понедельник, 20 октября 2014 г.

По чекистскому мазхабу. Уфа надеется стать "мусульманской столицей" стран

А.Малашенко: "Мусульмане, получившие образование за рубежом, станут движущей силой протестов против российских властей".

Религиозный образовательный форум прошел на фоне споров о влиянии ближневосточных радикалов на российских мусульман

В Уфе 17 октября начал работу образовательный форум «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века».



Гостями торжественного мероприятия стали представители Туниса, Иордании, Малайзии, Сирии, Турции. То, что съезд получился представительным, объяснимо, поскольку в поволжском городе преподают богословы из египетского университета «Аль-Азхар». Эксперимент с их привлечением приобретает особенное значение на фоне слов главы ФСБ Александра Бортникова: чиновник утверждает, что россияне, изучающие ислам за рубежом, в массовом порядке примыкают к экстремистам. Выход – приглашать иностранных профессоров в РФ.

По словам политолога Алексея Макаркина, серьезную опасность для российских мусульман, выезжающих за рубеж на учебу, представляет формирующийся у них «комплекс неофита». «Представьте себе, человек попадает в другую культурную среду и в ней, естественно, отходит от установок, которые были ему присущи. Идет переосмысление того, что ему казалось очевидным раньше. В России это тоже происходит: у нас есть сайты, другие каналы радикальной информации. Но здесь это сдерживается влиянием семьи и традиционных авторитетов. А там, за границей, ничего этого нет. Я бы не говорил, что все, кто уезжает за границу, становятся ультрарадикалами. Но для тех, кто не получил в РФ основного религиозного образования, действительно имеется момент риска. Такие люди часто приезжают за рубеж с широко раскрытыми глазами. Кстати, часто они даже не оканчивают обучения, находят свою безусловную истину и перестают учиться, становятся практиками, адептами, фанатиками».

Макаркин считает, что для смягчения угрозы полезно применение к исламскому образованию отдаленного аналога Болонской системы: «Пусть за рубеж едут люди, которые на родине стали бакалаврами, уже получили определенный набор взглядов, имеют определенную квалификацию. Но вот что было бы неправильно – пытаться полностью перекрыть возможность поездок за рубеж. На Ближнем Востоке располагаются ведущие теологические центры ислама, и люди неизбежно будут туда ездить, в самом худшем случае – нелегально».

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко предлагает взглянуть на обучение мусульман из России за рубежом под другим углом: «Давайте поставим вопрос так: можно ли получить хорошее исламское образование в РФ? Борьба за это ведется 20 лет, определенные успехи достигнуты, но слишком многое еще предстоит сделать. В арабском мире располагаются ведущие теологические центры ислама, и люди обязательно будут туда ехать. Дело усугубляется тем, что российский ислам в большей степени обрядовый. А «новый ислам» – тот, который привносят приехавшие из-за рубежа, он дает ответы на современные вопросы: что такое власть, что такое государство, что такое социальная справедливость».

По Малашенко, вполне можно представить себе ситуацию, при которой мусульмане, получившие образование за рубежом, станут движущей силой протестов против российских властей. Вместе с тем причина подобного развития событий может быть лишь косвенно связана с воздействием извне: «Не забывайте, что ислам – в значительной мере политическая религия. В ее догматическом аппарате есть понятия, аналогов которым в христианстве просто нет. Допустим, возникает глубокий экономический кризис, он сказывается в том числе и на мусульманских регионах. И тогда ислам становится формой протеста. Тут люди, получившие исламское образование за рубежом, будут востребованы. Однако ислам может радикализоваться и сам, без внешнего влияния. Ведь в нем заложены компоненты социального протеста».

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин считает, что обвинения против мусульман, получивших образование за рубежом, беспочвенны, а переход отдельных бывших студентов на крайние позиции связан с тем, что они изначально были недовольны своей жизнью в России: «Прямой связи между получением образования и принятием экстремистских идей нет. Многие люди получают образование там, в том числе я и мои знакомые, но радикалами при этом мы не стали».

http://www.ng.ru/faith/2014-10-20/6_ufa.html

6 комментариев:

  1. Уфа надеется стать "мусульманской столицей" стран......
    Каких стран? Участников ШОС и БРИКСов или ОПЕК, или ООН? Каабу Уфа не "надеется" перевезти к ШОСоБРИКСу, а то для "мусульманской столицы" одной мечети для геев имени голубого уКрала маловато будет.

    ОтветитьУдалить
  2. По чекистскому мазхабу.

    Не можешь противостоять - нужно возглавить. Терзают смутные сомнения, действительно хотят Ислам сделать обрядовым - вкусно есть, сладко спать и благодарить Аллаха, остальное -по барабану, моя хата с краю. Т.е государство тупых мещан, возглавляемое идейно зажравшимся и полностью слившимся с государством (читай: карательным аппаратом экономически господствующего класса) духовенством. Аналог РИ перед 17-м годом. Может оно и прально с христианской т.з., ибо Иисус говорил "Богу -богово, кесарю -кесарево", но почему-то бунтовал против системы и был распят теми же чекистами Пилата

    ОтветитьУдалить
  3. что превращают в буфер

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пожалуй, а так хорошая статья - Загрею респект

      Удалить
  4. лучше формировать покорный ислам и покорных мусульман

    ОтветитьУдалить
  5. лучше формировать покорный ислам и покорных мусульман.....
    Не стоит на это тратить деньги! Пусть "формируются" за свой муслямский счет!

    ОтветитьУдалить