Республику опять накрыла волна самоубийств,
уходят не только взрослые, но и дети. Читая сводки Следственного
Комитета, понимаешь, с одной стороны - абсурдность причин суицидов, с
другой - беспомощность людей. В критерии показателей работы
правительства входят и статистика по суицидам. Сотни тысяч специалистов
по социальной работе, образованию и психологии пытаются справиться с
социальным напряжением и профилактировать кризисные состояния у детей.
Результат, как видим, неутешительный. Совсем недавно всему населению
пропагандировали Телефон доверия Республиканского центра помощи семьи, детям, молодежи, теперь объявлена охота на сайты суицидентов в Интернете.
Уровень оказания психологической помощи сохраняется на среднем уровне,
зачастую в службах работают специалисты эмоционально выгоревшие, которым
самим нужна помощь. При всех усилиях властей уровень внешней и
аутоагрессии в обществе возрастает.
В нашем информационном агентстве RBInform «Люди говорят» впервые
в республике был запущен проект социального консультирования.
Аккумулировав вопросы наших читателей, мы решили задать их клиническому
психологу Лилии Михайловой.
- Лилия Игоревна, что является причиной детских самоубийств?
- Причины детских суицидов – это конфликты в школе, в семье, одиночество, неразделенная любовь.
Взрослому
трудно понять - какая может быть любовь у подростка?! Между тем, наши
дети любят и любят так, как будто это первая и последняя любовь в жизни.
В подростковом возрасте нет полуразмытых тонов – есть «чёрное и белое»,
это и прелесть, и трагедия пубертатного периода. Их часто кидает из
крайности в крайность; юношескому и подростковому возрасту свойственен
максимализм – или «все отлично!», или «все плохо...»; категоричность
оценок, однозначность суждений; нет умения находить компромиссы, с
чем-то смириться; нет опыта выхода из кризисной ситуации; переживания
психической травмы. Она случается впервые и достигает такой
(субъективно!) силы и тяжести, что представляется непереносимой.
Подросток просто не представляет себе как он сможет ее пережить. К
примеру, для взрослого разрыв значимых для него, близких, теплых
отношений воспринимается тоже тяжело, но проходит на фоне уже имеющегося
опыта расставаний: взрослый человек знает и понимает, что такое
случается, отношения заканчиваются, но жизнь продолжается, находятся
новые друзья, новые возлюбленные. А для подростка это случается в первый
раз.
Подростковому возрасту
свойственна агрессия, она может быть направлена вовне – на других людей,
или внутрь – на себя. Безудержно агрессивный подросток, привыкший
изливать агрессию вовне, не найдя для нее выхода в ситуации злости или
обиды, может направить агрессию на себя – это тип агрессивного
импульсивного суицида или самоповреждений.
Часто
общество не понимает – почему на суицид идут дети из благополучных
семей? В каждой семье есть своя модель взаимоотношений и норм поведения,
зависит она от национальных и религиозных факторов. Родители обычно
стараются обеспечить детей материально: дать им хорошее образование,
создать бытовые и жилищные условия. В момент материального становления
семьи, упускается важное – духовная близость. Родители могут формально
оставаться и вместе, но при этом лишь сосуществовать рядом; придя домой,
разбегаться по своим «виртуальным норкам»: компьютер, телевизор, любой
другой вид социально приемлемых «наркотиков». Во многих формально
благополучных семьях вообще не принято разговаривать друг с другом; люди
живут на одной территории, но их объединяет только общая хозяйственная
деятельность. При этом в семье царит эмоциональная холодность, атмосфера
отвержения, игнорирования потребностей друг друга. Факт, что общение
нам заменил телевизор, где мы смотрим о том, куда поехал президент, или
обсуждаем истории других людей, криминал, инвестиции и воровство
чиновников. В итоге, разговариваем с самыми близкими людьми – своими
детьми 18 минут в день – «когда он мимо пробегал или к ужину звали».
Есть
семьи с другими искажениями. Например, внешне благополучные
авторитарные семьи, где все роли и обязанности прописаны раз и навсегда и
не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах. В таких семьях
могут практиковаться жестокие, унизительные наказания, эмоциональное (и
не только) насилие, пренебрежение друг к другу.
