четверг, 12 сентября 2013 г.

Крах хамитономики. На развитие северо-востока Башкирии реально выделено в 7,5 раз меньше заявленного

Северо­-восток – дело долгое… Очередная многообещающая республиканская программа зашла в тупик

Два года назад была принята Среднесрочная программа развития северо­востока республики до 2015 года. Запланированные объемы финансовых вложений были грандиозными – более 114 миллиардов рублей, что больше годового бюджета республики! Прошла ровно половина срока, отведенного на реализацию программы. Есть ли какие-­то результаты? BONUS разбирался в ситуации.
Деревни разваливаются


На окраине деревни Михайловка Дуванского района стоят три двухэтажных многоквартирных дома. Внешний вид зданий говорит сам за себя – их давно уже пора снести. Стены обшарпаны, стекла, кое-­где вместе с рамами, выбиты. Здесь нет ни тепла, ни газа. Весь ужас в том, что в этих разваливающихся «коробках» живут люди.
Людмиле Яковлевой, занимающей в одном из этих домов комнату в 7 квадратов, 60 лет. Пенсия у нее – чуть больше пяти тысяч. Сейчас Людмиле живется неплохо – с весны до осени в доме хоть и сыро, но не так холодно. Когда наступает зима, вода, которую пожилая женщина набирает в ведро, замерзает. И ей каждый день приходится ходить в соседний дом к дочке Кристине и ее мужу. У них по здешним меркам все не так плохо – в квартире есть печь.
– В нашем доме жилые – только две квартиры, – рассказывает Кристина. – За лето мы заготавливаем дрова и заполняем ими все пустые квартиры. Это наше топливо на всю зиму…
Детей у Кристины двое. Одному – 6 лет, другому – 11 месяцев.
– Еще один – здесь, в животе, ему уже 6 месяцев, – счастливо улыбается девушка. – Но то, что у нас дети, никого не волнует. Как жили здесь, так и будем жить… Даже сюда­-то нас с трудом пустили, выбивать приходилось это жилье. Вы посмотрите на нашу деревню…
По данным правительства республики, в прошлом году общая площадь введенного жилья по северо-восточным районам составила 79,7 тысяч квадратных метров. Это 6,2% от общего объема жилья, введенного по районам республики.
Работать негде
Муж Кристины работает на частном предприятии ООО «Урал­-ТАУ». Эта небольшая компания местного предпринимателя Тагира Зарипова занимается выращиванием коров и лощадей. Недалеко отсюда, на заводике, который сейчас достраивается, мясо перерабатывают. «Урал­-ТАУ» – один из немногих проектов, который входит в принятую программу развития северо­-востока республики. Правда, как выяснилось, реализация проекта была начата еще до того, как программа была принята – на личные деньги собственника. И, как утверждают жители в районе, все держится на голом энтузиазме самого предпринимателя. «Урал­ТАУ», правда, удалось получить субсидию в 7,6 миллиона рублей. Но, как отмечает руководство предприятия, это лишь капля в море.
– Общая стоимость проекта – 65 миллионов рублей, – говорит заместитель генерального директора «Урал­ТАУ» Артур Ахтаров. – Когда принималась программа, нам обещали, что субсидии составят до 40% от общей стоимости. А в итоге дали только 8 миллионов! Эти деньги мы тут же потратили на погашение кредитов. А сейчас вынуждены реализовывать проект за счет новых кредитов.
Между тем «Урал-­ТАУ» в правительстве республики отмечают как один из наиболее крупных проектов программы. Называют и другие: более мелкие, но в достаточном количестве. Власти хотят показать, что работа ведется. Но собеседники BONUS’a в районах уверяют, что у этой медали есть обратная сторона.
– С программой с самого начала что­-то не заладилось, и теперь любые деньги, которые району удается получить, например, на строительство детского сада, власти тут же записывают в программу, – отмечает собеседник ProUfu.ru в Аскинском районе. – То же самое с частными инвесторами: предприниматель своими силами реализует проект, который он планировал реализовать и без всякой программы, а чиновники тут же записывают его достижения в свои отчеты. Вот и получается, что программа вроде худо-бедно, но работает…
Согласно программе, за четыре года в северо-восточных районах планировалось создать 7 372 рабочих места. Денежные доходы на душу населения должны были увеличиться в 1,7 раза. Однако за прошедшие полтора года было создано лишь 1 233 рабочих места. Это шестая часть от запланированного на 4 года! Из бюджета на одного человека в районе выделяют в среднем 5 217 рублей. Это, как сообщили в правительстве Башкирии, «незначительно выше прогнозного показателя в 5 160 рублей».
Люди массово уезжают
Даже в райцентрах, где в сравнении с деревнями уровень жизни на порядок выше, люди жалуются на жизнь. Делайте выводы сами: в одном из лучших поселений, райцентре Дуванского района, селе Месягутово, уже много месяцев нет уличного освещения! Летом еще проще, а зимой по утрам и вечерам люди вынуждены блуждать в потемках!
С работой – вообще отдельная история. 26-­летняя Надежда Антонова сейчас в декрете. По профессии она медсестра. Сейчас в Месягутово строится большая поликлиника, главная стройка в райцентре, но девушку это не радует.
– Я не уверена, что качество обслуживания в этой больнице будет лучше, чем в той, что у нас есть сейчас, – рассказывает Надежда. – Сама работаю медсестрой и знаю, каких врачей набирают во все сельские больницы. Они относятся к своей работе совершенно безответственно. Я лично своих детей вожу лечить вообще в Екатеринбург. А зарплата в новой поликлинике, у меня, скорее всего, не будет выше 5­-6 тысяч, которые я получала в старой.
21-­летний Станислав Бычков закончил педагогический колледж в Месягутово, стал учителем английского языка, отслужил в армии. Хотел вернуться в родную деревню Гусевку, в Салаватский район, что в нескольких километрах отсюда. Но пока он служил, там закрыли детский сад и школу.
– Я хотел устроиться заведующим клуба, раз уж в школу не получилось, – рассказывает Стас. – Но зарплата там смешная – 6 тысяч. Как жить на такие деньги? И все, больше работы нет никакой вообще. Пришлось устроиться здесь, в райцентре, в школу учителем ОБЖ. Но теперь вообще хочу уехать в Челябинскую область, уже подписал необходимые бумаги, отдал в военную часть. Если вызов придет, уеду. А куда деваться?
«Янган­-тау» подводят под банкротство?
Единственное нормальное место работы для жителей Гусевки и близлежащих деревень – санаторий «Янган­тау». Здесь действует производство минеральной воды «Кургазак». Сам санаторий – один из крупнейших налогоплательщиков не только района, но и всего северо­востока республики. Но с недавних пор и здесь ситуация изменилась.
– В прошлом году, когда в санатории сменили директора (новый – Энгельс Кульмухаметов – прим. ред.), там пошли сокращения, – рассказывает жительница Салаватского района Зиля Зарипова (имя и фамилии по просьбе собеседницы изменены). – Зарплата уменьшается, об этом говорят многие. При прежнем директоре все инженерные коммуникации поменяли, крыши всех домов отремонтировали, а этот вообще ничего не делает. Думали, хоть перед выборами что­-то изменится, но как было, так и есть. Раньше, например, был детский сад наш на балансе санатория, а этот пришел и перевел его на баланс района. Говорит: «Детский сад нам не нужен, он убыточен». А прежний директор говорил: «Детский сад убыточен, но это ведь наши дети…»
По информации ProUfu.ru, сейчас показатели работы санатория сильно ухудшились. Подтверждение этому – данные о сокращении кадров. Согласно документам, имеющимся в распоряжении нашего издания, число работников санатория в сравнении с прошлым годом сократилось с 1565 до 1477. По данным ProUfu.ru, санаторий пытаются подвести под банкротство. Как утверждают наши источники, это делается для того, чтобы вывести его за пределы республики: передать структурам в Челябинской области, подконтрольным депутату Госдумы России Марселю Юсупову.
Из 340 мероприятий и инвестпроектов, по данным правительства РБ, сегодня реализуются 22! (с 2012 года по настоящее время). Данные о частных вложениях в правительстве имеются лишь по 7 из 15 проектов – около 190 миллионов.
Время обещаний
По прошествии двух лет люди все больше понимают, что их ожидания не оправдались. А тогда, в 2011-­м, власти рисовали им радужные перспективы.
– Приехал президент Рустэм Хамитов, пригласили делегации 7 районов, – рассказывает житель Дуванского района Анатолий Павлов. – Обсуждали, как улучшить ситуацию в северо-­восточных районах. Мы все очень обрадовались, что на нас наконец­-то обратили внимание, да еще и обещали инвестиционные вливания…
Правда, одного крупного инвестора власти все же нашли сами. Тогда ОАО «Русгидро» подписало соглашение о сотрудничестве в области энергетики. Компания была хорошо настроена – Рустэму Хамитову как бывшему топ­-менеджеру «Русгидро» ее руководство, видимо, доверяло. Тогда «Русгидро», в частности, заявило о своей готовности рассмотреть проект строительства Нижнесуянской ГЭС мощностью 400 МВт на границе Караидельского и Аскинского районов. Общий объем возможных инвестиций в компании оценивали в 25 миллиардов рублей. Однако впоследствии компания отказалась от проекта: сумма необходимых инвестиций оказалась слишком большой.
– От той ГЭС должно было пойти все развитие, инфраструктура, дороги, – рассказывает Павлов. – После этого первого совещания с Хамитовым полгода была тишина. Потом опять приехали, теперь уже без правительства снова всех собрали. И вот тогда я впервые услышал: «Вы не надейтесь на господдержку, привлекайте инвесторов, работайте сами…» Тогда уже я начал опасаться, что что­-то пошло не так, и вряд ли все получится. Сейчас, через два года, с грустью понимаю, что опасения были небеспочвенны.
Очередная программа оказалась очередным пустословием. В республике в 2010-­м году словно настало время обещаний. И власть, похоже, не торопится их выполнять.

Справка ProUfu.ru:
В среднесрочную программу развития северо­востока РБ на 2011­-2015 годы вошли восемь районов: Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский. Они занимают более 14,38% территории республики, здесь проживает 4,7% населения республики. Северо-­восточные районы – самые отстающие в республике: здесь вырабатывается лишь 0,5% валовой продукции всей промышленности республики. В 2005­-2008 годы экономика северо-­восточных районов динамично развивалась. Так, в 2008 году по сравнению с 2005 инвестиции в основной капитал в фактических ценах возросли в 2,7 раза, оборот розничной торговли – в 1,9 раза, объем платных услуг населению – в 2 раза. После экономического кризиса экономика этих районов так и не смогла восстановиться.

Комментарии специалиста:
Ильдар Зулькарнай, заведующий лабораторией социально-­экономических исследований Уфимского университета экономики и сервиса, доктор экономических наук:
– Для меня было ясно с самого начала, что эта программа не оправдает надежд, которые на нее возлагались. Как и в программе развития Зауралья, в ней нет идей, новых подходов. Одна часть ее состоит из рассказа о текущем состоянии, что и так известно правительству, а другая представляет собой сборник пожеланий местных предпринимателей и местных администраций. Ничего комплексного там нет.
На месте правительства я бы разделил выделенную на разработку программы сумму на две части. Одну часть надо направить на финансирование конкурса концептуальных проектов решения проблемы. На такую разработку можно отвести 2­3 месяца... Если заказ до 100 тысяч рублей, то даже тендер не требуется, и можно заплатить 5­7 разработчикам до 100 тыс. рублей. Срок разработки такой программы должен быть не менее года, желательно два­-три. А что сейчас получается? На разработку такой программы отводится от нескольких месяцев до полугода. Я видел объявления о многомиллионных тендерах на разработку программ со сроком исполнения даже 2 месяца. Как можно провести нормальное научное исследование за столь короткий срок? Вот и получает правительство пачку испорченной бумаги вместо работоспособной программы. А потом все равно проходит и год, и два, и три, и в результате у всех наступает разочарование.
Мирхайдар Фатхуллин, заместитель руководителя аппарата Правительства РБ:
– Ход реализации программы периодически обсуждается на заседаниях координирующих исполнителей. В текущем году Президент Башкирии Рустэм Хамитов провел выездное заседание в Аскинском районе. По его итогам всем координирующим исполнителям дано поручение провести корректировку программы. В целом же все мероприятия, объемы финансирования и целевые показатели программы в соответствии с постановлением Правительства РБ от 9 ноября 2011 года подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов и инвесторов.
Юрий Пустовгаров, президент Торгово­промышленной палаты РБ:
– Программы развития северо­востока и Зауралья формировались так: районные администрации собрали все планы, проекты местных предпринимателей и направили в правительство. Суть в том, чтобы запустить процесс, раскачать их. Быстро ничего не получится, надо минимум 3­5 лет. В 2011 году, когда о программе только объявили, потом еще год ее составляли, дорабатывали. И вот сейчас этот процесс только­-только запускается. Можно сколько угодно критиковать эту ситуацию, но горячо поддерживаю то, что эти программы появились, раньше их не было вообще. Может, кому­-то она где-­то поможет: администрации будут больше требовать от местных, кому­-то из предпринимателей, может быть, удастся получить субсидии, сославшись на эту программу.

Только цифры:
На реализацию Среднесрочной программы развития северо­востока на 2011­-2015 годы планировалось направить 114,6 миллиарда рублей. В том числе: из федерального бюджета – 36,3 миллиарда, из республиканского – 42,6 миллиарда, из муниципальных бюджетов – 3,9 миллиарда. Инвесторы в рамках программы должны были вложить 28,3 миллиарда. Еще 3,5 миллиарда планировалось привлечь через кредиты. До настоящего времени направлено 4,2 миллиарда. Еще 11 миллиардов планируется выделить в ближайшие два года. Это в 7,5 раз меньше, чем планировалось изначально!

Наталья Федорова

Комментариев нет:

Отправить комментарий