четверг, 11 декабря 2014 г.

Как стать революционером? О жизни и творчестве Дима Маннана



Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!



В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.

А. Блок


1 декабря 2014 г. в Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима состоялась презентация документального фильма «Һуҡмаҡһыҙ юлсы» («Путник без тропы») посвященного памяти легендарного рок-музыканта, лидера культовой группы «Дервиш-хан» Дима Маннана (Кулахметова).

Творчество этой талантливой башкирской группы, возникшей еще на заре далеких 90-х годов, даже по прошествии времени вызывало и вызывает к себе повышенный общественный интерес. И этому есть несколько причин. Дело в том, что современное башкирское общество находится сегодня в сложном, но закономерном, с точки зрения социологии, периоде, связанном с переходом от аграрного к городскому типу существования. И в этом процессе ставшие легендами такие культовые команды как «Дервиш-хан» или скажем гр. «Рух» являются в национальном сознании одними из немногих символов, которые объединяют, формируют и поддерживают современную башкирскую идентичность. На арену общественной жизни постепенно выходит поколение, социализация которой пришлась на конец 80-х, 90-е годы; соответственно у этих людей иная галерея культов и символов, другие, чем у старшего поколения башкир, культурные предпочтения.

Другая причина носит более сложный для обыденного понимания характер, поскольку истоки ее лежат в духовной сфере и связаны с настоящим, а не фальшивым и конъюнктурным творчеством. Искусством, в самом высоком значении этого слова. И сегодня, когда уже прошло достаточно много времени, становятся ясными - и масштаб дарования, и значение, деятельности этих легендарных групп и личностей для башкирского общества, культуры нашего народа. К сожалению, нужно признать, что ни современный национальный театр, ни башкирский кинематограф или литература в силу разных обстоятельств, а также из-за своей принадлежности все-таки к «высокому искусству», такую роль в настоящий момент взять на себя не могут.

Современная башкирская рок-музыка оказалась в этом смысле более универсальной, хотя и является феноменом, прежде всего, массовой культуры. Что нисколько не умаляет или принижает ее значение, поскольку речь в данном случае, повторюсь, идет о настоящем искусстве, которое уже выдержало испытание временем и вошло в канву нашей общей истории. Песни таких команд как «Дервиш-хан», «Рух», «Ант», «Караван-сарай» и многих других, особенно 90-х годов, будут, как драгоценное вино, с годами становиться только лучше и дороже, поскольку, как верно замечено, - «большое видится на расстоянии». Это еще вчера казалось, что ты можешь запросто подойти, поговорить и даже выпить с ними. И только теперь, когда вся эта эстрадная «мишура», десятилетиями мелькавшая на экране, тихо и незаметно ушла в небытие, за исключением некоторых действительно талантливых вокалистов, выяснилось, что ценность и уникальность башкирского рока, во всяком случае, таких групп как «Дервиш-хан» или «Рух», имеет в каком-то смысле вневременной контекст.

Их творчество насколько крупно и многогранно, что с трудом втискивается в какие-либо рамки и стереотипы обыденного сознания. В этой связи крайне показателен и любопытен спор, который возник недавно между поклонниками песен «Рух» и «Дервиш»: кого из них считать первой башкирской рок-группой? Дело осложняется еще и тем, что, к примеру, автор музыки гр. «Дервиш-хан», талантливый композитор Альберт Габбасов не считает свои песни относящимися к року. И в этом есть доля правды, поскольку это, скорее, поп-рок западного образца.

В действительности проблема точного определения стиля той или иной команды, порождена, прежде всего, размытостью самого понятия «рок». Каждый в него вкладывает свой смысл, свое понимание. Соответственно в данном случае необходимо определится, что мы понимаем под этим словом, и тогда сомнения отпадут сами собой и все станет ясно. Но это тема отдельного разговора.

Фильм, который сняли о нелегкой и сложной жизни известного башкирского рок-музыканта, автора текста песен Дима Маннана, безусловно, и интересен, и ценен с точки зрения многих аспектов. Во-первых, он достаточно хорошо закрывает нишу в биографии певца, которая до сих пор еще слабо заполнена, не говоря уже о других исполнителях романтической «первой волны». В свое время, движимый желанием написать статью с анализом творчества двух легендарных башкирских команд, я столкнулся с проблемой фактически полного отсутствия хоть какой-либо печатной информации об основных этапах их жизни. Поэтому, кстати, в статьях были допущены хоть и небольшие, но досадные ошибки.

Однако сегодня, когда уже созданы и сформировались их канонические «образы», любое движение которое дополняет или детализирует эти культурные символы, можно только приветствовать. И поэтому следует поблагодарить создателей фильма и за проделанную работу, и качественно собранный материал. Нашлись и те кто поспешил назвать этот фильм «несколько поверхностным», но это зависит от того как на него взглянуть. Поскольку, с точки зрения жанра, в котором он снят, то есть документального фильма с воспоминаниями тех, кто знал и был знаком с Димом Маннаном, он сделан нормально. Все-таки для глубоких, обобщающих работ в таких случаях нужен и большой режиссёрский опыт, и занимаются этим обычно с привлечением либо обществоведов, либо музыкальных критиков.

Положительной стороной фильма является и то, что он не навязывает зрителю какие-либо идеи или мысли, предоставляя ему возможность самому сделать вывод, оценку о личности и характере этого очень талантливого и самобытного человека. И вот здесь мы подходим к самому интересному.

К большому сожалению, с самого начала творческого пути о Диме Маннане сложилось поверхностное и в корне неверное мнение как о простом, малообразованном и даже легкомысленном человеке. Этому способствовал и образ его жизни, и в целом отношение к рок-музыке как молодежной субкультуре полу-протестного и даже асоциального характера. И некоторые герои фильма, сами того не подозревая, неосознанно усилили и укрепили эти ложные стереотипы, хотя и исходили из благородного желания как можно полнее и четче показать каким он был при жизни, в быту, очертить его «настоящее» лицо, в их понимании, конечно.

Однако неожиданно в фильме проявилась и другая сторона этого человека. Внимательный зритель может увидеть, что он был далеко не простой и однозначной личностью, как может показаться на первый взгляд. (Мне, например, он всегда казался несколько замкнутым, углубленным в себя человеком, но это уже в последние годы). Личностью, которую, возможно, мучили большие противоречия, и который за свое право творить, принес на алтарь искусства ужасную жертву: спокойствие и даже счастье своих близких и детей. Это, без сомнения, помимо общей неустроенности, огромная личная трагедия.

Друзья мои! Сохрани вас Бог судить и оценивать крупную творческую личность с точки обыденного сознания или морали. Поскольку зачастую это всегда аномалия, это всегда отклонение от того, что принято называть нормой или жизнью простых и обычных людей. Лучше всего в таких случаях помнить предостережение поэта Велимира Хлебникова о том, что:

Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.

Все же постараемся понять, хотя бы из уважения к этим людям, что Дим Маннан - это ни пастух, ни пьяница, ни колхозник, ни любвеобильный гуляка, который много раз был женат, сделав несчастными своих детей и брошенных жен. И Альберт Габбасов – это не «ловкий барыга средней руки», как многие могут подумать, посмотрев фильм, а в первую очередь талантливый композитор, аранжировщик и организатор, стоявший у истоков зарождения рок-движения в республике. Таких же слов заслуживают многие представители поколения того непростого и сложного времени и многих из которых, к сожалению, уже нет среди нас.

В фильме «Бриллиантовая рука» один из героев картины задает вопрос управдому, крепко стоящему на страже общественного порядка: «Неужели все эти годы он только пил, гулял, и, так сказать, морально разлагался?» Это к тому, что не стоит ни судить, ни упрощать, ни усложнять этих людей, а нужно постараться принять их со всеми недостатками и главное – понять, что грехи они искупили, прежде всего, своим творчеством. И все их кредиторы на самом деле фальшивые.

С начала мира печальная и горькая участь преследует художника, артиста, музыканта, поэта. Поскольку для того, чтобы создавать свои творения, он вынужден играть с темными и хаотическими стихиями, не всегда понимая, что для того, чтобы управлять ими, нужно обладать такой же соразмерной волей. «Расковать» в себе эти силы достаточно просто, намного сложнее им противостоять…

Приверженность к вину и прочие отклонения очень часто становятся страшной расплатой на этом полной смертельной опасности пути. И главная цель этой трагической стези непонятна и закрыта для обычных и простых людей. Именно поэтому назвать фильм «Путник без тропы» равносильно тому, что сказать, что он - Дим Маннан - жил без цели. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток фильма, поскольку такая трактовка судьбы поэта не соответствует ни религиозно-философскому, ни культурно-историческому пониманию творчества как духовного опыта на пути к Богу; как дорогу к свету - через мир прекрасного, через - подлинное искусство.

Александр Блок больше, чем его жена, переживал, что умер не от него рождённый младенец, и даже посвятил этому полные трагизма стихи. Николай Гумилев отдал своего ребенка в детдом, а Арсений Тарковский ушел из семьи, потому что они ему мешали творить. И таких горьких примеров можно назвать предостаточно. Следует ли из этого, что они были аморальными людьми и циниками? Бог им судья. Но нам нужно помнить и знать, что в отличие от какого-нибудь Пупкина, который никогда не знал ни великих исканий, ни мук творчества, ни страшных поражений, жизнь художника посредством его произведений осмысливает существование многих и многих поколений и даже народов на этой земле. Ибо как сказал незабвенный Александр Сергеевич: «Слова поэта суть уже дела его». И Дим Маннан, как и любой художник, шагнувший к бессмертию, не принадлежит теперь ни семье, ни детям, ни друзьям, ни бывшим коллегам, он - уже достояние всей нашей национальной культуры.

В завершении мне хочется еще раз поблагодарить создателей этого прекрасного фильма и пожелать успехов, а также новых свершений, на этом сложном, трудном и нелегком пути.


Азамат Буранчин, специально для сайта «РБ - XXI век»

http://rb21vek.com/clio/831-o-zhizni-i-tvorchestve-dima-mannana.html





4 комментария:

  1. выражаем большую благодарность бывшему министру культуры с ветеринарным образованием,за огромную "поддержку" дервишей

    ОтветитьУдалить
  2. Статья неплохая. Действительно, создать полотно о Художнике (поэте, музыканте, писателе), тем более о великом Художнике, да еще непростой судьбы, может ТОЛЬКО другой такой же художник, музыкант, писатель и поэт. Битый, перебитый и великий. А когда обычные люди начинают давать таким людям свои банальнейшие оценки, то и получается то, что мы получили в этой наспех снятой ленте, т.е. поверхностность, как написал Диль, который прекрасно знал не только самого Дима, но и всех дервишей.

    ОтветитьУдалить
  3. хороший был человек, пусть земля будет пухом, рано ушел.

    ОтветитьУдалить
  4. Вечная тебе память, ДИМ!!! Ты был очень чистым и добрым человеком, таким мы тебя запомнили! Прости нас, что не ценили тебя как должно при жизни!

    ОтветитьУдалить