четверг, 4 июля 2013 г.

Без квартальных общин МСУ романтика перестройки переросла в российскую безысходность

О, Загреев, почему я тебя не послушал...


Когда Борис Ельцин больше двадцати лет назад рвался к власти, его совершенно искренне поддерживали по всей России десятки миллионов людей от уборщиц до академиков. Но мало кто тогда задумывался, что вместе с рыночным и магазинным изобилием граждане страны фактически лишатся большинства казавшихся тогда естественных гарантий: бесплатного образования, медицинского обслуживания, предоставления жилья, занятости и многого другого. Но самое главное у многих людей исчезла вера в справедливость. Вот некоторые зарисовки из жизни уфимцев. 



Многокритериальная оптимизация

- Я не любитель пива, - рассказывает пожилой уфимец. - Тем более, что в последние годы оно стало, не смотря на обилие сортов, какое то одинаково безвкусное и кроме расстройства желудка ничего не вызывает. Но вот рядом с нашим домом открыли магазинчик с броской вывеской «Живое пиво». И однажды в жаркий июльский день я не удержался и зашел туда. Спросил, какое пиво самое лучшее?
- А по какому критерию вы считает пиво наилучшим? - спросил продавщица.
И дернуло меня съязвить.
- Вы разбираетесь в критериях?
Дело в том, что в советское время я был научным работником и даже заполучил степень кандидата технических наук.
- Да. Я закончила «Бауманку» и занималась в НИИ теоретическими вопросами многокритериальной оптимизации. У меня несколько публикаций в академических сборниках. Потом НИИ закрыли, здание отдали под офисный комплекс, а нас всех сократили. Сейчас по своей математической специальности могу рассчитывать в Уфе только на гроши, а у меня двое детей. Вот и торгую пивом восьмой год.

Учиться, учиться и учиться

- После работы в промозглый темный мартовский вечер я решил пройтись до дома пешком, - вспоминает мужчина среднего возраста. - «Прочапал» по лужам по проспекту Октября, зашел в подземный переход на остановке «Спортивная». Обратил внимание: у стены стоял и просил милостыню заросший щетиной мужчина. Лицо показалось знакомо. Бросил «десятку», пошел дальше. Потом вспомнил: это же Раис - мой сокурсник по УАИ! Он учился в параллельной группе. Жил в Уфе в трехкомнатной «хрущевке» с родителями на «Строительной», был «хорошистом». Потом его распределили на приборостроительное объединение. Несколько лет назад он был на банкете на встрече выпускников нашего факультета.
Остановился. Как-то нехорошо стало на душе. Зашел в магазинчик поблизости. Купил небольшую бутылку коньяка и вернулся в подземный переход. Протянул коньяк, положил в шапку 100 рублей и спросил:
- Раис, мы вместе учились в институте на одном потоке. Ты меня помнишь? Иди домой, холодно, простынешь.
- У меня нет дома. Банк отобрал квартиру за кредит, когда я заболел и потерял работу.


Абсурд? Нет, российская действительность

- Пару лет назад я закончила ВУЗ по специальности «Финансы и кредит», - говорит молодая жензина. - Училась хорошо, но после окончания университета долго не могла найти работу. Куда не обращалась – везде нужны были только специалисты со стажем и опытом. А у меня даже трудовой книжки тогда не было. Наконец, после долгих мытарств, устроилась в риэлтерскую фирму. Правда оформлять меня не стали и объяснили, что сначала нужно пройти стажировку и показать себя. Поверила. Работать приходилось и по десять и по двенадцать часов. Претензий со стороны начальство не было. Но через два месяца директор, как бы невзначай, сказал, что завтра я могу не приходить на работу, так как фирма больше не нуждается в моих услугах. Мой вопрос о зарплате повергла директора в искреннее изумление: «Юридически никаких отношений с вами нет, а, значит, вы у нас не работали, и платить мы не обязаны. Всего хорошего!» Оказывается, уже давно сложилась такая практика, когда человека таким жульническим способом эксплуатируют пару месяцев, а потом на его место берут другого, потом следующего.
Снова прошел месяц в поисках работы, и все опять упиралось в формальное отсутствие стажа и опыта, пока знакомая не предложила «нестандартный» вариант. Аудиторская фирма готова принять на работу, все оформить юридически, гарантировать стаж и нужную мне запись в трудовой книжке. Зарплата будет 1 МРОТ. Но за это мне нужно будет платить работодателю ежемесячно примерно раза в два больше. Коммерсантам нужно «отбивать» аренду, налоги, мою и свою собственную зарплату… На работу можно и вовсе не ходить, так как ее фактически нет. И даже нет места, куда сажать таких «работников» как я. Оказывается, с клиентами у аудиторов сейчас не густо, вот, они и придумали такой «бизнес». Абсурд скажите? Нет. Печальная реальность наших дней.

А по форме все правильно

- Я родилась и почти полвека прожила в частном доме почти в самом центре Уфы, - слушаем еще один грустный рассказ. - Первый дом на этом участке построил еще мой прадедушка больше ста лет назад. Он был высококвалифицированным переплетчиком в типографии, много читал. После него и пошли филологи в нашей семье. Вначале пятидесятых мой папа, бывший фронтовик, построил на месте старого бревенчатого дома новый кирпичный. Постепенно огромными материальными и физическими усилиями провели газ, водопровод, вручную выровняли склон оврага на части участка. Живи и радуйся. Мы, конечно, понимали, что дом рано или поздно снесут. Уж больно место удобное и участок большой. Но когда снос стал реальностью, выяснилось, что рассчитывать мы можем только на такую же площадь и только в Шакше. Там застройщики по дешевке расселяют жильцов снесенных в центре домов. Мы просили, чтобы квартиру нам предоставили не очень далеко от университета, где мы работаем с мужем, – хотя бы на проспекте Октября. Но слушать нас никто не захотел и закон, как выяснилось, оказался не на нашей стороне. Мой дальний родственник, работающий в строительном комплексе города, пояснил, что с 2005 года действует новый жилищный кодекс, который защищает, прежде всего, права застройщиков. Лоббировали принятие этого закона крупные строительные компании или девелоперы, по-нынешнему. В числе наиболее активных лоббистов была супруга бывшего всесильного московского мэра Елена Батурина. Куда ж нам с ней тягаться? Пытались судиться, но проиграли все инстанции. Получилось, как и писал классик: «По форме все правильно, а по существу издевательство». А пока судились, нам несколько раз по ночам кто-то перерезал провода, пару раз били стекла, отравили нашу собаку… На суде застройщики сделали нам издевательское предложение: купить квартиру в доме, который будет построен на нашем же участке в ипотеку. Естественно по рыночным ценам и ярмом в виде коммерческого кредита лет на десять. А откуда у преподавателей вуза такие деньги? Видимо бизнесмены, практически даром захватившие наш участок, дважды захотели на нас «навариться». И уж совсем добили нас циничные, с улыбкой, угрозы начальника юротдела строительной фирмы: «Не знаю почему, но по статистике очень часто у строптивых жильцов случаются пожары прямо среди ночи». Теперь нам приходится проводить каждый день по три часа в электричках, маршрутках и трамваях. Зато у коммерсантов с прибылью все в порядке. А совесть? Ну, это видимо не по их части.


Урок не в прок

Истории, подобные рассказанным, могут поведать многие люди. У каждого свой, казалась бы, частный рассказ. Меняются только детали, а суть одна – очень часто российские граждане оказываются беззащитными перед жизненными реалиями при полном безразличии властей. В романтический период перестройки казалось, что придет рынок и все сам отрегулирует. Действительность оказалась куда жестче и безжалостней. За последние двадцать лет постепенно, но неуклонно сжимаются социальные функции государства, деградируют наука, искусство и образование, не работают социальные лифты, у основной массы молодежи нет перспективы. Вместо реальной рыночной экономики во всех сферах появились свои монополисты, которые не только законы под себя переписывают, но и могут поступать с людьми, как им выгодно. Ясно что, такой «маршрут», когда на смену забытым уже партийным директивам, пришел диктат монополистов рано или поздно приведет страну в тупик. И выбираться из него будет совсем не просто. Единственным плюсом можно назвать приобретенный опыт и надежду на то, что россияне больше не поведутся на заманчивые посулы демагогов, сулящих быстрое и легкое счастье.

Евгений КОСТИЦЫН.
 http://www.mkset.ru/news/patriot/18578/

Подробнее о принципиально новой форме жизни читай на http://za-msu.livejournal.com/

1 комментарий:

  1. ВСЕ ТАК РЕАЛЬНО ЧУДОВИЩНУЮ ЖИЗНЬ УСТРОИЛИ ДЕРЬМОКРАТЫ ( ПЖИВ ). ЖУЛИКАМ В ЗАКОНЕ ПРИДЕТ СУДНЫЙ ДЕНЬ И ОНИ ПОЛУЧАТ ПО ВСЕЙ ПРОГРАММЕ.

    ОтветитьУдалить