суббота, 7 февраля 2015 г.

Чекистский пасьянс. Возможна ли в Башкирии конвертация национализма в электоральный успех?

"Я делю людей только на две национальности: на хороших и на плохих!"
                        Провозвестник МСУ Р.Загреев

Опрос: Согласны ли Вы на возвращение "пятой графы" в паспорт?
ДА, согласен, надо поддерживать чистоту расы
НЕТ, не согласен, все разные, все равные
Не определился

Голосовать//Смотреть Результаты

В Госдуму страны внесли законопроект, позволяющий гражданам вписывать свою национальность в паспорт. Что скрывать, национальный вопрос – всегда остро стоял во всей России и ее регионах.



 Есть ли сегодня в обществе запрос на национализм и имеют ли шансы в нынешней политике откровенные нацисты? Попытки обыграть национальную тему, заработать на ней политические очки будут всегда. Национальный вопрос считался важнейшим еще в царской России, не меньшую остроту он приобрел и в советский период.

В 1990-е национальную тему подхватили национал-патриоты (ЛДПР, лимоновцы и прочие), а также региональные «тяжеловесы» в национальных областях. Неслучайно Борис Ельцин, предлагая в начале 1990-х автономным республикам «долю власти, которую сможете проглотить», апеллировал, прежде всего, к башкирскому и татарскому народу. Слабый центр, тем самым, дал многонациональным регионам посыл, который привел не только к расцвету национального самосознания, но и резкому обострению стилистики межнациональных отношений. Одна Чечня чего только стоит. Да и главная идеологема Башкирии 1990-х («суверенитет») также зиждилась на национальной идее. Именно тогда появилось пресловутое понятие «титульный этнос»…

Опыт многих политических систем свидетельствует – попытка разыграть этническую карту предпринимаются всегда. В мире уже не осталось моноэтничных государств. Везде есть национальные меньшинства, диаспоры, ирреденты (этнические меньшинства, проживающие на территории государств, граничащих с их исторической Родиной – например, русские в Казахстане, или венгры в Словакии).

В середине ХХ века в западных странах появилась модель бесконфликтного взаимодействия наций – мультикультурализм. Она помогала сохранять свою этническую идентичность нацменьшинств. Но она одновременно абсолютизировала эти отличия и не учитывала динамику и диалектику взаимоотношений этносов. Народы, также как и живые организмы, рождаются, развиваются, стареют и умирают. Народы смешиваются – возникают новые этнические образования. Не совсем понятно, почему нужно абсолютизировать национальные отличия и игнорировать другие. Логика плюрализма, которая предполагает признание многообразия культур, идентичности и стилей жизни, а не только этнических параметров – гораздо более адекватна современному высокодифференцированному обществу.

Концепт «национализм» сам по себе неоднороден. Некоторые выделяет здоровый и нездоровый национализм. Другие разграничивают национализм и нацизм. Действительно, что плохого в поддержке своего национального героя или гордости за свое происхождение? Ничего. Проблемы возникают тогда, когда начинают говорить, что этот лучше того, потому что он такой-то национальности. Беды начинаются тогда, когда люди считают, что им дозволено что-то, что не дозволено другим в силу этнического происхождения.

Один из самых влиятельных социологов современности Ульрих Бек доказывает в своих трудах, что век национализма проходит. В Европе и других частях мира он констатирует становление космополитического мировоззрения. В экономике – это выражается в примате мировой системы над национальной, в политике – это возрастающее значение надгосударственных организаций (Евразийский экономический союз, Евросоюз, НАФТА, АСЕАН), в культуре – это свободная конкуренция национальных традиций и духовных ценностей.

Не все, безусловно, согласятся с этой позицией, но думается для многонациональной России (свыше 130 национальностей проживают на ее территории) – это наиболее подходящая модель. Нации, особенно в российских мегаполисах стремительно смешиваются, заключается все больше многонациональных браков. Все активнее формируется наднациональные идентификационные концепты, такие как «россияне», «наши» (кстати, очень хорошая и здравая альтернатива пресловутому «русскому миру»).

Социологи констатируют, россияне признают все коренные этносы страны, а вот фактор центрально-азиатских мигрантов воспринимается в штыки. Уровень мигрантофобии достигает 40-50 процентов среди населения. Кстати, в самих центрально-азиатских республиках национализм, в том числе и на бытовом уровне, гораздо сильнее распространен, нежели в многонациональной России. Там гораздо меньше людей одобряют, например, межнациональные браки.

Не секрет, что в Башкирии мировосприятие жителей также во многом формируется по национальному признаку. Давно уже зафиксированным является феномен этнического голосования, когда люди на выборах голосуют не за ту, или иную партию, а за ту, или иную национальность.

И все-таки спекуляции по поводу национальной темы обречены. Поскольку этническая карта в республике такова, что ни одна национальность не имеет абсолютного перевеса, у этой повестки нет перспектив. Национализм в республиканской политике может принести только деструктивные силы. Нет сегодня условий и для создания национальной партии – ни юридически, ни политически электоральных шансов националистские партии не имеют. Сегодня – это политические маргиналы. Альтернативой ей может стать регионализм, но это особый разговор.

Сразу же после «Крымнаш» известный своей национальной демагогией Эдуард Лимонов начал распространять посты с призывом присоединить Северный Казахстан к России. Ни к чему кроме дешевой популярности и необходимости Кремля объясняться с астанинской Акордой это не привело.

И все же попытки воспользоваться национализмом будут и дальше. Для того чтобы их минимизировать нужна качественная работа национально-культурных объединений. Справляются ли имеющиеся в Башкирии НКО со своей миссией – вопрос отдельный и очень непростой.

В этих условиях политическим партиям нужно научиться грамотно интегрировать национальную специфику в свои программы и платформы. Умение работать с национальными лидерами общественных мнений может принести много голосов на выборах в Госдуму в 2016 году. Хотя попытки до сих пор периодически случаются, ясно, что ничего кроме конфликтов резкое позиционирование национализма в политике (будь то региональный, или федеральный уровень) не принесет. Поэтому вопрос о конвертации национальной проблематики в политический успех остается открытым…

Александр КРАСОВСКИЙ.

http://www.mkset.ru/news/patriot/23451/

6 комментариев:


  1. Прошу репоста

    Feb. 6th, 2015 at 5:40 PM



    красная

    Прошу перепост:

    Откликнитесь, пожалуйста, неравнодушные люди братской России!
    К вам обращаются жители города Тореза, Донецкой Народной Республики, потому что наши силы заканчиваются.
    Мы просим вас, братья и сестры, оказать нам продовольственную гуманитарную помощь, в связи с тяжелейшим материальным положением.
    Наш город не находится под обстрелами, но жители Тореза едва выживают из - за отсутствия средств к существованию. Люди не получают пенсий, зарплат, пособий, нет поддержки продуктами питания, есть случаи смертей от истощения. Гуманитарная катастрофа проходит на фоне изобилия продуктов питания в магазинах и на базарах,что делает страдания людей еще ужасней!
    Просим вас, помогите!

    Контактные телефоны: 0997960567 Ирина, 0666952209 Елена - представители инициативной группы по координации социально - экономических и коммунальных служб в городе Торезе, ДНР

    ОтветитьУдалить
  2. Не зря, наверное, евреи всем народом своим и по всему миру стараются сохранить свою национальную чистоту, даже религия ихняя за это борется. Так что, я за национальную определенность, а не "носи ветер куда-нибудь" и прожаривание национальностей в плавильном котле. Ничего хорошего в плавильном котле нет. Современной наукой доказано смешивание разных национальностей приводит к бесплодию. Не зря мы все являемся представителями разных национальностей, против природы не попрешь. Умение жить в добрососедстве - это самый верный путь. Но кто придет на твою историческую родину соседом - это вопрос вопросов во все времена.

    ОтветитьУдалить
  3. Башкирия -- это Башкирия, а не проходной двор.
    Понаехавшие и лапотные незваные, ваш первый и единственно верный шаг это - на коленях просить покаяние у башкирского народа за геноциды, за голодомор и за то что и сейчас продолжаете свое преступление объявляя башкирский язык насильственном в моей Башкирии.

    ОтветитьУдалить
  4. 20:18 " в моей Башкирии". Анонимный ты наш, пафосный, где ты ее купил, у кого и за сколько?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит он не враг Башкирии. Не потомок колонизатора приползший в лаптях с пушкой.
      Может еще скажешь Чечня не чеченская и Эстония не эстонская, потому что они не покупали.

      Удалить