понедельник, 22 декабря 2014 г.

К "Страстям по Валидову"

Главный «традиционалист» Башкортостана Карагай-Гирей-Бердин (КаГеБе) озаботился на днях «Страстями по Валидову».

Появились, скажем, так, и «отклики» на это его. И хотя давно мне говорят, да не обращай ты Ирек внимание на этого «традиционалиста», я всё же бывает, читаю кое-что внимательно у этого опществоведа.

И сейчас решил тоже «откликнуться» на его «страсти» по тептяру Заки Валиди, который и татa-poм был, но стал башкиром, возглавив башкирское национальное движение в начале ХХ века, а окончательно, пожалуй, стал таковым уже в своих "Воспоминаниях".

Было дело, гл. «традиционалист» у себя на сайте его главного актёра по указанной теме, по объявленным им «страстям» брал интервью у Искандера Гилязова, автора книги: Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха».— Казань: Татарское книжное издательство, 2005.— 383 с.

И ничтоже сумняще, но уже в другом своём сообщении. Он, гл. «традиционалист» объявил: «Мнение ведущего в нашей стране специалиста по легиону «Идель-Урал», проф. И.А.Гилязова однозначно: А.-З.Валиди не имел к нему НИКАКОГО отношения. (выделено и подчеркнуто мной – Ирек)».

Я же в указанном интервью такого категоричного заявления И.А. Гилязова не углядел. Знаю, народ в инете несколько ленивый, и потому я просто приведу выдержки из упомянутого интервью Искандера Гилязова для удобства ленивых здесь.

И.Г. Однако, хочу заранее обратить Ваше внимание на то, что я целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди (выделено и подчеркнуто мной – Ирек). Если Вы обратили внимание, в своей книге я лишь упоминал его имя в контексте общих событий, когда речь заходила о лидерах тюркской эмиг-paции в Европе и Турции в годы второй мировой войны...

К тому же считаю, что многие точки над i вполне может поставить Марсель Нуруллович Фархшатов, который в последние годы весьма активно работал в немецких архивах, изучая материалы, касающиеся научной и общественно-политической деятельности А.-З.Валиди.

И.Г. К по-пыткам дискpe-дитации А.-З.-Валиди отношусь настороженно. Я считаю, что оценки историческим личностям, тем более таким неоднозначным как А.-З. Валиди (выделено и подчеркнуто мной – Ирек), должны даваться исключительно осторожно и только на основании репрезентативных и надежных исторических источников. К тому же, всегда следует иметь в виду, что каждая личность – продукт своего времени, ни одна личность не может быть абсолютно «белой и пушистой», точно так же, как не может быть любая личность проявлением абсолютного негатива. Человек остается человеком, со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами. К сожалению, не только в обществе, но и в исторической науке очень часто верх берет подход, когда пишущие на темы прошлого стремятся видеть в прошлом только то, что подходит под их взгляды и под их концепцию в ущерб стремлению к объективности. Думаю, что А.-З.Валиди был личностью выдающейся, но, естественно, не абсолютно идеальной фигурой. И ему, как и любой большой личности были присущ и ошибки, и заблуждения И задача историков в настоящее время; дать максимально взвешенную и объективную оценку его деятельности. (выделено и подчеркнуто мной – Ирек). 

И.Г. Насколько мне известно из архивных источников, прямого отношения к легиону «Идель-Урал» (выделено и подчеркнуто мной – Ирек: И надо заметить, действительно одна только приемлемость словосочетания Идель-Урал, для Заки Валиди, это очень даже большой вопрос?); и другим военным формированиям из представителей народов СССР и Восточной Европы в годы второй мировой войны А.-З.Валиди НЕ ИМЕЛ (выделено и подчеркнуто мной – Ирек). Но даже если бы и имел, это еще не было бы для меня основанием для негативной оценки этой личности и его деятельности. Я вообще далек от огульного осуждения всех исторических личностей, связанных с этими формированиям, и считаю, что оценку личности опять-таки следует давать за ее конкретные действия.

Может я, что-то не понял, но вроде никакой однозначности не трактуется. И никто, скажем так, из не ангажированных историков, как и Искандер Гилязов целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди. Я таковых работ не встречал, нет этого и в работах, даже у д.и.н. С.М.Исхакова, записанного гл. «традиционалистом» в наиболее известного из современных критиков А.-З.Валидова. 

Я лично, не историк, технарь я просто сирый, но позволю я себе несколько внимательно, как шучу, бывает в раздразнение некоторых опщестоведов, «диагонально» почитать работу:

Гилязова И.А.

Г 47 Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами «третьего рейха».— Казань: Татарское книжное издательство, 2005.— 383 с. 

(Подчеркивания и выделения жирным шрифтом текста книги мои - Ирек)

Начнём со стр. 67

руководство германской дип-лoматии все-таки явно заблуждалось в оценке пo-тeнциала пантуранистского движения в Турции, которое скорее сводилось к деятельности пусть авторитетных, но все же отдельных политиков. Одним из таких политиков являлся Нури Киллигиль, или, как его чаще называют, Нури-паша, брат Энвера-паши.

Его личность, можно сказать, заинтриговала германский МИД уже в первые дни войны с СССР, ибо последний практически сразу же заявил о своей озабоченности судьбами тюркских народов. Он выразил желание отправиться в Берлин, чтобы консультировать германское правительство по тюркскому вопросу. Кстати говоря, такое же желание высказал и Ахмед-Заки Валиди, подавший в июле 1941 г. заявление о выдаче ему германской визы, но ему было в этом отказано.

125 Henderson, A. The Panturanian-Myth in Turkey Today, in: Asiatic Review. 41(1945), p. 88.

Уже впервые же дни войны таковое произошло, а кто чего хотел. И надо ли ставить знак вопроса пред предыдущим предложением?

Добавим выдержку со стр. 113

Конечно, высказывания зарубежных политиков, в особенности турецких, можно лишь с большой долей условности именовать давлением на Германию.

Они в конечном счете привлекали больше внимания чиновников МИДа, чем всего политического руководства рейха, и погоды не делали. Тем более что в ходе войны МИД был отстранен от работы с советскими военнопленными и от создания Восточных легионов. И все же определенный фон эта позиция создавала.

Большую напористость и меньшую осторожность демонстрировали представители стa-poй эмиг-paции. Но к ним отношение в Германии было весьма неоднозначным . Более подробно о вопросах политического сотрудничества стa-poй эмиг-paции с нацистским режимом еще будет сказано в специальной главе, поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах, имеющих отношение к судьбам тюрко-мусульманских военнопленных.

И далее стр. 246

МИД скрупулезно изучал представителей тюрко-мусуль-манской эмиг-paции именно на предмет какого-либо практического использования их, но, как уже упоминалось, только не в сфере военной — на совещаниях начала июля 1941 г. в МИД было заявлено, что стремление эмиг-paнтов в качестве добровольцев подключиться к войне против СССР необходимо «приветствовать», но «никакого интереса в подобном представительстве» Германия на тот момент не имела. Более развернутые директивы по этому поводу дал Эрнст Вёрманн 26 августа 1941 г., поскольку обращения эмиг-paнтов в МИД не прекращались: «В связи с развитием событий на Востоке разного рода эмиг-paнты обращаются в МИД и германские представительства за рубежом, предлагая свои услуги по установлению нового Стр. 247 порядка в России. В сотрудничестве с этими эмиг-paнтами по данному вопросу нет никакой заинтересованности. Следует отвергать такие предложения, особо избегая каких-либо политических обещаний. [...] В ответ на такие предложения необходимо ограничиваться благодарностями и обещаниями, учесть их в дальнейшем. Контакты с эмиг-paнтами, которые представляют интерес как информаторы, остаются, как и прежде, желательными»8. Официально, таким образом, не поощрялось ни военное, ни политическое сотрудничество с представителями эмиг-paции.

Но в плане сбора информации об эмиг-paнтских группах и лидерах деятельность МИД летом-осенью 1941 г. продолжалась действительно очень активно.
25 июля посол фон Папен из Стамбула дал характеристику на лидеров тюрко-мусульманской эмиг-paции в Турции, оценив как антигерманскую, позицию и взгляды Гаяза Исхаки и Джафера Сеидамета, в то же время рекомендовав для сотрудничества Мехмет-Амина Расул-заде, Сайда Шамиля, Барасби Байтугана, Айтека Намитока и др. 9.

9 августа вновь фон Папен характеризовал Мехмет-Амина Расул-заде, Мирзу Бала, Мир Якуба, Джафера Сеидамета, Мустафу Чокай-оглу, Гаяза Исхаки (о последнем: «убежденный сторонник Польши и Англии, в 1940 г. поехал в Лондон, чтобы посетить Сикорского. Здесь 23 марта 1941 г. выступил в «Турецком культурном объединении» с резко антигерманской речью» 10).

13 августа тот же фон Папен сообщал о деятельности эмиг-paнтской организации «Милли Туркистан бирлиги» в Турции и о лицах, в нее входящих: Ахмет Карадагли, Азам Огуз, Тахир Ча-гатай, Заки Валиди, Халим Сабит («казанский татарин, бывший профессор теологии Стамбульского университета, сейчас руководит Турецкой исламской энциклопедией»), Ильхан Мусахай, имам Абдулхай Курбангали, кади Рашид Ибрагим (двое последних проживали в Токио), Алимджан Идриси (Берлин), Осман Токумбет. По мнению посла, «вышеназванные господа из басмачей под руководством профессора башкира Заки Валиди хотели бы отправиться в Германию для ведения пропаганды среди представителей своих народов на русском фронте» 11.

8 Akten zur deutschen aus\rartigen Politik (ADAP), 1918 — 1945. Serie D: 1937 — 1941, Bd. XIII: Die Kriegsjahre, 23.Juni bis H.September 1941. Guttingen, 1970, S. 324.

9 PA AA, Ust.S.Panturan, N 311699-311700.

10 Ibid., Pol. XIII, Allgemeine Akten, Bd. 12, N 199756.

11 Ibid., N 199757-199758.

Стр. 248

5 сентября 1941 г. очередную и весьма подробную «характеристику» составил А.Идриси12. Профессора Халима Сабита, отмеченного в справке фон Папена, он, как оказывается, знал очень хорошо с давних лет: в 1908-1912 гг. они вместе учились в Стамбульском университете, он являлся «убежденным националистом с твердым характером» (так и напрашивается сравнение: «истинный ариец с нордическим характером»!). О Заки Валиди, его жизненном пути Идриси написал подробнее — как он боролся против большевиков, затем перешел на их сторону, потом вновь рассорился с большевиками и бежал в Среднюю Азию и Турцию. «Теперь,— заключал автор,— в Турции и Германии он больше занимается наукой, чем политикой. Он хороший знаток тюркской истории, но очень честолюбив, стремится создать Башкирскую республику, чтобы затем занять пост президента этой республики». (выделено и подчеркнуто мной – Ирек) Имам Курбангали для Идриси был «личностью очень нe-благонадежной», Осман Токумбет — «нe-благонадежным авантюристом», Рашид Ибрагим — «старым борцом восточных тюрков», который успешно пропагандировал ислам в Японии, но для реальных политических дел был уже слишком стар. Вновь упомянуты в документе Гаяз Исхаки и Мустафа Чокай-Оглу: «Оба они националистами не являются, а последний к тому же и наполовину русский. Оба они сторонники «русско-еврейского», позднее «польско-еврейского» марксизма и сторонники демократии (это не относится к профессору Заки Валиди), оба являются врагами сегодняшней Германии. В сотрудничестве использованы быть не могут». Идриси рекомендовал МИД приглядеться к Мухарряму Февзи Тогаю (газета «Tefsiri efker»), профессору Халиму Сабиту(Сибаю), доктору Сибгатулле, профессору Заки Валиди, доктору Ахмеджану Ибрагиму и Мустафе Шакулу.

10 октября 1941 г. с просьбой о предоставлении немецких виз Гаязу Исхаки, Мустежибу Улкюсалу, Эдиге Кирималю и Абдул Хакиму Бали к фон Хентигу обратился турецкий генерал Эркилет (этот документ также уже упоминался выше)13. Из четырех эмиг-paнтских лидеров впоследствии лишь Эдиге Мустафа Кирималь станет заметен в политическом сотрудничестве с немецкой стороной, но уже не под эгидой МИД.

24 ноября 1941 г. посол Р.Надольны сообщал фон Хентигу о лидерах тюркской эмиг-paции в Турции14. Его опять заинтересовали Джафер Сеидамет, Гаяз Исхаки, Мир Бала, которые...

12 PA AA, Pol. XIII, Allgemeine Akten, Bd. 12, N 199759-199760.

13 Ibid., Ust.S.Panturan, N 311734-311735.

14 BStU-Zentralarchiv, RHE 28/88-SU, Bd. 1, Bl. 45—46.

Я не историк, и понятное дело, никогда ранее не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди, и тем более таким щекотливым вопросом были ли у него какие-то реальные, обязывающие его связи с нацистами. Однако получается, что Заки Валиди уже в начале войны чего-то хотел, и искал для этого возможности, а чего он хотел, откуда же мне знать, я же не ***. По представленным выдержкам из книги Гилязова И.А. выходит, что определённый интерес, в плане привлечения к сотрудничеству, к личности Заки Валиди имели и нацистские власти. Срослось ли это обоюдное, историки профессионалы не знают, и я простой технарь, тем более.

Если не срослось, то ведь несколько подобная ситуация произошла поначалу и с генералом Власовым А.А. Его, этого генерала, после его возжелания сотрудничества с нацистами, немецкие военные взрастили втихомолку за спиной ***а, который изначально был сугубо против этого (см. например: Штеенберг С. Генерал Власов. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 320 с.). Советский генерал Власов был очень интересен немецким военным, а был ли интересен им, военным самопровозглашенный башкирский генерал времен гражданской войны начала века Заки Валиди.

Не знаю, надо ли здесь ставить знак вопроса. Военным, он вроде как точно не сподобился, а сподобился ли он другим в нацисткой Германии, документальных данных, подтверждающих или опровергающих это историки не находят. А впрочем, никто и не занимался этим. И Искандер Гилязов в упомянутом интервью указует: «я целенаправленно никогда не занимался изучением личности и деятельности Заки Валиди».

Вместе с тем 

Чтобы как-то оконтурить изложенное, приведу ещё одну выдержку из книги Гилязова, которую он оканчивает тоже словами, что документальных данных, подтверждающих или опровергающих подобную интерпретацию, обнаружить не удалось. Стр. 267.

Судьба А.Темира в роли руководителя «Комитета Идель-Урал» сложилась следующим образом. Он вмешался в один из многочисленных и вполне объяснимых конфликтов внутри Туркестанского комитета, поддержав оппозицию Вели Каюм-хану. Некоторые представители казахов и киргизов, настроенных против узбека Каюм-хана, обратились к Темиру с просьбой объединиться в одном комитете с поволжскими татарами. Апогея эта история достигла летом 1943 г., когда вполне серьезно обсуждался проект создания татa-po-казахского представительства. В этой ситуации А.Темир проиг-paл более могущественному и хитрому Вели Каюм-хану59. Возможно, что при этом далеко не последнюю роль сыграли и личные качества А.Темира: его ранимость и чувствительность60 — разобидевшись на всех и вся, он покинул Германию и вернулся в Турцию.

Официально судьба национальных комитетов начала очень серьезно обсуждаться лишь во второй половине 1943 г. 30 сентября и 6 октября 1943 г. два совещания с этим вопросом.

59 von zur МьЫеп, P., S. 97.

Эта история несколько иначе интерпретируется Ю.Карчевским и Н.Лешкиным. По их мнению, Унглаубе изначально имел директиву вообше не создавать отдельное татарское представительство, а придать его к ранее созданному Туркестанскому комитету на правах отдела. Это вызвало бурную реакцию протеста со стороны татарских и башкирских националистов, и после жарких споров они предложили компромиссное решение: 1. Принять линию на объединение Туркестанского комитета с башкирами и татарами при условии замены Вели Каюм-хана Заки Валидовым на посту президента. 2. Сформировать единый мусульманский легион. Но это решение идель-уральцев не нашло понимания у туркестa-нцев. И тогда Ахмет Темир с подачи Заки Валиди начал искать поддержки у казахов, возглавляемых Карисом Канатбаем и стремившихся устранить Каюм-хана. Такие политические иг-ры рассердили ответственных немецких чиновников — из Германии был вначале выдворен Ахмед-Заки Валиди, а затем и Ахмет Темир. См.: Карчевский Ю., Лешкин Н. Указ. соч.- С. 55-60. 

И как бы в завершение изложенного, надо заметить, каждый человек, как и земляк Алексей Шушпанов вправе озадачиться вопросами: «Интересовался у него (у главного «традиционалиста» - Ирек), желал ли Валидов поражения СССР в войне с ***овской Германией или нет. Осудил ли этот деятель ***зм?»

А впрочем, и другими вопросами по личности Заки Валиди тоже. Неcмo-тpя на то, что у некоторых наших земляков, это почему-то вызывает почти животную ярость. История, никак не розовые фантики, и в воздух чепчиков бросания по кумирам и прочим национальным идолам. 

Последняя выдержка, уже в качестве некоторого PS, но уж без комментариев: Стр. 176.

1 августа 1942 г. из штаб-квартиры ***а был дан приказ, подписанный начальником штаба Кейтелем, о создании в дополнение к существующим легиона, состоящего из поволжских(казанских) татар, башкир, говорящих по-татарски чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы 384. 
384 BA-Koblenz. NS 19/2523 (номера листов в деле не указаны). Стр. 177.

Приказ Кейтеля явился как бы указанием сверху, а практический приказ ОКХ был подписан 15 августа 1942 г. (с него было изготовлено 110 копий, разосланных по всем инстa-нциям). В нем уже содержались более конкретные указания:

1. Создать легион из татар, башкир и говорящих по-татарски народов Поволжья.

2. Татар, приписанных к Туркестанскому легиону, перевести в Волго-татарский легион.

3. Военнопленных татар срочно отделять от остальных и направлять в лагерь Седльце (на железнодорожной линии Варшава — Брест). Передать их в распоряжение военного командующего в генерал-губернаторстве (Militflrbefehlshaber im General-Gouvernement).

4. Созданный легион использовать прежде всего в борьбе против партизан».


Ирек "Татарыч"


http://journalufa.com/13991-k-strastyam-po-validovu-berdina.html





Тем временем...

В издательстве «Китап» вышла книга Ахмет-Заки Валиди «Современный Туркестан и его недавняя история»

В первой части книги Ахмет-Заки Валиди Тогана «Современный Туркестан и его недавняя история» содержится информация о населении, географическом положении, истории Северо-Западного Туркестана, прилагаются исторические карты. Научно-популярное издание представляет уникальные сведения из источников XVI-XIX веков, впервые переведенные на башкирский язык и собранные воедино в одной книге. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Шестой том Академического словаря башкирского языка включает общераспространенные слова и фразеологизмы. Кроме того, в него включены наиболее распространенные диалектизмы, устаревшие и новые слова, научная и народная терминология. Толкование слов и фразеологических единиц дается на башкирском языке с переводом на русский язык. Заглавные слова переводятся на русский, английский и турецкий языки.

— Словарь адресуется лингвистам, журналистам, работникам издательств и средств массовой информации, учителям и студентам. Он будет полезен специалистам, работающим и в других областях, и всем, кто интересуется историей и культурой башкирского народа, — пояснили в издательстве.

Вышел в свет второй том научного издания «История башкирской литературы» (1917-1955 гг.). Развитие литературы прослеживается по хронологии и по жанрам. Издание предназначается литературоведам, преподавателям и студентам, а также всем, кто интересуется историей литературы башкирского народа.

Опубликована новая книга известного башкирского этнографа Мирзы Муллагулова «Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации». В ней исследуются присваивающие виды хозяйства башкир как способ жизнеобеспечения в различных ситуациях. В центре внимания автора — собирательство и рыболовство. Книга вышла на русском языке и рассчитана на широкий круг читателей.
Книжную продукцию можно приобрести в магазинах издательства.

ИА "Башинформ".









5 комментариев:

  1. из пустого в порожное......ля-ля-ля и не одного факта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. татарыч пишет на основании слов главного татара.Ищите свои корни,откажитись как кумыки,ногаи,азери от произвища-станьте людьми знающими свои корни.

      Удалить
    2. татарва не вздумайте отказываться от своего "корня"!!! Иначе станете пассивными геями, как башкиры!!! И вообще, 14:22, это что новый лозунг движения "ГЕИ башкурастана"?

      Удалить
  2. В самом деле Улан Батор реабилитировал отравление и вредительство своих соплеменников. В некоторых аймаках страны открываются "Татарын хоолны" - татарские столовые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ёще начали культур - мультур продвигать, появились ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ читающие на татарском языке рэп группы - ТАТАР - ХЫЙРАГ ХУНДЭЛ - www.youtube.com/watch?v=AlQKwFWx3U4

      Удалить