вторник, 3 сентября 2013 г.

Пощёчина Хамитову. Полное интервью Муртазы Рахимова. «Я чувствую постоянную ответственность за Республику Башкортостан!»


Так получилось, что интервью с Муртазой Рахимовым совпало по времени с 22­-й годовщиной августовских событий 1991 года, ГКЧП и, наверное, самого резкого поворота в современной истории и России, и Башкирии. Именно в это время Муртаза Губайдуллович окончательно сформировался как влиятельный федеральный политик…
Просматривая хронику девяностых: Председателем Верховного Совета Башкирской АССР Рахимов стал в результате победы в жестких конкурентных выборах. Семь (!) кандидатов. Два тура, победа с минимальным перевесом…
Спрашиваю у Муртазы Губайдулловича: помните?
– Моими безусловными сторонниками в Верховном Совете Башкирской АССР всегда были депутаты от крупных промышленных центров и предприятий. Но на выборах Председателя меня тогда поддержали и руководители сельскохозяйственных районов Башкирии. Они меня хорошо знали как руководителя Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени ХХII съезда КПСС. По «партийной разнарядке» промышленность была обязана помогать селу. И помогали… Завод покупал для сельхозпредприятий породистых коров и гусей, сельскохозяйственную и медицинскую технику…
Так что мнение депутатов из сельских районов сыграло ключевую роль в моей политической судьбе…



– Похоже, Вы до сих пор чувствуете себя должником… Поэтому сейчас большинство проектов Благотворительного Фонда «Урал» реализуется в сельских районах республики?
– Долгов у меня ни перед кем нет. А вот желание помогать осталось.
Девиз Благотворительного Фонда «Урал» – «Помогаем тем, кто созидает!» И неважно, где находится адрес помощи, – в городе или в деревне. Главное – не надо никого кормить с ложечки, надо давать людям возможность работать и зарабатывать, быть здоровыми, социально защищенными, счастливыми, в конце концов. Пока человек работает, у него не возникает дурных мыслей.
Этот номер газеты BONUS специально посвящен работе БФ «Урал» и подробно описывает все наши программы, его можно считать публичным отчетом Фонда.
За семь лет работы Фонд направил на социальные проекты 20 миллиардов рублей и 16 миллиардов выплатил в качестве налогов.
Пожалуйста, напишите эту цифру в газете со всеми нулями – 5 000 000 000 – пять миллиардов рублей ЕЖЕГОДНО вкладывает Благотворительный Фонд «Урал» в развитие Башкортостана. В этом году она будет даже больше. Если сопоставить эту сумму с бюджетом Республики Башкортостан – цифра очень значительная.
Знаю, что мы деньги тратим гораздо рачительнее, чем бюджет. Чтобы с такой эффективностью работал госаппарат, его надо сократить раз в 10.
Расходы БФ «Урал» контролируют не только наблюдательный совет Фонда и собственные финансисты, но и армия госчиновников, налоговых инспекторов и других контролеров. Вот именно в эти дни в Фонде работает очередная проверка. Такое бы рвение, старательность и при контроле расходов госбюджета! Тем более что финансовая ситуация в республике, прямо скажем, не плачевная. Большая часть доходов из республиканского бюджета уходит в федеральный бюджет. Но это­-то не страшно, и пять лет назад было так же. Надо уметь возвращать деньги из федерального бюджета обратно в экономику республики. В качестве инвестиций в значимые социальные программы. Вот примерно так, как это умеет делать наш сосед Татарстан.
Вместо этого мы отстаем от соседей в экономическом развитии. По уровню решения социальных вопросов еще 5 лет назад Башкортостан занимал в России места в первой десятке среди регионов. Сейчас мы отброшены в самый низ рейтингов… Объективные показатели неумолимо свидетельствуют, что качество жизни людей стало падать.
Нынешняя республиканская власть как будто живет на другой планете.
То в Уфе затеяли строительство скоростного трамвая, вырубили парковую зону, а потом признали проект ошибочным, быстренько его свернули и забыли.
То планирует строительство в республике заоблачно «современного» животноводческого комплекса на 10 тысяч голов крупнорогатого скота. Одновременно почти повсеместно разрушили кормовую базу… Недавно крепкие животноводческие хозяйства на разумные для нынешней экономики 500­-700-­1000 голов – в упадке. Растеряли квалифицированные сельские кадры…

У меня был другой кандидат на пост главы республики
– 10 000 коров – это действительно какой-то космический проект. Я был недавно на Вашей малой родине в деревне Тавакан Кугарчинского района и видел там животноводческий комплекс на 800 голов – Вы его прекрасно знаете, помогали строить! Комплекс отличный, просторные светлые коровники, свой цех по переработке молочной продукции… Разговорился там с главным зоотехником и узнал – на 800 голов необходимо минимум 5000 гектаров только для выращивания кормов, а, кроме того, еще и зерно необходимо. Всего для нужд животноводческого комплекса в Тавакане задействовано 10 000 гектаров сельхозугодий! То есть только кормовая база для такого гигантского хозяйства нужна в 10 раз больше. Невероятно!
– Я же говорю – у власти в Башкирии сейчас какие-то инопланетяне. А такие хозяйства, как в Тавакане, – сегодня скорее исключение, чем правило! Я постоянно езжу по республике и вижу неубранные или вообще заброшенные поля, редко встретишь стадо скота на выгоне. Пустые коровники, пустеющие деревни…
– Ваше скептическое отношение к нынешней власти всем известно. Однако наверняка, когда Вы уходили в отставку, в Москве спросили Ваше мнение по поводу преемника…
– Когда в Башкортостане проходила смена власти, у меня был другой кандидат на должность главы республики. Рустэма Хамитова предложил Дмитрий Анатольевич Медведев, тогда Президент России.
Мое главное возражение тогда: Рустэм – в прошлом один из активистов партии зеленых – не прошел школу хозяйственника. А такую школу для руководителя любого региона России я считаю обязательной. Хамитов всю профессиональную карьеру был либо ученым, либо чиновником в госорганах власти или в госмонополии. Спорил тогда с Медведевым без малого четыре часа… Президент России был настойчив, понимал – без моего согласия у Хамитова нет и шанса пройти утверждение в Госсобрании Республики.
Да, тогда Медведеву уступил… Хамитов в Курултае получил единогласную поддержку.
– Теперь жалеете о той уступчивости?
– Очень жалею… И, по-моему, не только я… В 2010-­м передали новому руководителю республики 38 миллиардов рублей свободных средств на счетах республиканского правительства, добротно работающие парламент, Правительство, Администрацию Президента, всю систему государственного управления.
– Но ведь были и ошибки…
– У работающего механизма всегда возникают проблемы. Ломаются даже японские автомобили, знаменитые своим качеством и надежностью. И для исправления поломок у автомобилей есть система техобслуживания. А для государственной власти – работа первого руководителя: президента, главы страны, республики, региона…
Власть сегодня попала в капкан неумения управлять
– Хорошо, что Вы сами об этом заговорили… В России, пока Путин не вмешается, ни один серьезный политический и экономический вопрос не решается. Когда Вы были у власти, говорят, Ваш день начинался с раннего утра, с поездок по районам республики, личного вмешательства в решение обычных проблем… Пресловутое ручное управление?
– Да, ездил. За день мог поработать в 4­-5-­6 районах. И главы всех районов Башкирии знали об этом и готовились. И если видел недостатки – виновных не жалел! Помню, снял с работы руководителя сельского района, посмевшего в разгар уборки урожая уехать в отпуск. А как вы хотели? В стране самые большие проблемы – именно в селе. И в августе – в самый ответственный месяц – все должны быть на рабочем месте: и президент, и премьер, и руководитель района. Мы создали отлаженный механизм, который не вел «битву за урожай», а по­деловому, в оптимальные сроки мог собрать его, обеспечить своевременный сев, заготовку кормов. Все точно знали свои задачи, сферу ответственности.
В первые же месяцы Хамитов перестал работать с парламентом. Поменял многих глав районов, министров, ключевых чиновников... Мол, все старые – «рахимовцы», и именно поэтому плохие, неэффективные. Бред какой-­то! В регионе, который был лидером по числу прибыльно работающих предприятий, обновлению основных фондов, объемам строительства, газификации и сельскохозяйственного производства, оказывается, все плохо работали!
Теперь на всех ключевых позициях сидят «хамитовцы». Влили, так сказать, «новую кровь»… И что в результате получилось? Хорошо? Эффективно? Жители Башкирии стали жить заметно лучше? Жить стало лучше высшим чиновникам, которых стало в два раза больше, а зарплата их – в два раза выше. Видимо, именно это соответствует лозунгу Хамитова: «Все для людей!»
Власть в Башкортостане сегодня попала в капкан неумения управлять. Ей просто не хватает ресурсов людских, финансовых, времени и опыта… Власть начинает нервничать, метаться, принимать необдуманные решения, давать заведомо невыполнимые обещания… И все больше и больше сама увязает в болоте проблем и затягивает в то же болото республику. При этом любая попытка обратить внимание на проблемы местной властью воспринимается на уровне истерики.
Поначалу очень хотел равноправного уважительного сотрудничества с новой высшей республиканской властью. И первый протягивал руку помощи.
А сейчас не хочу и не могу ей помогать по моральным принципам. Как можно помогать бывшему активному члену партии зеленых, бывшему председателю комиссии по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета БАССР, бывшему министру по охране окружающей среды, природопользованию, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который санкционирует строительство в Уфе экологически опасного для жителей миллионного города завода KRONOSPAN (Кроношпан)? Против этого строительства – все! И публикации во многих СМИ об этом наглядно свидетельствуют. Экономически размещение этого предприятия в Уфе абсолютно нецелесообразно. Без труда можно подобрать десяток других площадок, где минимально негативное влияние на жилые кварталы. Мы же размещали «Электрозавод», «Эфес», «Ласселсбергер» и другие производства, не создавая для людей стрессовых ситуаций. Но наперекор общественному мнению и экономической логике руководитель республики лично курирует стройку и весь проект.
«Давно не претендую на власть»

– Совсем недавно на ресурсе Газета.ру прочитал аналитический материал о предстоящих региональных выборах. Мол, бывшие главы некоторых регионов рвутся во власть. Речь шла о Владимирской области, Забайкалье… А вот про Башкортостан автор статьи признал: Муртаза Рахимов сегодня в стороне от выборов в Госсобрание Республики – Курултай.
Зато в самой Башкирии постоянно говорят о «реванше клана Рахимова».
– Начну с «реванша»… Я реалист и давно не «претендую на власть», как говорят мои недоброжелатели. И вообще мою власть у меня уже никто никогда не отберет. Эта власть – в благодарности людей за то хорошее, что я сделал для жителей республики, и в моих личных обязательствах перед ними за то, что я пока еще сделать не успел. Но если обещаю, обязательно сделаю!
Уж извините за высокий стиль, но я чувствую обязательства только перед народом Башкортостана, перед народом России.
Меня много раз подталкивали создать самому или помочь кому-то в создании и финансировании оппозиции системе государственной власти России…
Никогда не буду этого делать!
При всех недостатках система государственной власти, сложившееся федеративное устройство – безусловное достояние России.
Конечно, реформаторы во власть должны приходить. Но не с «болотных» и других площадей, не с революционных митингов и сходок. И Башкортостану, и России нужно цивилизованное государственное развитие. Через работу партий в парламентах страны и регионов. Через сотрудничество законодательной, исполнительной и судебной властей. Через создание органов общественного контроля власти.
Власть – это доверие и ожидания людей. Даже сейчас, когда я ушел из «Белого Дома», люди следят за моей работой, вспоминают, сравнивают. Как федеральный политик навсегда (вот как верно сказал Владимир Владимирович Путин!) прикован к этой галере и чувствую постоянную реальную ответственность за республику, за уровень жизни населения, за ошибки сегодняшней власти и стараюсь в меру своих сил эти ошибки исправлять. На это, собственно, и направлена деятельность Благотворительного Фонда «Урал».
Сейчас статус депутата Госсобрания в нашей республике, к моему огромному сожалению, сильно девальвирован. Депутаты обслуживают исполнительную власть и очень далеки от реальных нужд населения Башкортостана.
Их уровень и привилегии – это не платить штраф полицейскому за нарушение правил дорожного движения. Депутат, по сути, сегодня не обладает даже реальным иммунитетом. Он подвластен чиновникам и зависим от них. Люди им, к моему огромному сожалению, не верят.
А обнародованные сюжеты, что замруководители Администрации Хамитова просили с «кандидатов в депутаты» взятки по 3­-5 миллионов рублей за гарантированное получение кресла в Курултае! Совершенно согласен с оценкой, которую дал этой истории министр внутренних дел М.И. Закомалдин: «Уволить таких деятелей, чтобы не подставляли президента». В свое время их не просто уволили бы, но и немедленно провели следствие, и если бы факты подтвердились, то такой чиновник обязательно был бы отдан под суд!
Но яркие, конструктивные, активные люди, прозрачно и честно идущие в выборную власть республики, близки мне по духу! Хотя ни я лично, ни Благотворительный Фонд «Урал» не финансируем выборы. А общая фамилия у одного из кандидатов в депутаты Курултая, скорее всего, – верный «гарант» жесткого противодействия административного ресурса для него.
Всегда необходимо искать созидателей, помогать им. Этот поиск должен стать совместной работой государственных органов и общественных благотворительных организаций. Меня искренне возмущает категорический запрет со стороны администрации Хамитова всем СМИ республики освещать деятельность Благотворительного Фонда «Урал». А ведь мы финансируем строительство спорткомплексов, школ, детских садов, оснащение больниц и фельдшерских пунктов на селе. Не для себя и не только для того, чтобы удержать на селе молодежь. Мы поддерживаем республиканский мотоспорт, хоккейный клуб «Салават Юлаев», весь республиканский юношеский, детский хоккей! За наших хоккеистов болеют весь город, вся республика! Через хоккей, вообще через спорт все мы сопереживаем за нашу родину, хотим ее успеха, помогаем этому успеху… Нынешним летом при отличной организации прошли Универсиада в Казани и чемпионат мира по легкой атлетике в Москве. Ведь приятно же сознавать, что в России можно делать яркие значимые события мирового уровня и не краснеть потом, а искренне гордиться ими.
Вера в Бога, безусловно, – одна из главных нравственных скреп для народа России. Вера в Бога – это исконная традиция народа, которая укрепляет и самого человека, и его семью, и его страну.
Республиканская власть после двух лет наших просьб и хождений по чиновничьим кабинетам наконец­-то «позволила» Благотворительному Фонду «Урал» достроить главную республиканскую Соборную мечеть в центре Уфы. Строительство планируем завершить к 2017 году.
Не могу сказать про себя, что религиозен. Ислам – религия моих предков. Православие – религия подавляющего большинства людей, живущих в России. В моей семье всегда был культ уважительного отношения к религии. Именно поэтому я помогал в строительстве мечети «Ляля­-Тюльпан», мой сын Урал Рахимов финансировал строительство крупнейшего православного храма Рождества Богородицы в Уфе.
И это, поверьте, не возвращение каких-­то долгов, это инвестиции в будущее Республики Башкортостан. А в том, что будущее у моей родины замечательное и счастливое, я не сомневаюсь ни на минуту.


С Муртазой Губайдулловичем побеседовал Игорь Суханов.

http://proufu.ru/politika/item/29107-murtaza-rakhimov-ya-chuvstvuyu-postoyannuyu-otvetstvennost-za-respubliku-bashkortostan.html

6 комментариев:

  1. Очень жаль, что наш первый и настоящий президент не верующий, он так и не смог освободиться от коммунистического суеверия - атеизма. Видать Бог не открывает ему путей. Дай Аллаh чтоб наш родной первый президент пришел в ислам и не был больше яhилем.Сосед наш Минтимир Шаймиев уверовал, встал на намаз, отказался от всего запретного, в ключевых вопросах он един со своей нацией и правящими, политическими и религиозными кругами, его республика и народ идут по пути к процветанию. Он уважаем, ибо не только на словах уважает предков, но и доказывает своим примером. Ибо народу, возглавляемому лидером с иманом помогает сам Аллаh. Яркий пример прошлого - история пророка Мусы и его народа. Современный пример -лидеры Чечни и Дагестана. Шаймиев афарин. Наш первый президент тоже афарин во многих делах, пусть будет афарином и в делах имана.

    ОтветитьУдалить
  2. Правильно Муртаза Губайдуллович! Вот только с операцией "приемник" Вам бы нужно было поторопиться. Может в предстоящий раз не проспите ситуацию?

    ОтветитьУдалить
  3. Дмитрий Медведев действительно оказал Башкортостану Медвежью услугу Поставив на пост президента Республики Башкортостан Такую-же бездарь ,как и сам.

    ОтветитьУдалить
  4. От пустого места другого и не надо было ожидать - пу был 4 года между сроками

    ОтветитьУдалить
  5. ДАА, Медведь лоханулся с лысым очкариком

    ОтветитьУдалить
  6. Уважение Муртаза Губайдуллович!!! ХМАО,Владимир.

    ОтветитьУдалить