четверг, 13 июня 2013 г.

Нам нужно только МСУ! Потому, что армия чиновников-хамитовцев Башкирии не обеспечивает качественного госуправления.


Например, содержание Президента Башкирии обходится нам в 20 миллионов ежемесячно.
Башкирия – лидер по числу чиновников в ПФО.
 При этом с каждым годом становится больше не рядовых клерков, а больших начальников. Число вице­-премьеров, советников и других боссов выросло как на дрожжах. Однако эффективность госуправления, как отмечают эксперты, от этого не повысилась. Между тем, на содержание чиновников уходит все больше денег из бюджета: затраты по этой линии в сравнении с 2009 годом увеличились вдвое. Политологи отмечают, что это один из результатов назначения главы региона «сверху».



 По их мнению, нынешний президент терпит постоянные кадровые неудачи именно потому, что пришел в регион без собственной команды.

Со счету сбиться
С начала прошлого десятилетия число чиновников в Башкирии увеличилось на 23%. На конец 2012 года, по данным Росстата, в республике в госорганах и в органах местного самоуправления работало почти 34 тысячи человек. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе. В Татарстане чиновников меньше почти на 3 тысячи человек, в Самарской области – на 4 тысячи. В 2000-­м году чиновников в Башкирии было 26 тысяч.

В ноябре прошлого года глава региона Рустэм Хамитов в своем ежегодном послании депутатам Госсобрания заявил, что число чиновников будут сокращать:
– Вопрос оптимизации численности государственных служащих для нас остается острым. Всего в министерствах и ведомствах республики трудятся около 7 тыс. человек. Это большая армия и, соответственно, большие расходы. Поэтому в следующем году нам предстоит сократить численность аппарата управления в республике еще на 10% и стабилизировать его на уровне 6­6,5 тыс. человек.

Прошлись по низам?
Как прошла обещанная оптимизация госаппарата точно проанализировать пока невозможно – данные в открытых источниках неполные, а в пресс­-службе Правительства конкретизировать цифру затруднились.

Имеющиеся данные говорят о том, что в главных госструктурах сокращений практически не было. Это следует из постановлений Правительства республики о предельной численности чиновников в отдельных ведомствах. Так, из 9 министерств и ведомств, данные по которым имеются в открытом доступе, сокращения произошли лишь в одном, и без того немногочисленном Министерстве культуры. Штат здесь уменьшился с 62 до 57 человек, при этом четыре заместителя руководителя остались на своих местах. Можно предположить, что сократили в Минкульте пять рядовых должностей. Лидеры по кадровой насыщенности – Минземимущества, Минлесхоз, Минфин – сохранили тот же штат – и в Уфе, и в районах.

А как наверху?
Что касается главных управленцев, то их число, как следует из документов, не то что уменьшилось, а наоборот приумножилось. По данным телефонного справочника, аппарат Правительства республики в прошлом году насчитывал 178 человек. В этом году, согласно постановлению о предельной численности чиновников, установлен лимит в 184 человека. Для сравнения: в 2009 году в аппарате Правительства работало всего 128 человек. Соответственно рост за четыре года составил 30%.

Кроме того, в нынешнем Правительстве появилась и новая надстройка – несколько отделов объединили в шесть департаментов, в них поставили отдельных руководителей, материально-техническое обеспечение которых также ложится на республиканский бюджет. Раньше таковых должностей не было. Выросло число и самих отделов.

В справочнике Администрации президента Башкирии в прошлом году числились 179 человек. Ту же работу в 2009 году выполняли 105 человек. Увеличение более чем на 40%. В Управлении делами Президента сегодня трудятся около 50 человек. Во времена Муртазы Рахимова с их функциями справлялись 20 человек.

Дубль, еще дубль!
Отдельная тема – руководящий состав. В этом плане власть, похоже, решила сделать ставку на количество, а не на качество. Число советников и помощников президента тоже значительно выросло. Первый президент Башкирии имел лишь двух советников – по развитию гражданского общества и информационной политике. Хамитов же увеличил их число до семи. У нынешнего президента есть советники по госбезопасности, инвестициям, нефтехимпереработке, спорту, культуре, а также развитию южных городов и северо­-восточных районов республики. Правда, некоторая их часть работает на общественных началах.

Но те, кто работает за бюджетные деньги, зарабатывают примерно как министры. Так, только Спартак Ахметов, советник по развитию южных городов республики, за прошлый год задекларировал порядка 2,6 миллиона рублей.

Все советники президента, по сути, дублируют функции многочисленных профильных министерств и ведомств: так есть Министерство культуры – есть советник по культуре, УФНС по РБ – советник по налогам, есть Министерство спорта – советник по спорту и т.д. Создается впечатление, что Хамитов не доверяет советам своих же назначенцев в Правительстве. Только это недоверие в ряде случаев влетает бюджету в копеечку.

Президент обходится нам в 20 млн ежемесячно
Самое печальное, что на все эти кадровые прихоти действующей власти расходуются бюджетные деньги. В сравнении с 2009 годом затраты на общегосударственные вопросы выросли почти на половину – с 4 до 8,8 миллиарда рублей! На содержание президента с его Администрацией денег тратится более чем на треть по сравнению с 2009 годом – 245 миллионов. То есть президент обходится налогоплательщикам более чем в 20 миллионов рублей ежемесячно!

 Напомним, за прошлый год глава региона заработал 5 миллионов 510 тысяч рублей, то есть его доход в месяц составляет около 459 тысяч. Существенно выросли доходы и пресс­-секретаря президента: Артем Валиев заработал за год более двух миллионов, то есть каждый месяц в его кошелек «падает» около 170 тысяч рублей. Тогда как, по нашим данным, сотрудники пресс-­службы первого президента республики получали порядка 30 тысяч рублей… И это при том, что в 2009 году дефицит регионального бюджета составил 3%, а в этом году он прогнозируется в 11%! Деньги, которые могли бы пойти на строительство школ, детских садов, зарплату учителей и врачей, государство пока продолжает складывать в портфели чиновников…
Читатель! А ты ощутил эффект от увеличения числа чиновников в регионе?

Комментарии специалистов:
Станислав Шекель, политолог:
– В кадровой политике Хамитова есть как минусы, так и плюсы. Положительным моментом, по моему мнению, является то, что он отошел от принципа набора кадров по этническому признаку. Это привело к тому, что круг потенциальных претендентов на конкретное место все-­таки расширился. Однако в кадровой политике нынешнего президента остаются проблемы. Истоки их в том, что Хамитов был назначен федеральным центром, а не выбран народом. Он пришел в регион без своей команды, что потребовало ротации элит. Это неминуемо привело к формированию более «агрессивной» элитной среды, что, в свою очередь, определило учет при назначениях не только критериев компетентности, но и принципов лояльности. Это, безусловно, отразилось на качестве кадровой политики. Очень трудно оценить степень компетентности назначаемых чиновников, но таким критерием, на мой взгляд, может быть частота отставок министров, назначенных уже Хамитовым. Таковых достаточно много. И в результате получается, что от принципа этничности мы вроде ушли, но к принципу компетентности не пришли.
Что касается финансирования госаппарата, то, на мой взгляд, пока рано говорить о том, что его увеличение привело к повышению эффективности госуправления. По моему мнению, это произошло из-­за неправильного распределения этих денег. Их следовало бы, прежде всего, направить на повышение зарплаты чиновникам низшего ранга, при одновременном ужесточении контроля за их работой. Вот тогда бы министерства и ведомства стали работать более качественно.

Фаниль Файзуллин, завкафедрой философии Уфимского государственного авиационного технического университета, доктор философских наук, академик:
– Работа госаппарата республики очень сильно отстает от современных требований. Я думаю, что в последнее время в этом плане мы топчемся на одном месте. У нас постоянная кадровая чехарда. Иногда даже сложно запомнить имена министров – так часто они меняются.
Что касается принципов кадровой политики, я считаю, что, прежде всего, нужно оценивать профессиональные качества, но и этническая составляющая также должна присутствовать. Сейчас представленность башкир во властных структурах очень низкая. Статус коренного народа при определении состава руководящих кадров должен учитываться максимально. Так было в советское время, когда при формировании, например, Верховного совета обязательно учитывалась этническая структура населения республики. Первый президент Муртаза Рахимов пытался сохранить эти традиции, однако, ему это, к сожалению, не удалось полностью.
Отдельно следует отметить нецелесообразность принятия некоторых решений действующей власти. Это касается, прежде всего того, что Рустэм Хамитов у нас теперь выполняет функции и премьер­-министра и президента. Президент должен решать стратегические задачи развития республики, а премьер – практические. Теперь у Хамитова остается совсем мало времени на первое, так как он вынужден уделять больше внимания на решение повседневных проблем.

http://proufu.ru/politika/item/26703-neeffektivnoe-mnozhestvo.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий