Когда Рабиновичи ложатся под власть происходят маленькие трагедии большого искусства
Впервые за
долгие годы о проблемах современного театра говорили серьёзно
Кто не
ходит в театр, никаких перемен не замечает. Но те, в чьей жизни он занимает
хотя бы какое-то место, давно понимают: с театром что-то происходит, причем это
«что-то» – глобальное, серьезное и переломное. Вот только что? Об этом на
парламентских слушаниях по вопросам культуры рассказали руководители театров
республики.
Со мною
вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит…
О том, что
репертуарные театры переживают затяжной кризис, говорят с 90-х годов. И с тех
же пор думают о том, как этот кризис преодолеть. Театр экономически убыточен по
своей природе, и поэтому его задача сегодня – выжить любой ценой. В борьбе за
кассу, за зрителя он вынужден предлагать то, что окупаемо в первую очередь –
комедии и другие легкоусвояемые развлекательные зрелища.
– Жить на
те деньги, которые получают работники культуры, невозможно, – с горечью
констатирует Михаил Рабинович, худрук русского драматического театра. – У
артистов, не говоря уже о других работниках театра – гримерах, реквизиторах,
осветителях, костюмерах – нищенские зарплаты. Поэтому в репертуаре появляются
низкопробные произведения, театр «ложится под зрителя». Но так мы теряем тот
самый театр, который участвовал в формировании общественного сознания, принимал
как личную боль все, что происходит в стране, и никогда не отгораживался от
проблем, которыми наполнена жизнь.
– Нужно
делать хорошие спектакли с серьезными затратами, – поддерживает своего коллегу
Рустэм Сабитов, директор Башкирского государственного театра оперы и балета. –
Зритель не ходит на спектакли «экономкласса», он ждет качественного шоу. И оно
должно быть достойным. Мы долго уговаривали Григоровича поставить у нас
величайшее произведение Хачатуряна балет «Спартак». В результате мы это
сделали, но это «съело» все наши постановочные деньги. И как нам жить дальше?
Театры
очень рассчитывают на помощь, обещанную руководством республики, – ежегодные
«подъемные» в размере ста миллионов рублей, которые должны будут выделяться на
новые знаковые, имиджевые постановки. Но с выделением этих денег пока все тихо.
Чужих
людей соединенность и разобщенность близких душ
Когда
кризис репертуарных театров достиг своей кульминации, многие критики, актеры,
режиссеры и другие деятели театра свалили вину на драматургов. О том, что у нас
нет современной актуальной драматургии, и сегодня говорят многие.
–
Национальный театр не может обойтись без произведений собственных авторов, –
считает Олег Ханов, худрук Башкирского академического театра драмы имени
М.Гафури. – Зритель должен видеть на сцене своих современников и вместе с ними
переживать. Нужна качественная работа с национальными драматургами. Современная
национальная пьеса.
А ее нет.
Нет драматургов. Гонорар за одну пьесу составляет от 30 до 70 тысяч. Но пьесы
пишутся годами!
Необходимо
создавать условия для работы творческих лабораторий драматургов. Привлекать к
работе студентов вузов, журналистов, начинающих авторов. А главное – нужно
сделать так, чтобы пишущие люди получали достойную оплату.
Кадровая
проблема этим не исчерпывается. Коллективы театров республики укомплектованы
выпускниками хореографического училища и академии искусств. Но далеко не каждый
выпуск – сплошь таланты. Представьте, если бы в «Салавате Юлаеве» играли только
хоккеисты уфимской спортшколы, что это была бы за команда? Так и в театре –
необходим прилив «новой крови», дарований из других городов страны.
Другая
сторона кадрового вопроса – образование. Исполнителей «воспитать» мы еще можем.
Но где взять режиссеров, дирижеров, продюсеров, звукорежиссеров,
светохудожников? Готовить самим? Мы не в силах. Их нужно обучать за пределами
республики. И эта статья расходов должна быть закреплена в бюджете, как и
статья «стажировки». Если бы положение о стажировках было разработано,
театральные деятели могли бы постоянно участвовать в российских и международных
творческих лабораториях и сами приглашать в республику людей, значимых в
искусстве, для проведения мастер-классов и семинаров.
Бездомная
культура
Падает
престиж театральной профессии, в результате современная думающая талантливая
молодежь проходит мимо театра. Молодые и очень перспективные оперные
исполнители Ян и Катерина Лейше, только что поженившись, ютятся на съемных
квартирах. А руководство театра из своих и без того скудных средств вынуждено
выделять им на это деньги.
– Только в
нашем театре в очереди на жилье стоят 85 человек, – констатирует Рустэм
Сабитов.
По
распоряжению Президента республики Рустэма Хамитова на обеспечение жильем
работников культуры ежегодно будет выделяться 50 миллионов рублей. «Бездомная»
культура с большим нетерпением ждет этих денег.
Ходят в
праздной суете разнообразные не те…
Настоящий
театр не дает рецептов от человеческой боли, но он хочет и может помочь сопереживанием
и состраданием, и в этом его великая сила. Но где он, этот умный, думающий
зритель, которому именно это и надобно? Экспериментальные постановки не
рассчитаны на успех у массового зрителя, но они необходимы для развития
театрального искусства, для того чтобы вернуть думающего зрителя.
А кроме
этого надо «воспитывать» нового.
–
Необходимо финансово поддерживать самодеятельные театральные коллективы в
районах и маленьких городах республики, – считает Михаил Рабинович, – это очень
важно. Там работают уникальные люди, которые, создавая театральные коллективы,
стараются увести народ от пьянства, «чернухи» к прекрасному.
Детские
театральные студии при профессиональных театрах заметно увеличивают интерес к
театру среди молодежи, – утверждает Олег Ханов, – и их финансирование тоже
должно быть из бюджета. Если бы государство взяло на себя хотя бы оплату работы
преподавателей основ актерского мастерства, это позволило бы сделать плату за
обучение детей минимальной.
Проза
жизни
Перед
театром сейчас много проблем. По мнению участников слушаний, чтобы сохранить
российский репертуарный многонациональный театр, надо принять законодательные,
административные и финансовые меры:
чтобы театры были здоровы, нужна
контрактная система – типовой договор, имеющий юридическую силу. Система
контрактов увеличит заработную плату в несколько раз. Это очень жесткая мера, и
чтобы творческие работники не оказались выброшенными, необходимо обеспечить им
социальную защиту;
выделять гранты для развития гастрольной
деятельности по республике, за ее пределами;
театры должны финансироваться исходя из
реальных затрат на спектакль. В 2013 году по сравнению с 2012 на новые
постановки выделено на 15 процентов меньше;
материально-техническая база требует
укрепления. Реконструкция русского драматического театра остановилась, артисты
работают почти в аварийной ситуации. Добиться ее продолжения не удается. И
таких театров много;
плохая реклама уродует облик города,
хорошая требует больших затрат. Они не заложены в бюджетах театров;
бюджетные организации должны иметь
возможность брать в банках кредиты и погашать их за счет средств, полученных от
предпринимательской деятельности. Это даст возможность театрам покупать
ведомственное жилье с помощью ипотечных программ улучшения жилищных условий
сотрудников;
дать возможность театрам размещать эти
деньги на депозитных счетах, как это было разрешено законом до 2007 года.
Сейчас это почему-то запрещено;
пересмотреть вопрос о званиях в Башкирии,
он существенно отличается от российского. В театральной среде шутят, что звание
в республике можно получить лишь посмертно;
освободить учреждения культуры от налога на
прибыль – это тоже путь к повышению заработной платы;
принимать нормативно-правовые акты, которые
поспособствовуют привлечению спонсорской помощи и развитию меценатства,
освобождать от налоговых льгот тех, кто спонсирует постановки.
Будут ли
люди ходить в театр? Будут ли там ставить серьезные вещи? Что сделать, чтобы
ответы на эти вопросы были утвердительными, театральные деятели с болью
высказали с высокой трибуны блистающего зала заседаний. Но будет ли услышан
«глас вопиющего»?
Алла РУБЦОВА.
Молодежная газета
Комментариев нет:
Отправить комментарий