Ни день России, ни день города, ни, само собой, дней имени человека, Российскую Империю и Уфу ненавидевшего. Всё зависит не от самой даты, а от интерпретации событий, к этой дате относящихся. В том, как интерпретируют эту дату сегодня, я ничегошеньки праздничного не нахожу.
Праздновать День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации – это праздновать развал СССР в том виде, в котором он состоялся.
День России
Могу напомнить, как это было. Весна 1990-го. Из Союза вышли три прибалтйские республики, 20 автономных республик и областей в составе России напровозглашали «суверенитеты» и провозгласили себя союзными республиками.
Прибалты к независимости стремились всегда, даже во времена советщины это был «отрезанный ломоть». Население 20 автономных республик было фактически обмануто и не представляло, за что оно голосует. В том, что надо было что-то делать, никто не сомневался. Весь вопрос был – как?
В ходе нескольких совещаний команды Ельцина в мае 1990 года было принято решение форсировать подготовку и принятие Декларации о суверенитете России. Проект писали С.С.Алексеев, А.М.Яковлев, В.А.Туманов с участием С.М.Шахрая. Приняли то, что приняли. Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 года. За этот исторический документ проголосовало 907 народных депутатов, против было всего 13.
Но все познается в сравнении в годы рахимовщины, когда на каждом углу и через каждые 20 метров висели транспаранты в честь Юлаева, когда русских детей в школах заставляли составлять шежере вместо родословного древа, а Валидова приравнивали к Ильину, вот тогда мы этот праздник воспринимали несколько иначе. И не только мы в Башкирии, кстати. Тогда, три года назад, День России был поводом напомнить – мы (я и мои единомышленники) живем в России! Мы – граждане России и имеем российское, а не башкирское гражданство. (С таким же чувством мы отказывались получать паспорта с башкирским вкладышем).
Тогда мы как дети радовались российским триколорам и геориевским летночкам. Сейчас, когда георгиевские ленточки привязывают к ошейникам собак, стали относиться более спокойно, энтузиазм поугас.
Когда в Уфе День России с замещался днями Юлаева, я была ЗА этот день. Теперь, когда разум не то что бы победил окончательно, но всё же укрепил свои позиции, когда угар башнационализма спал - теперь пора и призадуматься - а что же мы празднуем? День России отмечать нужно, спору нет. Но я не уверена, что это нужно делать именно 12 июня.
Так когда же нам праздновать день России? Один из вариантов - 21 сентября. Именно в этот день (8 сентября по старому стилю) в 862 году началось княжение Рюрика в Новгороде. То есть, это точка отсчета истории Руси. К тому же, это день победы в Куликовской битве.
Казанский знакомый прислал мне вот что:
"12 июня 1990 года была принята декларация о независимости России. Через два года этот день сделали государственным праздником. Но скажите мне, что мы празднуем в этот день? Свою независимость от Украины и Белоруссии? У меня это в голове не укладывается! Русские, украинцы и белорусы – это триединый народ. Великорусы. Три части единого русского народа. А теперь мы все раскололись", - говорит о. Олег Соколов.
Для меня Россия, Русь началась в 862-м. Новгород Великий и Киев – города одного государства, Киевской Руси. Сегодняшняя Россия – продолжение Киевской Руси, Московского государства, Российской Империи и СССР. Другой у нас нет.
А что вы празднуете 12 июня, хотелось бы знать?
День города
Все познается в сравнении. Конечно, День города – это лучше чем «День основания Уфимской крепости». Однако был у нас и такой маразм. В 2009 году, когда сажали уфимских блогеров – «уфагубовцев». Как будто мы до сих пор в крепости живем, а не в городе (другое дело, что при рахимовщине, абстрагируясь от прелестей режима, многие из нас действительно жили то ли в виртуальной крепости, то ли в воображаемой башне из слоновой кости).
Критиковала, критикую и критиковать буду уфимского градоначальника, но должна отметить – при нём все же начали возвращаться исторические названия губернской Уфы. До него, кажется, тоже что-то было. например, появилась остановка «Троицкая площадь». Спасибо тому, кто это название пробил. Спасибо тому, кто дал название гастроному - "Троицкий". Хотя бы так, в виде названия остановки и магазина, сохраняется память о Троицкой церкви, первой церкви Уфы, да и вообще – о первом здании Уфы. Кстати, дата 12 июня – для празднования основания Уфы очень даже подходит, поскольку дело происходило на Троицу, а Троица в том далеком 1574 году приходилась на 9 июня по новому стилю.
Но как можно праздновать день города, когда до сих пор не решен вопрос об установке памятника основателю города воеводе Нагому? Есть мнение, что это хорошо, что пока такого памятника нет. Потому что наши деятели от культуры с их своеобразным эстетическим восприятием действительности вместо памятника основателю Уфы забабхают многофигурную композицию, где главным героем окажется отнюдь не воевода-основатель.
Чем занимается мэрия в этом плане? Недавно, 11 июня, Ялалов обещал «установку» каких-то «новых памятников». Каких, спрашивается? Радиовышкам Коминтерна? Почему на памятники радиовышкам всё есть, а на памятник основателю города – ничего нет? Я не против памятника вышкам. Я против того, что у нас до сих пор нет памятника основателю города. Ясное дело, сразу всего сделать, всех противоречий, а они есть, одним махом не снять. Но можно же сначала принять принципиальное решение об установке памятника основателю города, затем установить камень или иной памятный знак на месте будущего памятника, а потом в течении нескольких лет всё утрясти?
Памятник михаилу Нестерову где? Памятник генерал-лейтенанту Евграфу Гладышеву и памятник героям Уфимского пехотного полка, отличившимся в Бородинском сражении? Сходите в краеведческий музей Уфы – там практически отсутсвует информация и о генерале Гладышеве, в Уфе похороненном, и об Уфимском пехотном полке.
В Уфе нет ни одного памятника ни одному уфимцу, чья деятельность не связана с революцьонными событиями иди советским периодом. Ни одного! Судя по памятникам, история Уфы начиналась с боевика и «харьковского экспроприатора» Ивана Якутова, подстрекателя волнений в 1905 году. Называть детский парк именем повешенного боевика – это вполне по большевицки. Парк, основанный в 1903 году по инициативе уфимского полицмейстера Бухартовского, до сих пор носит имя боевика , и в День Победы к стеле в честь боевиков возлагаются цветы. Кому бы ни возложить, лишь бы возложить.
Единственное, о чем когда-то говорилось в контексте обсуждения памятников, не связанных с представителями титульного населения, это о «памятнике городовому». Впрочем, если порыться в архивах, можно найти и городового, заслуживающего нашей памяти – конкретного человека с конкретным именем и реальной судьбой, были же в Уфе и приличные городовые. Но пойдут ли на это власти?
Власть имущие считают, что достаточно возложить цветы к монументу дружбы, поставленному почти на месте варварски взорванного Смоленского (Троицкого собора) и провести выставку-продажу войлочных изделий.
Может быть, мы застанем то время, когда в День города будут возлагаться цветы памятнику основателю этого города. А ещё – у памятника или мемориального знака в честь защитников Уфы от пугачевских шаек: протоиерея Иакова Неверова, дворян Алексия Никифоровича Борисова, Сергея Ивановича Аничкова, Сергея Стефановича Мясоедова, Козьмы Козьмича Пастухова, Николая Николаевича Пекарского, Иоанна Афанасьевича Дюкова, и прочих, «за веру и отечество живот свой положивших».
А пока этого нет – Дни города Уфы в каком-то плане неполноценны.
Дни человека, безуспешно пытавшегося взять Уфу
Когда-то, при рахимовщине, нас, меня и моих единомышленников интересовал вопрос: как можно в один и тот же день отмечать Дни рождения города и Дни человека, пытавшегося этот город захватить в 1773-74 годах? Чем заканчивалось взятие населенных пунктов в то время этими людьми, мы знаем – жгли, убивали, насиловали, иконы топорами рубили. В каком виде этот человек был доставлен в Уфу мы тоже знаем – в кандалах. Как можно праздновать одновременно День страны и Дни человека, признанного судом этой страны государственным преступником? Не логичнее было бы эти дни развести по времени. Я не против Дней Юлаева, если они так сильно нужны башкирскому населению. Я недоумеваю – зачем в одну кучу всё валить? В объединении этих дней рождений мы усматривали, и не без оснований, принижение значения Дня России.
Прошло время. Все изменилось. Я с удивлением наблюдаю, как дни этого человека превращаются в малозначимый придаток Дня города и Дня России. Столько мероприятий, что возложение цветов к памятнику этому человеку как-то теряется. Да и речи звучат при возложении совсем не те, что раньше. Речи в общем-то правильные, надо сказать.
Евгений Александрович Семивеличенко, председатель Горсовета, сказал вот что:
"Уверен, что у горожан 12 июня ассоциируется в первую очередь с Днем города Уфы Мы все объединены одним именем – уфимцы. Россия – могучая держава со своей историей. На протяжении веков случалось разное, но стремление народов к самосохранению не отнять. И символом этой свободы и межнационального мира в Башкортостане является памятник… "
Чуете, к чему дело клонится? 12 июня станет днем памятника. Кому памятник – уже не так и важно. Памятник имеет самостоятельную историческую и, быть может, даже эстетическую ценность, не отягощенную никакой идеологией. На это роскошное место Черкалихиной горы что угодно поставь, хоть валун простой – все равно смотреться будет неплохо. Памятник – от слова память. Память о том, в какие годы этот памятник ставился, и какая интернациональная дружба в эти годы была – не знаю как где, а у меня в 86-ой школе и потом в БГУшке она точно была, хотя уже в Универе, если честно, кроме дружбы были кое-какие накладочки. Памятник Юлаеву постепенно становится памятником всему хорошему, что было у нас в Уфе в годы советщины – а оно, хорошее, было. И уже новый смыл постепенно появляется – какие бы пугачевские шайки к Уфе не подступали, а вот на-ка, выкуси, уфимцы свой город не сдадут.
Как писал А.С.Пушкин, первый историограф Пугачевского бунта, осенью 1773 года подручный Пугачева И.Н.Зарубин-Чика «остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения». Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Бунтовщики дважды подступали к стенам Уфы, но взять ее так и не смогли. 24 марта 1774 года осада была снята.
Пройдет сколько-то лет, и башнационалисты сами запросят: перенесите дни Юлаева на другое время, чтобы мы на памяти о нашем герое сосредоточились.
Ну а пока они до этого дозревают, будем помнить что мы – уфимцы. Пусть это сказал председатель горсовета – всё равно это правда.
СпиЖЖено у
http://enekrasova.livejournal.com/
Ребята, почитайте вот это:
ОтветитьУдалитьhttp://www.bankfax.ru/news/64934/
и, особенно, комментарии )
это же надо так опозорить Уфу, в любви к которой она признается.
Чемодан, вокзал, Рязань!..
ОтветитьУдалитьОна Нургалиева? Рязань???
ОтветитьУдалитьДа "забила" Некрасова-Нургалиева, всех лидеров башНАЦИ ПОПУляции!
ОтветитьУдалить40 общественных нацист движков, статусные ысполкомы, такие фа(и)рманЫ писали, таких людей "сабантуили", и кончили тем, что за каждым словом Некрасову-Нургалиеву поминают-поливают, а "утопить никак не могут!
А куды ее,Казан не примет.
ОтветитьУдалить"Уфимская журналистка Екатерина Некрасова о национализме ..."
ОтветитьУдалитьпочитайте эту "уфимскую" так называемую журналистку, а также, комменты к статье, что пишут люди, её не знающие. достаточно объективная оценка её "маргинальной деятельности".
http://www.bankfax.ru/news/64934/
Да этот башкирофоб Екатерина Анваровна - ходячий диагноз
ОтветитьУдалитьГоворят же, что полукровки - самые крутые националисты и шовинисты, так и это свиноподобное создание - Нургалеева Светлана Анваровна.
ОтветитьУдалитьбашкирофобия - в моде.
ОтветитьУдалить