среда, 25 декабря 2013 г.

Земельный коллапс или налоговый сюрприз Рустэма Хамитова

В своем послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин отметил, что "сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем". "Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы. Районный уровень фактически выхолощен", - подчеркнул он.
В Башкирии его поняли по-своему и отреагировали в лучших региональных традициях "э-э, прауильно говоришь, латно".



Президент региона Рустэм Хамитов в своем интервью Вести24, сильно ссутулившись и явно напугавшись, начал горячо: что у муниципальной власти "мало ресурсов, мало денег", "чтобы купить технику, чтобы очищать улицы и размещать отходы". А мы-то никак не могли понять, почему улицы городов завалены снегом – это все от нищеты и голодомора среди чиновников мэрий, оказывается.

Хамитов тут же в антракте послания предложил "укреплять местную власть", а именно – перераспределить налоги, "федеральные там, региональные там, какие-либо другие" в пользу местной власти.

Вы же помните, уважаемый читатель, что согласно статье 12 Налогового кодекса налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным - налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Ну и к местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Таким образом, в пользу муниципалитетов можно перераспределить первые две группы, третья группа итак поступает в муниципальную казну. Никаких "каких-либо других" налогов в пользу муниципалитетов перераспределить нельзя. Значит, либо башкирский глава, в прошлом налоговик, кстати, попросту не подозревает о существовании кодекса, либо в Башкортостане есть "какие-либо другие" налоги, которые не подпадают под действие всероссийского закона.

Башкирский наместник продолжает "колоться" дальше. Оказывается, внутри федеральной налоговой "пирамиды есть люфты, которые надо доработать, посмотреть, что нужно сохранить, укрепить, где надо принять какие-то другие решения". Чтобы понять спикера дословно, надо покурить с ним одно и то же. Но, видимо, Хамитов знает, о чем говорит.

В начале декабря в башкирском правительстве прошло заседание межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований республики. Оказывается, в Налоговый кодекс были внесены важные изменения: регионам было предоставлено право принимать законы об особенностях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

То есть налог на офисную и торговую недвижимость (административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, где размещены офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания) будет рассчитываться по их кадастровой, а не балансовой стоимости, как было до сих пор. В течение 2014 года чиновникам предстоит усердно поработать и провести тотальную инвентаризацию таких объектов, определить вид их фактического использования. Весной следующего года будут проведены публичные слушания по законопроекту, к маю завершится экспертиза вводимых изменений, в июне закон будет принят в первом чтении. Ввести закон в действие планируется с 1 января 2015 года.

Ни для кого не секрет, что власти могут искусственно завысить кадастровую оценку имущества раз в 50. На местном и региональном уровне по отношению к кадастровой оценке доминирует исключительно фискальная мотивация. И получателя налога совершенно не интересует "формирование единого экономического пространства", "справедливое распределение налогового бремени", "реформирование и включение стимулирующей функции имущественного налогообложения".

Поэтому есть твердое ощущение, что через год мы получим ровно такую же ситуацию, как оспаривание на протяжении двух последних лет кадастровой оценки земли крупными промышленными гигантами. Земля, по мнению "крупняка", была изначально неправильно оценена, "неверно исчислен земельный налог", и компании четким конвейером потянулись в суды, которые принимали их сторону. В итоге, из бюджета из пробитой Фемидой бреши потекли в карман бизнесменов ранее "излишне уплаченные налоги".

Оценим стартовые условия. В Башкортостане по данным за 2012 год зарегистрированы 17 тыс.150 плательщиков имущественного налога, льготы по уплате применяют 6 тыс.354 плательщика. На 1 декабря этого года налоговики насчитали 13 млрд. 667 млн. 803 тыс. рублей имущественного налога, из которых реально поступило в бюджет 13 млрд. 283 тыс.35 рублей.

Во сколько раз увеличатся доходы бюджета, когда начнет действовать новый закон – подсчитать очень сложно. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что такая налоговая реформа безболезненно для региона не пройдет.

Так же с высокой долей вероятности можно утверждать, что едва ли центр уступит региону хотя бы рубль налога на прибыль, НДС, НДПИ или акцизов.

Альфия Барангулова

Комментариев нет:

Отправка комментария