воскресенье, 5 мая 2013 г.

А МСУ не пробовали? Когда Хамитов против соседских общин, дети чувствуют себя лишними

Республику опять накрыла волна самоубийств, уходят не только взрослые, но и дети. Читая сводки Следственного Комитета, понимаешь, с одной стороны - абсурдность причин суицидов, с другой - беспомощность людей. В критерии показателей работы правительства входят и статистика по суицидам. Сотни тысяч специалистов по социальной работе, образованию и психологии пытаются справиться с социальным напряжением и профилактировать кризисные состояния у детей. Результат, как видим, неутешительный. Совсем недавно всему населению пропагандировали Телефон доверия Республиканского центра помощи семьи, детям, молодежи, теперь объявлена охота на сайты суицидентов в Интернете. Уровень оказания психологической помощи сохраняется на среднем уровне, зачастую в службах работают специалисты эмоционально выгоревшие, которым самим нужна помощь. При всех усилиях властей уровень внешней и аутоагрессии в обществе возрастает.

В нашем информационном агентстве RBInform «Люди говорят» впервые в республике был запущен проект социального консультирования. Аккумулировав вопросы наших читателей, мы решили задать их клиническому психологу Лилии Михайловой.
 - Лилия Игоревна, что является причиной детских самоубийств?
 - Причины детских суицидов – это конфликты в школе, в семье, одиночество, неразделенная любовь.
Взрослому трудно понять - какая может быть любовь у подростка?! Между тем, наши дети любят и любят так, как будто это первая и последняя любовь в жизни. В подростковом возрасте нет полуразмытых тонов – есть «чёрное и белое», это и прелесть, и трагедия пубертатного периода. Их часто кидает из крайности в крайность; юношескому и подростковому возрасту свойственен максимализм – или «все отлично!», или «все плохо...»; категоричность оценок, однозначность суждений; нет умения находить компромиссы, с чем-то смириться; нет опыта выхода из кризисной ситуации; переживания психической травмы. Она случается впервые и достигает такой (субъективно!) силы и тяжести, что представляется непереносимой. Подросток просто не представляет себе как он сможет ее пережить. К примеру, для взрослого разрыв значимых для него, близких, теплых отношений воспринимается тоже тяжело, но проходит на фоне уже имеющегося опыта расставаний: взрослый человек знает и понимает, что такое случается, отношения заканчиваются, но жизнь продолжается, находятся новые друзья, новые возлюбленные. А для подростка это случается в первый раз.
Подростковому возрасту свойственна агрессия, она может быть направлена вовне – на других людей, или внутрь – на себя. Безудержно агрессивный подросток, привыкший изливать агрессию вовне, не найдя для нее выхода в ситуации злости или обиды, может направить агрессию на себя – это тип агрессивного импульсивного суицида или самоповреждений.
Часто общество не понимает – почему на суицид идут дети из благополучных семей? В каждой семье есть своя модель взаимоотношений и норм поведения, зависит она от национальных и религиозных факторов. Родители обычно стараются обеспечить детей материально: дать им хорошее образование, создать бытовые и жилищные условия. В момент материального становления семьи, упускается важное – духовная близость. Родители могут формально оставаться и вместе, но при этом лишь сосуществовать рядом; придя домой, разбегаться по своим «виртуальным норкам»: компьютер, телевизор, любой другой вид социально приемлемых «наркотиков». Во многих формально благополучных семьях вообще не принято разговаривать друг с другом; люди живут на одной территории, но их объединяет только общая хозяйственная деятельность. При этом в семье царит эмоциональная холодность, атмосфера отвержения, игнорирования потребностей друг друга. Факт, что общение нам заменил телевизор, где мы смотрим о том, куда поехал президент, или обсуждаем истории других людей, криминал, инвестиции и воровство чиновников. В итоге, разговариваем с самыми близкими людьми – своими детьми 18 минут в день – «когда он мимо пробегал или к ужину звали».
Есть семьи с другими искажениями. Например, внешне благополучные авторитарные семьи, где все роли и обязанности прописаны раз и навсегда и не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах. В таких семьях могут практиковаться жестокие, унизительные наказания, эмоциональное (и не только) насилие, пренебрежение друг к другу.
Дорогие мамы и папы, мы с вами должны понять, что наши дети нужны, прежде всего, нам! Единственная надежда – близкие люди. Надо слушать и слышать своих детей, принимать их такими, какие они есть, и делить с ними все радости и горести.
 - Какие социальные предпосылки вызывают попытку суицида у человека?
 - Суицид – это всегда стечение нескольких жизненно важных факторов и совершается он в момент, когда ситуация представляется человеком несовместимой с жизнью.
Существует такое мнение, что суицид – удел слабых и психически больных людей. Это не совсем так. К сожалению, делают выбор уйти из жизни и психически здоровые, сильные, успешные люди.
Суицидальные мысли бывают у каждого человека, у подростков – это не экзотическая реакция, а довольно распространенная, ситуативно обусловленная, периодически переходящая в эпидемию. Суицидальные эпидемии повторяются с периодичностью в 5-6 лет, для социального сообщества важно профилактировать эти наплывы, насколько это возможно.
Суицид всегда совершается при стечении обстоятельств и факторов, когда одномоментно сочетаются общие социальные проблемы общества с личностной предрасположенностью к микросоциальным конфликтам.
Изучая очередной случай самоубийства, приходишь к выводу, что подобную реакцию можно было предотвратить. Периодически жизнь закидывает человека проблемами, конфликтами - негативные события капают на оголенный нерв, возникают суицидальные тенденции – готовность к такой реакции. Далее должны вступить в работу защитные механизмы – понимание и поддержка семьи, друзей, забота о детях или родителях, если защита не выполняет своих функций, то происходит непоправимое.
Важно не само событие в жизни человека, а обратная реакция – боль в душе, которое оно вызывает!
В клинической психологии есть теория трех «Н» и трех «Б», объясняющая суицидальное действие:
Н – ощущение нестерпимости душевной боли
Н – ощущение нескончаемости трагедии
Н – ощущение непереносимости душевной трагедии
Б – состояние безнадежности
Б – ощущение своего бессилия, бесперспективности
Б – понимание беспомощности.
Знакомое чувство? Думаю, данные ощущения переживал единожды в жизни каждый человек.
Реакции человека очень индивидуальны, предсказать их довольно трудно и в принципе каждый, попав в сложную ситуацию, может отреагировать подобным образом. Гарантий ни один врач не даст, нет людей 100% защищенных от суицида, как нет и 100% готовых к нему.
Суициденту часто присуще сочетание таких черт, как импульсивность, взрывчатость, он сложно переносит отказ в немедленном удовлетворении своих желаний; или, напротив, замкнутость, склонность уходить от ситуации, высокая тревожность, неуверенность в себе, ранимость.
Особенность суицидентов – предвзятые требования к себе – очень завышенная планка притязаний. Мы уже не раз это обсуждали с вами – «психология лидера или успеха», так навязываемая нашим детям. Ребенок не может быть все время на высоте, он сталкивается с проблемами, с реальностью и не выдерживает. Наступает конфликт с самим собой – появляется ощущение своей неполноценности, несостоятельности. В таком случае, бывает очень важно смириться со своей неидеальностью, «снизить планку» требований к себе.
 - Лилия Игоревна, что означает Ваша популярная фраза: «надо научить наших детей проигрывать»?
 - Раньше, выступая перед родителями, я приводила простой пример: «отличник» получил плохую оценку. Он боится неодобрения родителей, идет пересдавать, стучится в учительскую, нарывается на «дверь закрой, с той стороны!». Что он делает дальше – ребенок в ступоре, растерян, подавлен. Возьмем «троечника» или лучше «двоечника» - он сто раз постучит и сто раз зайдет, учителя доведет до кондиции, не нытьем так катаньем пересдаст, потому что у него -здоровая психика! Так что лучше – нужные родителям пятерки или здоровая психика у ребенка!? Надо научить наших детей и взрослых достойно проигрывать!
Подростковый возраст – это период переоценки ценностей, дети оценивают родителей с точки зрения успешности. В последнее время в обществе сформировалась тенденция «общенациональной инфантильности», население не хочет взрослеть. Этому способствуют и многие социальные программы – поддержки безработных, например. Есть категория людей, действительно ищущих работу, а есть люди, которым просто удобно получать пособие на бирже труда.
Для того, чтобы сформировались мысли о суициде, человек должен чувствовать себя «загнанным в тупик» - в настоящее время это актуально для многих. Если есть какие-то проблемы, надо искать подходящего специалиста: психиатра, психотерапевта, психолога. Пассивный стиль поведения – когда человек сидит, ничего не предпринимая, в ожидании того, что кто-то придет и решит все его проблемы, и при этом даже не обращается за помощью – ребенок также усваивает от родителей. И получается, что единственный способ просигнализировать о том, что нужна помощь, – это суицидальная попытка. Тема суицида и само слово «суицид» настолько пугают, что многие люди боятся заговаривать об этом, в том числе со своими детьми, с родственниками, потому что считают, что только упоминание этого слова подтолкнет человека на совершение ужасного поступка. Но на самом деле, напротив, если об этом заговорить, то человек почувствует себя услышанным, понятым и уже получит облегчение. Очень важно порой просто дать человеку выговориться, в момент вербализации эмоциональное напряжение снижается и появляется надежда на решение проблем.
 - Как воспитать ребенка со стрессоустойчивой психикой?
 - Родители должны стать для детей самыми лучшими друзьями. Надо общаться с ребенком, обсуждать его проблемы, рассказывать о своих переживаниях, доверие внушает уважение и чувство уверенности в завтрашнем дне. Это не значит, что надо посадить его перед собой и устроить допрос: «Так, отвечай, что у тебя в школе? Что у тебя с друзьями? Что ты сегодня ел? Не хочешь ли ты свести счеты с жизнью?» Надо спросить ребенка о его настроении, почему он, к примеру, выглядит грустным. Можно вначале рассказать ему о своих переживаниях и событиях за день. Родители должны сами говорить ребенку о своих чувствах, о каких-то ситуациях, рассказывать о том, как они сами находили выход из разных ситуаций. Это покажет ребенку, что о своих чувствах и переживаниях можно говорить и, что нет ничего такого, о чем он не может рассказать родителям. Это и есть доверительные отношения в семье. Если же на каждую речь ребенка родители будут реагировать так: «А чего ты хотел?! Ты сам себя так ведешь! Решай свои проблемы сам и не лезь к нам», – то никакого общения не получится.
 - Генетическая предрасположенность к суицидам – это миф или реальность?
 - До сих пор фундаментальная наука не дала точного ответа на вопрос «Есть ли ген суицида?». Безусловно, что все близкие суицидента замешаны в процессе и жизнь их не будет уже такой, как раньше. Суицид близкого человека, члена семьи, одноклассника не пройдет бесследно. Если происходит самоубийство, это сразу оказывает влияние на всех, кто был с погибшим человеком в достаточно крепкой социальной связи, и повышает предрасположенность этих людей к суициду. Человек впускает в свое сознание, что суицид – это возможный выход. Если самоубийство совершил один из родителей, то существует потенциальная готовность к суициду у детей. Это фактор опасности, который надо учитывать.
 - Вы достаточно часто говорите с людьми о Боге, считаете что вера – самый сильный ресурс человека. Как вера может помочь человеку выжить?
 - Да, самый сильный ресурс человека для предотвращения самоубийства – это вера! Если мы проанализируем суицидальные попытки, то поймем, что ничего не останавливает человека от желания уйти из жизни – ни родные, ни любимые, ни мнение общества. Остановить может только страх перед Б-гом! Глубокая вера – мощный фактор защиты от суицидальных тенденций вообще. Как и усвоение в детстве понятий, что есть греховные поступки, что самоубийство – это грех. Вера – это и проявление самостоятельной психотерапии, в молитвенниках заложена определенная кодировка, поэтому в молитве нельзя менять слова местами. В момент чтения молитв происходит стабилизация эмоционального состояния. Обратите внимание на содержание молитвенных текстов – практически всегда ответственность с простого смертного возлагается на Б-га: «На все воля Б-жья». Продуманность веры в вопросе защиты человека проявляется и во временных ритуалах и ритмах молитвопения – это дает верующему смысл жизни и стабилизирует его.
 - Рекомендации для читателей - о профилактике суицидальных тенденций.
 - Существует спектр суицидального поведения: от размышлений о нежелании жить, суицидальных намерений, когда человек в уме перебирает способы суицида, планирования суицида и до собственно суицидальной попытки. Но на этом пути человек всегда подает какие-то сигналы. Меняется поведение, он может об этом заговаривать. Есть такой миф, что те, кто говорит о суициде, его не совершают. Это неправда: люди, которые совершают суицидальные попытки и завершенные суициды, чаще всего дают об этом знать, потому что зачастую смысл суицида – это призыв, он обращен к кому-то. Другое дело, что общество или близкие его не слышат, т.е. нарушается коммуникация.
Вообще совершить суицидальную попытку достаточно тяжело. Нанести себе самоповреждение – это достаточно серьезное действие против инстинкта самосохранения.
Поэтому нельзя уверенно сказать, что, совершив суицидальную попытку, человек решил именно умереть. Попытка самоубийства – это отчасти призыв о помощи; более того, в 90 процентов случаев это так и есть: человек хочет, чтобы на него обратили внимание. Проблема именно подросткового возраста – сложность обратиться за помощью. Подросток пытается опираться только на собственные силы, ему очень сложно попросить о помощи окружающих, тем более взрослых. Желательно, чтобы родители были теми людьми, которым ребенок доверяет и к которым может обратиться за помощью.
Родителям надо быть внимательнее, если у подростков регулярно стали появляться мелкие бытовые травмы, рисковое поведение – когда человек ищет неприятности. Подросток может уходить гулять по ночам в неблагоприятный район или перебегать дорогу перед едущим транспортом – этакая игра с судьбой. В Америке, где, кстати, «права» дают с 14 лет, родился термин «автоцид» – суицид с помощью транспортного средства. Изрядную долю автомобильных аварий можно отнести к автоциду. Повышенная рискованность вождения, демонстративное пренебрежение безопасностью тоже входят в спектр суицидального поведения.
Нужно также учитывать, что подростковый возраст – это время дебюта многих психических заболеваний, и если у родителей есть какое-то беспокойство и подозрения, лучше перестраховаться и проконсультировать подростка у психиатра, чтобы понять, что это – нормальное течение подросткового возраста или начальный этап заболевания. Должно насторожить любое резкое изменение поведения: жизнерадостный, общительный ребенок вдруг стал замкнутым, угрюмым, раздражительным, или наоборот; какие-то странные, нелепые высказывания, резкое сужение или изменение круга интересов (то, что раньше было интересно и важно, перестает таковым быть; вдруг появляется интерес к тому, к чему раньше подросток не испытывал никаких склонностей). В норме интересы меняются постепенно, тогда, когда к этому есть какие-то предпосылки и т.п. Высказывания о смерти, интерес к теме смерти – на все это лучше обращать внимание.
Надо держать в поле зрения увлечения ребенка, просматривать журнал посещений в Интернете, знакомиться с его друзьями - и виртуальными тоже. Важно знать о всех его волонтерских проектах и участиях. Порой безобидное увлечение может привести в трагедии.
Самое важное: для родителей – обращать внимание на ребенка, на его состояние, знать, что происходит в его жизни; для педагогов, психологов – создавать для ребенка возможность обратиться за помощью. А в кризисных ситуациях надо помнить, что есть специалисты, к которым можно и нужно обращаться, и места, где вам всегда окажут помощь.
В республике есть социально-психологические центры, созданные для оказания бесплатной экстренной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:
Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи
Адрес: г. Уфа, Социалистическая, 20/А, телефон (347) 273-05-75 272-03-84
Индиго, городской центр психолого-медико-социального сопровождения, МУ, УфаУфа
Адрес: г. Уфа, Шафиева, 12/2, телефон (347) 223-44-49
Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
Адрес: г. Уфа, ул. Менделеева 136/5, телефон ( 347) 241-85-57, 241-85-59, 241-85-60
Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.

Лилия Михайлова


http://rbinform.ru/article/382

P.S. А МСУ не пробовали?

 Советы Лилии Михайловой полезны и ценны, а работа этих центров очень нужна и благородна. Однако надо всегда иметь в виду, что все это лишь борьба с последствиями, а не причинами. Страну поразил глубокий системный кризис, и решать его нужно системным методом, а не отдельными частными фрагментами.

Решение проблемы воспитания, образования и детского суицида во многом кроются в решении вопросов местного самоуправления. Так домовые комитеты могли бы взять на себя внешкольное время (выполнение домашних заданий всем вместе в красном уголке домкома или в малом детсадике в квартире пенсионерки-педагога, вопросы дежурства жителей по ремонту школы, выбора на квартальном комитете, сходе граждан языка преподавания регионального компонента, сбора фин. помощи и т.д. Т.е. школа должна жить в тесной органической связи с жителями квартала с жизнью прилегающих домовых комитетов. Вплетена в жизнь органов местного самоуправления.
  Наши постсоветские дети выросли в системе где индивидуализм, эгоизм, потребительство возведены в ранг государственной политики. А в рамках местного самоуправления, введению которого так противится Рустэм Хамитов, ребенок с самого детства жил бы и воспитывался в коллективе соседской общины. Тогда любой его проступок, будет замечен и порицание вынесено. Родители за плохое воспитание детей получат штрафные балы, наличие которых передвинет их в хвост очереди на получение социальных услуг, распределяемых домовым и квартальным комитетом.

Вот за что надо бороться. Причины многих местных проблем в неразвитости местного самоуправления. А вы предлагаете бороться с последствиями, порождаемыми отсутствием МСУ.

Проблема частных мини-детсадов обернется очередным элитным коммерческим проектом, ибо плата за него превысит зарплату простых работяг-родителей. И они не решат главного - не сформируют гражданина, члена общества, болеющего за свой город уфимца. А мы ведь здесь собрались искать общественно полезные решения - богатые и так свои проблемы решат.
Поэтому говорить о мини-детсадах целесообразно в рамках низовых звеньев местного самоуправления - домовых комитетов.
Утрированно это выглядит так: Соседи утром приводят детей к пенсионерке-педагогу, одинокой, квартира пустует. За небольшую добавку к пенсии она сидит с детьми. Днем дети играют в красном уголке домкома. Родители в "красном уголке" по очереди дежурят, детей развлекают, за продуктами бегают, мультики приносят, экскурсии по городу и музеям организовывают, с детьми постарше занимаются общественно-полезным трудом во дворе, красят забор, убирают мусор, поливают клумбы, ходят в гости в соседний двор в такой же мини-детсад, устраивая там конкурсы, подвижные игры, знакомя детей, вовлекая их в жизнь домового комитета. Так постепенно домком становится большой семьей. Так, постепенно, всем двором, воспитывается гражданин, житель своего города.
Вы скажете, да где взять таких энтузиастов? Да есть они в каждом дворе, нужно только кинуть клич. Перестроить мышление жителей Башкирии и Уфы, которых последние 20 нагибали и обманывали.
И тут Рустэм Хамитов при наличии политической воли, как раз и может помочь людям разогнуться, протянуть руку соседям, объединится, принести новую национальную идею в массы. Да такую новую идею, что Ленин в гробу перевернется от зависти. Может, но не хочет, ибо он суть плоть от плоти антинародной системы угнетения и эксплуатации масс, в какие бы овечьи шкуры он не рядился.
Поэтому, если Вы действительно хотите решить проблему детских суицидов, боритесь за всенародные выборы глав городов и районов, распространяйте идеи местного самоуправления граждан среди искалеченных хамитовщиной жителей республики. Так Победим!
Роберт Загреев, 
редактор газеты "За местное самоуправление" (издается с 2004 г.).

См. подробнее о принципиально новой форме жизни в моем блоге http://za-msu.livejournal.com/
 


См. также ранее на эту тему:

Страшный рекорд Рустэма Хамитова. Молодым одна у нас дорога

Башкирия – самый неблагополучный регион России по самоубийствам несовершеннолетних
Об этом сообщил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов на съезде российских детских омбудсменов в столице Башкирии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий