пятница, 13 марта 2015 г.

"Давлению в Башкирии подвергаются многие, а не какие-то отдельные организации" - представители Национальных организаций и эксперты об аресте "башкирского Немцова"

Башкирский националист получил 3 года строгого режима

12 марта Кировский районный суд Уфы приговорил башкирского националиста Айрата Дильмухаметова, обвиняемого за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности», к 3 годам колонии строгого режима и лишению права заниматься публицистической деятельностью на 2 года. На оглашении приговора судьи Розы Булатовой присутствовали только сам подсудимый и его адвокат, сообщает корреспондент ИА REGNUM Светлана Нургалеева.




Напомним, в конце 2012 года прокуратура Кировского района Уфы заявила, что направила иск в суд, в котором требует признать экстремистским материалом статью «Ахыр заман» («Конец света»). В информации прокуратуры отмечалось, что статья «Ахыр заман», размещенная в сети Интернет неустановленным лицом, «содержит высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности». В начале 2013 года этот материал был признан экстремистским, тогда же, по мнению суда, было определено авторство статьи.

«Установлено, что в сети Интернет размещена статья Айрата Дильмухаметова под названием „Ахыр заман“, — говорилось в сообщении прокуратуры. — В тексте содержатся высказывания и призывы, формирующие у читателя положительное отношение, симпатию к террористическим организациям, ее членам, признание идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Уголовное дело в отношении Дильмухаметова было возбуждено в июле 2013 года. Ранее публицист был судим за публичные призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности с использованием СМИ, оправдание экстремизма и возбуждение национальной ненависти и вражды.

На судебных заседаниях Дильмухаметов своей вины не признавал, заявив, что не является автором приписываемого ему текста. Одним из его последних публичных выступлений стала небольшая речь на немноголюдном уфимском мероприятии «прощания с Борисом Немцовым» 1 марта 2015 года. Приговор Дильмухаметову вызвал некоторый интерес в специфических, строго определенных кругах. Большинство опрошенных ИА REGNUM экспертов в той или иной мере выразили сожаление по поводу жесткости приговора. «Айрат Дильмухаметов известен в регионе как идеолог радикального башкирского национализма, однако у него не столь много сторонников, и идеологизировал он, в основном, самого себя, — считает лидер Курултая западных башкир Ринат Гатауллин. — Я знал его еще дошкольником, и должен отметить, что в обсуждение националистической проблематики он был втянут еще очень молодым человеком, втянут взрослыми, зрелыми людьми, и никто впоследствии не смог убедить Айрата использовать свои немалые публицистические способности в более спокойном русле. Доля моральной ответственности должна лежать и на тех, кто втягивает молодежь в радикальный национализм».

«В некоторых случаях слова Дильмухамерова обладали не столь разящим эффектом, как его организаторские способности, — отметил башкирский общественник, бывший руководитель Всемирного курултая башкир Азамат Галин. — Не хотелось бы, чтобы личная история Айрата Дильмухаметова ассоциировалась со всем башкирским народом, хотя свой след в общественном и национальном движении он, безусловно, отставил».

У татарской общественности Башкирии, неоднородной по своему составу и убеждениям, единой позиции по делу Дильмухаметова нет. "Радикально настроенный Татарский общественный центр РБ, не имеющий особого влияния в республики, склонен героизировать Дильмухаметова, лидеры других татарских национальных движений, вероятно, предпочтут отмолчаться, — полагает представитель одной из «умеренных» татарских организаций.

Представители русских движений заявили о своей неготовности делать заявления на эту тему, однако координатор Егорьевского движения Башкирии Олег Епифанов счел нужным подчеркнуть: «Делать какие-либо выводы преждевременно, так как тема слишком неоднозначна. Однако стоит напомнить, что разного рода давлению в Башкирии подвергаются многие, а не какие-то отдельные организации».

http://www.regnum.ru/news/1905115.html




Читай ранее по теме "Ахыр Заман":



В Башкирии в сурах Корана пытаются углядеть экстремизм

В Башкирии создается опасный прецедент, когда в сурах Корана пытаются углядеть экстремизм.


В Башкирии создается опасный прецедент, когда в сурах Корана пытаются углядеть экстремизм. В Верховном суде РБ сейчас оспаривается решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Зульфии Рамазановой от 15 марта 2013 г. о признании ряда цитат из Корана, содержащихся в статье башкирского публициста Айрата Дильмухаметова «Ахыр Заман» («Конец времен» – прим. ред.), экстремистскими.

При всей неоднозначности произведений Айрата Дильмухаметова, отсидевшего реальный срок по экстремистским статьям, в публицистическом таланте и влиянии словом на читателя ему не откажешь. В этом свете желание властей нейтрализовать его накануне выборов вполне понятно. Тем не менее, сложные и противоречивые дела этой направленности не обходятся без соответствующего экспертного сопровождения.
А эксперты кто?

Вообще существует большая проблема механизма экспертной оценки тех или иных высказываний. Силовики в республике часто использовали практику, когда в качестве эксперта еще до судебного процесса обычно привлекались филологи из Башгоспедуниверситета, которые, бытует мнение, составляют нужное обвинению заключение.

«Злая ирония в том, что БГПУ носит имя башкирского просветителя и борца с режимом М. Акмуллы. Спустя сто с лишним лет после его смерти филологи БГПУ строчат по заказу силовиков обвинительные экспертизы», –говорит Айрат Дильмухаметов.

Однако правомерность и объективность таких заключений под большим вопросом. В идеале экспертные заключения по экстремистским статьям должны быть комплексными и писаться филологом, юристом и психологом.

В этом же процессе единственным экспертом выступила представитель ФБУ Лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ, некая Брянцева Н.И. Не мудрствуя лукаво, не обнаружив в авторских строках Дильмухаметова ничего противозаконного, она, как следует из судебных материалов, увидела именно в текстах некоторых сур Корана «высказывания, формирующие у читателей мнение исключительности, превосходства по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».

«Некомпетентность эксперта заключается в том, что хотя в тексте статьи указанные цитаты не были снабжены соответствующими ссылками на Коран, но любой мусульманин, и уж тем более эксперт религиовед, каковым себя, видимо считает госпожа Брянцева Н.И. обязан знать, что указанные выражения являются цитатами из Корана, соответственно из суры «Препирающаяся» (58.19), суры «Таха» (20.97), вновь суры «Препирающаяся» (58.14), суры «Испытуемая» (60.4) и вновь суры «Таха» (20.97). Настоящий же эксперт никогда бы не позволил себе признавать экстремистскими цитаты из Корана или Библии», – пишет Дильмухаметов в апелляционной жалобе.
А судьи что?

Судья Кировского суда Уфы Зульфия Рамазанова, признавшая статью Дильмухаметова и цитаты из Корана экстремистскими, формально принимала решение на основании экспертного заключения Брянцевой. Однако существует норма закона, которая четко говорит, что судья принимает решения, исходя из закона и внутреннего убеждения. С одной стороны, она не обязана знать содержания священных книг, но с другой – здравый смысл должен бы подсказать, что создается опасный судебный прецедент, вызывающий серьезные последствия на российском и международном уровнях.

Во-­первых, возникает вопрос, как Россия будет выстраивать свои отношения с мусульманским миром в случае признания даже нескольких строк священной книги мусульман экстремистскими. Нельзя забывать, к чему привели скандальные карикатуры на пророка Мухаммада в Дании и сожжение в Америке Священного Корана. Ученое и религиозное сообщество России уже возмущенно высказалось о судебном казусе в Башкирии.

Во­-вторых, в случае признания даже нескольких сур Корана разжигающими ненависть, вся работа по противодействию распространению экстремистских идей заходит в тупик. Получается, что каждый мусульманин, имеющий дома Коран, априори становится преступником?

Вполне очевидно, что, если Верховный суд РБ не отменит решение судьи Рамазановой, это может привести РФ к серьезным внутренним и международным осложнениям. В этом ракурсе от компетентных органов требуется выяснить, кто же от имени государства продвигает такие решения и провоцирует напряженность в обществе в ущерб интересам самого государства.
Кому это выгодно?

За последние две недели в информационном поле Башкирии запестрели заголовки с фронта борьбы с экстремистскими проявлениями. То через день в Уфе якобы закладывают бомбы, то начинают пропадать соблюдающие мусульмане, то выходят результаты мониторинга московского Института национальной стратегии под названием «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье». Из них следует, что наблюдается рост религиозного и этносепаратизма в республике, и в этом обвиняются оппозиционные общественные деятели и бизнесмены. Официально администрация устами пресс-­секретаря Президента РБ Артема Валиеваопровергает результаты этого, на мой взгляд, тенденциозного исследования, но при этом приближенные к ней блогеры и маргинальные общественники заявляют об объективности мониторинга.

Институт национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье».

Выгодно ли это силовикам? Могу предположить, что нет. Если ситуация в Башкирии действительно так страшна, то у Москвы могут возникнуть вопросы по качеству работы регионального УФСБ, что для него совсем нежелательно.

«Если говорить конкретно о Башкирии, то проблема заключается в неграмотных и непродуманных действиях региональной власти, которые провоцируют оппозицию на критические выступления. Но это вовсе не значит, что все оппозиционно настроенные граждане Башкирии обязательно представляют собой этнорелигиозную угрозу. Так что первый вопрос конкретно по Башкирии – кто и зачем говорит о пожаре и раздувает сенсации там, где их нет. И тогда главный вопрос – кто подставил уважаемую структуру с фактурой, предоставив откровенно неверные или устаревшие, непроверенные исходные данные о потенциале, настроениях и перспективах оппозиции внутри Башкирии. «Гасить» оппозицию убийственными в глазах федерального центра обвинениями в экстремизме и национализме может быть чрезвычайно выгодно только региональной власти», – поделился мнением эксперт по региональному развитию Иван Огнев.

Не следует забывать, что республика сейчас входит в предвыборный период. Осенние выборы в Госсобрание не совмещены с федеральными, и поэтому надежды получить карт­бланш Москвы на беспредельное использование административного и силового ресурса у региональной администрации нет.

Вероятно, для некоторых «креативщиков» из республиканского Белого дома высок соблазн создания нового витка несуществующей напряженности, набора неких «страшилок» перед центром и собственным руководством, подъем своей значимости «разруливанием» ситуации. Тем более, что в Администрации имеются люди со значительным опытом конфликтных политических технологий. Тот же зам. руководителя АП Аббас Галлямов, например, какое­-то время плотно работал с российским оппозиционером Борисом Немцовым. Есть неподтвержденное мнение о его причастности к событиям оранжевой революции в Украине. В 2005 году в интервью одному из изданий, комментируя хулиганскую выходку молодежи в полпредстве республики в Москве, Галлямов отметил, что для этих пацанов идеология вторична, важно само действо, ощущение опасности, и он в этом их понимает. Журналист заметила, что такие пацаны создают негативный образ республики. Тогда еще заместитель полпреда сказал, что «не видит в этом ничего страшного».

Кто бы ни был автором создания искусственной информационной и этнорелигиозной напряженности в республике, он просчитался в нескольких моментах. Во-­первых, нанесен удар по силовикам, которые «проспали» реальные угрозы в Башкирии. Во­-вторых, такой же удар получил и глава республики Рустэм Хамитов, который также якобы не может контролировать ситуацию в республике и обеспечивать межнациональное и религиозное согласие. В-­третьих, такие попытки угрожают курсу Президента России Владимира Путина на стабильное развитие государства. Объективная и всесторонняя оценка ситуации в республике руководством страны может выйти боком для недобросовестных политтехнологов.

Нам же, простым жителям республики, еще предстоит быть свидетелями громкого судебного процесса в Верховном суде РБ. Следующее судебное заседание состоится уже 28 мая.

Читатель! Кто, по­-твоему провоцирует напряженность в обществе с помощью этого процесса?

Комментарии

Рудик Искужин, сенатор Совета Федерации РФ от Республики Башкортостан:

– Я был знаком с покойным отцом Айрата Дильмухаметова, это был большой специалист по информационной политике. Встречался и с Айратом, видимо, какие­-то навыки достались и ему, он достаточно неординарный человек. При этом у меня сложилось впечатление, что для него характерны излишняя политизированность и конфронтационность. Я не знаком с обстоятельствами нынешнего дела, поэтому мне сложно оценивать его, в том числе и по экспертному исследованию. Отмечу, что многое зависит от контекста использования сур и аятов из Корана в информационном пространстве. Те же изречения из Книги в мечети или богословском диспуте – это одно, а использование в СМИ или с большой трибуны – другое. Многое зависит от психологического восприятия. В прошлом мне приходилось работать именно в этом направлении для политики примирения (в Афганистане – прим. ред.). Одно слово может быть бальзамом, а может и ранить. Вольное использование и трактовки в информационном пространстве могут действительно нанести вред.

Зуфар Тимербулатов, заведующий лабораторией НИЦ при БГПУ:

– Очень многое зависит от контекста и трактовки использования строк из Корана. Экстремизм выражается, прежде всего, в психологическом или физическом воздействии. Такого воздействия в этом деле я не вижу. Я хоть и не знаком полностью с экспертным заключением, но о самом процессе наслышан. В ходе общения с духовенством я неоднократно задавал вопрос по таким моментам в священной книге мусульман. Мне отвечали, что Коран, несмотря на разнообразие течений Ислама, для всех един, существует лишь вопрос трактовок. Сам же он, как и любое священное писание, безупречен. У меня возникли вопросы к эксперту: с какой точки зрения она проводила оценку, с салафитской, ваххабитской или какой-­то иной, что нашла экстремизм в сурах?

Усман­-хазрат Хамматов, мечеть «Гуфран»:

– Поскольку, как я понимаю, речь идет о цитировании перевода Корана, то заявлять сразу, что идет суд над Книгой рано. Существуют различные версии переводов и трактовки, однако, как о единственном правильном можно говорить о Коране на арабском языке. Существует хадис, что Коран должен изучаться только со знающим учителем. Неграмотное использование переводов на русский язык отдельных аятов и сур служит подпиткой для развития радикальных течений.




http://proufu.ru/obcestvo/item/26129-koran-pod-sudom-v-bashkirii-sozdaetsya-opasnyj-pretsedent.html





18 комментариев:

  1. «В некоторых случаях слова Дильмухамерова обладали не столь разящим эффектом, как его организаторские способности, — отметил башкирский общественник, бывший руководитель Всемирного курултая башкир Азамат Галин. — Не хотелось бы, чтобы личная история Айрата Дильмухаметова ассоциировалась со всем башкирским народом"

    а нам бы, Таш-баш, не хотелось чтобы она не ассоциировалась с тобой, гапон долбанный!

    ОтветитьУдалить
  2. не надо этого дурочка (таш-баша) ругать, он ведь башкир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тыртыр о чем ты?

      Удалить
    2. 22:50 Бук- баш , ты о чем?

      Удалить
    3. Тьма-тыртыраканье кеш отсюдово в свой аймак-улус Улан-Батор

      Удалить
    4. 11.02 Протухший курут вреден для головы не ешь его.

      Удалить
    5. тьму-таракан, не дома, совок свой закрой

      Удалить
  3. Колониальная власть всегда уничтожала лучшую часть народа. Питер-Москва все время была кровососом шестой части земного шара, это злокачественная опухоль фактически тормозит развитие всей планеты. Германский фашизм просуществовал лет 15, а Московия много столетий.
    При Рейгане начался распад этой империи зла, но сейчас благодаря продажи нефти - за счет потомков это зло снова взялось за свое людоедство

    ОтветитьУдалить
  4. Средневековая имперская политика Путина - политика завоевания территорий и репрессии ускоряет развал Российской империи.
    Советская экономика не только морально, но и физически устарела, не только устарела, а сгнила. Воровская и репрессивная администрация далек от того, чтобы построить экономику.
    Россия не является Сев. Кореей с одним и монолитном народом, а состоит из завоеванных разных народов, которые враждебны метрополии, и также цивилизованный мир настроен против Москвы. Распад последней колониальной империи - вопрос скорой времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неожиданное подорожание нефти может продлить жизнь этой воровской и репрессивной власти.

      Удалить
    2. Не развалится - не радуйся раньше времени. Может быть только преобразоваться, видоизмениться. Распад и развал невозможен и невыгоден никому.

      Удалить
    3. Это более чем иванство - говорить что это преступное создание на костях и продолжающее свое людоедство может преобразится.
      А очередное "видоизменение" преступника уже пройдет, он сам это знает и не собирается, поскольку он уже по уши в дерьме и в крови.

      Удалить
    4. Распад и развал этого монстра-тормоза для народов есть условие для продвижения в цивилизацию. Московия ныне слаба - она не сможет провоцировать междоусобицу во время своего начала развала.

      Удалить
  5. галин предатель и проститутка

    ОтветитьУдалить
  6. Я не понял , а что монголотатары потеряли на этом сайте ?

    ОтветитьУдалить
  7. 15:20.Баш- корты, а ты че потерял на этом сайте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Монголтатар примитивчик раньше шестерил у монгол, ныне на навозе - ясно по лексикону.

      Удалить
  8. Выражаю громадную благодарность компании займ под залог птс автомобиля за консультацию. В МФО быстро получила подходящую сумму. Деньги мигом. Спасибо.

    ОтветитьУдалить