среда, 8 мая 2013 г.

Хамитовский кадровый ябык или как хвост собакой крутит

"Кадры решают все", фраза знакомая с детства. А откуда и куда, собственно говоря, берутся и деваются кадры? Поделились руководитель Ассоциации менеджеров социальной политики Лилия Михайлова и политолог Индира Арсланбаева.
Современное веяние мультикадровой политики страны коснулось и нашего региона. В итоге за два последних года десятки управленцев остались без работы. Новая власть интенсивно перебирает кадры в государственных органах, ГУПах, МУПах и ведущих предприятиях. Кадровый голод развивается не только на «непрофессионализме» бывших руководителей, но и на психоэмоциональной составляющей главных кадровиков.


Огромный поток управленцев, пополняя ряды трудовой миграции, успешно работает на других площадках страны. Причина – в главном критерии отбора кадров – «свой, не свой». Рассказы про командность управления хороши, когда понятие методологии данного подхода коррелирует с предполагаемой выборкой командного состава.

«Парашютистам» всегда не просто, главное правило в успехе – сначала надо укрепиться на новом месте, присмотреться, потом начинать кадровые зачистки. Провал обеспечен, если руководитель, не успев укрепить внешние стороны защиты, начинает кадровые ротации внутри коллектива. Успех таких рискованных операций возможен при военизированном учреждении, где есть прописанные правила устава и подчинения. И такое невозможно в среде чиновников, где царит клановость и конкуренция.

С появлением необдуманной кадровой ротации количество недовольных разрастается, они объединяются в сообщества «враг моего врага - мой друг». К процессу приобщается сложная социальная ситуация, недовольство работой чиновников на местах. Тривиальность проблемы в том, что затронута жизненно важная составляющая человека – работа, доход, социальный статус, обеспечение семьи и детей, планы на жизнь. Надо полагать, что многие из управленцев истинные патриоты своей родины, в любом случае они связывают своё будущее с республикой.

Местные альтруисты, полные идей развития региона не востребованы.

Вся система управления в регионе выстроена на особенностях местного менталитета. Это значит, что люди привыкли работать в понятной для них обстановке – начальник, он словно отец родной – «мужик сказал, мужик сделал». Не будем добавлять второй вариант народной мудрости «мужик сказал, женщина напомнила, женщина еще раз напомнила, женщина за… и мужик сделал» - это как будто не про наших мужчин. В архитипе подсознания руководитель – это отец, защитник, мужчина, покровитель, как сказал Черномырдин «… мы мужики и знаем на чем сидим!». Установки руководства и понимание подчиненных должны сойтись в пазле сотрудничества и командообразования. В противном случае, конфликт в кадровой политике приведет систему к развалу.

Столичным менеджерам трудно заниматься раскачкой и перепрофилированием кадрового менеджмента, все первичные посылы быстро сдуваются, не найдя понимания в учреждениях, постепенно создавая саботаж. Сотрудники пускают исполнение приказов и распоряжений по долгому кругу, прилагая все усилия к неисполнению поставленных задач. Поскольку человека изменить нельзя, меняют людей, пока они вникнут в деятельность пройдет время, а время – это результат и деньги.

Всем, кто хочет научиться работать с новой властью, надо понять, что менеджеры, прошедшие кадровую школу в столичных заведениях не ищут преданности и понимания. У них нет привязки к людям, уважения к специалистам и профессионалам, есть мотивация – отработать несколько лет и уехать, решив поставленные задачи. Главное заработать себе «на парашют» и запустить проект – типа стратегии развития инвестиционного климата. Как он будет дальше развиваться – никого из «парашютистов» не волнует. Что будет с коллективами – тоже не их проблема. У них нет ответственности за людей и будущее, зато есть понятие – кадровая единица. Деятельность основана на том, что Москва большая, а Россия еще больше – кадры найдутся, заменить легко, поэтому расстаются со всеми быстро и непринужденно.

Команда подбирается из своих единомышленников, понимающих задачи и знающих обкатанные схемы. В принципе все неплохо складывается, главное вовремя выйти из игры и уехать дальше по найму отрабатывать заказ. Многие из них в приватных беседах жалуются вам, «как им плохо живется, работать невозможно, первый – просто невыносим и …, но они не могут уйти – он их не отпускает». Не верьте – все знают, за что сидят или будут сидеть. На простой вопрос – постой ответ.

Существует негласное правило – из политики в бизнес уйти можно, из бизнеса в политику нельзя. Правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Исключение имеют производственники, специалисты бюджетных и силовых структур, так как они понимают структуру управления государством. Недавно в государственную службу региона пришли управленцы из коммерческих и банковских структур, результаты деятельности в будущем оценят профессионалы – экономисты, финансисты и прочие органы. Для них это шанс устояться в государственной политике и сделать потом шаг по карьерной лестнице. Как мы видим и слышим из последних событий – нигде так легко деньги не зарабатываются, как при больших чиновничьих должностях. Все рвутся осваивать бюджет.

Вывод: региональная ментальность ориентирована на лидера, руководителя. Вследствие этого, доморощенные кадры не востребованы.

А ларчик просто открывался

Все подчиненные борются «за уши» своего руководителя: кто первый озвучил, тот и прав. Есть руководители, которые почти «женаты» на своих помощниках или подчиненных. Такой руководитель очень удобен в обращении – он покладист в меру, можно «влезть в его мозг и рулить им». Главное, создавать иллюзию того, что «он сам до этого догадался». А там дальше, вкладывайте в ушки, что хотите. Ну, бывает, пару раз промахнетесь, это не страшно – покричит, потопает ножками, потом успокоится.

Руководитель – одиночка – самый сложный психотип лидера – непредсказуем, амбициозен, самодур одним словом. Может долго и красиво говорить о команде, о долге перед народом и родиной. Особенность в неожиданной смене вектора принятых решений, нет знаковых правил игры, есть капризы и способности выдавать желаемое за действительное. К нему путь может идти через любимого человека – «ночная кукушка всех перекукует». Она знает, как к нему подступиться, чем увлечь и как успокоить.

Все женщины в моей семье были представительницами или супругами номенклатурной или бизнес элиты, за нас говорят, что «вся политика делается у них на кухне» и я этим не раз пользовалась.

Лилия Михайлова, руководитель Ассоциации менеджеров социальной политики

http://rbinform.ru/article/389

Комментариев нет:

Отправить комментарий