Стою в пробке в переполненном автобусе 226 маршрута перед остановкой
Агидель и в очередной раз думаю – вот если бы не ликвидировали
трамвайные пути от Госцирка до ГДК, ехала бы сейчас на трамвае… Времени в
пробке много, можно и повспоминать-порассуждать.
В Восточном Берлине меня в детстве больше всего поразили три вещи: ужас и притягивающий хаос Восточного вокзала, тонкий шик улицы Унтер ден Линден и шнельбан, что-то вроде городской скоростной электрички. Брехт, музеи, фонтаны, Александерплатц – все это было потом, а в несознательном детстве – шнельбан (S-Bahn)! Почти так же, как метро в Москве. Вот метро-то, кстати, в Берлине паршивенькое, но шнельбан это нечто – быстро, дешево, удобно, рационально…
Скоростной трамвай - с чем это едят
В Восточном Берлине меня в детстве больше всего поразили три вещи: ужас и притягивающий хаос Восточного вокзала, тонкий шик улицы Унтер ден Линден и шнельбан, что-то вроде городской скоростной электрички. Брехт, музеи, фонтаны, Александерплатц – все это было потом, а в несознательном детстве – шнельбан (S-Bahn)! Почти так же, как метро в Москве. Вот метро-то, кстати, в Берлине паршивенькое, но шнельбан это нечто – быстро, дешево, удобно, рационально…
Скоростной трамвай - с чем это едят
В Уфе метро не будет – это уже точно. Шнельбана тоже, наверное, не будет, как и во всей России – у нас железные дороги слишком широкие. Монорельс - из области фантастики, когда-нибудь, может быть и да. Единственное, что могла бы себе позволить себе Уфа уже сейчас, в обозримом будущем – это скоростной трамвай (СТ). То ли Light Rail Transit (легкорельсовый транспорт, LRT), то ли что-то похожее. В США, где так же широкие жд дороги, LRT зарекомендовал себя очень хорошо.
СТ обошелся бы Уфе меньшими затратами, чем метробусы и прочие варианты. Тут и изобретать ничего не надо – достаточно посмотреть, как это уже работает в Волгограде или Ижевске… Линии скоростного трамвая уже действуют в четырех городах: в Волгограде, Ижевске, Старом Осколе и Усть-Илимске. На стадии проекта этот вид транспорта рассматривается в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Казани, Липецке, Белгороде, Кирове, Пензе, Воронеже, Чебоксарах и в других российских городах.
Преимущества СТ: этот транспрот относительно дешевый (по сравнению с метро), экологический чистый и весьма эффективный с точки зрения пассажиропотока. Рельсовый путь для СТ должен быть бесшовным, тогда и трамвайного лязга не будет. Но главное не в том.
Ижевск. СТ.
Главное - что это выполнимо. Уфа не хуже Волгограда! Про Токио с его монорельсами и прочим электротранспортом уже молчу - там, да и везде в цивилизованном мире, развивают именно электрический рельсовый транспорт. И небедные чиновники ездят на работу на метро или всяких там монорельсах. Токио нам не светит. Но на уровень Волгограда мы можем выйти? А о монорельсе или метро можно мечтать сколько угодно - стоя в пробках.
Северная часть города всё равно будет ездить в южную - работать, учиться, лечиться, развлекаться. Чем больше будет автомобилей, тем больше будет загружен проспект. Удаление трамвайных путей с Проспекта Октября дало временную передышку: пробок стало меньше - но это именно передышка, а не решение проблемы. Новые дома на ДОКе растут как грибы, в Шакше тоже ведется строительство, тут еще и Иглинский район с дешевой рабсилой подтягивается, и Благовещенск в Уфу хочет - и весь этот "северный поток" стремится на Проспект Октября - а с проспекта - на Южник, на ЖД вокзал, на Центральный рынок и в Центр. Год-два передышки - и Проспект будет стоять колом. Выход - в развитии общественного транспорта.
А всего-то и нужно – соединить 4-х километровой ниточкой трамвая - лучше бы скоростного - улицу Зорге и трамвайное депо у ГДК.
Отрицательные стороны проекта
И вот тут возникает несостыковка интересов тех, кому нужно ездить из Северной части города в Южную, и жителей домов, рядом с которыми проляжет линия скоростного трамвая. Жители этих домов лишаются чудного вида из окон , гаражей-погребов рядом с домом и чувства единения с природой. Понять их можно. Но и жителям домов у леса тоже нужно бы прийти к пониманию того, что рано или поздно им придется выбирать – либо чувство единения с природой, либо проживание с центре миллионного города. Ни в одном крупном городе жестяные коробки гаражей не будут стоять бесконечно долго на «халявной» городской земле. Интересы жителей домов у леса прикрываются лозунгами об экологии и дороговизне строительства. Пройдемся-ка по этим болевым точкам поподробнее.
Шикарный вид из окна. Его могут позволить себе единицы. Новоселам на краю города только кажется, что уж дальше-то стройка не пойдет, дальше – глушь. Пойдет-пойдет, не сомневайтесь. Весь вопрос – когда именно. Когда моя семья переехала на ДОК, первые несколько лет мы наслаждались видом из окна – река Уфимка была видна во всей красе. Думалось, что так будет всегда. Прошло время, и уже никакой Уфимки не видно - все позастроили. Тем, кто сейчас живет в районе Бульвара Славы рядом с лесом, кажется, что их идиллия продлится вечно. Что уж тут-то, в оврагах на краю леса, никто ничего никогда строить не будет. Ошибаются, однако. Рано или поздно, на овраги засыплют, склоны превратят в террасы, и что-то непременно понастоят. Так вот, трамвайная линия - это ещё не самый худший вариант.
Погреба и гаражи. Помните, между Сипайлово и Лихачевской излучиной стояли ряды гаражей - много гаражей, очень много. Опять же казалось, что они будут стоять вечно, потому что парковочных мест мало, гаражи необходимы и нельзя лишать людей их законной собственности. Прошло время и этих гаражей нет. На ДОКе стояли гаражи, с номерами, где-то там зарегистрированные - больше не стоят. И погребов уже нет.
Экология. Трамвай-то как раз экологии и не вредит, выхлопов от него нет. Если доморощенным экологам больше делать нечего – пусть поинтересуются Нпейцевским дендропарком. Когда те же самые участки, где запланирован трамвай, будут застраиваться жилыми домами или торговыми центрами. наши экологи будут покорно помалкивать. Попросила кое что подсчитать знакомого эколога-профессионала. По его выкладкам, вырубленные деревья при строительстве СТ не смогли бы поглотить и третьей части выхлопных газов автомобилей и автобусов, которые сейчас возят тех, кто будет ездить на СТ.
Дороговизна. Строительство ветки от Зорге до Трамвайной обойдется примерно в ту же сумму, что и пара титульных тусовок. Третий всемирный курултай башкир обошелся, по разным оценкам, в 12 миллиардов рублей. Одни только наручные часы для участников курултая встали бюджету в два миллиона рублей, шарики на фасаде в конгресс-холла – в 100 тысяч. Идиотская цветная брошюрка про башкирские сайты тиражом в 100 тысяч экземпляров потянула на несколько миллионов, вот оно и набегает. Если реконструкция сельских клуба в Темясово обходится казне в 27 миллионов рублей ( ровно столько госзаказу, стоил ремонт темясовского клуба). То Уфа на ветку трамвая себе заработала. Умели власти находить день ги на сабантуи в Париже и Стамбуле - найдут и на трамвай.
Тайм – аут
И вот на тебе: глава региона Рустэм Хамитов после встречи с жителями домов по улице Чудинова и Блюхера в Уфе принял решение приостановить строительство линий скоростного трамвая по улице Рихарда Зорге, Блюхера и Трамвайной. Глава республики осмотрел планируемые места строительства трамвая, пообщался с представителями инициативной группы, выступающей против строительства линий, а также с жителями домов – и передумал.
— Вариант, предложенный и рассматриваемый сегодня, не является оптимальным: он затрагивает интересы жителей, которые там проживают. При этом ветка идет через зеленый массив и для строительства надо вырубать деревья. В городе каждое дерево на счету. Такие проекты можно и нужно решать только при полном согласии сторон – хотя это невозможно, но стремиться к этому нужно. Нет ответа и на вопрос, для кого строится скоростная линия, где трамвай сегодня нужнее. Надо взять тайм-аут всем, понимая, что проект не будет реализован ни завтра, ни в 2014 году. Возможно, он будет воплощен в 2015 году, как гипотетически предполагался. Учтя ошибки, которые мы совершили до сегодняшнего дня, надо образовать коллективы, рабочие группы с участием жителей, всех заинтересованных сторон и обсуждать варианты строительства новых магистралей – возможно, этим вариантом станет железная дорога "Дема-Шакша", расширение проспекта Октября и пуск трамваев или метробусов – на рассмотрении должно быть не менее десяти вариантов.
Варианты
Я, что назывется, офигеваю. Но давайте все же посмотрим, что нам предлагается.
Расширение Проспекта Октября? Ничего глупее и представить нельзя. Для этого нужно вырубить последние деревья вдоль проспекта, снести трибуны перед горсоветом, закатать в асфальт клумбы, убрать памятник дворнику у фирмы Мир, ми многое другое. . Под окнами кукольного и Русского драматического театров будут машины нестись. Красота! А представляете, что будет твориться на остановках? И какой смрад будет стоять над обезображеным проспектом? А как же фарисейское – ни одного дерева не должно быть срублено? Это будет не Проспект – это будет длинная, на 11 км газовая камера.
Метробусы? Для этого нужна такая малость, как выделение посередине дороги двух огороженных полос. И к каждой остановке нужен надземный или подземный переход. И маленькая станция – с турникетами и прочими прибамбасами. И будет ездить это метробус только про проспекту Юлаева - больше негде просто. Ну дак до этого проспекта Юдаева нужно еще доехать. Если от проспекта Октября до улицы Блюхера или от остановки улица округа Галле до Южного автовокзала можно спокойно пройтись пешочком, то от Проспекта Юлаева до Южника никак пешком не дойти. Без двух пересадок - никак.
Метробус в Стамбуле. © Сергей Тувакин
Скоростная электричка Дёма-Шакша? Те, кому нужно, уже ездят. Потому что живут рядом со станциями. Я в конце восьмидесятых добиралась в Универ на электричке, так как что жила тогда рядом со станцией Парковая (платформы на Парковой удобные, высокие, чего не скажешь о других станциях), да и садиться тогда на Первомайской в переполненный 29-экспресс (двухсекционный Икарус) было слишком сложно. Штурмом брали! С вокзала – на трамвае или автобусе к факультету. Проездной на полгода на электричку стоил что-то около семи рублей, на месяц – рубль с копейками. Трамвай – три копейки за поездку. Это было действительно быстро: пятнадцать-двадцать минут – и ты из Черниковки оказываешься на вокзале. Если электричка опаздывала, в справочном бюро вокзала выдавалась справочка – и в деканате это прокатывало, уважительная причина прогулять первую пару. Переехала на ДОК – и электричкой пользоваться перестала. Неудобно делать две пересадки до нужного места, если можно ехать на автобусе без пересадок.
Моя любовь - шнельбан
А сейчас горожанам электричкой ездить накладно – на автобусе до станции, билет на электричку, и снова на автобусе до места назначения – недешево… Нет, если Самарская жд постоит то, что обещала, то, может статься, и получится, нечто напоминающее шнельбан. Но это через какие трудности придется пройти! Учтите, что у нас ширина жд не та, как в Европе. И сколько автобусных маршрутов придется открывать, чтобы уехать с вокзала куда нужно. а ещё нужно как-то делить путь с товарными и пассажирскими поездами. Вспомните - ведь на подступах к Уфе электрички нередко стоят, пропуская вперед товарняки и скорые поезда. Так что наш уфимский шнельбан, городская электричка - очередная утопия... Красивая, но утопия. Такая же, как и метробус.
Опять же деревьев при оборудовании станций и подъездов к ним будет порублено немало. А цена, цена… В Европе покупаешь проездной на определенное время - на неделю, на день, на несколько часов и ездишь себе по нему разными видами транспорта без заботушки, пересаживаясь сколько угодно раз.
А вообще-то нужно быть реалистами - если Уфе не нужен скоростной трамвай, то скоростная электричка не нужна тем более – трамвай-то к месту назначения ближе, как ни крути.
Я не зациклена именно на СТ. Просто не вижу других реальных вариантов.
Кому это выгодно
Кто выиграл от такого решения? Потом, быть может, распишу это подробнее, а пока тезисно.
Антихамитовская фронда! Рахимо-сарбаевцам , как на блюдечке с голубой каемочкой, преподнесли дополнительный аргумент о неспособности нынешней власти реализовывать крупные проекты. Фронда убедилась – всего лишь небольшое давление, и решение изменено.
Профессиональные горлопаны карликовой партии, которым нет дела не до трамвая и леса, но которые умеют кричать. После этого решения будут кричать активнее и по более серьезным поводам.
Автобусная мафия, которая отодвинула проект, способный забрать у них большую часть пассажирского трафика. Об этом – поподробнее и чуть позже.
Вы думаете, выиграли около тысячи владельцев незаконных гаражей-погребов да несколько десятков собачников из прилегающих домов.? Выигрыш временный. Владельцы сипайловских гаражей могут поделиться опытом.
Чьими интересами пренебрегли
Итак, с одной стороны несколько десятков собачек, с другой несколько сотен тысяч жителей северной части города. А еще – огромное Сипайлово, через которое теперь ездит половина Черниковки и Дока. Да и задыхающийся Проспект Октября тоже не в восторге.
Но собачки дороже!
Проиграл весь город в целом. Уфа лишилась инновационного и инвестиционного проекта. Потенциальные инвесторы в лишний раз убедились – с Уфой связываться опасно – передумает и кинет в самый ответственный момент.
Помните, у Булгакова: «Трусость – самый страшный порок»? У меня такое впечатление, что Уфа просто струсила, смалодушничала. Будем сатанеть в пробках и предаваться мечтам о метробусах., пренебрегая реальными вариантами. Пока ещё реальными. Застройщик не дремлет и о транспорте для простых людей не думает!
Вероятно, Хамитов не намерен переизбираться в 2015-м году. Стоя в пробках и зная, что Хамитову собачки из нескольких домов с улицы Чудинова дороже, чем интересы подавляющего большинства горожан,потенциальный избиратель сделает вполне определенные выводы.
СпиЖЖено у
Комментариев нет:
Отправить комментарий