Массовое закрытие школ в Башкирии может привести к «смерти» деревень
В 2012 году в Башкортостане было закрыто около 150 сельских школ, сотни учителей остались без работы, а тысячи учеников – без родного класса, в котором учились писать первые в своей жизни слова: «мама», «Родина», «школа».
По данным Министерства образования, с 2008 по 2012 годы число школ в республике сократилось на 20,5% – с 3013 до 2399. За последний год закрылось еще 147, в этом году закроется еще 100.
«Нет школы – нет села»
Не раз мне приходилось слышать эти слова. Суровая правда заключается в том, что ребенок, однажды покинувший родное село, никогда уже не вернется домой. Повзрослев, он готов искать свое счастье где угодно на просторах страны, но только не в родном селе, которое однажды в детстве предало его, силком затолкав в битком набитый желтый автобус.
Чиновники от образования не устают повторять: «Закрываются только экономически неэффективные школы, которые не отвечают существующим нормативам финансирования». Но слова эти, как и смысл, в них заложенный, – от лукавого. Правомерно ли ставить вопрос в плоскости «экономической эффективности», когда дело касается образования и воспитания подрастающего поколения? Не аморально ли вести речь об излишних экономических расходах на образование, если мы хотим жить в цивилизованном обществе? Отвечу без обиняков. Неправомерно. Аморально. Для того и существует государство, чтобы содержать в порядке школы, больницы, детские дома.
Один учитель на четыре класса
Желание увидеть происходящее собственными глазами привело нас в Гафурийский район, который вышел в лидеры печальной гонки по оптимизации образования. Если в 2005 году в районе функционировало 27 полноценных школ, то сейчас, после оптимизации, осталось 8 работающих школ (!).
Как выяснилось, школа в селе Архангельское (не путать с районным центром Архангельского района), закрывается уже во второй раз. Лет пять назад полную среднюю общеобразовательную школу урезали до неполной (9-летней) школы. В этом учебном году сократили второй раз, теперь и для учащихся 5-9 классов. Районные власти решили оставить здесь только начальную малокомплектную школу. Из 13 учителей работает одна Галина Владимировна, которая и сама-то не рада такому повороту:
– Мне придется разрываться среди четырех классов. Боюсь, времени не хватит дойти до каждого. Ведь у нас в селе нет детского сада, первоклашки приходят без всякой подготовки, говорить даже правильно не умеют, не то чтобы читать.
– Так ведь зарплату, говорят, учителям повышают за интенсивность, – пытаюсь подсластить пилюлю.
– Какое повышение? Как получала 12 тысяч за 18 часов, так и получаю. С этого года за кружки перестанут платить, так нам сказали в районе.
Все же ее положение не столь плачевное, как у двенадцати ее коллег.
– Мне три года осталось до пенсии по выслуге лет, – говорит Елена Владимировна. – И вот пришлось трудовую книжку забрать без всякой гарантии на трудоустройство. Библиотеку, говорят, тоже закрывают, – в сердцах произносит она.
– Меня уже во второй раз сократили, – делится Зинаида Николаевна. – В первый, когда начальную школу в Павловке закрывали, а сейчас и до Архангельской добрались.
Грустным получится нынче День знаний для двух десятков школьников села Архангельское. Проснувшись ни свет ни заря, приходится им бежать к автобусу, который по иронии судьбы забирает детей от закрытой для них школы, чтобы трястись по бездорожью километров двадцать до Табынской средней школы. Вот так – изо дня в день, и в дождь, и в снег, и в зной…
Что ж, будущее – за компьютерными технологиями, и спорить с этим не с руки. Но совершенно другим путем пошли почтенные граждане деревни Орловка Архангельского района: они отстояли в суде законное право своих детей на собственную полноценную школу.
Пора оптимизировать власть
Хорошее слово: «оптимизация». Все известные словари, как будто сговорившись, трактуют его значение одинаково: выбор наилучшего варианта из множества возможных.
Но государственные мужи, кажется, давно уже не заглядывают в словари и делают свой выбор – наихудший из множества возможных.
Между тем в реализуемой программе «оптимизации образования» нет главного – механизма оценки эффективности расходов. Для чего и во имя чего закрывается сегодня школа в деревне N? Сегодня здесь нет работы, завтра будет некому рожать и воспитывать детей, а потом – некого и учить. Вывод напрашивается печальный: программа оптимизации образования в том виде, в каком она проводится, не несет в себе никакого экономического смысла, а понятие эффективности к ней даже неприменимо.
Справедливости ради признаем, что потребность в оптимизации действительно существует. В первую очередь, в оптимизации нуждается республиканская власть, допустившая такое. Во вторую – сам образовательный процесс. В свое время наши деды и прадеды блестяще провели ликвидацию безграмотности, и страна за считанные годы стала самой читающей в мире. То, что происходит сейчас, можно назвать с точностью до наоборот: «ликвидация грамотности». Простят ли нам это потомки?
›› Талгат Абдрахманов, фото Кирилла Пенкина
Информация к размышлению:
Решением Архангельского районного суда от 12 июля 2013 года решение Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 28 марта 2013 года №124 «О муниципальной программе «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан на 2013-2014 учебный год» признано противоречащим закону в части реструктуризации МОБУ ООШ д. Орловка в НОШ – сад д. Орловка филиал МОБУ СОШ с. Красный Зилим и не действующим в данной части со дня его принятия.
Комментарий специалиста:
Ирина Антонова, председатель республиканской детской общественной организации «Пионеры Башкортостана», депутат Меселинского сельского совета Аургазинского района:
– Хочу обратить внимание на опыт, накопленный в США, где молодежная организация 4H наладила систему дистанционного обучения детей фермеров по тем специальностям, которые будут востребованы от них во взрослой жизни. При этом детям не приходится даже выходить из дома, – процесс обучения полностью компьютеризован. Думаю, такой подход может быть востребован и в нашей республике, в особенности для детей из отдаленных населенных пунктов. По крайней мере, это будет дешевле, чем покупать автобус, нанимать водителя, платить ему заработную плату, тратить деньги на бензин и ремонт.
Цитатник:
Президент РБ Рустэм Хамитов на республиканском августовском педсовете, (11 августа 2012 года), призывая сократить неэффективные расходы на образование на 20%:
«Только по официальным данным, сумма неэффективных расходов в отрасли достигает 5,5 млрд рублей. Уменьшайте неэффективные расходы, но только не за счет сокращения школ. Избавляйтесь от «рыб-прилипал» – всякого рода исследовательских, методических центров, которые разрослись вокруг системы образования и получают финансирование через нее. Учеников становится все меньше, а их – все больше. Конечно, денег не хватает.
Вице-премьер Лилия Гумерова на итоговом заседании Правительства РБ по соцэкономразвитию РБ (13 марта 2013 г.), после того, как сообщила, что в 2013-м планируется закрыть 96 школ и провести реорганизацию 222 муниципальных общеобразовательных учреждений:
«Задача на текущий год – дальнейшая оптимизация расходов в сфере общего образования, но, хочу отметить, не в ущерб качеству образования, с учетом конкретных условий каждой школы».
http://proufu.ru/obcestvo/item/29231-massovoe-zakrytie-shkol-v-bashkirii-mozhet-privesti-k-smerti-dereven.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий