Нередко случается так, что когда ищешь в просторах интернета информацию по определенному запросу или просто убиваешь время, а находишь нечто новое, гениальное и простое одновременно, будь то парадоксальная гипотеза, талант-самородок, случайно снятый на видео, шокирующие факты из давно забытых историй, свидетелями которых являлся лично или даже просто смешной и глубокомысленный мем - сразу же появляется желание поделиться своим открытием со всеми подряд. И тут же начинаешь доставать близких людей, знакомых и своих домашних буквально с мольбами – ну посмотри, ну послушай!
Хватаешь за пуговицу каждого попавшегося в первые минуты в поле зрения и держишь в заложниках, пока те не посмотрят несколько раз с тобой то же самое, и не согласятся с твоими восторженными откликами. Но и этого бывает мало, после вопросов: «Как тебе?» - ждешь не меньших эмоций и после невыразительных «Да, здорово», «Ммм, прикольно», «А, да! Я уже видел» - так и хочется воскликнуть: «И это все? Это все, что вы скажите?!». Обычно встретить единомышленника в такие минуты – самый ценный подарок судьбы.
Вот и я прошу вас, прежде чем вы прочитаете это признание, ознакомьтесь с этим текстом, от заголовка «Социальный протест» до конца главы http://kurs.znate.ru/docs/index-113253.html?page=57. Я хочу, чтобы вы это прочитали, прочувствовали, пережили и осмыслили – вынесли в себе, каждый свою - башкирскую правду.
Правда ведь она - вещь неоднозначная, вроде и одна на всех, но каждый ее толкует по-своему. Историческая, жесткая, но объективная правда заключалась в том, что башкиры, как военно-служивое сословие мешали дальнейшей колонизации их вотчинных земель. Поэтому, не в одночасье, но шаг за шагом, последовательно и методично правительство лишало их статуса привилегированного, свободного от крепостной зависимости, сословия, переводя их в разряд удельных крестьян. Народная же правда башкирская отталкивалась не от первопричин, а от последствий правительственной политики. Взамен присущему башкирам воинскому искусству, которым они всегда были так горды, заставляли их заниматься тяжелыми общественными работами, конечно же, бесплатно, в командующие поставили не авторитетных людей из народа, а русских ставленников, число которых увеличивалось год от года, а на жен наложили оброк. Правда же русских крестьян заключалась в страхе за свое шаткое положение на колонизированных землях и возможной «приписке» к Уделу.
Таковы были первопричины социальных волнений, то, что витало в воздухе, еще не было осмыслено, но было сказано вслух и встало поперек народной гордости и жажде справедливости.
И словно в споре с невидимым оппонентом я восклицаю: ну вот, были же у башкир демократические институты! Вы говорите, не собирались башкиры на собрания, чтобы обсудить наболевшее, не «занимались пустой тратой времени», обращаясь с петициями к правительству. Все это было на самом деле: и йыйыны, объединявшие башкир нескольких поселений, воззвания к башкирам соседних кантонов, и сбор подписей с приложением к прошению до тысячи тамг (и это в век бездорожья и географической распыленности башкир по обширным вотчинным землям!), и отправка поверенных от имени всего народа к правительственным чинам. Не был башкирский бунт бессмысленным и беспощадным, не варвары и дикари стояли у руля восстания, а самый цвет народа – его интеллигенция, патриоты, знавшие, что тягаются с многократно превосходящей силой, но шедшие на гибель во имя нации.
Были и такие, кто сомневался и остался по другую сторону противостояния, но, сколько бы не было, трусов, смельчаков находилось всегда больше. Всегда в башкирском народе находились те самые «баламуты», борцы за правду и справедливость, одними лишь словами способные поднять и повести за собой тысячи. О свободолюбии и непримиримости башкир знали соседние, жившие с ними бок о бок, народы. К башкирам обратились русские крестьяне, на них уповали и на них возлагали единственную надежду. «Кто, кроме вас?» - с таким вопросом жители русских деревень отправляли посыльных в башкирские селенья. И действительно, кто кроме башкирского народа, был той силой, тем легионом, боровшимся за свободу всего Башкирского края? А все почему? Почему башкирам всегда неспокойно жилось, почему не смирились они, выгадывая себе послабления, а «впрягались» за все население башкирской земли? Откуда брали силы вновь и вновь, восставая с каждым разом всё яростнее и ожесточеннее? Может знали они что-то, что мы сейчас не знаем или на что давно махнули рукой? Какую-то особую башкирскую правду, правду о гордости и свободе башкир?
