четверг, 18 апреля 2013 г.

Кто лучше? Дискуссия об итогах правления Хамитова продолжается. Часть 2

 (См. часть первую)
... Очень лукавит господин Капатак, когда пытается противопоставить основные направления социальной политики до 2010 года и после.
Лозунг «работать для людей» в предыдущие 20 лет реализовывался за счет того, что построили и реконструировали более 1000 школ (только 20% учеников стало заниматься во вторую смену, остальные в первую), модернизировали больницы, открыли новые стационары в малых городах и селах, в 1,5 раза увеличили объем жилого фонда, во все райцентры и крупные поселения провели асфальтированные дороги, построили сотни тысяч километров газопроводов и линий электропередач, обеспечили практически все население доступом к мобильной связи и интернету, предоставили возможность вести обучение, выпускать печатные издания на 14 родных языках. Перечень реализованных социальных программ весьма обширен.

Достаточно ли было сделано? Учитывая, что общество в постоянном развитии и всегда хочется большего, утвердительного ответа никогда не получить. Но факты говорят сами за себя. Башкортостан входит в число регионов с высоким уровнем развития человеческого потенциала: растет продолжительность жизни, во всех районах и городах созданы инфраструктурные и кадровые предпосылки для модернизации экономики. Сделать такой фундамент за год-­два невозможно. В это системно вкладывались десятилетиями. Поэтому сегодня нет проблем оправдать высокие кредитные и инвестиционные рейтинги РБ. Больше двадцати лет регион демонстрировал устойчивое развитие не только в условиях, когда очень благоприятны внешние экономические факторы, как это происходило с 2010 по 2013 годы, но и в периоды трех мощнейших мировых и российских экономических кризисов. Вот где региональная власть выдержала реальную проверку своей социально­экономической политики на прочность.

Атмосфера доверия?

Что нового сделано за последние 2,5 года в этом направлении? Да, формализовали лозунг, даже добавили в него концепцию «смарт­общества». Но при этом идет закрытие школ в сельских районах (увольняются учителя, работающие с детьми, но не чиновники от образования).
Сельчанам предложено получать медпомощь от «волонтеров». В США человек без профильного медицинского образования за попытку предоставить медицинские услуги отвечает в уголовном порядке. Сегодня, в связи с «оптимизацией» сети местных медучреждений, в республике уже появились районы, из которых едут рожать за 200 километров. Это забота о людях?
Несмотря на экономический рост, реальные доходы населения в 2011 году составили 99,5% от уровня предыдущего года. Фактически прекратили работать программы строительства жилья для малоимущих. Предлагаемые квартиры за 29 тыс. рублей за кв. метр им просто не по карману. О социальном жилье заговорили, но учитывая, что средств на возведение даже инженерных сооружений под новые стройплощадки хронически выделяется меньше заявленного, в системную реализацию таких обещаний мало верится. Многодетным семьям дают участки земли на пустырях. Но строиться на них начали только 30% этих счастливчиков. И неизвестно, сколько из них осилит такой подход к решению жилищного вопроса. Поскольку он предполагает не только изрядные затраты, но и большой объем согласований с различными инстанциями.
Говорится о помощи обманутым дольщикам, при этом власти республики демонстративно отказываются выполнять свои обязательства перед 3 тысячами семей бюджетников по программе «Свой дом», зафиксированные в правительственных документах. А эти люди теперь не обмануты? Но только не отдельными прохиндеями, а государственной властью. Это настоящие двойные стандарты в действии.
Про детские сады уже много говорилось. Проблема актуальная, но решать ее при финансировании строительства не более 50% заявленных объектов и голословных утверждений, что все они уже работают – верный путь к полной дискредитации авторитета власти. Все элементарно проверяется. Из 58 якобы введенных детских садов к новому году не было открыто 23 детских сада. Смысл пускать пыль в глаза, если на местах люди прекрасно видят, как желаемое выдается за действительное?
На фоне таких фактов малоубедительными выглядят заявления об установлении «атмосферы доверия» в Башкирии.

Бесперспективные…

Заговорили о трезвом образе жизни, а на практике с 2011 года пошло увеличение объемов потребления водки и алкогольных суррогатов. Если в 2010 году выпили чистого алкоголя 7,1 л на душу населения, то в 2011 – 7,6 литра.
И такая тенденция сохраняется. Прежде всего спивается сельское население. Засуха 2010 года оставила многие подворья без скота, разрушение прежней системы МТС, замена высокопроизводительной импортной техники на более дешевую, но менее эффективную снизила производительность труда, а значит и доходы сельчан. Сворачивание на селе социальных программ добавляет там число безработных, вымывает сельскую интеллигенцию. А самое главное, с глав администраций фактически сняли ответственность за социально­-экономические результаты.
И вот эти реальные проблемы региональная власть старательно «не замечает». И не понимает, что сегодня, сэкономив миллионы на сельских школах, завтра вынуждена будет искать миллиарды, чтобы решить вопросы с дорогами, социальным жильем, обеспечением рабочими местами всех тех, кто вынужденно уедет из деревень, ставших бесперспективными, в райцентры и города.

Кадровая чехарда

Кадровая политика сегодня превратилась в кадровую чехарду. В некоторых министерствах и муниципальных образованиях за три неполных года уже третий новый руководитель.
Почему так происходит? Главная причина в незнании Р.З. Хамитовым реального положения дел на местах и очень ограниченный круг людей, с которыми он готов работать.
Сложно было ожидать, что человек, который последние 10 лет не жил в Башкортостане, сможет здесь быстро сформировать свою команду, а тем более детально разобраться в местных проблемах.
Единственный здравый выход из такого положения – не рушить то, что работает, пока не понял всю механику процесса и не подготовил кадры, способные реализовывать инновационную стратегию.
Господину Р.З. Хамитову предлагали не делать поспешных выводов и все изменения проводить эволюционным путем. Вместо этого мы увидели очередную версию «большого скачка». Уж сколько раз демонстрировали миру, что такие авантюрные подходы к решению больших и сложных проблем неизбежно проваливаются. Но и в этот раз на грабли наступили, и сейчас они очень больно бьют.
Нет в республике людей, которые могут в одночасье в разы повысить уровень внешних инвестиций, наполняемость бюджета или создать 600 тыс. рабочих мест. Но когда очень хочется верить, что такие чудеса возможны, то выбирают не профессионалов, трезво и досконально разбирающихся в своем деле, а красноречивых «обещалкиных», которые прекрасно понимают, что достигнуть заявленных рубежей не удастся, поэтому не надо и тратить силы на созидательный труд. Они озабочены тем, чтобы в краткий отведенный срок успеть решить свои проблемы. Но при этом, конечно, как можно дольше всех водить за нос и обещать, выдавать красивые отчеты, стараться не огорчать начальство. Для тех, кто дорожит своей репутацией, стремится к реальным достижениям, в такой среде крайне неуютно. Вот мы и получаем постоянную ротацию новых назначенцев. Одни уходят, поскольку изначально было ясно, что не имеют опыта и умения решать поставленные сверхзадачи, другим просто надоедает этот спектакль, и они предпочитают не участвовать в надувании большого мыльного пузыря.

Заложники амбиций  

Это наглядно видно на примере строительной отрасли. Была поставлена явно невыполнимая задача построить в период с 2010 по 2015 годы 15 млн. кв. м. жилья. В 2010 – 2012 годах отчитались за 6,3 млн кв. метров. Возможно ли за оставшиеся три года построить 8,7 млн кв. метров? Опытный строитель вам скажет однозначно: нет. Не хватает кредитных ресурсов, мощностей, базы строительных материалов, подготовленных площадок, ритмичного финансирования заявленных республиканских программ. Кстати, о «впавшей в анабиоз лет за пять до прихода нового президента» строительной отрасли. Неуклонный рост ее показателей был вплоть до 2008­-2009 годов (по 2,35 млн кв. метров тогда сдали). Сейчас у нас сдавать жилья больше не смогут.
Сегодня никто из опытных производственников уже не хочет быть заложником его заведомо проигрышной войны со сложившейся системой социально-­политических отношений. Не случайно говорят: мудрый человек видит границу между тем, что он может изменить и что сильнее его, а упрямый ­ нет. Упрямство Р.З. Хамитова в его стремлении доказать, что раньше все было плохо, натыкается на объективно сложившиеся возможности социально-­экономического развития, сформированный менталитет, систему интересов и ценностей общества, которые ему никогда не перебороть.

На разные мотивы

М.Г. Рахимов это знал. Поэтому всегда соразмерял формат постановки задач с возможностями их решения. Почему он вступился за колхозы перед Б.Ельциным и доказал свою правоту? Потому что отчетливо понимал, что общество на селе в большинстве своем еще не готово жить по-другому. Первый Президент Башкортостана потому и стал политическим тяжеловесом, что умел точно определять главные векторы социального интереса в регионе. И возглавлял самые мощные из них. Он их не придумывал, а выявлял на местах, в ходе своих постоянных поездок, встреч, обсуждений проблем со специалистами.
путинирахимов
Владимир Путин, Муртаза Рахимов и Павел Качкаев на праздновании 450-летия присоединения Башкирии к России. К этому мероприятию в Уфе был запущен проспект Салавата Юлаева, открыт Конгресс-холл, отремонтирована дорога до аэропорта. И это далеко не полный список реализованных проектов.
Многие считают, что М.Г. Рахимов не терпел другого мнения, был резок и властен. По отношению к дилетантам, фантазерам и любителям красиво говорить – безусловно. Но если вы хотя бы один раз слышали его диалог с признанным мастером своего дела, то ощутили бы совсем иной настрой. Если надо было принять управленческое решение, то он мог часами выслушивать профессионалов, всегда старался делать выводы, узнав разные точки зрения. Вовремя понимал, когда необходимо внести коррективы в сформированные подходы. В том числе и без колебаний расставался с теми, кто продемонстрировал свою неспособность действовать грамотно, эффективно, с трезвым пониманием реалий жизни.
Вот этих черт не хватает Р.З. Хамитову. Неоднократно приходилось слышать от производственников, что ему не интересно мнение специалистов, что он не терпит никаких возражений, никакой критики, считает необходимым каждому доказать, что именно он здесь главный. При этом уверен, что все, кто получил отставку при М.Г. Рахимове –
это лучшие кадры. Только вот менять опять их ему приходится очень часто. В таких условиях рядом с ним комфортно только людям, ориентированным на политическую интригу. Им не жаль ничего, поскольку они и не вкладывали свой труд в созидание. Главное получить дивиденды здесь и сейчас.
В итоге стимулов к высокопроизводительному труду становится меньше, а вместо этого начинается деградация общества. Поэтому лозунг «работа — зарплата — жилье» все больше становится пустой фразой.

Пузырь, который лопнет

Пока экономического кризиса нет, крупные предприятия способны развиваться инерционно. По абсолютному числу отраслей идет повышение степени износа оборудования и среднего возраста основных фондов. В малом бизнесе налоги удушили всякую возможность обновлять фонды, идет сокращение числа зарегистрированных малых частных предприятий. Уровень инновационной продукции исчисляется считанными процентами.
Это означает только одно. При начале экономического кризиса нас ждет волна увольнений и сокращения зарплат. Господин Р.З. Хамитов прекрасно понимает, что удачная экономическая конъюнктура не будет вечной, поэтому и стремится переизбраться досрочно, пока не всем понятен финал его политики.
Еще есть накопленные резервы для изображения успехов. Например, можно в конце года выплатить дополнительные премии учителям и отчитаться, что на 1 января их средняя зарплата стала выше, чем в среднем по республике. Со временем они, конечно, все активнее будут задавать вопросы, а почему в другие месяцы они заметно ниже. Но это через некоторое время.
Чем больше изучаешь статистику и реальное положение дел на местах, тем больше видишь, насколько мнимыми являются объявленные успехи. Нет никаких прорывов в объемах привлекаемых инвестиций. На протяжении последних 15 лет рост в 5­8% не являлся чем­то выдающимся. В 2001 году, например, объем инвестиций увеличился на 30%. Объемы промышленного производства по большей части растут из-­за повышения цен, а не физического объема. Это подтверждается незначительным ростом потребления электроэнергии и грузоперевозок. То, что урожай оставляют на полях, наглядно видно не только воочию, но и при сравнительном анализе показателей. В 2008 и 2011 годах были сопоставимые благоприятные климатические условия. Только в первом случае собрали 4,5 млн. тонн. А во втором отчитались за 3 млн. тонн, при этом десятки тысяч гектаров зерновых, свеклы остались под снегом. Раньше за такие вещи и обком КПСС, и М.Г. Рахимов не только бы поснимали руководителей, но и под суд отдали, а теперь сделали вид, что все просто замечательно, лучшего результата и быть не может.
Власти республики практически на самотек пустили ситуацию в агропромышленном комплексе. В результате продолжается уменьшение поголовья скота, сокращаются площади посевов, иссякают оборотные средства, идет возвращение к устаревшим технологиям производства, не требующим современных механизмов.
У аграриев все меньше средств и желания вообще заниматься производством. Если за 2,5 года нашли желающих реконструировать 67 ферм, то аналогичными темпами 500 ферм смогут создать за 19 лет. Иными словами, в среднем, по полфермы в районе за год.
Но сказать об этом на страницах республиканской прессы невозможно. На словах у нас открытость общества, на деле регион стал чемпионом страны по блокированию информационных сайтов. Журналисты республиканских СМИ и не скрывают, что есть обширный список тем и лиц, о которых запрещено говорить.
Собственно окончание всего материала господина Капатака также показывает, что рассчитан он на очень невзыскательную публику. Во­первых, автор явно затруднится привести реальные факты того, что М.Г. Рахимов неоднократно обращался к президенту России с просьбами провести саммиты ШОС и БРИКС.
Во-­вторых, скорее это сейчас мы наблюдаем фиаско амбициозного проекта. По 450-­летию присоединения Башкирии к России отказа в финансировании этого мероприятия у федерального центра не было. А вот сегодня ни утвержденного плана федеральных ассигнований, ни активной работы в этом направлении не видно. Договорились до того, что в Уфе уже все есть и можно эти саммиты проводить хоть сегодня. Но ведь за эти 2,5 года у нас не появилось новых аэропортов, Конгресс-­холла, существенных изменений в облике столицы. Значит и при М.Г. Рахимове Уфа уже была готова принять такие саммиты? Вот только зная политику М.Г. Рахимова, очень сомнительно, чтобы он, не получив никаких финансовых ресурсов со стороны Москвы, хотел взвалить на регион такую обузу.
Так в чем тогда состоят «высокие лоббистские возможности» Р.З. Хамитова? Где реальные вливания в республику со стороны федерального центра. В каких федеральных программах Башкортостан сейчас получает больше средств, чем до 2010 года? Все это больше похоже на попытку выдать желаемое за действительное.

Доживем до…

В 2010 году Р.З. Хамитов упустил возможность объединить общество, политическую и экономическую элиты. Он сделал ставку не на политический центр, а на периферию, где сильных лидеров и толковых специалистов всегда очень мало. В этом основная причина его неудач.
Начав воевать с прежней политической системой, он неизбежно будет разрушать социальный и экономический фундамент региона, на котором она и выросла. Своей системы он построить уже не сможет. Упущено время, нет достаточного кадрового потенциала, а ресурсы тратятся очень неэффективно. А это означает, что Р.З. Хамитов либо будет отторгнут от этой системы, либо обрушится вместе с ней. Сильные политики понимают его обреченность и не хотят проигрывать вместе с ним. А слабым – не суждено поменять ситуацию в свою пользу.

  Владимир Савичев, кандидат политических наук
proufu.ru

1 комментарий:

  1. Хамитов назначил в Минприроды Ходыева, который мало понимает проблемы отрасли и теперь там рулят отъявленные коррупционеры Лаздина (готовится совершить Алию на историческую родину) и прохиндей Веселов. Кутлиахметов не устроил ХРЗ только тем, что был против его идеи разработки Шиханов Содой, хозяева которой зарегистрированы в оффшорах.
    Взять Минпром в котором долгое время рулир следующий отъявленный коррупционер Игорь Карепанов из Белорецкого клана жуликов где рулит его папаша, а мером города является его партнер нетрадиционал. Сейчас на Минпроме Карпухин. Кто нибудь слышал до сего времени эту фамилию? Кто и с какой коррупционной целью его туда назначил? Человек совершенно ничего не смыслет в промышленности, но является министром. Кто дергает эту марионетку за ниточки?

    ОтветитьУдалить