четверг, 26 июня 2014 г.

Трагедия башкирской культуры. БАШДРАМА без притопов и прихлопов.

Народный артист Башкирии Алмас Амиров не стесняется называть Уфу театральной провинцией и считает, что национальную культуру спасут не «песни и пляски», а отказ от узких этнических рамок.

Наш менталитет – лень

– Алмас, почему спектакли Башдрамы, получившие широкий резонанс за пределами республики, на престижных фестивалях практически недоступны уфимскому зрителю?
– К сожалению, это так. Наша публика предпочитает легкий жанр, на что­то серьезное идет с трудом. На «ура» идут мелодрама «Цена счастья», комедии «Кодаса», «Мою жену зовут Морис» и т.п. Тот же мой моноспектакль «Цыпленок» практически отсутствует в афише, потому что на него трудно собрать даже малый зал. Это серьезная философская вещь, заставляющая думать, сопереживать. А нашему зрителю подавай те же песни и пляски. Маркетинг, понятно, не парится, продает на то, что приносит деньги.



Мы должны прививать зрителю хороший вкус. Помню, в детстве, когда по радио передавали симфоническую музыку, папа говорил: «Тьфу, китэле». Я тогда тоже ее не понимал. Позже, в училище искусств, нас закрывали в аудитории, заставляли слушать классику, и мы постепенно начинали ловить от этого кайф.
Идти на поводу у масс опасная вещь: есть риск превратить академический театр в варьете или филармонию. Хватит нам БСТ – песен и плясок в избытке, а спектакли, если и показывают, то после полуночи.

– Как же тогда развивать национальное искусство?
– А что это такое? Есть богатая мировая драматургия, а от нас требуют, чтобы мы «воспитывали своих авторов». Башдрама ставила таких драматургов, от которых другие отмахивались. Разве это обогатило театр? У нас есть «свои» авторы – Мустай Карим, Ибрагим Абдуллин, Флорид Буляков – их никто за уши не тянул, никто не «воспитывал». Литовские режиссеры успешно работают по всей России и не занимаются «воспитанием» своих драматургов.

«Белый пароход» на мели

– Значит, большая часть зрителей идет «не в ногу», и только режиссер лучше знает, что им нужно и должен старательно воспитывать публику?
– Конечно. Смогли же наши коллеги­«камаловцы» приучить своих зрителей к серьезным вещам, от которых раньше те нос воротили. У себя в театре мы запустили культурно­образовательный проект, организуем показы камерных спектаклей, обсуждаем со зрителем.
Правда, не все так гладко. Пытался продвигать того же «Цыпленка» в вузах. На факультете психологии БГУ предложил: можно показать спектакль в большой аудитории вместо лекции, обсудить. Согласились, но удивились: «Разве вы не просто так будете играть? Билеты по 100 рублей дорого». Но те же студенты вечером в кино минимум 500 рублей оставят! Такое вот «воспитание»…

– Нынешний худрук Олег Ханов ведь привлек в театр мировую драматургию...
– Теперь у нас есть «Царь Эдип», «Белый пароход», Островский, Чехов, Шукшин… Но они практически не идут, это не кассовые проекты, у публики к ним слабый интерес. А русская интеллигенция забыла дорогу в Башдраму ­ в 90­е что­то сломалось.
Нам очень мешают стереотипы. Узнав о постановке «Эдипа», один мой приятель пытался ерничать: «Прикинь, будут ставить Эдипа на башкирском языке!» А почему нет? Общественное мнение надо менять. Артисты должны выезжать, показывать себя, республику, развеивать миф, что башкирский театр – это только про национальную деревню.
Нам нужно приглашать режиссеров, чтобы они творили что­нибудь безумное, взрывное. А мы даже Линасу бойкот объявили под предлогом, что он не соответствует нашему менталитету. А какой у нас менталитет? Какой менталитет в творчестве Кустурицы? Его фильмы цепляют меня так же, как серба, американца, украинца и т.п. Пока наш менталитет – инерция и лень. Варимся в своем котле, а это дорога в тупик. Нас надо бить под зад, чтобы шевелились.

И таксовал, и торговал

– Алмаз, как вы относитесь к практике президентских грантов на культурные проекты?
– На средства гранта в Башдраме поставлен мюзикл «Мактымсылу, Абляй и Кара Юрга». Идет пока первый сезон, зал полный. На фестивале «Театральное Поволжье», который прошел в Оренбурге в июне, он признан самым посещаемым. Технически постановка очень емкая, мы истратили все деньги, и это видно: много музыки, красивые декорации, богатые костюмы.
Гранты – это, безусловно, хорошо. Но я бы давал их по итогам. Например: спектакль имеет успех, заявлен на «Золотую маску», молодцы, получите премии, повышенный гонорар.

– Ваш театр – самый статусный в республике. Означает ли это, что артистам здесь живется лучше, чем в других театрах?
– Когда в Литве я озвучил свою зарплату, у них глаза на лоб полезли – там значительно ниже. В этом плане у нас лучше, чем у коллег из Салавата, Стерлитамака, Сибая – вот где нищета. Нас спасает академическая надбавка. Поэтому молодежи есть за что держаться: есть возможность снимать жилье, брать кредиты и т.п.
Мы с женой Гульнарой (актриса Башдрамы – ред.) пришли в театр в 1991 году, имея годовалого сына на руках. Встали в очередь на жилье. Сначала нам дали репетиторий – бетонный пол, железное, не открывающееся окно. Мои родители сразу забрали сына – пока мы «не угробили ребенка». После этого комната без удобств в гостинице показалась хоромами. Одними из первых подали заявку по программе ипотеки. Квартира стоила 24400 рублей, заняли на первый взнос. Ежемесячно вносили 800 рублей. а моя зарплата была чуть больше 700. Я таксовал, торговал сигаретами, потом машину продал, чтобы отдать долги. К 90­летию театра получили от города трехкомнатную.
Но вот на днях прикинули с женой и дочкой, сколько надо, чтобы отдохнуть на море – не меньше 80 тысяч. Ну, я народный артист республики, много играю. А другие вряд ли могут себе позволить. Так и крутимся – свадьбы, подработки, озвучка… Считается, что в культуре все более­менее хорошо. Со стороны можно сказать: какие машины у театра припаркованы – что вы ноете? Но все же в кредит!

– Но ваша ­то не в кредит?
– Да я весь в кредитах… Друг сказал: «Чем больше кредитов, тем больше людей желают тебе здоровья – это же здорово!» И правда: мне звонят, шлют смс, помнят обо мне (смеется).

Вернуть Уфе славу

– Алмаз, вы председатель профкома театра. Должность не номинальная?
– Нет конечно! Воюю, чтобы не было переработки у актеров, соблюдался КЗоТ. На этот год спустили план – 340 спектаклей! Мы возмутились: в году 365 дней, что за чёс? Снизили до 300. У нас и без того ненормированный рабочий день! Если актер живет только работой, у него не остается ни сил, ни фантазии, ни вдохновения. С другой стороны, надо многое успеть, выходить в свет, видеть работы коллег и т.д. Вот только плохо получается. С Русским драмтеатром еще общаемся, а вот в «Нур», оперный, «Молодежку» давно не посещал. Встречаемся на капустниках.

– Что вы хотели бы изменить в культурной жизни Уфы?
– Уфа – достаточно серый в театральном плане город, и это удручает. Взять ту же Литву: в 90­тысячном Паневежисе, где четыре театра, проходят одновременно два международных театральных форума! Там все ходят в театр, и во многом благодаря фестивалям. Надо бы и у нас оживить ситуацию. Да, есть «Туганлык», но это из года в год одни и те же участники, узкий формат – «тюркский». «Театральная весна» – сугубо местечковое мероприятие. А надо расширять границы, избавляться от этнических рамок. Что еще поразило на «Мельпомене» в Херсоне. В зрительном зале тебя встречают в украинских костюмах: «Проходите, пожалуйста, но по пригласительным только после третьего звонка». А у нас, как правило, 2­3 лучших ряда забронировано для VIP­персон. Придут или нет – неизвестно, и чаще они пустуют.

…Или взять наш театр. Парковки толковой нет, а недавно еще и нарисовали двойную сплошную. Чтобы подъехать к театру, надо проехать далеко и развернуться. А ведь за каждого зрителя воюем! Башдрама должна быть центром гастрольного и фестивального движения. На правах члена Союза театральных деятелей буду добиваться, чтобы Уфа принимала именитые театры, известных режиссеров. Для начала можно сделать малобюджетный фестиваль камерных спектаклей. Хватить вариться в собственном соку. Пора вернуть Уфе славу театрального города.

Кстати

«Гениальный артист, упавший в Уфу с неизвестной планеты», – так сказал про актера Алмаса Амирова режиссер Линас Зайкаускас, специально «под него» поставивший в Уфе моноспектакль «Цыпленок из букваря». Пьеса эстонского автора и литовского режиссера, поставленная как бенефис башкирского актера, получила высокие оценки на международных фестивалях «Мельпомена­2013» в Херсоне и «Менас­2014» в Паневежисе (Литва).

Светлана ИСТОМИНА, Башкирское региональное приложение газеты «Аргументы недели»
http://www.u7a.ru/articles/culture/7558

58 комментариев:

  1. Ринат Баимов26 июня 2014 г. в 08:37

    Всё правильно Алмаз.

    ОтветитьУдалить
  2. Пока не поменяют руководство министерства культуры , которая к слову, совершенно не понимает в театральном деле, ничего не изменится . Мы артисты оперного театра в ужасе от происходящего !!! Нашему театру конец и не надо втирать очки людям ! Назначают руководителей театра которые не понимают в нашем деле ничего !

    ОтветитьУдалить
  3. Ринат Баимов26 июня 2014 г. в 11:24

    Культура - это мысль! Как мыслим так и живём. Оглянитесь вокруг? Если вам всё нравиться , то это и есть ваша культура и вы человек счастливый. Индонезийцы людоеды были тоже счастливыми людьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А брак по расчету это отсутствие культуры .

      Удалить
    2. Ринат Баимов.27 июня 2014 г. в 16:51

      Я не знаю к кому этот вопрос но он меня заинтересовал. Я думаю что брак всегда должен быть по расчёту. Всегда надо рассчитывать что женщина которую ты берёшь в Жоны должна как минимум быть не только интересной красивой и самостоятельной, но и достойной тебя. К сожалению кто просто тупо западает между ног потом и разводятся быстро. Я например в первом браке ( у меня их было два) был счастлив. Просто не было детей. Зато мы с ней и по сей день общаемся с первой супругой и воспитали приёмного сына. Красавец умница студент ВУЗа меня папой называет и дружит с моими другими детьми от второго брака. А во втором браке у меня (аллах дал) ещё двух парней. Оба уже выше меня ростом. Так что я всё правильно рассчитал. И вообще такие вещи как брак должны быть планированные а не потому что шишка стоит. Семья всё таки , а это ответственность должна быть а не эмоции как у детей.. .

      Удалить
    3. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:51

      Нет. Это как раз её присутствие. У всех остальных чуть "шишка" встанет так сразу женятся. Я надеюсь вы тоже по расчёту женились и в жизни ( своей ) всё правильно рассчитали. Что жена - тебе должна быть ровней. У меня так было. И в первом и во втором случае. Я даже своему тестю в благодарность за дочь " Волгу" купил мне её первый секретарь обкома разрешил получить Игорь Горбунов.И барана зарезали на даче в Юматова. Сам мой тесть был человеком честным и советским, так что денег не имел даже на Запорожец. И ещё думаю у вас хватит культуры не задавать вопросо касающихся частной жизни. Я ж не спрашиваю вас вы мужеловством не занимаетесь? Даже если это так меня это не касается. Удачи вам АНАНИМ,

      Удалить
  4. Много лет подряд ходил в башкирский академический. Но когда рахимовская "бригада" унизив татар лишила их прав на национальное развитие, перестал общаться с этим талантливым коллективом. Позже стало известно, что они (скорее, чиновники той бригады) изгнали из театра главного режиссера, одного из российских звезд... Т.е. там, по моему верховодит больше политика, нежели профессиональное искусство...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. самые обиженные народы в мире - русские и татары. русских обижают украинцы, а татар - башкиры. теперь русские пошли войной на украину, ждем, когда татары пойдут на башкир.

      Удалить
    2. Да, русские очень обиженные. Так сильно обиделись на альметьевских артистов, аж погнали их из республики. было такое недавно

      Удалить
    3. А что русские посещают баши тат драмтеатры? Наверно помолится ходят, ведь баш и тат драмтеатры на фундаментах русских православных храмов построили!

      Удалить
    4. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:01

      Так вы искусство любите или на Рахимова обиженны. Из вашего поста ничего не понятно. Винегрет какой то а не мысль. Может вы вспомните что вместе с талантливым режиссёром уволили и не менее талантливого актёра башкира. Олега Ханова. Если вы реально понимаете и любите искусство то вот вам мой совет. Ходите в театр а на рахимова в другом месте дуйтесь.

      Кстати Рахимов в Уфе построил и татарский театр Нур. Где всё на татарском и про татар. В Казане вот нет татра башкирского. И ни кто из башкир на это не обижается.

      Удалить
  5. Но когда рахимовская "бригада" унизив татар лишила их прав на национальное развитие, перестал общаться с этим талантливым коллективом......
    Стал ходить в татардрам? А разница в чем? И тот и другой на фундаментах русских православных храмов стоят, а надо было ставить на фундаментах мечетей, вот и пошло бы "национальное развитие"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:08

      Вы сами фундамент храмов закладывали или предки ваши? У вас есть документальные подтверждения. Или сорока сказала. Вот сейчас на проспекте Салавата мечеть строят. Он как раз на том месте где был клуб ГЛУХО НЕМЫХ а потом первый офис СБМ. Нам что теперь тоже свои права затребовать.

      Удалить
  6. амину - вернуть к роялю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Собачий вальс" на БЯке играть?

      Удалить
  7. Алмаз не прав,т что нужны расширять рамки, башкирский театр должен ставить башкирских драматургов. Если я хочу посмотреть из русской или татарской постановки я пойду в Нур или РДТ, Если Алмаз хочет расширять рамки ,пусть свои рамки расширяет идет работать в Москву. Казань, Питер или еще куда-нибудь! Но боюсь его туда не возьмут! Такое впечатление что Алмаза кто то использует, или он сам не башкир а татарин, или тептяр и выглядит так что он хочет уничтожить башкирскую классику, размыть ее "мировыми" постановками. У башкир и так мало что осталось. сокращение башкирского языка в школах, сокращение вещания на башкирском языке на государственных каналах БСТ и РТР , газеты и журналы сокращаются особенно районные. а тут Алмас еще в довершении гвозди в гроб башкирской культуре вбить хочет. Если Алмаз и впрямь так думает его нужно срочно отправить в командировку лет на 15-20 в Москву или Казань!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:23

      Алмаз прав. В Казане например ставят много русской и мировой классики прямо в театре Галиаскар Камала. Я сам много раз видел эти постановки Например в последний раз смотрел Карла Гоци Принцесса Турандот. Чем шире рамки тем шире мир.

      Удалить
  8. Раньше мне Алмас нравился как актер, теперь я узнаю его как человека, мне кажется херовый человек он оказывается , с гнильцой, чурается башкирской драматургии имешь, что то расширить хочет. Получил 3х квартиру, итд, Видимо зазнался, почувствовал себя человеком повыше сортом нежели мы, чернь необразованная типа, Света посвящения мировой литературы типа решил нам излучать. Притча про воробья и коровью лепешку вспоминается , дочирикается Алмас - вылетит из БДТ. Если до Алмаза туго доходит нужно еще раз ему объяснить - БДТ должен ставить башкирских драматургов, за редким исключением русскую или мировую классику. В России, да и в Уфе предостаточно кому ставить русскую и мировую классику. а вот башкирскую . получается уже и некому, раз такие как Алмамс уже в БДТ отказывается ставить башкирскую. Алмасу должно быть стыдно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:37

      Алмаз не переживай. Если бы этот АНАНИМ подписался - бы под своим заявлением то стоило бы задуматься о своём высказывании. А так имей в виду это просто твой завистник. Причём мелкий и пакостливый. Вспомнил про квартиру. А где он должен жить в гримере? И ещё слово ХЕРОВЫЙ это показатель интеллекта автора. Таких критиков у талантов КУЧА как поле стада коров на поле битвы. Удачи тебе Алмаз и здоровья.

      Удалить
  9. Насколько я слышал, то ли слухи то ли правда, у Олега Ханова жена еврейка, и возможно , по влиянием жены Ханов потерял свое башкирское самосознание. и возможно даже стесняется что он башкир?! Новшества Ханова мне. как городскому башкиру не нужны, я хочу в башкирском театре смотреть башкирскую драматургию. Если я захочу посмотреть "Чайку" посмотрю в РДТ или полечу в Москву. Делайте свою работу по пропаганде башкирской культуре и не умничайте, ради Всевышнего! Кто шире этих рамок никого не держим - БДТ и без вас проживет, и даже станет лучше работать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чтоб "не умничали, ради Всевышнего" перенесите спектакли в мечеть имени голубого уКрала.

      Удалить
    2. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:44

      Олег Ханов один из талантливейших башкирских режиссёров и актёров. Причём он один из немногих кто в этой профессии из семьи не менее талантливых родителей. Он или второе или третье поколение в этой семье. Причём он ещё и мужчина слова. И не обязан спрашивать АНАНИМОВ с кем ему в постель ложиться. Вот например Салават Юлаев имел русскую жену и что он от этого меньше башкиром стал?

      Удалить
    3. Ринат Баимов.27 июня 2014 г. в 17:50

      Чтоб "не умничали, ради Всевышнего" перенесите спектакли в мечеть имени голубого уКрала. Вы часам сами не "того" с Укралом. Откуда такая уверенность в в высказывании. Для верующего человека это просто неприлично. Даже если свечку держали советую держать язык за зубами. В противном случае вас это не красит.

      Удалить
  10. Новшества Ханова мне. как городскому башкиру не нужны, я хочу в башкирском театре смотреть башкирскую драматургию......
    Ты башнацист драматургию сначала напиши, а потом смотреть будешь.
    И башнаци драмтеатр перенеси с фундамента русского православного хама, а пока он там стоит, ни "драматургиии" башкирской не напишешь, ни "обозленных и разъяренных масс из аулов" смотреть на башнаци драматургию не заставишь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты дурак что ли, или просто великоимперский шовинист? разговор не идет на каком месте построен театр, если есть претензии обращайся в КПРФ как преемнице КПСС! не встревай в тут тему в которой ты ноль!

      Удалить
    2. Ты придурковатый татароид, башҡорттар "ат дағалағанда" бөтә ерҙә лә аяғыңды ҡыҫтырып маташаһың урыҫса хаталар менән һупалап.

      Удалить
    3. Психуют титульные, при одном упоминании о том, где свои "театры" понастроили!
      Переезжайте на фудаменты мечетей, будет у вас массовое посещение и развитие титульной "драмматургии", "обозленные и разъяренные массы из аулов" побегут в новые театры на фундаментах мечетей вприпрыжку!

      Удалить
    4. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 17:57

      У этого очередного АНАНИМА не всё в порядке со знаниями. Он религию путает с национальностью. Мечеть она и для араба и для татарина и для башкира место единения со всевышним. А Башкортостан - эта не вера это брат РОДИНА У НАС ТАКАЯ. И сегодня она и твоя как я понимаю родина. Будь тактичен и не позорь свой народ. ( не знаю какая у тебя ананима национальность, а то бы сказал)

      Удалить
  11. Алмас! Может лучше будет тебе сменить театр. Думаю,тебя с удовольствием примет любой театр Татарстана. Поездий, посмотри, поработай за пределами Башкортостана, возможно и там найдешь своего зрителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:01

      Удивляет такая забота проявленная к Алмазу. Я думаю Алмаз тебе надо быть благодарным этому АНАНИМУ. Одного он только не знает(завистник) что Алмаза знают за пределами России и даже ставят спектакли персонально для него..

      Удалить
  12. Не поленился, зашел на сайт Башдрамтеатра из 41 спектаклей как минимум 21 не башкирских авторов! Куда смотрит министерство культуры. куда смотрит башкирская общественность. и так называемая башкирская интеллигенция ? Не удивительно когда приезжают в Уфу иногородние гости их в Уфе , в столице Башкортостана, даже в ресторан не сводить поесть башкирской кухни! А теперь я узнаю, оказывается и московским или другим иногородним или иностранцам , которые
    хотят познакомится с башкирской культурой и в башкирский театр не сводить! Просто тихий ужас!!! Вот перечень спектакалей с сайта Башдрама:
    А. Гаязов
    «КАМЕНЬ ОДИНОЧЕСТВА»
    Т. Миннуллин
    «ЖЕНСКАЯ СЮИТА»
    Я. Пулинович
    «ЖАННА. ДАЛЬШЕ БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ»
    И. Герман
    « ПРОСТИ МЕНЯ !»
    А. Янбеков
    «ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ- ОГОНЬ, ТОЛЬКО ЗРЯ ЕГО НЕ ТРОНЬ»
    А. Абушахманов
    «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ — НАШИ ДРУЗЬЯ»
    Р. Киплинг
    «МАУГЛИ»
    Г-Х. Андерсен
    «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
    Т. Гарипова
    «МАКТЫМСЫЛУ, АБЛЯЙ И КАРА ЮРГА»
    Н. Асанбаев
    «АХМЕТЗАКИ ВАЛИДИ ТОГАН»
    Т. Миннуллин
    «ГРЕШНО ЛИ ЛЮБИТЬ?»
    С. Абузар
    «НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ В ОБЫЧНОЙ ДЕРЕВНЕ»
    И. Юмагулов
    «НЭРКЭС»
    Н. Гаитбаев
    «ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ»
    В. Шукшин
    «ЭХ, ЛЮДИ, МИЛЫЕ ЛЮДИ!..»
    Ф. Буляков
    «МОРЕ МЕЧТЫ»
    Р. Шарт
    «МОЮ ЖЕНУ ЗОВУТ МОРИС»
    Ф. Буляков
    «ПОХИТИТЕЛЬ ЛЮБВИ»
    В. Аллен
    «ДОБРОЕ УТРО, ЭНИД!»
    Софокл
    «ЦАРЬ ЭДИП»
    А. Кивиряхк
    «ЦЫПЛЕНОК ИЗ БУКВАРЯ»
    В. Красногоров
    «EXPERIMENT»
    К. Кизи
    «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ»
    Т. Гиниятуллин, инсц. Р. Кинзябаев
    «МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ»
    М. Карим
    «ЗАТМЕНИЕ»
    Х. Мударисова
    «ЦЕНА СЧАСТЬЯ»
    З. Биишева
    «МАСТЕР И ПОДМАСТЕРЬЕ»
    А. Абушахманов
    «РУДИ – NEVER OFF…»
    Т. Миннуллин
    «МУЛЛА»
    Т. Москвина
    «ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ»
    А. Толстой
    «БУРАТИНО-REMAKE»
    Ч. Айтматов
    «БЕЛЫЙ ПАРОХОД»
    З. Буракаева
    «ФЕВРАЛЬ. БУРАН…»
    Н. Гаитбаев
    «ОДНАЖДЫ В САНАТОРИИ»
    Х. Зарипов
    «ЭХ, НЕВЕСТА — НЕВЕСТУШКА!»
    Б.Бикбай, З. Исмагилов
    «КОДАСА»
    М.Карим, инсц.Р.Исрафилова
    «ДОЛГОЕ- ДОЛГОЕ ДЕТСТВО»
    А.Островский
    «БЕСПРИДАННИЦА»
    А. Дильмухаметова
    «АРТУР+НЭНСИ»
    М.Бурангулов
    «ШАУРАКЭЙ»
    Т. Давлетбердина
    «МОЯ СЕМЬЯ»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:05

      Радоваться надо что у театра такой широкий диапазон. Если это пишет башкир? То надо понимать что не все башкиры ЛАПТИ сняли и думают что кроме курая больше нет музыкальных инструментов. Впрочем и татар таких много. Они очень похожи на тех мальчиков что "бендеровцами" зовут.

      Удалить
  13. .....Не поленился, зашел на сайт Башдрамтеатра из 41 спектаклей как минимум 21 не башкирских авторов!
    Иди напиши срочно 21 башкирскую "драмму"!.....
    ......Не удивительно когда приезжают в Уфу иногородние гости их в Уфе , в столице Башкортостана, даже в ресторан не сводить поесть башкирской кухни!.....
    Вот первая башкирская драмма!
    .....А теперь я узнаю, оказывается и московским или другим иногородним или иностранцам , которые
    хотят познакомится с башкирской культурой и в башкирский театр не сводить!......
    Список московских, иногородних, иностранцев пожелавших идти в башдрам, если не сможешь составить, это будет третья башкирская "драмма"!
    Перенеси башдрам с фундамента русского провославного храма, на фундамент мечети, будет у тебя четвертая башкирская "драмма"!
    За креатив можешь не благодарить!

    ОтветитьУдалить
  14. Вы плохо считаете, иптеш. Не считая Т. Миннуллина - 23 пьесы башкирских авторов. Алмас говорит не о том, что они не нужны, а о том что это не самоцель - затащить на сцену третьесортную драматургию только потому, что это местный автор.
    Дай Бог, чтобы было больше таких актеров, которые, как Алмас, прославляют Башкирию, ее искусство, укрепляют ее имидж далеко за пределами республики. А сидеть у монитора брызгать слюной на тему местечкового патриотизма много ума не надо.

    ОтветитьУдалить
  15. иди алмаз к баимову в помощники или в оперный и там пой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:10

      Ананим малай. Мы и автономно себя хорошо чувствуем. И мне помощники не нужны. Впрочем он и не оперный певец.
      КОРОЧЕ Наведи порядок в своей голове и заботься о себе. Если тебе помощь нужна приходи СПОЙМ башкыртся а я тебе ещё на итальянском немецком и французском помурлычу баском. Гыгыгы!!!!

      Удалить
    2. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:18

      Мы с Алмазом взрослые мальчики и нам помощники не нужны. Притом Алмаз не оперный певец. Ты Ананим малай ко мне приходи я тебе своим "Баском" попою на Итальянском, немецком, французском,русском, татарском, башкирском. Меня БАШКИРКА учила профессор Мелеуша Галеевна Муртазина в институте который башкир создал Загир гарипович Исмагилов народный артист СССР. А ты из какой подворотни сюда вылез АНАНИМ малай?

      Удалить
  16. При чем тут Алмас Амиров? Он сказал правду, другой вопрос, что эту правду, как это часто происходит, каждый понимает в меру своего мировоззрения и культуры. Доказательство - в комментариях выше.
    Кто это определил, что в Башкирском академическом театре должны ставить только пьесы башкирских драматургов? Разве не главное, о чем эта пьеса, способна ли она взволновать, заставить думать, не оставить нас, зрителей, равнодушными? В этом-то и ценность сценического произведения, что оно хоть чуточку, но делает нас лучше, чище, добрее, человечнее. И совсем неважно, классика это или современная драматургия; башкирский это автор, татарский, русский, эстонский или киргизский... Важно, что про нас, про тех, кто с нами рядом, про то, что нас волнует сегодня. И второе. Назовите хотя бы десять новых пьес башкирских драматургов, заслуживающих внимания Академического театра... Ведь то, что мы называем национальной драматургией (Мустай Карим, Нажиб Асанбаев, Ангам Атнабаев, Ибрагим Абдуллин, Флорид Буляков, Наиль Гаитбаев, Ралиф Киньябаев,Салават Абузаров, Тансулпан Гарипова) ставилось неоднократно. Нехватка современной драматургии вынуждает театры возвращаться к старым пьесам. Отсюда – щедрый перечень в афише национальных театров спектаклей, получивших второе, третье, а то и пятое рождение. К примеру, в репертуаре Башкирского Академического значатся музыкальные комедии «Шауракай» по произведению Мухаметши Бурангулова и «Козаса» Баязита Бикбая, постановка «Дети мои» Ангама Атнабаева, «Долгое-долгое детство» Мустая Карима, а в «Нуре» - «Родник» Нажиба Асанбаева, «Ак калфак» Мирхайдара Файзи, «Зятек» Хабибуллы Ибрагимова - пьесы, не раз украшавшие афиши национальных театров. Безусловно, репертуарный театр хорош тем, что вбирает в себя наследие, корни, традиции без которых искусство погибнет. С другой стороны, лишь на традициях и былых заслугах далеко не уедешь.
    Вот о чем пытается донести Алмас Амиров... И еще. Башкирский академический театр сегодня на хрупком, но правильном пути. Зрителя нужно и можно воспитать. Того, который, как и прежде во времена Рифката Вакиловича Исрафилова, будет стремиться в театр, ждать очередной встречи с любимыми артистами. А воспитывать можно только на хорошем добротном материале, независимо от того, какой национальности автор, его создавший, ведь спектакль мы увидим на башкирском языке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. присоединяюсь, в отличии от татароида

      Удалить
    2. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:23

      Всё правильно сказано. От себя могу добавить что в Москве ставят не только русских авторов. Более половины постановок это мировые бренды ШЕКСПИР стоит впереди всей колонны.

      Удалить
  17. Что ж убрали грамотный, компетентный комментарий? Видимо, в точку сказано? Или лучше с..ч по национальному признаку? Мда...

    ОтветитьУдалить
  18. Ответ Анонимныу 26 июня 2014 г., 17:23 вы вроде бы интеллигентный человек , но даже Вы не понимаете сути вещей. к сожалению! Речь идет о том , что не ставят башкирские постановки, вот лично у меня складывается впечатление что специально, чтобы забыли свою культуру, историю. Мало ли о ком можно ставить спектакли , например не охвачен целый пласт о ком можно было бы со сцены рассказать: Муса Гареев, Муса Муртазин, Алдар батыр. Кинзя Арысланов, Бепеня Трупбердин, Тюлкучура Алдагулов,Кильмяк Нурушев, Акай Кусюмов,Кахым туря. Юсуп Арыков итд. Думаете если бы были государственные гранты или заказы на эту тематику никто не смог бы написать? Сейчас сокращают преподавателей башкирского языка, сокращают места в ВУЗах по башкирской филологии - если так все пойдет - такое может случится что некому будет писать пьесы - но пока есть еще кому!!! Если Башдрам совместно с Министерством культуры объявит гранты на написание пьес по указанным личностям с достойным гонораром, уверен что будут много предложений , хороших предложений - будет из чего выбирать! Или гранты для молодых драматургов по различным темам городская жизнь башкирской семьи, современная жизнь башкирской молодежи в городе, история добра и любви, современная история преодоления и успеха, история верности и самопожертвования итд . мало ли философских и общественно значимых тем можно затронуть? Дело в том что БДТ и Минкульт этим не занимаются, в итоге получаем что такие как Алмас говорят - нужно расширять ... Чего расширять то, еще очень много нераскрытых тем внутри самой башкирской общности! Например в первую очередь нужно было бы написать несколько пьес о предательстве и алчности, и неминуемом наказании за это деяния, ни в этом мире, так в мире Ином!!! Сейчас много предателей среди башкирского народа. те кто предает интересы башкирского народа. Про манкуртов и трусов нужно ставить пьесы и показать их уничижительное место в обществе! Пока мы не избавимся от этих пороков, говорить о более возвышенных вещах рановато будет, это все равно что высшую математику первокласснику объяснять! В общем если бы Башдрам и Минкульт поднял бы проблему нехватки пьес для театра и поставила бы задачу решить эту проблему - задача была бы решена. Если не уделять внимание на воспитание своих нац кадров то действительно через 10 лет вообще никто писать не будет. Объявите грант написания одной пьесы и выделите хотя бы 10 миллионов рублей в год и проблема будет решена! но мне кажется наверху не хотят чтобы башкирская драматургия поднималась с колен, проще говорить что нет пьес и башкир еще и ругать за то что никто не пишет пьесы!!! Уверен дай тому же Алмасу 1 -1,5 миллиона он через 3 месяца приличную пьесу напишет! Итог Башдрам и его руководство должно требовать от Минкульта чтобы они шевелились объявляли гранты а Минкульт выделил деньги!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Думаете если бы были государственные гранты или заказы на эту тематику никто не смог бы написать? .....
    Вот заведите себе "государство", оно пусть минкульту денег даст, а потом будете гранты от него требовать! Вам 70лет советская власть гранты давала, вы бандита сделали наци героем, вам Россия 20лет гранты давала, вы фашиста сделали наци героем. Теперь на "достойных" тратьте деньги своего "государства" Башкурастан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 18:30

      Вы АНАНИМ зря так нервничаете. Берегите нервы. Салават и Валеди это просто наша история и мы должны её помнить как и Вы русского мужика что царём прикинулся, а звали его Емеля Пугачёв. Но я думаю что они были давно и их уже нет. Так стоит ли вам так переживать за то чего уже нет. Может просто помнить и поставить памятник Емеле рядом с Салаватом на соседней горке. Места всем хватит Башкирия большая.

      Удалить
  20. Рәхимовсылыҡ наҙанлыҡ-бурлыҡ-һатлыҡлыҡ-татарманкуртсылыҡ башҡортто үткән быуатта ҡалдырҙы.

    ОтветитьУдалить
  21. Һеҙ политик-наҙан "әртистәр" бер ваҡытта ла күҙ алдында торған башҡорт халҡының проблемаһын әпкәләйләнеп ҡағылырға ҡурҡаһығыҙ. Шуның өсөн һеҙ башҡорт халҡы өсөн юҡ - һеҙ үлек.
    Һеҙ наҙанлыҡтан ҡурҡаҡлыҡтан күптән үлгәнһегеҙ. Һеҙ күпселегеҙ по блату урынлашҡан наҙан-һатлыҡ Рахим-Украл яҡташтары.

    ОтветитьУдалить
  22. рот закрой те балбесы вот пследн аноним

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов.27 июня 2014 г. в 18:33

      Пусть говорят. Посмеёмся!!!!! Гыгыгыгыгы!!!!!! Хахахахаха!!!!! Ой уморили !!! Ну спасибо!!! Ананисты ой извените Ананимы.

      Удалить
    2. Психуешь?

      Удалить
    3. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 19:00

      Аж позеленел. Хочешь посмотреть, приходи покажу. и даже дам подержать. я не жадный. А ты тоже пси-хуешь. Только сильно не ещь а то подавишься. Но повторяю я не жадный и многим давал ты не первый и дай аллах не последний.

      Удалить
    4. 27 июня 2014 г., 14:59 - У этих рахимбездарның "артистов" и детки на башкирском не говорят

      Удалить
    5. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 23:16

      Да есть такое. Это правда.хоть и неприятная.

      Удалить
  23. Как психуют племенные, на любимую муслямо-этническую башкирскую тему перешли, кто, кого, и как..... будет!
    Самая башкирская театральная культурка! Особенно для рамадана, наверно баимов благословения ходил просить в мечеть, статусно ли этно-мусляму будет майданить. Особенно, если не удалось подписей для сарбоида собрать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 23:04

      У меня такое ощущение Ананим, что вы не то ЛАПТИ не снимали не то вам долго по голове били что вы писать не можете нормально и фразы строить. Что такое Сарбоид или муслямо - этническую, этно - мусляму. Вы прям как Пушкин современности мастер на выдумывание новых слов. Одна беда примитивненько как то и противненько. Вы не из обиженных случайно? Знаете наверно кто это такие? Или вправду оттуда.
      В жизне всякое бывает. Но думаю у вас есть перспектива исправить ошибки молодости.

      Удалить
  24. Внезапно позеленел баимкин! Вспомнил, что он всем многим давал, а ему никто и никак даже в праздник рамадан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 23:09

      А сейчас я посинел как прочитал ещё одну вашу мысль НЕ О ЧЁМ. Надо же думаю Есть счастливые люди Такое напишут что сами не поймут. Не то что я - башкорт малай.Гыгыгы

      Удалить
  25. "например Салават Юлаев имел русскую жену " ... Баимов, литературу от исторической правды надо отличать. В романе ты хоть марисианку можешь сделать женой Салавата. А в настоящей жизни У Салавата было 3 жены, и все башкирки. Злобин хороший писатель, но это лишь роман.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ринат Баимов27 июня 2014 г. в 22:49

      Злобина читают советские романтики. Мне тоже было интересно читать. Написано просто здорово. Но это всётаки художественная литература. А я опираюсь на документы того времени. Потомки Юлая Азналина

      6 авг, 2012 at 4:15 PM
      salawat
      О Шайтан-Кудейском роде говорят будто предок этого рода женился на дочери горного духа, поэтому название такое - шайтан получили.

      Дормэн (имел жену из шайтанов) – сын Дормэна Азналы – сын Азналы Юлай. От Юлая – три сына: Сулейман , Ракай, Салават .

      У Салавата было три жены: Амина – из деревни Калмаково и Зулейха – из Юнусова. Третья жена была русская.

      Салават часто заезжал в Красноуфимск. Там ему приглянулась одна русская девушка, дочь пермского купца. Да и он оказался ей по душе. Вскоре они полюбили друг друга.

      Покидая Красноуфимск, Салават сказал возлюбленной: «Ну, сын родится – мой будет, девочка родится – твоя будет». Я знаю кому отдали на воспитание этого ребёнка мне рассказал об этом мой дед Садрей. он 1900 г рождения.
      Так что Салават и здесь преуспел Вы правильно сказали у него было 3 жены. А вот про марсианок мне дед ничего не рассказывал.
      А вы я так понимаю ФАНТАСТИКОЙ интересуетесь? ПОХВАЛЬНО.!!!! Читайте читайте.

      Удалить