Пытаясь разгадать этот феномен, историки в строгом хронологическом порядке воссоздают картину происходящего, чуть ли не в почасовой последовательности описывая события того неспокойного времени. Возможно для «постороннего» человека это покажется утомительным набором фактов и дат, но для меня эти сухие, монотонные описания лучше всяких картин, фильмов и постановок рассказывают о наших предках. Я час за часом наблюдаю за разворачивающейся драмой, я как будто присутствую в то время, рядом с теми словно ожившими людьми, заглядываю им за плечо, затаив дыхание и также едва сдерживая гнев.
Перед глазами вспыхивают картинки: вот двое перешептываются в темноте, оглядываясь по сторонам, и даже друг с другом они пока не до конца откровенны – но вот сдерживаемое сказано вслух, все карты открыты, вся жизнь поставлена на кон. И все ради одной цели - бороться всем вместе, «быть в одном условии и его никак не нарушать и сердца наши не отклонять». Вот на месягутовскую площадь стекается многотысячная толпа, взбудораженная, и здесь и там мелькают шапки башкир, русских, мишар, тептярей. Над толпой стоит шум разноголосой, разноязыковой толпы, но этот гам перекрывает гиканье башкир, с позором гнавших плетьми небунтующих крестьян к исправничьей квартире. Вот Тикеев прячется в избе, окруженной бунтующими крестьянами и башкирами, а восставшие рыщут по дому в его поисках, их топот все ближе, а воинственные крики громче раздаются рядом с ним и расправа становится все неизбежнее. Вот выдвигаются карательные отряды в русские и башкирские деревни, за ними тянутся груженые обозы с плетьми и палками. Вот выводят в кандалах участников месягутовских событий, на их лицах застыло непреклонное выражение, они отказываются от раскаяния, они стоят до конца за свою правду. Вот гулко, в абсолютной тишине, звучит приговор судьи – наказание шпицрутенами до 4-х раз через 500 человек, вечная ссылка на каторгу в Сибирь. Вот с окровавленными спинами, пройдя через строй солдат, падают и не встают больше «виновные башкиры», шестнадцать отчаянных борцов башкирского народа. Вот спустя 10 лет односельчане получают письмо от давно пропавшего в сибирской ссылке Абдулбакира Бакиева, с вестью о недавнем снятии с него кандалов…
Почему я не могу не быть националистом?
Потому что эти люди были. Они так поступали и думали, что поступают правильно. По «правде». По башкирской правде.
Это наши предки, часть нашей большой семьи, наша история, это мы сами – и у нас одна общая правда. Узнав ее однажды, нельзя отказаться от нее или попытаться её забыть.
Арғужа
http://vk.com/club6116387?w=wall-6116387_33118%2Fall
http://kyk-byre.ru/1241-bashkirskaya-pravda-pochemu-ya-ne-mogu-ne-byt-nacionalistom.html
Хватаешь за пуговицу каждого попавшегося в первые минуты в поле зрения и держишь в заложниках, пока те не посмотрят несколько раз с тобой то же самое, и не согласятся с твоими восторженными откликами. Но и этого бывает мало, после вопросов: «Как тебе?» - ждешь не меньших эмоций и после невыразительных «Да, здорово», «Ммм, прикольно», «А, да! Я уже видел» - так и хочется воскликнуть: «И это все? Это все, что вы скажите?!». Обычно встретить единомышленника в такие минуты – самый ценный подарок судьбы.
Вот и я прошу вас, прежде чем вы прочитаете это признание, ознакомьтесь с этим текстом, от заголовка «Социальный протест» до конца главы http://kurs.znate.ru/docs/index-113253.html?page=57. Я хочу, чтобы вы это прочитали, прочувствовали, пережили и осмыслили – вынесли в себе, каждый свою - башкирскую правду.
Правда ведь она - вещь неоднозначная, вроде и одна на всех, но каждый ее толкует по-своему. Историческая, жесткая, но объективная правда заключалась в том, что башкиры, как военно-служивое сословие мешали дальнейшей колонизации их вотчинных земель. Поэтому, не в одночасье, но шаг за шагом, последовательно и методично правительство лишало их статуса привилегированного, свободного от крепостной зависимости, сословия, переводя их в разряд удельных крестьян. Народная же правда башкирская отталкивалась не от первопричин, а от последствий правительственной политики. Взамен присущему башкирам воинскому искусству, которым они всегда были так горды, заставляли их заниматься тяжелыми общественными работами, конечно же, бесплатно, в командующие поставили не авторитетных людей из народа, а русских ставленников, число которых увеличивалось год от года, а на жен наложили оброк. Правда же русских крестьян заключалась в страхе за свое шаткое положение на колонизированных землях и возможной «приписке» к Уделу.
Таковы были первопричины социальных волнений, то, что витало в воздухе, еще не было осмыслено, но было сказано вслух и встало поперек народной гордости и жажде справедливости.
И словно в споре с невидимым оппонентом я восклицаю: ну вот, были же у башкир демократические институты! Вы говорите, не собирались башкиры на собрания, чтобы обсудить наболевшее, не «занимались пустой тратой времени», обращаясь с петициями к правительству. Все это было на самом деле: и йыйыны, объединявшие башкир нескольких поселений, воззвания к башкирам соседних кантонов, и сбор подписей с приложением к прошению до тысячи тамг (и это в век бездорожья и географической распыленности башкир по обширным вотчинным землям!), и отправка поверенных от имени всего народа к правительственным чинам. Не был башкирский бунт бессмысленным и беспощадным, не варвары и дикари стояли у руля восстания, а самый цвет народа – его интеллигенция, патриоты, знавшие, что тягаются с многократно превосходящей силой, но шедшие на гибель во имя нации.
Были и такие, кто сомневался и остался по другую сторону противостояния, но, сколько бы не было, трусов, смельчаков находилось всегда больше. Всегда в башкирском народе находились те самые «баламуты», борцы за правду и справедливость, одними лишь словами способные поднять и повести за собой тысячи. О свободолюбии и непримиримости башкир знали соседние, жившие с ними бок о бок, народы. К башкирам обратились русские крестьяне, на них уповали и на них возлагали единственную надежду. «Кто, кроме вас?» - с таким вопросом жители русских деревень отправляли посыльных в башкирские селенья. И действительно, кто кроме башкирского народа, был той силой, тем легионом, боровшимся за свободу всего Башкирского края? А все почему? Почему башкирам всегда неспокойно жилось, почему не смирились они, выгадывая себе послабления, а «впрягались» за все население башкирской земли? Откуда брали силы вновь и вновь, восставая с каждым разом всё яростнее и ожесточеннее? Может знали они что-то, что мы сейчас не знаем или на что давно махнули рукой? Какую-то особую башкирскую правду, правду о гордости и свободе башкир?
Пытаясь разгадать этот феномен, историки в строгом хронологическом порядке воссоздают картину происходящего, чуть ли не в почасовой последовательности описывая события того неспокойного времени. Возможно для «постороннего» человека это покажется утомительным набором фактов и дат, но для меня эти сухие, монотонные описания лучше всяких картин, фильмов и постановок рассказывают о наших предках. Я час за часом наблюдаю за разворачивающейся драмой, я как будто присутствую в то время, рядом с теми словно ожившими людьми, заглядываю им за плечо, затаив дыхание и также едва сдерживая гнев.
Перед глазами вспыхивают картинки: вот двое перешептываются в темноте, оглядываясь по сторонам, и даже друг с другом они пока не до конца откровенны – но вот сдерживаемое сказано вслух, все карты открыты, вся жизнь поставлена на кон. И все ради одной цели - бороться всем вместе, «быть в одном условии и его никак не нарушать и сердца наши не отклонять». Вот на месягутовскую площадь стекается многотысячная толпа, взбудораженная, и здесь и там мелькают шапки башкир, русских, мишар, тептярей. Над толпой стоит шум разноголосой, разноязыковой толпы, но этот гам перекрывает гиканье башкир, с позором гнавших плетьми небунтующих крестьян к исправничьей квартире. Вот Тикеев прячется в избе, окруженной бунтующими крестьянами и башкирами, а восставшие рыщут по дому в его поисках, их топот все ближе, а воинственные крики громче раздаются рядом с ним и расправа становится все неизбежнее. Вот выдвигаются карательные отряды в русские и башкирские деревни, за ними тянутся груженые обозы с плетьми и палками. Вот выводят в кандалах участников месягутовских событий, на их лицах застыло непреклонное выражение, они отказываются от раскаяния, они стоят до конца за свою правду. Вот гулко, в абсолютной тишине, звучит приговор судьи – наказание шпицрутенами до 4-х раз через 500 человек, вечная ссылка на каторгу в Сибирь. Вот с окровавленными спинами, пройдя через строй солдат, падают и не встают больше «виновные башкиры», шестнадцать отчаянных борцов башкирского народа. Вот спустя 10 лет односельчане получают письмо от давно пропавшего в сибирской ссылке Абдулбакира Бакиева, с вестью о недавнем снятии с него кандалов…
Почему я не могу не быть националистом?
Потому что эти люди были. Они так поступали и думали, что поступают правильно. По «правде». По башкирской правде.
Это наши предки, часть нашей большой семьи, наша история, это мы сами – и у нас одна общая правда. Узнав ее однажды, нельзя отказаться от нее или попытаться её забыть.
Арғужа
http://vk.com/club6116387?w=wall-6116387_33118%2Fall
http://kyk-byre.ru/1241-bashkirskaya-pravda-pochemu-ya-ne-mogu-ne-byt-nacionalistom.html
Сейчас Республика Башкортостан в таком состоянии, что ее могут спасти только башкирские общественники или как их называют "националистами". Если они будут медлить или находиться в состоянии "спячки", как сейчас бездействуют такие объединения СБМ,"Башлидер", "Ак тирмэ" ,МОО БНЦ "Урал" и Исполком Всемирного курултая башкир - то упустим время. Это будет настоящий позор для всего народа. В будущем история и следующие поколения никогда не простят нынешней башкирской общественности за бездеятельность.
ОтветитьУдалитьУл ойошмалар ысынбарлыҡта юҡ бит инде. Исемдәре генә ҡалған.
УдалитьЫсын ҡаршылыҡ хәрәкәте ойошторорға кәрәк.
УдалитьБеда страны ,где Емельки,Салаватки и Валидки -герои.Их именами названы и улицы и города .Но они как не крути государственные преступники.Можешь быть националистом,что равно государственному преступнику.Чего не хватает-у власти -одни башкиры по городам и весям .во всех структурах.Театры-есть,пишите.поете,пляшите безудержно.Учитесь искусству и культуре.вещаете .печатаете на башкирском языке,насильно заставляете учить его всех.Что еще НАДО ?А надо это единицам,особо тем-кто не у кормушки.Вот курултаились-было зур якши.Чуть поменьше-абтраган для вас.Простому башкиру-лишь бы не было войны.работа была и зарплата .А вы -не выразители его воли.ЗА СВОЕ ПЕЧЕТЕСЬ!!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьТы врун, примитив и потомок раба крепостного.
УдалитьНе тебе не званому указывать мне, кому будет памятник на моей башкирской земле.
Для тебя единственное и давно пора думать о покаянии за геноциды и голодоморы твоей Рашки
Ты не националист, ты - нацист,мурло геббельсовское!Твоя башкирская земля?В 91м лично голосовал за суверенитет РБ.Что в итоге? Уралка Рахимов,вместе с папой прихватизировавшие "нефтянку"!Что досталось простым жителям? И далее: Кто продал Москве недра,леса,НЕФАЗ,другие предприятия?Сами башкиры распродают республику оптом и в розницу,а виноваты русские?Настоящие башкиры не ищут виновных на стороне!
УдалитьИ снова вранье. Какой суверенитет, когда Башкирия в донорах Рашки всегда была и есть.
УдалитьЛох делай там у себя в Рашке.
Видишь ли якобы у меня был "суверенгитет" и мне от этого хуже было!
Какой суверенитет у Башкирии, когда Рашка голодная доит и все отнимает!
За это вас мир презирает. Вспомни как тебя Европа встречала в прошлом году в Варшаве.
нонимный5 января 2014 г., 12:40 Нехрена башкирская земля по твоему иванская стала чтоли. Не забудь свою Иваново. Хватит грабить мою Башкирию.
УдалитьВсе Московия отнимает, это багодаря русской диаспоры-пятой колонны. И нам лапшу вешают как будто мы сами все продаем! Что мы иванушки? Не будь вас не было бы Гондураса-воровства-ограбления. Блин без зазрения совести еще права качаете у меня. Ты иванушка мою Башкирию ты не сделаешь проходном двором
УдалитьТебя,умника,пример Средней Азии ничему не научил?Тоже орали,что Россия объела!Повыгоняли и русских и вас,братьев-мусульман.Что ж,теперь и вы,безмозглые так-же сделайте.Только через годик сам приедеш в Рязань-Иваново с таджиками и узбеками бороться за право подметать улицы Российских городов.Только вот еще раз быть "толерантным" у меня вряд ли получится!
УдалитьДавай п...дуй в Рязань-Иваново как раз таки там тебе будут "рады"
УдалитьШовик приплел сюда Ср.Азию. Не вся Ср. Азия впрочем гасарбайтерствует. А Узбекстан и Таджикистан - где до сих пор правят коммуняки промосковские.
УдалитьАнонимный3 января 2014 г., 11:55, если ты сам примитив на уровне приматов, то об остальных не суди по себе.
ОтветитьУдалитьИстория рассудит кто о чем печется. А весь свободный мир знает кто такой башкир и уважает его как раз таки за тягу к свободе, отважные сердца, твердость и чистоту духа. А вот беда страны как раз таки в том что есть такие людишки, для которых зарплата высшая ценность, изза таких Коз..в которые поощряют своих дочерей на блуд за жрачку с "хорошо накрытого стола", а сыновей отправляют охранять (поли...я, арм.я итд) хозяев таких "столов". а что касаемо башкирской культуры, то оно уже всемирно признано! и не тебе о нем судить раб людей
ОтветитьУдалитьВ будущем история и следующие поколения никогда не простят нынешней башкирской общественности за бездеятельность.
ОтветитьУдалитьпоймите одно.
потомков уже вряд ли будет. будут иваны не помнящие родства, да и "потомки" которым на прошлое до едрени и фени.
А вы за кого печетесь,а нас что ли за все 500 лет?
ОтветитьУдалитьмаксимум 250 лет. Понимаешь да?!
ОтветитьУдалитьдолгожитель какой, за 500 лет самому о себе заботится пора бы научится.
ОтветитьУдалитьдорога с АД,спасение от ада.
ОтветитьУдалитьНе было бы нас -не было б и вас.И был бы даже не Гандурас .а его производное .Г.Успенский в начале прошлого века написал"Пропадет башкир,пропадет...."Не дала советская власть пропасть.Отмыла,накормила .вылечила.Сколько бы червивых голов ушло бы в мир иной.а то стали академиками и как собаки брешут на русских,пиная при случае и без случая .А удел был у всех один и доля одна.Башкиры вымирали деревнями в морозные и снежные зимы от бескормицы скота,отсутствия продуктов и что греха таить -от нежелания пахать .сеять .Теперь знают Раше .Да вы середина этой Раши .И никуда жалкой кучки националистов не деться.И на Белой хр.....словечки сотрем ,что у моста ,где кто -то навеки с Россией .Не навеки -а навсегда.А навеки с таджиками можете быть.А БАШКИРИИ-это губерния РОССИИ.И неправда,не то переживали,переживем и эти годы в едином строю-РУССКИЙ,БАШКИР,ТАТАРИН и все другие народы .
ОтветитьУдалитьДо завоевании Башкирии лапотной Рашкой, башкиры не знали что такое нищета, голод, воровство.
ОтветитьУдалитьПришельцы русские спрашивали - как можно вещи оставлять на улице, украдут же! чем очень удивляли башкир.
Позор Рашке средневековой, которая репрессирует лучших сынов оккупированного башкирского народа. И это творится в 21 веке!
ОтветитьУдалитьВообще то кто-то совсем недавно с помпой отмечал 450-летие добровольного вхождения в состав России.Или это было не в Башкирии?Так что пришельцы-вы! В историческом музее Башкортостана на видном месте находится не макет башкирскрго дворца или крестьянсского подворья с избой,баней,постройками для скота и огородом,а в натуральную величину шедевр башкирской архитектуры - юрта (по другому чум,вигвам,яранга и т.д.)
УдалитьМарионетка Рашки Рахит бездарный отмечал 450 лет (в самом деле война 200лет геноцид и ограбления).
УдалитьИ этот марионетка Кремлевская Рахит повесил башкирам юрты южные степные.
Причем тут башкиры, их страна зависима от Московии.
Плохо ты знаешь свою историю,башкир.Эту юрту я видел вмузее еще в 60х годах.
УдалитьВ 60-е советская власть урусов вообще старшим братом делала. Ты русские лапти еще башкирам повесишь. Какие юрты пустынные-степные могут быть в горах и когда лес вокруг.
УдалитьНу да,а русские до монголо-татар тоже не матерились.И этим наградили башкир -матерятся на чем свет стоит .И не воровали башкиры -а сейчас,что ни чиновник -башкир,глава-башкир и все" честные".И народ стонет по- некрасовски" ВЫдь на Белую,чей стон раздается ,над великой башкирской рекой -этот стон у нас песней зовется о хапугах с нерусской фамилией .Кто поет эту песню протяжную-оккупированный башкирский народ....."
ОтветитьУдалитьКогда одни народы отбирают у других возможность иметь собственную государственность, они должны знать: у них могут потребовать вернуть отобранное и через 100, и через 200 лет (в истории бывало и больше). Россия сильно задолжала башкирам, татарам, якутам и др. нерусским народам. А когда они пришли за долгом, задолжала еще раз. Не деньги. Свободу не жить под чужой властью. Под властью, приносившей горе и смерть почти каждому новому поколению. От зачисток генерала Ермолова до зачисток генерала Шаманова.От зачисток Суворова до зачисток Сталина...Печеньками тут уж не отделаться. Высокомерие - один из самых больших грехов. История она очень мстительна. ..
ОтветитьУдалитьРоссия сильно задолжала башкирам, татарам, якутам и др. нерусским народам.......
ОтветитьУдалитьПусть в суд подают, др. "нерусские народы" могут в муслямкий, если выиграют получат, если нет, даже печенек больше не будет! История она мстительна не только к тем, на кого башкиры вечно кидаются, главное, она мстительна к башкирам! По суду получат, что им полагается!
Анонимный9 января 2014 г., 17:36
ОтветитьУдалитьТы размечтался. Но ты Чечне и платишь свой долг. Ты не забудь что ты башкирам должен еще больше.
Должен за то,что башкир перестал кочевать по лесам,научился строить избы и сеять картошку,получил от русских алфавит ?
УдалитьМы писали и на арабском старотюрки и тюркскими рунами, а скажем картошку и ты бы без америки не попробовал, на счет избы т.е., срубная культура на нашей земле с раннежелезного века отслеживается, а когда татары и башкиры хотели в 90-е на латинницу перейти сразу русское НИЗЯ с Москвы прозвучало. Как так?
ОтветитьУдалитьХива,Бухара,Багдад,Новгород,Киев,Тверь и еще множество городов,корни которых уходят в глубину веков и живут в них те,кто эти города основал,и стоят они по сию пору.Где у нас хоть один древний башкирский город?
УдалитьНе ссортесь. Все мы просто люди. Жизнь так скоротечна - не стоит ее поганить глупыми разборками. Злые меньше живут, будьте добрее и милосерднее друг к другу, живите дого и радуйтесь, общайтесь друг с другом - в каждом есть что-то хорошее...
Удалить