/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так твой царь в голове Путин что ли

      Удалить
  13. Шупашкарин - это Шушпанов? Он что из Чебоксар? Или местный чувашин?

    ОтветитьУдалить
  14. Шушпанов старый башкирофоб, шовинист и лжец. Скоро мы его под суд отдадим за разжигание межнациональной вражды.

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный4 декабря 2014 г., 16:51, а когда у башкир наступит "скоро"? Когда мордозад мечеть для геев достроит, или когда дилька Россию развалит? Тебе "источник" из биде не сообщил когда? Пока похоже придется башкирам ждать XXIвек по муслямо-башкирскому календарю.

    ОтветитьУдалить
  16. " для геев..." Это у тебя в Москве геи маршами ходят. Не суди по себе. Что, озабоченный сексуально? Бедненький, ошибка в природе тоже бывает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный4 декабря 2014 г., 20:01,.....Не суди по себе..... написал потому что решил, что с самим уКралом мордозадовичем общаешься?

      Удалить
  17. Анонимный 19:45! Не КРЯкай, РПКР!

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный4 декабря 2014 г., 23:56 сам эту идею с главной мечетью для геев в Биде двинуть? Все просишь не КРЯкать?

    ОтветитьУдалить