После того как в московском Бирюлево прошла волна погромов и протестов против мигрантов, многие замерли в ожидании: «Понеслось?»
Однако дальше Москвы яростный гнев националистов, к счастью, не распространился, хотя во многих регионах начались массовые проверки на рынках, где обычно мигрантов больше всего.
И все-таки: возможно ли повторение бирюлевского сценария у нас?
Силовики пока излучают спокойствие: работаем в штатном режиме, проверки только плановые, все под контролем, волноваться нечего.
По сообщениям полицейских, о разгуле преступности в среде мигрантов говорить не приходится: за девять месяцев текущего года в республике мигрантами совершено (и - на что правоохранители делают особый акцент - раскрыто!) чуть более 200 преступлений. Этот показатель почти не отличается от прошлогоднего. В основном мигрантов ловят на кражах.
«МЫ ПРИВЫКЛИ К РОССИИ»
Едем на затонский оптовый рынок, где трудятся около тысячи мигрантов. Несмотря на то, что в Управлении федеральной миграционной службы нас заверили, что анклавов в Уфе нет, все знают, что представителей солнечных республик можно найти именно в Затоне. По крайней мере, они тут на виду.
В ранний час на рынке царит спокойствие. Даже мальчики с тележками, обычно сносящие всех на своем пути, передвигаются как-то сонно. Покупателей практически нет.
- Дэвушка! – слышу зычный голос за спиной. – Бэри арбуз! Грузный азербайджанец, заросший щетиной, успел расставить на поддоны свой товар – арбузы, дыни. Ждет первых покупателей. Спрашиваю об обстановке на рынке после бирюлевских событий.
- Какие такие события? – удивленно вскидывает иссиня-черные брови торговец, его зовут Рауф. – Все время на работе: поздно ложимся, рано встаем - новости слушать некогда. И вообще у нас тут царит мир и дружба, ни о каких националистах и ведать не ведаем.
В России Рауф живет с 1998 года, жизнь его проходит в дороге между Волгоградом, откуда он возит товар, и Уфой. Где-то в Азербайджане у него жена и трое детей, которых он не видел уже два года, но исправно отправляет им деньги.
А вот Максим Авдаян, на вид ему лет тридцать с небольшим, семьей пока не обзавелся. Вместе с братом они занимаются фермерством в одной из деревень Чекмагушевского района – выращивают баранов.
- Все, - говорит он устало. - Последний год занимаемся баранами.
- Уезжаете в Армению?
- Нет, крупнорогатый скот будем выращивать, бараны в цене упали, невыгодно их содержать…
О том, чтобы вернуться на родину и там пасти скот, Максим даже не задумывается, - жить в России для него привычнее и сытнее.
«ОНИ У НАС ТИХИЕ»
- Нормально, тихо они себя ведут, - заверяет жительница Затона Елена Пырева. – Снимают частные дома, это дешевле, живут и семьями, и по десять- пятнадцать мужиков в одном доме. Вечером выхожу на прогулку, никого из них не вижу. Думаю, от людей многое зависит, как они сами настраивают себя к приезжим. Затон очень провинциальный микрорайон, люди здесь добрее. Это вам не Москва.
Но как бы ни было спокойно, к сожалению, люди, агрессивно настроенные против приезжих, есть и в Уфе.
- Дык этих черных все больше и больше становится, - распыляется представитель русских националистов (который, несмотря на свои твердые убеждения, попросил не называть его имени). – Они чувствуют себя уже как дома. А нас здесь не так много. Приходится на сходы в другие регионы ездить. 4 ноября власти опять не дадут провести «Русский марш», ребята поедут в Пермь, Екатеринбург. Знаю, что несколько человек уже собрались в Москву на сход.
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МИГРАНТОВ – ИЗ УЗБЕКИСТАНА
Мигрантов Башкирии в последнее время действительно становится больше – это связано со стройками к саммитам ШОС и БРИКС. Если в прошлом году к нам приехали всего 20 тысяч трудовых мигрантов, то в этом году их уже зарегистрировано более 30 тысяч. К концу этого года, скорее всего, будет 35 тысяч.
- Большую часть мигрантов, около 60%, составляют приезжие из Узбекистана, - уточняет заместитель начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по РБ Тамара Таюпова. – Затем идут представители Азербайджана, Армении, Таджикистана. В основном они заняты в строительной отрасли.
Точное количество нелегальных мигрантов, конечно, никто назвать не может – на то они и нелегальные. Приблизительно - около 10-12 тысяч человек.
МНЕНИЕ
Николай ЕВДОКИМОВ, начальник отдела политических исследований БАГСУ:
- Миграционные процессы сегодня характерны для любой страны. К нам едут мигранты из тех союзных республик, где очень низкий уровень жизни. Почему именно в Россию? Потому что эти люди могут изъясняться на русском языке, чувствуют себя частью бывшей единой родины и думают, что здесь им будет проще адаптироваться. Они идут работать туда, куда наши не особенно рвутся из-за очень низкой зарплаты. Без мигрантов не обходится ни одно современное общество, но при этом у нас отсутствует какое-либо внятное регулирование миграционных процессов. Нужно определиться с правилами предоставления работы мигрантам, навести порядок в миграционном законодательстве.
Думаю, в данный момент повторения бирюлевского сценария в республике не будет. Во-первых, события в Москве связаны с тем, что в обществе (в центральной части страны) нарастает недовольство миграционной политикой, идет поток мигрантов, которые не адаптированы к нашей культуре. В Башкирии пока такого количества мигрантов нет. Во-вторых, уровень толерантности в республике намного выше, чем в центральной России, где растет число националистически настроенных людей.
http://ufa.kp.ru/online/news/1563741/
Как ты ,Коля,далек от народа.На днях во дворе встретил сантехника нашего дома.Он башкир -и каково его было возмущение-когда узнал о событиях в Москве,ему просто не нужны все эти трудовые мигранты как и нам всем.Я еще поддел,что они единоверцы.Был однозначный ответ-живем с русскими веками-единоверцев нам пришлых не надо.Вот тебе и трудяга.И поэтому нас никогда не поссорить с башкирами и татарами.А что есть сейчас трения-так это люди не от сохи.Им власти надо.А нам делить нечего ....Мы один народ-россияне
ОтветитьУдалитьНу да. Мигранты не должны борзеть и проводить свои русскыя маршы.на башкирской земле
ОтветитьУдалитьахахах...кто прав, а кто не прав....поди да разбери...
ОтветитьУдалить