8 сентября 2013 года пройдут выборы депутатов в Государственное собрание – Курултай Республики Башкортостан. Однако в настоящий момент интерес к выборной кампании в регионе со стороны населения достаточно слабый, политическая активность вялая. И несмотря на то, что градус общественного напряжения к началу сентября, скорее всего, поднимется, ситуация вряд ли изменится коренным образом, а итоги выборов депутатов в местный парламент станут вполне прогнозируемыми.
Эти выборы вновь пройдут по смешанной системе, то есть половина депутатов будет избрана по партийным спискам, а другая — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Последнее делается для того, чтобы кампания не стала слишком предсказуемым и управляемым процессом, однако даже введение некоторых элементов «демократической игры» вероятнее всего особого ажиотажа не вызовет. Негласный «электоральный раздел» между наиболее значимыми политическими игроками фактически уже произведен властью, включая и запланированное появление новых лиц в местном законодательном собрании, состав которого заметно обновится.
Соответственно, уже сегодня с большой вероятностью можно предположить, что позиции у местного отделения «Единой России», скорее всего, мало изменятся, хотя ей и придется потесниться. На прежнем уровне в Госсобрании останется влияние и башкирского отделения КПРФ, перешедшей из политических маргиналов со времен Муртазы Рахимова в «конструктивную оппозицию», и в целом нашедшую общий язык с новой властью. Вряд ли радикальным образом изменятся позиции и местного отделения ЛДПР, а вот число кандидатов от «Справедливой России», скорее всего, будет минимальным, поскольку члены регионального отделения «СР», являются сегодня активными акторами «антихамитовского пула».
Либеральные же партии Башкирии будут, на наш взгляд, продолжать все больше и больше скатываться в маргинальные ниши. Во всяком случае, уже сегодня лидер регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Наумкин представляет собой фигуру, одиноко блуждающую по городу от одной акции протеста к другой, видимо, в поисках «разгневанных горожан», которых в нашей «консервативной» республике трудно найти, а самих приверженцев либеральной идеологии в РБ с каждым годом становится все меньше.
Маловероятно также, что в новый состав парламента в большом количестве попадут и через структуры общественных организаций, например, МСОО «Всемирный курултай башкир». Сегодня данная организация переживает заметный кризис, что естественно, сужает ее электоральные возможности, не говоря уже о перспективе дальнейшего существования. Другие общественные организации и движения Башкирии, кроме «Общероссийского народного фронта», большим и заметным потенциалом не обладают.
Стоит отметить, что работой башкирского парламента прежнего созыва глава республики Рустэм Хамитов, если судить по его публичным высказываниям, был не очень доволен. Депутатский корпус, доставшийся в наследство от рахимовской администрации, был, во-первых, укомплектован в основном людьми лояльными к первому президенту, во-вторых, был малоинициативным, сильно напоминал Верховный Совет БАССР 80-х гг., собранный из числа «партхозноменклатуры». Сегодня в таком квазипредставительном органе особой необходимости нет, поскольку нет и самой «закрытой» системы, демонтированной в ходе смены власти в 2010г. В то же время полагать, исходя из этого, что в парламент попадут кандидаты от независимых, включая и оппозиционных сил, было бы ошибочно, поскольку допустить, в преддверии президентских выборов 2015г., чтобы Курултай стал неуправляемым силой, стало бы для башкирских властей верхом политического легкомыслия.
В этом смысле вполне понятно, для чего и с чьей подачи сегодня идет попытка «зачистить» политическое и информационное поле Башкирии - к примеру, отключив, принадлежащий местному медиамагнату, лидеру недавно созданной «Российской партии народного управления», Альберту Мухамедьярову, канал «РЕН ТВ Уфа», или инициировав судебный процесс в отношении экс-премьера правительства Раиля Сарбаева.
Ясно, что башкирский Белый дом лишний раз перестраховывается, понимая, что выборы в Курултай являются лишь прологом к президентским выборам 2015г. Для объективности отметим, что подобные методы сильно напоминают методы «рахимовского режима», с другой стороны - сама же «оппозиция» все время критикует и характеризует Р.Хамитова как «слабого руководителя», апеллируя при этом к временам «жесткой руки» (имея в виду правление М.Рахимова). Не замечая при этом, что способы решения проблем «нового» режима, мало чем отличаются от «старого». Хотя для аналитиков с самого начало было понятно, что демократическая риторика нового президента - это скорее дань общероссийскому тренду, а в реальности республикой можно управлять только авторитарными методами, к чему власть и вернулась в итоге.
В действительности, если абстрагироваться от персоны Р.Хамитова, то станет понятно, что сегодня в Башкирии, при всех противоречиях, идет «выстраивание», новой вертикали власти, для которой выборы в Государственное Собрание являются лишь этапом в создании региональной версии «управляемой демократии». И в этом смысле власть совершает большую ошибку, пытаясь вновь (скорее всего неосознанно) создать систему «закрытого» типа, например, слишком сильно подавляя альтернативные СМИ или, и без того слабую, оппозицию.
Тем более, что особой необходимости в этом нет, поскольку нет сегодня в Башкирии и реальной, структурированной оппозиции, а есть некие группировки близкие к «старой» элите, различные антисистемные субкультуры; силы желающие перераспределения собственности и т.д. Сложившаяся же ситуация такова, что протестные настроения части местной элиты не накладываются на протест «снизу», поскольку его проявления в настоящий момент крайне слабы, что, в свою очередь, является результатом не только консервативности населения региона, но и процесса атомизации.
Кроме того, проведенная Р.Хамитовым «демократизация» общественной сферы Башкирии (то есть то, что в свое время аналитики советовали сделать окружению М.Рахимова) – резко увеличила устойчивость политсистемы РБ, заметно сузив возможности антихамитовских сил. Нужно так же иметь в виду, что в республике «оппозиция» традиционно воспринимается населением как признак маргинальности, с которой люди не хотят себя ассоциировать, а значит социальный протест, если он и появится, примет совсем иные формы.
В контексте предстоящих выборов следует учитывать и общую ситуацию в стране. В условиях общественно-политической неопределенности федеральный центр, используя силовые ведомства, вряд ли позволит независимым политическим игрокам раскачать положение в регионах (в Башкирии об этом свидетельствует, к примеру, удар, нанесенный по позициям А.Мухамедьярова). В «демократизации» регионов не заинтересован, прежде всего, сам Кремль, хотя при этом он стремится через выборы снять и общее социальное напряжение в российском обществе. Но как это можно реализовать, не политизируя при этом население субъектов федерации, в действительности пока понять сложно.
В завершение хотелось бы сказать, что каких-либо сюрпризов от осенней кампании ожидать вряд ли стоит, поскольку «конструктивная оппозиция» уже интегрирована в механизм местной власти, а антисистемные силы РБ до сих пор не могут консолидироваться и предложить альтернативный проект. Впрочем, это вовсе не означает, что ситуация полностью контролируется республиканским Белым домом и шансов у оппозиции нет.
Безусловно, что предстоящие выборы в Госсобрание осенью этого года вызывают повышенный интерес со стороны различных политических сил, включая и Москвы, поскольку во многом от их результатов будет зависеть и исход президентских выборов 2015 года. А сам ход избирательной кампании сразу же выявит не только слабые места нового режима, но и покажет - контролирует ли реально Р.Хамитов ситуацию в регионе или нет. Пока же об этом однозначно судить крайне сложно.
А.Хайбуллин, Сайт РБ XXI век
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/725-vybory-v-kurultay-bashkirii-mnenie-eksperta.html
"...Впрочем, это вовсе не означает, что ситуация полностью контролируется республиканским Белым домом и шансов у оппозиции нет..."
ОтветитьУдалитьЭто ключевая фраза статьи. А так Буранчин молодец! Слог хороший. Только б побольше информативности. Для этого с простым народом надо больше общаться, а не только с ботанами))). Рейтинг ХРЗ у электората (фу, какое противное слово)не просто нулевой. Сегодня фамилия "грибника" начинает вызывать аллергические реакции, подобные тем, который вызывает тополиный пух: та же легкость и воздушность словоблудства и огромная зависимость от направления ветра. Я уже не говорю о руководителях среднего и высшего звена. Там, вообще, мягко сказать, полное непонимание. Так что как бы энтот товарищ не упирался затянуть начало предвыборной гонки - это ему уже никак не поможет. Ему выставили неподъемный ценник в столице. Не получится ему проскочить на досрочные выборы. До 19-го июня всего неделя осталась. А в Москве обещаниям не верят. Они верят только в зелёные бумажки. Не получив добро на досрочку - это будет начало его медленной политической смерти. А каков будет состав Курултая - это всё третьестепенно. Придёт новый хозяин и все депутаты под него лягут (судьба этих голубых воришек такая).
А почему этот Буранчин пишет под псевдонимом? ССыт?
ОтветитьУдалитьДа неее он не из ссыкливых. Просто на всяк случ страхерится.
ОтветитьУдалитьПринятый антипидарский закон уполовиневает "команду" Хамитова. Теперь трахание в кабинетах Президентского аппарате противозаконно. Жаль что закон не имеет обратной силы.
ОтветитьУдалитьЕму выставили неподъемный ценник в столице. .....
ОтветитьУдалитьну почему неподъемный?
Всего-то: перестать обзываться перзидентом "государства Башкиростан", и сократить число "руководителей среднего и высшего звена" из особо бестолковых представителей башНАЦИ ПОПУляции, для начала в кЮрултайстве, до 90 штук! Остальное при общей ликвидации всех нацист регионов!
А если всё ж капусты наберёт, значит вновь оголит республику. Так получается что ли?
ОтветитьУдалить