Дорогие
мамы и папы, мы с вами должны понять, что наши дети нужны, прежде
всего, нам! Единственная надежда – близкие люди. Надо слушать и слышать
своих детей, принимать их такими, какие они есть, и делить с ними все
радости и горести.
- Какие социальные предпосылки вызывают попытку суицида у человека?
- Суицид
– это всегда стечение нескольких жизненно важных факторов и совершается
он в момент, когда ситуация представляется человеком несовместимой с
жизнью.
Существует такое мнение, что
суицид – удел слабых и психически больных людей. Это не совсем так. К
сожалению, делают выбор уйти из жизни и психически здоровые, сильные,
успешные люди.
Суицидальные мысли
бывают у каждого человека, у подростков – это не экзотическая реакция, а
довольно распространенная, ситуативно обусловленная, периодически
переходящая в эпидемию. Суицидальные эпидемии повторяются с
периодичностью в 5-6 лет, для социального сообщества важно
профилактировать эти наплывы, насколько это возможно.
Суицид
всегда совершается при стечении обстоятельств и факторов, когда
одномоментно сочетаются общие социальные проблемы общества с личностной
предрасположенностью к микросоциальным конфликтам.
Изучая
очередной случай самоубийства, приходишь к выводу, что подобную реакцию
можно было предотвратить. Периодически жизнь закидывает человека
проблемами, конфликтами - негативные события капают на оголенный нерв,
возникают суицидальные тенденции – готовность к такой реакции. Далее
должны вступить в работу защитные механизмы – понимание и поддержка
семьи, друзей, забота о детях или родителях, если защита не выполняет
своих функций, то происходит непоправимое.
Важно не само событие в жизни человека, а обратная реакция – боль в душе, которое оно вызывает!
В клинической психологии есть теория трех «Н» и трех «Б», объясняющая суицидальное действие:
Н – ощущение нестерпимости душевной боли
Н – ощущение нескончаемости трагедии
Н – ощущение непереносимости душевной трагедии
Б – состояние безнадежности
Б – ощущение своего бессилия, бесперспективности
Б – понимание беспомощности.
Знакомое чувство? Думаю, данные ощущения переживал единожды в жизни каждый человек.
Реакции
человека очень индивидуальны, предсказать их довольно трудно и в
принципе каждый, попав в сложную ситуацию, может отреагировать подобным
образом. Гарантий ни один врач не даст, нет людей 100% защищенных от
суицида, как нет и 100% готовых к нему.
Суициденту
часто присуще сочетание таких черт, как импульсивность, взрывчатость,
он сложно переносит отказ в немедленном удовлетворении своих желаний;
или, напротив, замкнутость, склонность уходить от ситуации, высокая
тревожность, неуверенность в себе, ранимость.
Особенность
суицидентов – предвзятые требования к себе – очень завышенная планка
притязаний. Мы уже не раз это обсуждали с вами – «психология лидера или
успеха», так навязываемая нашим детям. Ребенок не может быть все время
на высоте, он сталкивается с проблемами, с реальностью и не выдерживает.
Наступает конфликт с самим собой – появляется ощущение своей
неполноценности, несостоятельности. В таком случае, бывает очень важно
смириться со своей неидеальностью, «снизить планку» требований к себе.
- Лилия Игоревна, что означает Ваша популярная фраза: «надо научить наших детей проигрывать»?
-
Раньше, выступая перед родителями, я приводила простой пример:
«отличник» получил плохую оценку. Он боится неодобрения родителей, идет
пересдавать, стучится в учительскую, нарывается на «дверь закрой, с той
стороны!». Что он делает дальше – ребенок в ступоре, растерян, подавлен.
Возьмем «троечника» или лучше «двоечника» - он сто раз постучит и сто
раз зайдет, учителя доведет до кондиции, не нытьем так катаньем
пересдаст, потому что у него -здоровая психика! Так что лучше – нужные
родителям пятерки или здоровая психика у ребенка!? Надо научить наших
детей и взрослых достойно проигрывать!
Подростковый
возраст – это период переоценки ценностей, дети оценивают родителей с
точки зрения успешности. В последнее время в обществе сформировалась
тенденция «общенациональной инфантильности», население не хочет
взрослеть. Этому способствуют и многие социальные программы – поддержки
безработных, например. Есть категория людей, действительно ищущих
работу, а есть люди, которым просто удобно получать пособие на бирже
труда.
Для того, чтобы сформировались
мысли о суициде, человек должен чувствовать себя «загнанным в тупик» - в
настоящее время это актуально для многих. Если есть какие-то проблемы,
надо искать подходящего специалиста: психиатра, психотерапевта,
психолога. Пассивный стиль поведения – когда человек сидит, ничего не
предпринимая, в ожидании того, что кто-то придет и решит все его
проблемы, и при этом даже не обращается за помощью – ребенок также
усваивает от родителей. И получается, что единственный способ
просигнализировать о том, что нужна помощь, – это суицидальная попытка.
Тема суицида и само слово «суицид» настолько пугают, что многие люди
боятся заговаривать об этом, в том числе со своими детьми, с
родственниками, потому что считают, что только упоминание этого слова
подтолкнет человека на совершение ужасного поступка. Но на самом деле,
напротив, если об этом заговорить, то человек почувствует себя
услышанным, понятым и уже получит облегчение. Очень важно порой просто
дать человеку выговориться, в момент вербализации эмоциональное
напряжение снижается и появляется надежда на решение проблем.
- Как воспитать ребенка со стрессоустойчивой психикой?
-
Родители должны стать для детей самыми лучшими друзьями. Надо общаться с
ребенком, обсуждать его проблемы, рассказывать о своих переживаниях,
доверие внушает уважение и чувство уверенности в завтрашнем дне. Это не
значит, что надо посадить его перед собой и устроить допрос: «Так,
отвечай, что у тебя в школе? Что у тебя с друзьями? Что ты сегодня ел?
Не хочешь ли ты свести счеты с жизнью?» Надо спросить ребенка о его
настроении, почему он, к примеру, выглядит грустным. Можно вначале
рассказать ему о своих переживаниях и событиях за день. Родители должны
сами говорить ребенку о своих чувствах, о каких-то ситуациях,
рассказывать о том, как они сами находили выход из разных ситуаций. Это
покажет ребенку, что о своих чувствах и переживаниях можно говорить и,
что нет ничего такого, о чем он не может рассказать родителям. Это и
есть доверительные отношения в семье. Если же на каждую речь ребенка
родители будут реагировать так: «А чего ты хотел?! Ты сам себя так
ведешь! Решай свои проблемы сам и не лезь к нам», – то никакого общения
не получится.
- Генетическая предрасположенность к суицидам – это миф или реальность?
-
До сих пор фундаментальная наука не дала точного ответа на вопрос «Есть
ли ген суицида?». Безусловно, что все близкие суицидента замешаны в
процессе и жизнь их не будет уже такой, как раньше. Суицид близкого
человека, члена семьи, одноклассника не пройдет бесследно. Если
происходит самоубийство, это сразу оказывает влияние на всех, кто был с
погибшим человеком в достаточно крепкой социальной связи, и повышает
предрасположенность этих людей к суициду. Человек впускает в свое
сознание, что суицид – это возможный выход. Если самоубийство совершил
один из родителей, то существует потенциальная готовность к суициду у
детей. Это фактор опасности, который надо учитывать.
- Вы
достаточно часто говорите с людьми о Боге, считаете что вера – самый
сильный ресурс человека. Как вера может помочь человеку выжить?
-
Да, самый сильный ресурс человека для предотвращения самоубийства – это
вера! Если мы проанализируем суицидальные попытки, то поймем, что
ничего не останавливает человека от желания уйти из жизни – ни родные,
ни любимые, ни мнение общества. Остановить может только страх перед
Б-гом! Глубокая вера – мощный фактор защиты от суицидальных тенденций
вообще. Как и усвоение в детстве понятий, что есть греховные поступки,
что самоубийство – это грех. Вера – это и проявление самостоятельной
психотерапии, в молитвенниках заложена определенная кодировка, поэтому в
молитве нельзя менять слова местами. В момент чтения молитв происходит
стабилизация эмоционального состояния. Обратите внимание на содержание
молитвенных текстов – практически всегда ответственность с простого
смертного возлагается на Б-га: «На все воля Б-жья». Продуманность веры в
вопросе защиты человека проявляется и во временных ритуалах и ритмах
молитвопения – это дает верующему смысл жизни и стабилизирует его.
- Рекомендации для читателей - о профилактике суицидальных тенденций.
-
Существует спектр суицидального поведения: от размышлений о нежелании
жить, суицидальных намерений, когда человек в уме перебирает способы
суицида, планирования суицида и до собственно суицидальной попытки. Но
на этом пути человек всегда подает какие-то сигналы. Меняется поведение,
он может об этом заговаривать. Есть такой миф, что те, кто говорит о
суициде, его не совершают. Это неправда: люди, которые совершают
суицидальные попытки и завершенные суициды, чаще всего дают об этом
знать, потому что зачастую смысл суицида – это призыв, он обращен к
кому-то. Другое дело, что общество или близкие его не слышат, т.е.
нарушается коммуникация.
Вообще
совершить суицидальную попытку достаточно тяжело. Нанести себе
самоповреждение – это достаточно серьезное действие против инстинкта
самосохранения.
Поэтому нельзя
уверенно сказать, что, совершив суицидальную попытку, человек решил
именно умереть. Попытка самоубийства – это отчасти призыв о помощи;
более того, в 90 процентов случаев это так и есть: человек хочет, чтобы
на него обратили внимание. Проблема именно подросткового возраста –
сложность обратиться за помощью. Подросток пытается опираться только на
собственные силы, ему очень сложно попросить о помощи окружающих, тем
более взрослых. Желательно, чтобы родители были теми людьми, которым
ребенок доверяет и к которым может обратиться за помощью.
Родителям
надо быть внимательнее, если у подростков регулярно стали появляться
мелкие бытовые травмы, рисковое поведение – когда человек ищет
неприятности. Подросток может уходить гулять по ночам в неблагоприятный
район или перебегать дорогу перед едущим транспортом – этакая игра с
судьбой. В Америке, где, кстати, «права» дают с 14 лет, родился термин
«автоцид» – суицид с помощью транспортного средства. Изрядную долю
автомобильных аварий можно отнести к автоциду. Повышенная рискованность
вождения, демонстративное пренебрежение безопасностью тоже входят в
спектр суицидального поведения.
Нужно
также учитывать, что подростковый возраст – это время дебюта многих
психических заболеваний, и если у родителей есть какое-то беспокойство и
подозрения, лучше перестраховаться и проконсультировать подростка у
психиатра, чтобы понять, что это – нормальное течение подросткового
возраста или начальный этап заболевания. Должно насторожить любое резкое
изменение поведения: жизнерадостный, общительный ребенок вдруг стал
замкнутым, угрюмым, раздражительным, или наоборот; какие-то странные,
нелепые высказывания, резкое сужение или изменение круга интересов (то,
что раньше было интересно и важно, перестает таковым быть; вдруг
появляется интерес к тому, к чему раньше подросток не испытывал никаких
склонностей). В норме интересы меняются постепенно, тогда, когда к этому
есть какие-то предпосылки и т.п. Высказывания о смерти, интерес к теме
смерти – на все это лучше обращать внимание.
Надо
держать в поле зрения увлечения ребенка, просматривать журнал посещений
в Интернете, знакомиться с его друзьями - и виртуальными тоже. Важно
знать о всех его волонтерских проектах и участиях. Порой безобидное
увлечение может привести в трагедии.
Самое
важное: для родителей – обращать внимание на ребенка, на его состояние,
знать, что происходит в его жизни; для педагогов, психологов –
создавать для ребенка возможность обратиться за помощью. А в кризисных
ситуациях надо помнить, что есть специалисты, к которым можно и нужно
обращаться, и места, где вам всегда окажут помощь.
В республике есть социально-психологические центры, созданные для оказания бесплатной экстренной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:
Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи
Адрес: г. Уфа, Социалистическая, 20/А, телефон (347) 273-05-75 272-03-84
Индиго, городской центр психолого-медико-социального сопровождения, МУ, УфаУфа
Адрес: г. Уфа, Шафиева, 12/2, телефон (347) 223-44-49
Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
Адрес: г. Уфа, ул. Менделеева 136/5, телефон ( 347) 241-85-57, 241-85-59, 241-85-60
Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Лилия Михайлова
http://rbinform.ru/article/382
P.S. А МСУ не пробовали?
Советы Лилии Михайловой полезны и ценны, а работа этих центров очень нужна и благородна. Однако надо всегда иметь в виду, что все это лишь борьба с последствиями, а не причинами. Страну поразил глубокий системный кризис, и решать его нужно системным методом, а не отдельными частными фрагментами.
Решение проблемы воспитания, образования и детского суицида во многом кроются в решении вопросов местного самоуправления. Так
домовые комитеты могли бы взять на себя внешкольное время (выполнение домашних
заданий всем вместе в красном уголке домкома или в малом детсадике в квартире
пенсионерки-педагога, вопросы дежурства жителей по ремонту школы, выбора на
квартальном комитете, сходе граждан языка преподавания регионального
компонента, сбора фин. помощи и т.д. Т.е. школа должна жить в тесной
органической связи с жителями квартала с жизнью прилегающих домовых комитетов.
Вплетена в жизнь органов местного самоуправления.
Наши постсоветские дети выросли в системе где индивидуализм, эгоизм,
потребительство возведены в ранг государственной политики. А в рамках местного
самоуправления, введению которого так противится Рустэм Хамитов, ребенок с самого детства жил бы и воспитывался в коллективе
соседской общины. Тогда любой его проступок, будет замечен и порицание вынесено.
Родители за плохое воспитание детей получат штрафные балы, наличие которых
передвинет их в хвост очереди на получение социальных услуг, распределяемых
домовым и квартальным комитетом.
Вот за что надо бороться. Причины многих местных проблем в
неразвитости местного самоуправления. А вы предлагаете бороться с
последствиями, порождаемыми отсутствием МСУ.
Проблема частных мини-детсадов обернется очередным элитным
коммерческим проектом, ибо плата за него превысит зарплату простых
работяг-родителей. И они не решат главного - не сформируют гражданина, члена
общества, болеющего за свой город уфимца. А мы ведь здесь собрались искать
общественно полезные решения - богатые и так свои проблемы решат.
Поэтому говорить о мини-детсадах целесообразно в рамках
низовых звеньев местного самоуправления - домовых комитетов.
Утрированно это выглядит так: Соседи утром приводят детей к
пенсионерке-педагогу, одинокой, квартира пустует. За небольшую добавку к пенсии
она сидит с детьми. Днем дети играют в красном уголке домкома. Родители в
"красном уголке" по очереди дежурят, детей развлекают, за продуктами
бегают, мультики приносят, экскурсии по городу и музеям организовывают, с детьми
постарше занимаются общественно-полезным трудом во дворе, красят забор, убирают
мусор, поливают клумбы, ходят в гости в соседний двор в такой же мини-детсад,
устраивая там конкурсы, подвижные игры, знакомя детей, вовлекая их в жизнь
домового комитета. Так постепенно домком становится большой семьей. Так,
постепенно, всем двором, воспитывается гражданин, житель своего города.
Вы скажете, да где взять таких энтузиастов? Да есть они в
каждом дворе, нужно только кинуть клич. Перестроить мышление жителей Башкирии и
Уфы, которых последние 20 нагибали и обманывали.
И тут Рустэм Хамитов при наличии политической воли, как раз
и может помочь людям разогнуться, протянуть руку соседям, объединится, принести
новую национальную идею в массы. Да такую новую идею, что Ленин в гробу
перевернется от зависти. Может, но не хочет, ибо он суть плоть от плоти антинародной системы угнетения и эксплуатации масс, в какие бы овечьи шкуры он не рядился.
Поэтому, если Вы действительно хотите решить проблему детских суицидов, боритесь за всенародные выборы глав городов и районов, распространяйте идеи местного самоуправления граждан среди искалеченных хамитовщиной жителей республики. Так Победим!
Роберт Загреев,
редактор газеты "За местное самоуправление" (издается с 2004 г.).
См. подробнее о принципиально новой форме жизни в моем блоге http://za-msu.livejournal.com/
См. также ранее на эту тему:
Страшный рекорд Рустэма Хамитова. Молодым одна у нас дорога
Башкирия – самый неблагополучный регион России по самоубийствам несовершеннолетних
Об этом сообщил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел
Астахов на съезде российских детских омбудсменов в столице Башкирии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий