среда, 4 декабря 2013 г.

Новый суд над Салаватом. Башкир вычеркнули из Истории России!

Предложения и замечания ГБНУ ИГИ РБ к проекту Историко-культурного стандарта России.

Концептуальным недостатком обсуждаемого варианта историко-культурного стандарта (далее - ИКС) является тот факт, что заявленные в нем методологии: «Культурно-антропологический подход», «история страны через историю регионов» и т.д. совершенно не отражаются в самом тексте.



А) Если не менять ИКС в концептуальном плане, логично снять пункт «Культурно-антропологический подход».

Б) Несмотря на заявленное рассмотрение истории России со включением истории территорий и народов, входящих в ее состав, в применения в тексте ИКС этот подход не нашел. Специфика народов и религиозных конфессий России отражаются лишь в рамках собственно политики государства, причем произвольно и эпизодически, лишившись своего историзма.

История к востоку от центральной России намечена слабо. Несмотря на заявленный «Культурно-антропологический подход», практически отсутствует элементарная этнография народов России, их культурное наследие.

Несмотря на принципиальную значимость для исторического становления России, практически не освящена проблематика отношений с государствами и народами, образовавшимися при распаде Золотой Орды. Логично было бы рассмотреть внутриполитические процессы, приведшие к ее распаду и дать хотя бы общую характеристику Касимовскому, Казанскому, Сибирскому и Астраханскому ханствам, а также Ногайской Орде, которая вообще не упомянута в ИКС.
Практически не получили освещения вопросы взаимодействия Московского царства и особенно Российской империи с государствами и народами Средней Азии, а также Крымским ханством. Логично было бы сделать в соответствующих разделах отдельный блок, касающийся проблематики «южного» направления российской политики.

Несмотря на достаточно весомый вклад в историческое развитие России, не получили освещения башкирские восстания XVII-XVIII веков.
Между тем, для понимания цивилизационной специфики и хода интеграции нерусских народов в состав России добровольное вхождение башкир в состав России, башкирские восстания и период Башкирского Войска невозможно переоценить.

Конечно, они должны изучаться, прежде всего, в региональном компоненте РБ, но элементарное понятие о них представляется необходимым на данном этапе развития российской исторической науки и коллективной идентичности. Это повышает связность единого историко-культурного поля России. В частности, без невозможно адекватно представить «пугачевщину» и культовую для советского и башкирского исторического коллективного сознания фигуру Салавата Юлаева, играющую важную культурологическую роль символа, скрепляющего Башкортостан и Россию.

Логично было бы отвести башкирским восстаниям место в изложении материала, аналогичное Кавказской войне XIX века.

В) Несмотря на то, что было заявлено рассмотрение культурного аспекта исторических периодов, в тексте ИКС в основном внимание уделяется обзору направлений в искусстве, что не покрывает собой культуру как таковую. В то же время, в школьном курсе представляется избыточным заявленный пункт о противостоянии культурных парадигм Премодерна, Модерна и Постмодерна. Предлагаем снять этот пункт.

Г) Спорной выглядит концепция «трудных вопросов» отечественной истории: их выделение противоречит двум основным посылкам ИКС: нацеленность на воспитание патриотизма и восприятие поступательности и непрерывности исторического становления России. Если такие фигуры, как Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин будут рассматриваться как «спорные», то не менее «спорными» выступают и проводимые ими преобразования, определившие направления и формы развития страны на целые исторические периоды. В этом случае один или несколько периодов неизбежно будут восприниматься не с позиций поступательного и непрерывного исторического становления, но с позиций некоторой аномалии, «неправильного пути», вследствие чего патриотически относиться к ним станет сложно.
Вопрос не в личности исторических деятелей, вопрос в тех исторических процессах и субъектах, противоборство которых породило «неоднозначность» трактовок. Необходимо дать представление учащимся именно об этом: стороны конфликтов, их интересы, планы, ход и исход противостояния, долгосрочные его последствия.

Д) Не смотря на принципиальную важность для исторического становления России, в тексте ИКС не были освещены внутрипартийные дискуссии 20-х годов и противостояние политических групп 30-х гг. Именно тогда сформировались три варианта развития СССР – «троцкистский», «бухаринский» и «сталинский», входе противостояния которых реализовался «сталинский». Отсутствие рассмотрения этого вопроса делает некорректным представления о сложнейшем периоде в истории нашей страны.

Е) При рассмотрении послевоенного периода истории России в качестве одной из отрицательных сторон озвучено «отставание от западных стандартов потребления». Это некорректно с точки зрения задачи патриотического воспитания и неверно при анализе исторического процесса 50-80-х гг.

Во-первых, «отставание от западных стандартов потребления» само по себе нечеткий критерий, поскольку западные общества, несмотря на концепцию «всеобщего благосостояния», обладали большим, нежели в СССР уровнем социального расслоения – и стандарты какого именно социального слоя предполагается брать, неясно.

Во-вторых, советское общество даже конца 80-х гг. мало соприкасалось с «западными стандартами потребления» во всем многообразии их реальных положительных и отрицательных сторон и не имело возможности для адекватного сопоставления как такового. Следовательно, если все же рассматривать данный фактор, следует говорить о создании неадекватного образа «общества потребления» и изменении потребностей у значительной части советского общества в связи с экспансией западной массовой культуры.

В то же время, не обозначено несколько принципиальных моментов – противостояние проекта ОГАС и «реформы Косыгина», обособление и противостояние групп влияния ТЭКа, ВПК и «легкой промышленности», имевшие прямое отношение к нарастанию внутренних экономических трудностей в СССР: сложности «трансляции высоких технологий» в обычное промышленное производство (роль и недостаточность НПО), сложности управления разросшимся народнохозяйственным комплексом (которые пытались решить либо через автоматизацию управления посредством ОГАС, либо через введение «рыночных принципов» хозрасчета) и т.д.

В этом смысле корректнее было бы заменить тезис «отставания от западных стандартов потребления», ввиду его сугубой идеологичности и противоречия патриотической направленности, предложенным выше, а также хотя бы вкратце рассмотреть обозначенный выше комплекс проблем и процессов.

Итак, в соответствии с заявленной методологией, сменить которую не представляется возможным в силу ее концептуального для всего проекта характера, предлагается:

I) расширить содержание исторических разделов соответствующими дополнениями (приведены ниже).
Совершенно обязательным представляется включение в ИКС в качестве отдельного пункта башкирских восстаний XVII-XVIII вв., уникального, по выражению академика Любавского, феномена истории России без которого на настоящем уровне исторической науки невозможно составить адекватное представление об истории всего региона Урало-Поволжья и самого характера интеграции башкир в состав России.

Материалы, которые могут перегрузить содержание преподаваемого курса, следует перенести в региональный компонент. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой практикующегося последнее время отношения к региональному компоненту по остаточному принципу.

Поскольку заявлено, что кардинальных изменений в предложенный ИКС вносить не предполагается, остается единственный выход: усилить, упорядочить и закрепить в обязательном порядке фиксированное количество часов преподавания отдельных курсов истории регионов в школе, достаточных для усвоения материала в соответствии с заявленной методологией единого историко-культурного стандарта преподавания «история России через историю регионов».

С введением единого учебника истории России наступает момент упорядочения всей исторической сферы образования в российской школе. Появляется основа для четкого распределения образовательных блоков и возлагаемых на них целей и задач.

Единый учебник истории России задает определенную понятийную и мировоззренческую матрицу для воспитания общей исторической идентичности и патриотизма. Но в условиях полиэтничности, разнообразия регионов и крайнего идейного разобщения российского общества только полноценные отдельные курсы по истории национальных республик могут связывать этот процесс с воспитанием этнонациональной и региональной идентичности и в единую матрицу. Единого общероссийского курса здесь явно недостаточно, и регионального компонента в его нынешнем неопределенном состоянии также.

В противном случае, в идейном вакууме у народов появляются две разные истории – официальная и альтернативная ей, а потому противоречащая ей неофициальная, соответственно, формирующие конфликтные идентичности.

II) следует прописать обязательность и важную структурообразующую роль регионального компонента и инициировать создание и аналогичное обсуждение пакета учебных курсов истории национальных республик с привлечением научного сообщества и общественности каждой республики.

По тексту ИКС есть также ряд замечаний более частного характера:

С.6. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке – рекомендуется убрать, поскольку не является продуктивным для изучения в 7 классе.
С.10. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. Вставить: Добровольное вхождение башкир в состав Русского государства.
С. 15. Сословная и национальная политика. Вставить: Либерализация религиозной политики государства, образование Оренбургского магометанского духовного собрания.
С.17. события / даты:
1788(89) – Вставить: образование Оренбургского магометанского духовного собрания.
С.19. вместо Приуралье – Южный Урал.
С.20. Российская империя – многоконфессиональное государство. Православная церковь и другие христианские конфессии. – исправить.
Конфессии имеются только в христианстве: православие, католицизм, лютеранство и др. Ислам, буддизм – это мировые религии, наряду с христианством, а не конфессии.
С.21. Российская империя – многоконфессиональное государство. – изменить. (См. с.20).
С.25. Национальный вопрос в политике «белых» и «красных». Вставить: Провозглашение первых национальных автономий.
С.26. Персоналии: А.-З. Валидов – вставить.
С.30. Женщины на фронте. – убрать в другой абзац. Фронтовые бригады. Помощь гражданского населения фронту. – вставить.

Несмотря на то, что в авторском коллективе фигурируют соответствующие специалисты, совершенно отсутствуют важнейшие аспекты истории страны.
Предлагается добавить следующие пункты в соответствующие разделы:

1. Геополитическая ситуация в Степной Евразии и Древняя Русь: миграции кочевых народов на запад (аланы, мадьяры, печенеги, кыпчаки). Черные клобуки в политической истории Руси.
2. Народы и культуры Монгольской империи. Общественный строй и этносоциальная структура Золотой Орды. Развитие торговых отношений в XIII-XIV вв. в Евразии и роль в мировой истории. Религиозная ситуация в Орде и конфессиональная политика ордынских ханов. Архитектура городов Золотой Орды (в том числе русских княжеств).
3. Геополитическая ситуация после распада Золотой Орды: русская дипломатия во взаимоотношениях с Ногайской Ордой, Казанским, Крымским ханствами, образование Касимовского ханства.
4. Различный характер присоединения народов Поволжья, Урала и Западной Сибири: башкир, казанских татар, мишарей, чувашей, марийцев, удмуртов и т.д. Ее значение в последующей истории народов в составе России. Тюрки в социальной и военно-административной системе России: башкиры-вотчинники, служилые татары, ясачные чуваши/татары и т.д.
5. Начало миграции русского населения на восток. Заселение Среднего и Нижнего Поволжья, организация русских крепостей и засечных линий в Закамье и Южном Приуралье. Взаимоотношения с башкирами, калмыками, казахами.

6. Башкирские восстания XVII-XVIII вв.
Этот пункт ИГИ РБ считает совершенно обязательным для включения в историко-культурный стандарт единого учебника Истории России.

7. Уложенная комиссия 1767 г. и ее значение для народов России.
8. Добавить в описание Отечественной войны 1812 г. подпункт «Нерусские народы России в Отечественной войне и заграничных походах российской армии».
9. Образование национально-территориальных автономий в составе советского государства и их роль в оформлении федеративных отношениях России.
10. Внутрипартийные дискуссии 1920-х годов.
11. Противостояние политических групп в партии 1930-х гг.
12. Проект ОГАС и «реформы Косыгина».


Ответственные за предложения: Д.М.Абдрахманов, А.Т.Бердин, И.В.Демичев, Ю.М.Юсупов, Л.А.Ямаева.
Директор ИГИ РБ: И.З.Султанмуратов.

Сайт ИГИ РБ
Директор ИГИ РБ: И.З.Султанмуратов.

Сайт ИГИ РБ
http://rb21vek.com/clio/759-predlozheniya-i-zamechaniya-igi-rb-k-proektu-istoriko-kulturnogo-standarta-po-istorii-rossii.html

11 комментариев:

  1. Свою историю народ должен сам написать, а не где-то там в Московии.
    История Башкортостана уже написана А. Биишем - «Борьба за независимость башкирского народа» .
    Книга американского историка о завоевании Башкортостана Российской империей также показывает миру о преступлениях России против башкирского народа.
    А "учебники", написанной Москвой, являются не более чем позорное оправдание оккупации им нерусских территорий.

    ОтветитьУдалить
  2. Хотеть, чтобы Москва что-то включила и упомянула - себе унижение.
    Пишите свои книги, пишите свои брошюрки, свои работы на национальных языках, берите дело в руки.
    Не прыгайте и не мешайтесь под ноги Москвы.
    Интеллигенция не русских не должна превращаться в то, о чем говорил Ленин.

    ОтветитьУдалить
  3. А "учебники", написанной Москвой, являются не более чем позорное оправдание оккупации им нерусских территорий.....
    Вот и не сдавай ЕГЭ, не получай аттестат, думаешь тебя уговаривать будут?! Пойдешь в министерство племенного образования купишь сразу парочку дипломов, и алга, в племеные "руководителя трех кур"! А мы пока ликвидируем твой БаШКУРАстан! Чтобы твой визг "о завоевании БаШКУРАстана Российской империей",а "о преступлениях России против племенного народа" стал наконец правдой! А то племенной баШКУРАстанской брехне никто не верит!

    ОтветитьУдалить
  4. Как же без басмача Валидова обойдутся России?

    ОтветитьУдалить
  5. урыс кутлактарела бында кереп сыккылай бит)

    ОтветитьУдалить
  6. Урысы разволновались) Не волнуйтесь, урысы, ваше время походит к концу) Радуйтесь, что с вами не как в Чечне поступают)

    ОтветитьУдалить
  7. добра не понимают они. вообще.

    ОтветитьУдалить
  8. "Анонимный5 декабря 2013 г., 2:52
    Хотеть, чтобы Москва что-то включила и упомянула - себе унижение.
    Пишите свои книги, пишите свои брошюрки, свои работы на национальных языках, берите дело в рук"

    Вот как дурачком прикидывается иванушка. Как писать когда Московия все запрещает оккупированным народам и весь бюджет отнимает

    ОтветитьУдалить
  9. Глупо скрывать в официальной трактовке историю нерусских народов. Эту историю при желании можно получить хоть из интернета. Нерусские все равно будут знать свою историю. К чему такой запрет? От этого стена между народами и непонимание и недоверие возрастет еще больше.

    ОтветитьУдалить
  10. Я бы на международном языке разговаривал, чем на языке крестьян.

    ОтветитьУдалить
  11. что башкиры разкудахтались то .ваш же суверенный рахимбай с патрохами для своего сынка всех нас то и продал московским жуликам и ворам.вот поэтому и нет у нас в башкирдыке никакого счастья дышим от добычи нефти и газа газами а деньги то идут жульям с москалья.

    ОтветитьУдалить