вторник, 11 июня 2013 г.

Хамитовский стиль: сведение счетов. Профессора уволили из-за победы в научном споре


Драматическая ситуация сложилась в институте геологии уфимского научного центра РАН. Директор научного учреждения Виктор Пучков уволил с работы доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки РБ, главного научного сотрудника института Мурата Камалетдинова по статье, по которой отправляют в отставку пьянчуг и бездельников - за многолетний прогул. Мурат Камалетдинов действительно не появлялся на работе, но суть труда научного сотрудника такова, что он может творить и в домашнем кабинете. Этот случай взбудоражил научную общественность Башкирии и страны, потому как многие ученые уверены, что увольнение профессора - банальное сведение счетов.



Шарьяжные надежды

Советник Российской Академии наук, президент палеонтологического общества Борис Соколов один из первых защитил коллегу. Он считает, что руководство института безнравственно и бесчеловечно унизило известного в России и за рубежом ученого.
В институте геологии Мурат Камалетдинов проработал 44 года, из них 16 лет возглавлял это научное учреждение.
- По состоянию здоровья ему удобнее работать в домашних условиях, общаясь с коллегами и последователями, - уверен Борис Сергеевич. - В академической системе это всегда было принято, допускается и сейчас. Это только способствует творческому долголетию ученого. Я сам, оставаясь советником президиума российской академии наук, шестой год работаю дома.
Мурат Камалетдинов с горечью говорит, что все последние годы упорно работал, получая 10 тысяч рублей – зарплату уборщицы, выполняя норму полноценно оплачиваемых сотрудников. Ежегодно выпускал по 10-15 научных статей. Но все равно, не угодил начальству. Кстати, платили ему последнее время 0,4 ставки.
За профессора вступились и в прокуратуре Ленинского района Уфы, где обнаружили, что начальство г-на Камалетдинова не соблюдало трудового законодательства, не удосужилась заключить с главным научным сотрудником трудовой договор в письменной форме, и, не определив условия труда. Прокуроры потребовали устранить нарушения закона, отправив руководству научного учреждения представление. Кроме того, Ленинский районный суд в ближайшее время рассмотрит исковое заявление ученого о признании увольнения незаконным и восстановлении его на работе.
Сам Мурат Камалетдинов полагает, что нынешний директор института геологии не может простить ему научных достижений принципиального характера.
Научной общественности известно, что г-н Камалетдинов является первооткрывателем шарьяжной тектоники Урала. Еще в 1954 году он открыл сначала крупномасштабный каратауский шарьяж на западном склоне Южного Урала, а затем многие другие тектонические покровы и впервые обнаружил обширные аллохтонные останцы на Южном и Среднем Урале, которые до него ошибочно принимали за антиклинальные поднятия.
- В 1983 году выездной сессией отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук АН СССР были выработаны решения, в которых содержалось официальное признание шарьяжного строения Урала, - рассказывает Мурат Абдулхакович. - Тогда наш институт был объявлен головным в АН СССР по изучению шарьяжной тектоники. Мы стали проводить ежегодные совещания по проблемам шарьяжей.
Правда, еще в 1989 году выдающийся ученый-геолог академик Виктор Хаин отмечал и отдельные издержки в работе Мурата Камалетдинова и, в частности, некоторую недооценку других направлений в геологии. Ну что ж, башкирский профессор – живой человек и тот же академик Хаин подчеркивал одновременно бесспорные достижения и высокую перспективность исследований нашего земляка.
В 1987 году Башкирский филиал АН СССР включили в состав Уральского отделения АН СССР, а уфимский институт геологии подчинили институту геологии и геохимии в Свердловске. В то время Мурат Абдулхакович был директором института геологии в Уфе и полагал, как оказалось наивно, что теория шарьяжей получит дальнейшее продолжение и станет развиваться.
- Но свердловчане в те годы продолжали традиционно отрицать шарьяжи, - продолжает г-н Камалетдинов. - Выходом из сложившегося положения могла бы стать научная дискуссия, но они решили воспользоваться административным ресурсом.
В 1991 году председатель президиума Уральского отделения АН СССР Александр Месяц освободил профессора от должности директора и поставил на это место Виктора Пучкова. Это вызвало протест со стороны крупнейших ученых АН СССР. Тогда 6 академиков и 8 членов-корреспондентов Академии наук СССР подписались в обращении к президенту АН СССР с просьбой не утверждать распоряжение Уральского отделения АН СССР об освобождении от обязанностей директора института Камалетдинова.
- Все мы очень высоко ценим научную деятельность М.А. Камалетдинова, - говорилось в обращении. - Это талантливый исследователь, хорошо известный всем геологическим коллективам нашей страны и за ее рубежом, доказавший своими исследованиями покровное строение Урала, много сделавший для правильного понимания структуры восточной части Русской платформы, Крыма и Кавказа.
По словам г-на Камалетдинова, Виктор Пучков являлся сторонником американской теории «тектоники плит», которая, несмотря на существенные достоинства, не лишена недостатков и поэтому механически переносить все ее положения на Урал нельзя. Приоритет, поэтому, должен принадлежать реальным фактам.
- С тех пор прошло 22 года, - продолжает г-н Камалетдинов. - И положения теории шарьяжей получили новые неопровержимые подтверждения ее справедливости.

Метеоритные страсти

Профессор вспоминает, как новый директор стал расправляться с теми сотрудниками института, которые его поддерживали, ликвидировал наиболее продуктивную в научном плане лабораторию геологии нефти и газа.
Ученый поделился и еще одним, с его точки зрения, неприглядным фактом. В 1990 году он занимался извлечением Стерлитамакского метеорита. Откопав небесное тело, со своими сотрудниками привез его в Уфу в институт.
- Тут же к нам примчался курьер с приказом немедленно отправить метеорит в Свердловск, - вспоминает профессор. - Я естественно категорически отказался и перевез его в музей археологии и этнографии. Метеорит был объявлен достоянием республики – дабы не было соблазна ни у кого присвоить его.
А позже в 1991 году Виктор Пучков на заседании президиума Уфимского научного центра пытался выпросить себе этот метеорит для создания обменного фонда, но получил отказ.
- Мне потом рассказывали сотрудники нашего института, что метеорит собирались распилить на тонкие пластины, - вспоминает Мурат Абдулхакович. - Отдельные фрагменты дискетами с фотографией метеорита, местности его падения и другой информацией планировалось продать зарубежным коллекционерам.
Профессор рассказывает, что в 90-х годах многое из научных достижений института становилось предметом купли-продажи. Например, в США оказалась служебная информация по нефтяным месторождениям Башкортостана – разрешение на ее огласку не давали ни правительство республики, ни объединение «Башнефть». В те годы пакет по запасам месторождения нефти (30 млн тонн) на аукционе оценивалась в 25 000 долларов. И понятно, что к этому может быть причастно только руководство института.
- После унижений, которые я пережил, не могу молчать, - признается г-н Камалетдинов.
Итог более, чем двадцатилетнего научного конфликта таков: профессор, отдававший все свои силы и здоровье развитию науки нашей республики, уволен по статье, по которой увольняют пьяниц. Слов нет – любой крупный ученый имеет твердый характер и собственное мнение. Без этих качеств не бывает прорывов и крупных достижений. Вся история науки показала, что главной задачей руководителей научных учреждений является не борьба со строптивыми учеными с использованием административного ресурса, а умение находить с ними общий язык и создавать условия для реализации научного потенциала.
Мы будем внимательно следить за развитием ситуации в Институте геологии.
Евгений КОСТИЦЫН.

Справка «МКС»
ШАРЬЯЖНАЯ ТЕОРИЯ. Шарьяжные структуры впервые были открыты в конце 19 в. в Альпах (М.Бертран, М.Люже, Э.Арган и др.). Поскольку в других подвижных зонах эти дислокации не были известны, утвердилось мнение об их ограниченном распространении в складчатых областях молодого мезозойского возраста (Альпы, Гималаи и др.). Считалось, что все остальные горные системы, в т.ч. Урал, имеют складчато-блоковое строение, образованное вертикальными движениями земной коры. Но в 50-60-е гг. башкирскими геологами-нефтяниками - М.А.Камалетдиновым, Т.Т.Казанцевой, Ю.В.Казанцевым шарьяжи были открыты и на Урале. В истории Земли шарьяжи играли важную роль, заключавшуюся в создании обширных зон тектонического скучивания аллохтонных пластин. Эти зоны образуют материки, выступающие над уровнем океана, на их поверхности зародилась наземная жизнь.

Евгений Костицин
http://www.mkset.ru/news/patriot/18413/

2 комментария:

  1. Что за бардак в этом Уфимском научном центре? Чем там занимается Джемилев? Не смотрит за кадрами?
    Гнать надо этого директора Пучкова в шею, в первую очередь, чтобы не закрывал дорогу истинной науке.

    ОтветитьУдалить
  2. Что за бардак в этом Уфимском научном центре? Чем там занимается Джемилев? Не смотрит за кадрами?
    Гнать надо этого директора Пучкова в шею, в первую очередь, чтобы не закрывал дорогу истинной науке.

    ОтветитьУдалить