суббота, 6 апреля 2013 г.

Преступления без наказания



В Башкирии в четвёртый раз оправдали группу милиционеров, которых прокуратура считает «оборотнями»
5 апреля 2013 Альшеевский районный суд Башкирии вновь оставил на свободе четверых бывших милиционеров и одного действующего сотрудника Миякинского ОВД. Прокуратура обжаловала решение - уже в четвёртый раз.
Сегодня не удивишь разоблачениями полицейских, нарушивших закон. В основном они попадаются на взятках и мошенничестве. Бывает, что на воровстве (как сотрудник горотдела Благовещенска), пытках (как Азат Шункаров из Альшеевского района) и даже убийстве (как Владислав Симухин из Октябрьского). Особых проблем расследование их дел не вызывает. Но история, о которой «АиФ – Башкортостан» рассказал год назад в материале «Назначены оборотнями» (№18, 2012) по-своему уникальна. Правосудие не может поставить в ней точку уже восемь лет!



…В 2004 году (когда по всей стране шла кампания по выявлению «оборотней в погонах») районная прокуратура в плановом порядке начала проверку райотдела милиции. Некоторые отказные дела вызвали подозрения проверяющих. По фактам пропажи лошади с пастбища, проводов из летнего лагеря, велосипеда с улицы, ёмкости с фермы... Но 2 мая 2005-го зампрокурора Миякинского района Азамат Насыров, рассмотрев материалы, пришёл к выводу, что криминала в действиях начальника РОВД Артура Яппарова и его зама начальника милиции общественной безопасности Рафаиля Насырова нет.
А через неделю новый зампрокурора Башкирии Салават Каримов (перед этим успешно справившийся в Москве с первым делом «Юкоса») постановление отменил и возбудил уголовное дело по двум статьям УК РФ – «Злоупотребление служебными полномочиями» и «Должностной подлог». Фигурантами стали уже упоминавшийся Насыров и пятеро его подчиненных – участковые инспекторы Ильдар Муратшин, Руслан Рахманкулов, Фаргат Салимов, инспектор-кинолог Радис Ганиев и дознаватель Венер Хисамов. Дело против Хисамова вскоре прекратили, он вырос до начальника следственного отдела. Насыров в 2007 г. ушёл на пенсию. Остальные, кроме Ганиева, уволились по собственному желанию. Всё это время тянутся процессы: в первой инстанции «ментов» оправдывают, в кассации решение отменяют и возвращают на новое рассмотрение.
Подсудимые утверждают, что обвинения против них смехотворны. Например, единственный из компании продолжающий службу Радис Ганиев отказался возбуждать дело по факту пропажи проводов, поскольку получил от энергетиков официальную справку, что линия давно заброшена и балансовой стоимости не имеет. Но следователь, по его словам, давил, требуя показаний против начальника…
После трёх процессов в Миякинском райсуде попросту «кончились судьи». Четвёртый пришлось проводить в соседнем, Альшеевском. 12 марта прозвучал приговор. Четверо оправданы полностью. Салимов признан виновным в сокрытии кражи телёнка и трубы из СПК «Урожай», получил 7 месяцев лишения свободы условно и в связи с истечением срока давности освобождён от ответственности. По третьему эпизоду, сокрытию хищения лошади из местного хозяйства он оправдан.
Но 22 марта прокурор Миякинского района вновь обжаловал решение в Верховном суде Башкирии. Если приговор останется в силе, оправданные, по их словам, потребуют компенсации за нанесённый им материальный и моральный вред (возмещения зарплаты, пенсии, затрат на тяжбу и т.д.).
Прокомментировать ход восьмилетнего процессуального марафона мы попросили МВД и прокуратуру Башкирии. Ответов пока нет.
КСТАТИ
О квалификации судей Миякинского райсуда говорят следующие факты.
Х. Салихов (вёл первый процесс) сейчас судья Верховного суда РБ.
И. Хакимов (второй процесс), по имеющимся данным, ждёт назначения на такую же должность.
З. Гайсин (третий процесс) возглавляет Миякинский районный суд.



Предыдущий материал по теме
Назначены оборотнями: семь лет «менты» из Миякинского района Башкирии доказывают в судах абсурдность обвинений
2 мая 2012.
Громкое дело могло бы прогреметь в Миякинском районе. Шестерых милиционеров обвинили в злоупотреблениях и подлогах. Просто гнездо оборотней! Вот только за семь (!) лет доказать их вину так и не удалось.
Проверка показала
В 2004 году районная прокуратура в плановом порядке начала проверку работы милиции. Более десятка преступлений, по которым райотдел милиции отказался возбуждать дела, вызвали подозрения проверяющих. Но 2 мая 2005-го зампрокурора района Азамат Насыров, рассмотрев материалы, пришёл к выводу, что криминала в действиях начальника РОВД Артура Яппарова и его зама, начальника милиции общественной безопасности Рафаиля Насырова, нет. Итог: «В возбуждении уголовного дела отказать».
А через неделю новый зампрокурора Башкирии Салават Каримов (перед этим успешно справившийся в Москве с первым делом «Юкоса») постановление отменил и возбудил уголовное дело по двум статьям УК РФ – «Злоупотребление служебными полномочиями» и «Должностной подлог», но уже в отношении Насырова и пяти его подчиненных – участковых милиции.
В то время по всей стране шла кампания по выявлению «оборотней в погонах»…
ДОСЬЕ
11 мая 2005 г. возбуждено уголовное дело в отношении следующих сотрудников Миякинского РОВД:
Р. Насыров, замначальника, в 2007 г. ушёл на пенсию;
И. Муратшин, участковый инспектор, уволился;
Р. Рахманкулов, участковый инспектор, уволился;
Ф. Салимов, участковый инспектор, уволился;(7 мая)
Р. Ганиев, инспектор-кинолог, ныне участковый инспектор;
В. Хисамов, дознаватель; 30 июня 2005 г. дело против него прекращено. Вырос до начальника следственного отдела, повышен в звании со ст. лейтенанта да капитана.
36-летний участковый Радис Ганиев, наверное, рекордсмен в полиции Башкирии (а может, и России): семь лет под следствием – и продолжает службу, прошёл аттестацию.
- …Я был кинологом, а начальник райотдела дал мне устное указание поработать вместо участкового, уехавшего на сессию, - рассказывает он. - И в этот самый день, 27 февраля 2004 года, диспетчер Белебеевских электросетей сообщил о пропаже 650 метров провода с линии электропередач в летнем лагере СПК «Чулпан». Выехал я с опергруппой. Никаких следов... Опросили местных жителей. Оказалось, провода исчезли ещё летом 2003-го, а линия бездействует уже три года, а летний лагерь расформирован. Я затребовал справку о стоимости похищенного. Начальник Миякинского РЭС дал справку о том, что линия, смонтированная в 1976-м, полностью амортизирована - остаточной балансовой стоимости нет. Что мне оставалось, кроме как отказать в возбуждении уголовного дела?  Прокурор направил запрос в Белебеевские электросети. Оттуда ответили: балансовая стоимость - 5 800 рублей. Да откуда я знал, что в Белебей писать надо? Прокуратура отменила моё решение и возбудила дело о краже. В отношении меня назначили служебную проверку. В прокуратуре Башкирии следователь давил: мол, скажи, что это начальник МОБ Насыров велел кражу замять. Я не поддался. Ну, не смешно ли: незадолго до всей этой истории «Башкирэнерго» мне благодарность выразило за то, что я задержал группу из пяти человек, снимавшую провода с действующей линии. Если есть зацепка, я всегда копаю. Но вот уже 11 лет в звании не повышают, всё старший лейтенант. Вроде как нечистый…
Украли дырку
29-летний Ильдар Муратшин бывший участковый, а теперь безработный, не скрывает обиды:
– Я в органы осознанно пришёл, окончил школу МВД, получил звание лейтенанта. Повышение светило, уже перевели в угрозыск. Ни одного пятнышка! И тут началось...
17 апреля 2004 года поступило сообщение от фермера Актуганова, что из летнего лагеря пропала ёмкость для олаждения молока. Выезжаем. Следов взлома нет. Запрашиваем документы. Выясняется, что бочек было две. Использовались с 1989 года, износились и при прежнем хозяине Ахметзянове осенью 2003 года емкость , которая была в летнем лагере-вся в дырках! –просто вытащили за территорию лагеря и использовали как кормушку для лошадей. Новый хозяин Актуганов хозяйство принимал в январе месяце и на наличие емкости в холодильнике не обратил внимания.Весной Актуганов обнаружил отсутствие емкости в холодильнике заявил в милицию. Разобрались, эта емкость на балансе не стояла,была давно списана. Актуганов предоставил справку, что пропавшая емкость стоимости не имеет. Ну, и принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела. А через год нас с Венером Хисамовым вызывают в прокуратуру Башкирии и прямым текстом говорят «Вы, мусора, нам не нужны. Нужен ваш начальник». Я сказал, что сам принимал решение, шеф ни при чем… В конце концов пришлось уйти «по собственному».
Покатились колёса в дело
Ещё двое обвиняемых – 31-летний Руслан Рахманкулов и 32-летний Фаргат Салимов теперь вахтовики, Руслан работает в ОАО «Башнефтегеофизика» - инженер ГТИ, Фаргат  в Нижневартовском месторождении ООО «Новомет-Сервис» -оператором по исследованию скважин.
- 15 мая 2004 года житель Киргиз-Мияков Марат Минигулов пришёл с заявлением, - вспоминает Р. Рахманкулов. - «У меня, - говорит, - украли велосипед». Привлёк я оперативников и инспектора по делам несовершеннолетних, а ещё нужно было определить стоимость велосипеда. Оказалось, раму с рулём, сиденьем и педальным механизмом Минигулов купил у двоюродного брата, а колёса и шины - на базаре. Минигулов указал стоимость запчастей, а полную стоимость велосипеда не назвал,мотивируя тем,что он не собирался продавать велосипед. На основании стоимости запчастей я произвел оценку сборного велосипеда у эксперта-оценщика и на основании этого принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела так как стоимость оценки не хватало для возбуждения уголовного дела.Через несколько дней прокурор Нурисламов отменил моё постановление и возбудил-таки дело по факту кражи. А его зам. Насыров проверил мои действия и решил, что состава преступления нет. А годом позже состав вдруг нашли... Вызвал на допрос следователь республиканской прокуратуры Сафиуллин, потом Янузаков. Пошли требования, чтобы я дал показания против начальника МОБ... Однажды в присутствии моего адвоката Тагировой следователь открыто заявил, что ему нужна не «пехота» (то есть мы), а наш шеф Насыров. Отпустил подумать, а через несколько дней снова вызвал. И первый вопрос: «Ну что, какое твоё решение?» «Никакого», - говорю. Янузаков сказал, что вот Хисамов дал нужные показания, и против него уголовное преследование прекращено.
Ф. Салимов:
- В ночь на 6 мая 2004 года с свободного выпаса пропала лошадь, принадлежавшаяая СПК «Правда». Скотник Галиев более 10 дней лошадь «искал» сам, никаких признаков, указывающих на кражу или хищение, не обнаружил. 18 мая обратился в милицию. В ходе проверки я установил, что пропавшую лошадь на поле возле деревни Качеганово видел бывший сосед скотника Алмаз Шаяхов. Я отказал в возбуждении уголовного дела. Сказал Галиеву, в каком направлении искать. Оказалось, что эту лошадь за потраву полей закрывали в соседнем хозяйстве СПК «Динамо». Долгое время никто за ней не приходил, потом её прогнали.
И ещё три кражи
- Мне вменяется в вину ещё три якобы укрытых кражи на рынке райцентра летом 2004 года, - говорит 55-летний подполковник милиции в запасе, бывший начальник МОБ Рафаиль Насыров.
10 июня 2004г.у двоих женщин пропали деньги из сумок. У одной - 4200руб.,у другой - 850руб. По горячим следам раскрыть преступление не смогли. Начальник РОВД Яппаров материалы адресовал участковому Мансурову, который обслуживал рынок. 14 июня я дал указание Мансурову передать материалы проверки через начальника РОВД в следственное отделение для возбуждения уголовного дела. Но вместо этого Мансуров продлевает у начальника РОВД Яппарова срок рассмотрения материала до 10 суток. А 15 июня прокурор Нурисламов запрашивает эти материалы и сам возбуждает уголовное дело. Затем Мансурова даёт показание о том, что это я требовал принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Третий случай - на рынке 12 августа 2004 г. женщина потеряла сумку с документами и 8 тыс рублей. Дознаватель Хисамов отказал в возбуждении уголовного дела на том основании, что потерпевшая сама сумку положила в пакет подруги и забыла. Затем заявила, что нашла их дома.
Ни с одним пунктом обвинения не согласен. И доказательств нашей вины нет. Все три судьи нашего райсуда это признали. Из-за этой бессмысленной тяжбы я столько лет не могу ни на работу устроиться по специальности, ни загранпаспорт получить.
ДОСЬЕ
Судебная хроника по делу сотрудников РОВД:
Октябрь 2005 - октябрь 2007 - первый процесс в Миякинском райсуде. Решение: не виновны.
Март 2008 - по представлению прокурора Верховный суд РБ отменил приговор.
Май 2008 - октябрь 2009 - второй процесс в том же райсуде. Решение: не виновны. Салимова осудили условно на полгода.
Январь 2010 – приговор вновь отменён.
Март 2010 - апрель 2011 – третий процесс в том же райсуде. Решение: Возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения.    И вновь отмена Верховным судом РБ.
Август  2011 – начался четвёртый процесс, теперь в Альшеевском райсуде. Очередное заседание назначено на 19 марта 2012.
МНЕНИЕ
Нарине Мкртумян, и.о. прокурора Миякинского района:
- Да, прокуратура направляла это дело на кассацию, поскольку в действиях сотрудников РОВД имелся состав преступления. Второй раз четверых оправдали, а Салимова осудили условно на 6 месяцев. Мы не согласились - приговор отменили в отношении всех. В третий раз суд возвратил дело прокурору, усмотрев нарушения уголовно-процессуального законодательства в ходе предварительного следствия. С этим мы тоже не согласились, обжаловали. Срок давности уже прошёл, но есть статья в УПК, что дело не может быть прекращено, если подсудимые не признали вину. А они не признают.
(Полный текст материала читайте в №18 регионального приложения к газете «Аргументы и факты»).


Комментариев нет:

Отправить комментарий