Русские в нацрегионах подвергаются дискриминации – можно ли об этом говорить, нужно ли говорить, полезно ли? Есть те, которые на все три вопроса отвечают решительным нет – нельзя, не нужно, неполезно. Русских будут забивать арматурой насмерть, как в Элисте, убивать и жечь их дома, как в Туве, выдавливать из властных структур, как в Адыгее, оскорблять и дискриминировать, как в Бурятии, Татарии, Башкирии, Якутии – а этноинтеллигнция и этновласти в этнорегионах в компании с толерастными русскими так и будут шипеть: Тссс! Низзя на национальную тему – этнонационалистов прогневаем, а вы, русские из нацрегионов, терпите, лишь бы не было войны…
Я убеждена в обратном – говорить можно, нужно и небесполезно. Дитя не плачет – мать не разумеет, народная русская мудрость. Проговорив ситуацию, рассмотрев её со всех сторон, можно забыть о ней на некоторое время , отложив разрешение этой ситуации на другое, более подходящее время. Сказал – душу облегчил. Dixi et animam levavi.
Можно – потому что мы имеем право обмениваться своими мыслями. Нужно – потому что молчать – значит соглашаться. Небесполезно – потому что в после озвучивания проблемы в конкретных случаях дискриминация конкретных людей приостанавливается. Если хотя бы одному человеку стало чуть полегче – значит, это уже не зря. Что касается Калмыкии – то после называния вещей своими именами, после привлечения внимания общественности банды калмыков-«гасконцев» несколько поутихомирились. Это значит, что жизни нескольких русский парней сохранены.
Как начинали об этом говорить и молчать
Чем раньше озвучивать проблему, тем больше шансов решить её менее болезненно для всех сторон. Мы этого не понимали. Говорить надо было уже при первых признаках. Но мы (я и мои единомышленники) стеснялись говорить о межнациотношениях в разгар парада суверенитетов. Те, что поумнее, вроде ученого Генриха Толстикова, понимали, к сему дело клонится, предупреждали, а на них шикали : молчите, молчите, неудобно же «младших» обижать»… Ну и домолчались.
О том, что права русских и всех нетитульных дискриминируются в титульных регионах начали говорить конце 90-х – начале нулевых. При этом, на мой взгляд, публицисты проигрывали ученым.
Публицисты, как правило, освещали проблемы русских в одном, отдельно взятом регионе. При этом на национальную тему до конца, не договаривали – советское воспитание ещё давало о себе знать – параллельно с национальной темой поднимали тему экономики, и всё внимание читателей сосредотачивалось на экономике. Про экономику говорить, конечно надо. Но мало кто понимал и сейчас понимает, что без озвучивания национальных вопросов экономических проблем в нацрегионов не решить. Конкретный пример – санаторий Ассы в Башкирии. На полную мощность эта дивная здравница не заработает, пока кадровая политика в этом учреждении не будет свободна от кланового и национального подхода.
Не было в конце девяностых-начале нулевых у нас известных публицистов, которые видели бы проблему дискиминации русских в нацрегионах целиком. Вернее, освещавших эту проблему. По отдельным информационным поводам - да, писали. Но так, чтобы видеть всё целиком, такого не было вроде бы. Кто-то, наверное, видел, но не говорил – не давали потому что. Публицисты и разного рода «апрелевцы» тогда орали о «русском фашизме»
А вот ученые были порой смелей и последовательнее публицистов. Социолог Жан Тощенко, например, брал проблему целиком и писал об этнократиях. Тишков, Губогло, Филиппов, Дробижева.... Другие ученые специалтзировались на отдельных регионах.
Мне запомнился ряд работ на башкирскую тематику молодого парня, выпускника МГУ истфака Дмитрия Грушкина. Работу «Национальные движения в Республике Башкортостан: тенденции и перспективы развития» он начал писать в 1998-м, к 1999-му издал. Зафиксировал ту картину замечательно! Вместе с Денисом Воробьевым он сделал доклад, в котором вещи названы своими именами – в теме доклада присутствует понятие этническая дискриминация в Башкирии. Из наших уфимских ученых, писавших в дискриминации нетитульных можно назвать Игоря Кучумова и Ильдара Габдрафикова, Рушана Галлямова, Александра Аринина, Фаиля Сафина.
Не стоит забывать и о зарубежных авторов Томила Ланкина, Генри Хейл, Дмитрий Горенбург (США), Кзавье Ле Торривеллек (Франция), Йорн Гревенгхольдт (Германия), Кимитака Матцузато (Япония) и др. Кстати, многие из зарубежных авторов сотрудничали и до сих пор сотрудничают с уфимскими учеными.
Потом подтянулись и публицисты. В Башкирии можно вспомнить Виктора Шмакова и газету «Отечество». Не всё бесспорно и абсолютно верно, но надо же было начинать об этом говорить! (Прошу дополнить картину тех, у кого есть сведения)
В середине нулевых очнулись и некоторые федеральные СМИ. Российская газета, Регнум, Русский Репортёр, Независимая газета
В 2005 году Регнум выдал заметку «Дискриминация русского населения в регионах: данные Московского бюро по правам человека» http://regnum.ru/news/531303.html#ixzz2YPwAlcaB
Там и про Башкирию, и про Татарию, и про Горный Алтай, и про все остальные нацрегионы…
В 2006-м появился «Уфагубъ». Противникам «Уфагуба», позиционирующим себя сегодня противниками дискриминации русских в нацрегионах предлагаю ответить всего на один вопрос: «А что Вы лично написали в 2006-м году в защиту русских. Ссылку, пожалуйста. А так же в 2007-09 м. После прихода Хамитова в 2010-м осмелели все, а до Хамитова – что?»
На дворе 2013-ый
Перелома в теме освещения проблем русских в нацрегионах так и не произошло.
Не могу не привести слова Алексея Демина из Казани.
С докладом "Освещение русского вопроса СМИ в Татарстане" выступил шеф-редактор ИА REGNUM в Поволжье Алексей Демин, который сразу оговорился, что его доклад мог бы уложиться в одну минуту, поскольку освещения как такового нет. "Русский вопрос в Татарстане существует только в виртуальном пространстве, - констатировал Демин, - о проблемах русских в республике можно, за редким исключением, прочитать лишь в интернете. Местные СМИ никогда не подымают тему, в том же русле работают и представительства федеральных агентств, газет и телеканалов, которые находятся в договорных или негласно договорных отношениях с местной этнократией.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1673772.html#ixzz2XJarMrAq
«Русский репортер» иногда пишет про региональные дела. Регнум пишет часто, аналитично, последовательно. Русская линия, Русская народная линия – тоже порой пишут. Кто ещё?
Политические партии и их региональные отделения и их отношение к проблеме дискриминации русских в нацрегионах заслуживают отдельного разговора. До 8 сентября что-то об этом напишу, очевидно. Много неоднозначного и забавного.
О русских националистах и их отношению к дискриминации русских в национальных регионах России – тоже потом.
Там, где замалчивают – там и проблемы
Всегда хотелось отследить соотношение степени дискриминации русских в отдельных национальных регионах (в разных нацрегионах она разная) и степени закрытости этой темы в СМИ.
Пришла к выводу, что замалчивание проблем ситуацию не только не спасает, но порой и усугубляет. Не говорить и замалчивать – разные вещи. Есть национальные регионы, где проблема дискриминации русских действительно не стоит или выражена слабо. В Коми, например. Или в Удмуртии. Или там, где межнациональным вопросам не прибавляются проблемы межконфессиональные…
Пришла к выводу, что там, где говорят о проблемах – там эта проблема стоит менее остро, где её замалчивают. Более того, я уверена, если бы в Туве, например, или Адыгее, где о национальных проблемах в СМИ, местных и федеральных, говорить не принято, факты дискриминации русских освещались бы более широко, там этих фактов было бы меньше.
В Башкирии русских не режут, как в Туве, и во власти они представлены шире, чем в Адыгее – потому что о проблемах русских всё же говорят. Если бы помалкивали, как этого бы некоторым хотелось – этих фактов стало бы больше.
Взять хотя бы проблему Владислава (Славика) Мартинса, которого собирались оставить на второй год за отказ изучать башкирский язык. Поговорили тогда хорошо, широко и глубоко. Результат был. На второй год парня не оставили. Более того, больше фактов преследования отказников не наблюдалось, хотя появление отказников участилось.
И вот еще какое наблюдение. Заметила я, что тот, кто пишет статьи на тему дискриминации русских в нацрегионах, не питает какой-то особой ненависти к тем, кто не пишет. Ну вот знаю я нескольких товарищей, кои считают невозможным для себя писать на межнациональные темы. Ну не хотят и не хотят, не важно, почему именно, это их выбор. Ни обзывать, ни сочинять легенды про их проплаченность, ни призывать "душить в колыбели" я не стану. Не хотите писать - не пишите, дело ваше.
А вот товарищи, которые считают, что писать на межнациональные темы нельзя, говорят, довольно агрессивно отзываются о тех, кто пишут. Дескать пишущие, раскачивают, разжигают, проплаченные, душить таких в колыбели. О причинах такой агрессии как-нибудь потом.
Выборы, выборы
Нужно ли говорить о дискриминации русских во время предвыборной кампании в Госсобрание? Я думаю, что нужно. При этом нужно учесть несколько моментов.
Результат этих разговоров может быть отсрочен, то есть кое-что сработает и позже выборов
Выборы назначены на не самое лучшее время, предвыборная кампания сокращена.
Позиция кандидатов в депутаты не всегда выражает мнение большинства рядовых членов
Авторитет Госсобрания не слишком-то высок. Зато высока степень использования административного ресурса.
Нарушения во время выборов – привычное для нашего края дело.
Жители городов Башкирии к выборам относились и относятся несколько пофигистски, а сельчане предпочитают голосовать так, чтоб начальство не разгневать, а то ни сена, ни соломы не получить.
То есть ожидать каких-то сногшибательных результатов не стоит, как и не стоит напрочь игнорировать дополнительную возможность повлиять на ситуацию. А изменить, я думаю, можно и нужно.
СпиЖЖено у http://enekrasova.livejournal.com/132729.html#comments
Чудны дела твои господи.за гусских борются татары и малоросы.
ОтветитьУдалитьс таким типажом, чем же ей заниматься) не детей же рожать
ОтветитьУдалитьНе, не за гусских это манкуртша борется, она борется за манкуртизацию башкир
ОтветитьУдалитьПричина - у манкуртов нет родины и язык у них чужой
говорят некрасова - родная сестра "патрика" из "виа чаппа",а он башкир
ОтветитьУдалить