четверг, 27 ноября 2014 г.

Чекистский пасьянс. Кто станет преемником муфтия Башкирии?

Год назад в Уфе состоялся VII отчетно-выборный съезд Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. По его итогам Нурмухамет Нигматуллин сообщил прессе своего рода сенсацию о грядущих в ближайшие годы кадровых изменениях. Их очертания стали проявляться уже сейчас.

Если отойти от официальных цифр и громких слов, то можно сообщить о курултае весьма кратко. На пост председателя ДУМ РБ выдвигались два человека – действующий муфтий Нурмухамет Нигматуллини имам-мухтасиб Баймакского района Баймухамет Гизатуллин. Оба кандидата отчитались о проделанной работе и поделились своими грандиозными планами на ближайшую пятилетку. Затем голосование. 


Сенсации не произошло: 132 делегата отдали предпочтение действующему главе муфтията, в то время как его оппоненту – только 20 человек. К тому же Нурмухамета Нигматуллина поддержали присутствовавший на собрании председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, а также чиновники различного ранга. К слову, ДУМ РБ входит в структуру СМР, поэтому присутствие Гайнутдина там было вполне естественным.

Результаты выборов показали, что имамов и вышестоящее руководство удовлетворяет политика, проводимая ДУМ РБ: лояльность к органам государственной власти и правоохранительным ведомствам, дружественные отношения с христианами и иудеями, конструктивная совместная работа с ЦДУМ России и невмешательство в его внутренние дела, курс на ислам традиционный, умеренный, срединный. Серьезные перемены многих пугают. Вероятно, в ближайшие годы существенных изменений не предвидится.

Конец был немного предсказуем, прошло обычное заседание. Интересное было потом. Сам переизбранный руководитель башкирской уммы после съезда рассказал журналистам немало интересного. Он согласился, что муфтий должен идти в ногу со временем, адекватно воспринимая те или иные изменения в обществе. Кроме того, Нурмухамет хазрат заверил, что в ближайшие пять лет будет готовить себе преемника. Кого именно, он не уточнил, сказав, что это будет относительно молодой, но опытный и компетентный человек. Из ближайшего окружения муфтия под это определение вполне попадали его замы Аюп Бибарсов, Руслан Саяхов и тогда еще руководитель Молодежного отдела ДУМ РБ Айнур Арсланов. Каждый из них оказался в ДУМ РБ не случайно.



Аюп Бибарсов (1966 года рождения), родом из Пензенской области, происходит из семьи известных в России религиозных деятелей. Про его отца Аббаса Бибарсова и брата Мукаддаса хазрата известно, наверное, многим. В свое время Аюп Бибарсов получил исламское образование в Бухаре (Узбекистан), Хартуме (Судан) и Казани, затем выучился в Уфе на юриста. В башкирском муфтияте работает с 1992 года.



Руслан Саяхов родился в Уфе в 1971 году. Первое образование – техническое: выучился на инженера-электрика в Московском технологическом институте. Затем учеба в Хартуме (Судан) и Международном исламском университете «Аль-Азхар» (Египет), который закончил на «отлично» по специализации «Корановедение». Некоторое время преподавал в уфимском медресе им. Марьям Султановой (ныне Исламский колледж). С 2008 года – заместитель председателя ДУМ РБ по вопросам образования и связям с общественностью. При его участии были переведены на русский книги исламских ученых и дореволюционные татарские издания. Люди, знакомые с Русланом хазратом, отмечают его глубокий ум и широкую эрудицию.



Айнур Арсланов – самый молодой из окружения муфтия. Родился в 1985 году в Баймакском районе Башкортостана. Исламское образование получил в казанском медресе «Мухаммадия» и Российском исламском университете ЦДУМ России (Уфа). Окончил Башкирский государственный университет по специальности «Преподаватель башкирского и иностранного языка (арабский) и литературы». Повышал уровень квалификации в Египте и Турции. Еще со студенческой скамьи был инициатором различных общественных движений, в том числе «Город без наркотиков». В 2009 году Арсланов организовал Молодежный отдел в Духовном управлении мусульман Республики Башкортостан, после чего в муфтият потянулось больше молодых людей. При его участии в ДУМ РБ был создан Клуб знакомств, проведены форумы мусульманской молодежи, серия концертов «Ислам – против экстремизма», выездные лекции в районах по основам ислама и противодействию религиозному экстремизму, творческие вечера, встречи с известными деятелями, акции против курения, употребления алкоголя и наркотиков. Отдельно стоит отметить его активную (и успешную) защиту нескольких мусульманок, которым пытались запретить появляться в учебных заведениях республики в хиджабе.

Другие религиозные деятели республики, думаю, тоже заслуживают упоминания, но не рассматриваю их в качестве вероятных претендентов на пост муфтия Башкирии. Среди них можно назвать имам-мухтасиба Стерлитамака и Стерлитамакского района Ришата Рафикова, директора Исламского колледжа им. Марьям Султановой Ильдара Малахова, имам-хатыба уфимской мечети «Ихлас» Мухамета Галлямова и уже обозначенного выше имам-мухтасиба Баймакского района Баймухамета Гизатуллина. Если Рафиков и Гизатуллин уже заявляли о своих амбициях стать председателем ДУМ РБ, но не получили желаемой поддержки со стороны коллег, то Малахов и Галлямов предпочитают не вмешиваться в политику, сосредоточив свое основное внимание на работе медресе и прихода. Учитывая, что в регионе около 70% религиозных организаций являются мусульманскими (более 1100), большинство приходов объединены под знаменем ДУМ РБ (остальные относятся к Центральному духовному управлению мусульман России, возглавляемому Талгатом Таджуддином). Поэтому муфтий Башкирии играет далеко не последнюю роль в республике.



Прошел год, что мы видим? Никто в медиапространстве не заметил важное, на мой взгляд, кадровое изменение: Айнур Арсланов был назначен первым заместителем председателя духовного управления. То есть у муфтия теперь оказалось, как это ни парадоксально звучит, два первых зама – Бибарсов и Арсланов. Сам Нурмухамет хазрат значительно реже стал появляться на публике, меньше упоминается в СМИ. Айнур Арсланов же, будучи открытым для журналистов, с молчаливого согласия «старших» продолжает активную деятельность. Недавно он съездил в Москву на встречу с Равилем Гайнутдином. Официальная причина – знакомство, обмен опытом, реализация совместных проектов и прочее. Вероятно, преемник у Нурмухамет-хазрата определился.

Работу Арсланова в сфере молодежной политики высоко оценивают президент Башкортостана Рустэм Хамитов, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ Вячеслав Пятков, а также в других религиозных центрах республики – в ЦДУМ России и Башкортостанской митрополии РПЦ. Следует принимать во внимание и национальный фактор, который имеет не последнее значение в регионе. Из трех замов Айнур Арсланов – единственный башкир, причем земляк нынешнему муфтию. Бибарсов – татарин (мишарин), Саяхов – татарин по отцу, башкир по матери. Несмотря на то, что практически половина приходов расположена в районах с преимущественно татарским населением, приоритет, думается, все же будет отдаваться представителю титульной нации. Кроме того, Айнур хазрат родился и вырос в Башкирском Зауралье – весьма проблемной зоне для республики. Как озвучивали сами религиозные деятели и в правоохранительных органах, именно в Баймакском районе и городе Сибай выявляется самое больше количество приверженцев радикальных течений, в том числе ваххабизма и «Хизб ут-Тахрир». Сам Арсланов даже заявлял, что некоторое время, будучи молодым и горячим парнем, тоже находился под влиянием идей экстремизма, но сумел их преодолеть, поэтому о проблеме он знает не понаслышке.

Относительно молодой возраст Айнура Арсланова не должен стать большой проблемой. К очередному отчетно-выборному съезду ему будет 33 года – достаточно зрелый мужчина. К тому же в прошлом году в соседнем Татарстане муфтием стал его ровесник Камиль Самигуллин, что всем пошло только на пользу. Аксакалы в муфтиятах, как правило, с пониманием относятся к более молодым руководителям, потому что для плодотворной работы управления требуются немалые жизненные силы. Напомню, что в 1980 году Талгат Таджуддин стал главой мусульман СССР в 31 год.

Не исключено, что в течение четырех лет у нынешнего председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан появится новый фаворит, ранее малоизвестный широкой аудитории. Высока вероятность, что Нурмухамет Нигматуллин, занимающий этот пост с 1992 года, пожелает остаться еще на один срок. Так что поживем – увидим. Как говорится, Аллах знает лучше.

Тимур Рахматуллин


http://islamreview.ru/est-mnenie/kto-preemnik-u-muftia-baskirii/

4 комментария:

  1. 1. Мне Аллах повелел, наверное, побыть на съезде как раз этого муфтията... При том я заметил на этом съезде, что, кроме Нурмухаммет-хазрята стать муфтиями и несколько других претендентов, и запомнился особенно один из них с передовыми взглядами на жизнь... То же будучи имамом как раз с тех же регионов...
    2. Понравился и материал: написан в умеренных тонах, как, думаю, и должно быть. Особенно по сравнению материалов Бердина, в одном из них он преподносит общественности разработанную ими идеологию превосходства башкир, т.е. шовинистичесеую идеологию... От которой лучше бы всем откреститься... Там они татар смешивают с г.ов.ном, , и отправляют "пока не поздно" в Монголию...
    Практически эта группа в 15-16 человек во главе с такими "корефеями" от науки, как Кульшарипов, Мазитов, да известного всем "Майдановцам" Бердиным уже открыли войну татарам. Правда, они толкуют, что, вообщем-то, их нет, тут одни башкиры...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. проверь свои корни,а что касается татар-то это произвище,которую дали типтярам,мишарам и булгарам.Остальные народы-кумыки,азербайджанцы,ногаи,кавказцы давно отказались от этого позорного произвища.что касается муфтия,то кого захочет пятаков,тот и будет.

      Удалить
  2. Не исключено, что в течение четырех лет у нынешнего председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан появится новый фаворит, ранее малоизвестный широкой аудитории......
    Ну не иначе будут выбирать из башкирского гея украла и башкирского наци лидера дили?

    ОтветитьУдалить
  3. Не КРЯкай, РПКР!

    ОтветитьУдалить