вторник, 1 апреля 2014 г.

Инновационные шалаши Рустэма Хамитова

Оценивая деятельность некоторых глав российских регионов, весьма внимательных к разного рода экспертным рейтингам, можно сэкономить силы экспертов и просто ограничиться двумя народными мудростями: под лежачий камень вода не течёт, и с паршивой овцы хоть шерсти клок.

Очередной региональный кейс в Уфе вновь показал, что не исключение и весьма чуткий к своим драматическим движениям на 1-2 позиции в разного рода рейтингах Рустэм Хамитов.


Не поступаться малым
Некоторым членам этого правительства, вроде Дмитрия Шаронова, при этом, в сущности, заниматься инновациями положено по должности – но, очевидно, из-за хамитовского нежелания хоть как-то модифицировать свои планы башкирские инноваторы вновь останутся без лоббистов.

Для Башкирии такая ситуация не слишком нова: пусть Муртаза Рахимов и был щедр на поддержку высокотехнологичных производств, в приоритете у него все равно были нефть и нефтепереработка. У Хамитова же, об инновациях и молодых учёных и предпринимателях всегда много говорившему, приоритет, как говорят хорошо знающие его люди, в другом — пытаться в любых вопросах, где от него что-то требуется, раздуть свой авторитет.

Вопросы эти, как правило, мелкие — ибо при Рустэме Закиевиче основные решения в силу безволия башкирской власти уже не принимаются без оглядки на Москву. И главное, о чём больше всего думает Хамитов – это стремительно утекающее собственное время в занимаемой должности.

У семи нянек дитя без глазу
Более целеустремленные казанские коллеги, для сравнения, в вопросах своего времени гораздо менее щепетильны: не только не занимаются неэффективным расходованием десятков миллионов якобы выделенных на инновации рублей, как случилось при Хамитове, но и не боятся защищать интересы своих предпринимателей и ученых по всей стране.

Верный ученик Минтимера Шаймиева Рустам Минниханов, не пытавшийся бороться с тенью собственного предшественника, а опирающийся на его поддержку, своих ученых и предпринимателей не бросает.

Доходит до того, что на сибирские форумы айтишников он выезжает с целыми командами членов правительства и проводит там с ними заседания в выездном режиме. Результаты очевидны: в Татарстане IT-сфера стремительно прогрессирует, и доходит до того, что Уфа проигрывает конкуренцию за молодых специалистов не только Москве с Питером и заграницей, но и Казани с Набережными Челнами, где говорят меньше, а делают быстрее и больше.

Вероятно, если бы в башкирском правительстве не уезжали при любом удобном случае переливать воду в ступе на закрытые заседания, пока из республики уезжают кадры и растёт государственный долг, ситуация была бы иной.

Хамитов мог бы, переняв, в частности, татарскую практику и не бессильно стучать кулаками по столу на таких заседаниях, а проводить их прямо на стартап-турах и в рабочих поездках – потребовав, скажем, от каждого из своих министров за год внедрения 4-5 уфимских инновационных разработок по профилю деятельности их министерств. Но увы – башкирская экономика пока остаётся забытым ребёнком мелочных родителей.


За добро добром платят
Ситуация, впрочем, немного сложнее мелочности башкирского первого лица: инициатором уфимского стартап-тура, как известно, был вице-премьер федерального правительства Аркадий Дворкович, непосредственно обратившийся к Хамитову с личным письмом о проведении этого мероприятия ещё в прошлом году — так что сюрпризом для Хамитова мероприятие стать не могло.

Молва при этом гласит, что именно Аркадий Владимирович, на момент назначения в 2010-м году Хамитова президентом Башкирии бывший ключевым помощником Дмитрия Медведева, дал положительный отзыв на хамитовскую кандидатуру.

В этом смысле показательное игнорирование Хамитовым начинаний Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича, ожидать которого было бы сподручнее от прямо или косвенно пострадавшего из-за них Муртазы Губайдулловича Рахимова, выглядит несколько странным.

Если, однако, вспомнить, что не столь уж долго остаётся до президентских выборов в республике, желание Рустэма Закиевича дистанцироваться от оказавших ему при назначении добрую помощь становится чуть более понятным. Очевидных успехов у республики нет, бюджетный дефицит и государственный долг растут, а о согласии Владимира Путина на досрочные выборы Хамитова президентом мы так и не услышали — хотя пересуды о таких выборах продолжаются уже даром что полтора года.

Отсюда, вероятно, и желание первого башкирского лица избавиться от репутации медведевского назначенца и найти в Москве новых сильных союзников.

Вот только, увы для Хамитова, чаще всего в свои московские поездки он никак не попадёт в чей-то график.

Остаеться надеться, что идеи первого лица, все таки обретут более достойный облик, чем создание очередного "инновационного шалаша"...


Досье РБ

1 комментарий: