среда, 22 мая 2013 г.

Куда смотрела прокуратура? С опозданием в четыре года общественников допустят к регистрации домкомов

C 1 октября 2013 года в Уфе можно будет регистрировать организации территориального общественного самоуправления (ТОС), а к 31 июля мэрия разработает типовой устав такой организации. Положение о ТОСах на днях приняли депутаты уфимского горсовета. ТОС – это юридическое лицо, действующее на принципах «сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения городского округа».

По сути, ТОС - это постоянно действующая инициативная группа, где горожане обсуждают и принимают решения, как им жить дальше, но в отличие от неформального сбора граждан – они обладают некими правами и выбирают себе лидера. В России ТОСы создают с 1995 года. В разных городах страны их именуют как советы и комитеты общественного самоуправления. Правда, в большинстве случаев они создаются по инициативе местных властей и становятся поквартальными «филиалами» мэрий и активизируются в предвыборное время.

Интересно, что в советской юриспруденции уже существовал прообраз таких организаций. С 1959 по 1991 год на жилищно-эксплуатационные конторы была возложена общественная и социальная деятельность, носившая в советской стране всеохватывающий и массовый характер. Так, например, помещения ЖЭКов использовались для встреч с депутатами, собраний и судов общественного порицания.

В советской киноклассике даже есть конкретные примеры подобных функций – в фильме «Афоня» и «Бриллиантовая рука» показаны суд над нерадивыми гражданами и жилищными работниками, и тогдашний институт старших по домам. ТОС уже не будет заниматься товарищескими судами, теперь за ним закреплены права дискуссионной площадки с юридическими полномочиями.        

В республике уже есть примеры создания ТОСов. По данным ЕГРЮЛ в Башкирии сегодня зарегистрированы пять организаций территориального управления: в Белорецке, Сибае, Ишимбае и два в Учалах. Также создать свое местное самоуправление намеревались жители деревни Гумерово у подножья горы Бужа-Тау, которую правительство намерено разработать в качестве месторождения известняка.

Депутаты уфимского горсовета отнесли в компетенцию ТОСов «вопросы утилизации и переработки бытовых отходов, озеленение, освещение дворовых территорий и улиц, ремонт и оборудование дворового инвентаря, содействие в повышении качества досуга жителей, включая устройство мест отдыха, игровых и спортивных площадок, организацию бесплатных лекций, обмена книгами, фильмами и другое, организацию и проведение культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий». А также «добровольные дежурства по охране общественного порядка, информирование правоохранительных органов о совершении гражданами противоправных действий, помощь в тушении пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержание в надлежащем состоянии противопожарных стендов».

Для того чтобы создать ТОС в Уфе, нужно собрать инициативную группу не менее десяти человек. Она посылает в горсовет уведомление о намерении учредить территориальное общественное самоуправление, очерчивают границы в пределах которых намеревается действовать и просят предоставить данные о численности проживающих на указанной территории.

Не позднее чем через три месяца городской парламент должен согласиться на эти границы, или предложить свой вариант. Далее горсовет созывает конференцию граждан живущих, где выносит вопрос об учреждении ТОСа. Организация может быть создана как в рамках подъезда, так в целом микрорайоне. В очерченной территории не может быть образовано больше одного ТОСа, а границы не могут прерываться – территория должна быть монолитной. Если на территории, предложенной инициативной группой, полностью отсутствуют жилые дома - предложение о создании ТОСа отклонят.

Предусмотрели депутаты и случаи конфликта интересов. Например, если на одну и ту же территорию претендуют две или более инициативных групп, горсовет предложит им «прийти к соглашению об определении границ».

Если единого мнения нет, далее вступает следующая процедура: будут проведены собрания жителей совпадающей территории, на которых должно быть «выявлено и оформлено мнение граждан по отнесению данной территории к тому или иному территориальному общественному самоуправлению». Кворум – 1/3 совершеннолетних жителей. На таких собраниях жители голосуют, к какому ТОСу они хотят себя отнести.

Сама структура имеет непосредственного председателя и казначея, или коллегиальный орган управления через комитет, но в этом случае будут те же руководители, их избирают на конференции граждан с тем же кворумом в 1/3 жителей. 

Очень размывчато сформулировано положение в части выполнения решений ТОСов. В соответствующем пункте сказано, что решения общественного самоуправления исполняются гражданами и предприятиями, входящими в состав территории, но не конкретизировано какой характер они носят – обязательный или рекомендательный. Например, для органов власти – только рекомендательный.

У организации ТОСа есть свой бюджет – доходы и расходы. В качестве доходов рассматриваются членские взносы, как от граждан, так и предприятий попадающих в зону действия ТОСа. Муниципальные власти могу заключать договора с ТОСами «для решения вопросов местного значения», но их круг не детализируется. Таким образом, общественные организации формально допускаются к муниципальным деньгам. В случае если члены совета (или комитета) потеряли доверие населения, то их могут отозвать решением конференции граждан.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

http://mkset.ru/news/nonstop/18301/


Приложение: ФЗ-131 "Об общих принципах МСУ в РФ"

(Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года).

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий