вторник, 3 февраля 2015 г.

Уместна ли ностальгия по «ельцинской» эпохе?




1 февраля 2015 года исполнилось 84 года со дня рождения  Бориса Ельцина. Первого президента России (наверное,  не лишним будет напомнить это). Какую роль сыграл Ельцин в истории России и Башкирии и есть ли основания тосковать по тем временам?



Начало ельцинского правления ознаменовалось стремлением как можно быстрее добить Советский Союз. Для него было неважно, какой страной будет он править (СССР или Российская Федерации), главное, чтобы во главе государства стоял именно он — Борис Николаевич, всея Руси. Владимир Ульянов/Ленин, когда советская власть продержалась всего лишь на один день больше парижской коммуны, танцевал на снегу в кремлевском дворе. А Троцкий готов был отдать полстраны Германии, лишь бы заключить мир и установить свою диктатуру в оставшейся части Российской Империи.

Такой же политический эгоизм был свойственен и Ельцину.

 Для регионов, особенно многонациональных, Ельцин запомнился как политик, который заручился поддержкой региональных элит в обмен на полную власть в регионах. Фраза «возьмите власти столько, сколько сможете проглотить», произнесенная Ельциным в Уфе, породила не столько экономический федерализм (как наиболее правильную для огромной России модель взаимоотношений центра и регионов), сколько т.н. «политических тяжеловесов».

Это была чистейшей воды феодальная модель распределения власти. «Регионал/вассал» обеспечивает формальное подчинение и налоги, а «сюзерен» в обмен за это дает ему возможность делать все, что хочешь у себя на территории.

В Башкирии таким «вассалом» оказался бывший директор завода Муртаза Рахимов. Всем известно, как он распорядился своей «долей власти». Личное обогащение и авторитарная региональная субсистема стали отличительными особенностями рахимовщины в Башкирии.

Ельцин пришел к власти на волне демократических преобразований. Сегодня говорят, что при нем была настоящая свобода слова. Ельцин даже не запрещал карикатурные изображения себя (знаменитая программа «Куклы» на НТВ). Однако это только часть правды. Другая состоит в том, что Ельцин был властный, хитрый и коварный политик, но у него не хватало сил для того, чтобы ограничить свободу слова в стране и расправиться со своими политическими противниками.

Путч и обстрел парламента, война в Чечне, самые грязные за всю историю России выборы президента страны (1996 года)…Словом Ельцину было явно не до Рахимова и республики. И он предпочел отдать всю Башкирию (в том числе и политику) на откуп М. Рахимова и его окружения.

Недавно бывший премьер-министр Марат Миргазямов назвал 1990-е  – эпохой упущенных возможностей. Мы часто и справедливо подвергаем жесткой критике Муртазу Рахимова за его «байское» двадцатилетнее правление. Однако за всем этим мы часто упускаем: Муртаза Рахимов стал возможным благодаря Борису Ельцину и его политике. Именно поэтому никакой ностальгии по эпохе первого президента России  у подавляющего большинства здравомыслящих людей в стране не возникает, а возникает сожаление и чувство разочарования.



Кирилл Зотов

Сайт газеты "Отечество"

Комментариев нет:

Отправить комментарий