Роберт Загреев обжаловал отказ Октябрьского районного суда г.Уфы в регистрации инициативной группы по проведению референдума о прямых выборах уфимского мэра.
27 апреля минул год как уфимский Горсовет и
Горизбирком г.Уфы отказал в регистрации инициативной группы по проведению
референдума о всенародных выборах мэра башкирской столицы.
Напомним очень сложную юридическую предысторию, состоящую из
двух исков.
15 февраля 2012 года
была образована инициативная группа, вынесшая на местный референдум вопрос «Согласны
ли вы с тем, чтобы глава муниципального образования городской округ город Уфа
избирался на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном
голосовании сроком на четыре года, но не более чем на два срока и являлся главой
местной администрации?».
В установленные сроки Ходатайство о регистрации инициативной
группы было подано в Горизбирком. Но им никто не ответил. Вообще! Тогда провозвестник
МСУ Роберт Загреев и адвокат Урал Хамзин обратились в суд с Первым иском на
признание бездействия Горизбиркома незаконным. После двух последовательных
отказов в Октябрьском суде и двух возвратов из Верховного суда бездействие
Горизбиркома с третьей попытки все-таки было признано незаконным.
Однако по второму иску Роберта Загреева и Урала Хамзина «о
признании незаконным Решения Горизбиркома от 27 апреля «Об отказе в регистрации
инициативной группы по проведению референдума» рассмотрение дела затянулось уже
на целый год. После того как 21 мая 2012г. судья Октябрьского районного суда
г.Уфы Кадырова Э.В. оставила без рассмотрения Иск Р,Загрева и У.Хамзина, а апелляционная
инстанция Верховного Суда РБ оставила в силе незаконное решение судьи Кадыровой
Э.В., адвокат Урал Хамзин отправил преворительную жалобу в Европейский суд по
правам человека. Лишь после этого Президиум Верховного суда Башкирии,
пересмотрев дело в кассационном порядке отменил Решение судьи Кадыровой и
направил дело на повторное рассмотрение в Октябрьский суд.
29 марта судья Сингатуллин А.Ю. рассмотрев наконец жалобу по
существу, отказал в ее удовлетворении в полном объеме, сославшись в своем
решении на доводы горсовета, о том, что вопрос о всенародных выборах мэра не
является вопросом местного значения, перечень которых дается в статье 16 ФЗ-131
«Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
25 апреля провозвестник МСУ Роберт Загреев обжаловал в апелляционном
порядке Решение судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Сингатуллина А.Ю.,
требуя от Верховного Суда наконец-таки зарегистрировать инициативную группу по
проведению референдума о прямых выборах мэра г.Уфы.
Ниже, специально для гурманов от юриспруденции редакция выкладывает сам текст Апелляционной жалобы, чтобы всем была очевидна та простая истина, что режим Рустэма Хамитова готов пойти на любые нарушения Конституции РФ и российских законов, лишь бы не дать народу республики самим определять свою жизнь.
Ниже, специально для гурманов от юриспруденции редакция выкладывает сам текст Апелляционной жалобы, чтобы всем была очевидна та простая истина, что режим Рустэма Хамитова готов пойти на любые нарушения Конституции РФ и российских законов, лишь бы не дать народу республики самим определять свою жизнь.
«Нам могут даровать, публичные слушания о трамвайном
маршруте, «молодежное правительство», всенародное обсуждение законопроектов,
возможность вносить предложения по проекту памятника Коминтерну - нам могут морочить
голову самыми разнообразными псевдодемократическими уступками, но никто нам не
подарит всенародные выборы мэра. И каждый житель города должен отчетливо
понимать, что какие бы сказки нам не рассказывали по БСТ, - главный вопрос
нашего города – это вопрос о власти, т.е. вопрос о передачи ее непосредственно
народу через всенародные выборы главы города. Только тогда мы сможем
справедливо решать и вопрос о трамвайных маршрутах, и о ремонте дорог, и о
тарифах ЖКХ, и о мигрантах из Средней Азии и все остальные вопросы социальной и
жилищной сферы. Вот на что должна быть направленна протестная энергия каждого
благоразумно мыслящего жителя нашего города.
И вот почему всегда и везде я не устаю повторять, что для решения всех, повторяю, абсолютно всех социальных местных вопросов (см. ответы Здесь) нужны всего две, повторяю, всего две вещи, запомните, пожалуйста, - это всенародные выборы глав городов и районов и пропаганда идей местного самоуправление среди искалеченных хамитовщиной жителей республики.
И вот почему всегда и везде я не устаю повторять, что для решения всех, повторяю, абсолютно всех социальных местных вопросов (см. ответы Здесь) нужны всего две, повторяю, всего две вещи, запомните, пожалуйста, - это всенародные выборы глав городов и районов и пропаганда идей местного самоуправление среди искалеченных хамитовщиной жителей республики.
Всякий человек, называющий себя «оппозиционером», но при этом
призывающий бороться с отдельными явлениями, суть последствиями, вместо того,
чтобы бороться с причинами всех социальных проблем, заключающихся в
оторванности народа от процесса принятия решений (выборы мэра) и в отсутствии
гражданского общества, - трудное и долгое воспитание которого
возможно только через местное самоуправление, - всякий такой «оппозиционер» подобен Рустэму Хамитову, предлагающему всякие псевдодемократические псевдопроцедуры, вместо передачи полномочий
народу; а потому всякий такой «оппозиционер» - суть лишь «Жоппозиционер», т.е. пособник
антинародной власти, а не оппозиционер!
Я, пройдя через тюрьмы и казематы режима ради вашей свободы, уже второй год в одиночку борюсь за референдум (первый раз я пытался его
инициировать еще в 2004г.), и много лет пропагандирую через газету "За местное самоуправление" и Интернет-сайты идеи
местного самоуправления граждан. Но за все это время хоть бы одна сволочь из «жоппозиции»
мне позвонила и спросила бы, не нужно ли чем-нибудь помочь», - с сожалением
констатировал Провозвестник МСУ.
Нам не нужен предлагаемый властями и подконтрольной ей "жоппозицией" "народный контроль над властью" (а кто тогда будет контролировать контролеров?) и прочие "подачки с барского стола".
Нам нужно реальное местное САМоуправление народа! А прямые выборы глав администраций - есть лишь первый шаг к этому.
Так победим!
Нам не нужен предлагаемый властями и подконтрольной ей "жоппозицией" "народный контроль над властью" (а кто тогда будет контролировать контролеров?) и прочие "подачки с барского стола".
Нам нужно реальное местное САМоуправление народа! А прямые выборы глав администраций - есть лишь первый шаг к этому.
Так победим!
См. Подробнее о принципиально новой форме жизни в блоге Роберта Загреева по адресу:
http://za-msu.livejournal.com/
Приложение:
В Апелляционную инстанцию по
гражданским
делам Верховного суда
Республики Башкортостан
От уполномоченного
инициативной группы по проведению местного референдума:
- Загреева Роберта Рауфанович, проживающего в г. Уфа,
Заинтересованные лица:
Избирательная
комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан,
адрес: г.Уфа,
Проспект Октября, д.120,
Совет
Городского округа город Уфа Республики Башкортостан,
адрес: г.
Уфа, ул. Проспект Октября, д. 120
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
о защите права на участие в референдуме.
29
марта 2013 года судьей Октябрьского районного суда Сингатуллиным А.Ю. было
вынесено решение об отказе в удовлетворении моего Заявления о защите права на
участие в референдуме. С данным решением не согласен и считаю его подлежащим
отмене по следующим основаниям:
1.Неправильное применение норм
материального права, выраженное в неприменение закона, подлежащего применению.
Поскольку речь идет о праве на
референдум, суд должен был применить профильный закон. А именно 67-ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации". Согласно пункта 8-го статьи 12-й указанного Закона «На
референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть
вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов
государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного
самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о
проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных
выборов;б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
Т.е. профильный Закон дает исчерпывающий список вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум. Решение суда первой инстанции устанавливает иные ограничения, кроме указанных в п.8-м статьи 12-й 67-ФЗ.
2.Неправильно истолкован
Закон.
С мнением судьи Сингатауллина о
том, что выносимый вопрос на местный референдум не относится к вопросам
местного значения городского округа, только на том основании, что он не входит
в перечень вопросов местного значений определенный в статье 16 Федерального
закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», нельзя согласиться.
Во-первых,
в законе не указано, что перечень
вопросов местного значения,
указанный в статьях 14 -16 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» является ограниченным.
Из
преамбулы же 131-ФЗ следует, что настоящий закон определяет государственные
гарантии осуществления местного самоуправления, в силу чего указанный в ст. ст.
14-16 закона перечень вопросов местного
значения следует рассматривать как ограничение в сфере деятельности лишь для
органов государственной власти и управления в целях исключения вмешательства в деятельность органов местного
самоуправления по указанным в данных перечнях вопросам, но никак не ограничение
в сфере деятельности для органов местного самоуправления.
Из ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что вопросы местного
значения - вопросы непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления
самостоятельно.
На это же указывают и отнесение к вопросам
местного значения, в соответствии с пунктом
1 ст. 16 закона, полномочий, связанных с
формированием, утверждением, исполнением бюджета городского округа и контроль
за исполнением данного бюджета, в то время как эти же полномочии, указанные в
статье 35 закона, отнесены к
исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Из этого следует, что к вопросам
местного значения относятся, любые вопросы из тех, решение которых
осуществляется как населением, так и (или) органами местного самоуправления.
Данная норма закона соответствует и п.1. ст. 131 Конституции РФ, согласно
которому «Структура органов местного
самоуправления определяется населением самостоятельно».
Данной
норме Конституции РФ вторит и пункт 3 ст. 5 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", в случае противоречия федеральных законов и (или) иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного
самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону
применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
Таким образом, оспариваемые Решения суда
первой инстанции, что местный референдум
по вопросу, предложенному инициативной группой не относится к вопросам местного
значения городского округа, основан на неправильном понимании норм Федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и Конституции РФ.
О том, что указанный в статье
16-й 131 ФЗ перечень не является исчерпывающим указывает и наличие в ФЗ-131,
статьи 12 об изменение границ Муниципального образования. Изменение границ МО
также не входит в перечень вопросов местного значения, определенный п.1 ст.16
ФЗ-131, тем не менее, местный референдум по этому вопросу можно инициировать.
Так, согласно п.1. ст. 12 указанного Закона, «Изменение границ муниципального
образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе
населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии
с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ
муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным
законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской
Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума».
Аналогичным
образом действует и ст.13 ФЗ-131, о преобразовании МО (например утраты статуса
городского округа), согласно которому «Инициатива населения о преобразовании
муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным
законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской
Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума», хотя преобразование
МО также не входит в перечень вопросов местного значения, определенных ст.16
ФЗ-131
Согласно
ПОСТАНОВЛЕНИЮ
Конституционного суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П, «Под законодательно установленной компетенцией следует
понимать и предусмотренное в законодательстве правомочие органов местного
самоуправления по решению любых, в том числе прямо не перечисленных в законе,
вопросов местного значения. Это согласуется с Конституцией Российской Федерации
"(статья 132," часть 1) и Федеральным "законом" "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (статья 6), которые допускают, что к полномочиям органов
местного самоуправления могут быть отнесены и другие вопросы местного
значения».
В резолютивной
части указанного Постановления Конституционного суда РФ указано: «Признать соответствующими
"Конституции" Российской Федерации положения статьи 93 Конституции
Республики Коми (кроме пункта 6) как определяющие перечень полномочий
представительных органов местного самоуправления, при условии, что данный
перечень не является исчерпывающим и предполагает решение этими органами и
других вопросов, отнесенных к компетенции местного самоуправления иным
законодательством, включая федеральные законы и законы Республики Коми» - тем
самым еще раз указав, что перечень полномочий органов местной власти, а значит
и вопросов местного значения не может быть закрытым.
В Определении
от 15 мая 2001 г. N 98-О Конституционный
суд РФ прямо называет вопрос о порядке избрания главы МО «одним из вопросов местного
значения».
В Определении Конституционного
Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 98-О: «Согласно Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 5).
Между тем Закон Республики Северная Осетия - Алания "О местном
самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания" в новой редакции
хотя и не уполномочивает более Президента Республики Северная Осетия - Алания
назначать глав муниципальных образований, однако предоставляет ему
исключительное право вносить предложения по их избранию на должность и
представления по освобождению от должности (пункт 2 статьи 18). Тем самым
вопреки Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" он лишает представительный орган
местного самоуправления права самостоятельно решать один из вопросов местного значения».
И далее: «Признав
положения, согласно которым глава муниципального образования избирается на
должность и освобождается от должности представительным органом местного
самоуправления по предложению государственных должностных лиц, а также
исключается возможность его избрания гражданами на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании и допускается временное
совмещение государственной и муниципальной должностей, не соответствующими
Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации тем
самым подтвердил исключительное право граждан, проживающих на территории
муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган
местного самоуправления определять способ формирования органов местного
самоуправления, включая избрание главы муниципального образования, и,
соответственно, обязанность федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить
безусловное право населения или избранных им представительных органов местного
самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти
и государственных должностных лиц, формировать органы местного самоуправления,
включая избрание ими главы муниципального образования».
В соответствии же со ст.
ФКЗ «О конституционном суде РФ», решения
Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей
территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
В
соответствии со ст. 261 ГПК РФ, в случае признания судом оспариваемого решения или действия
(бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума незаконным, если
установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование
заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенное право
на участие в референдуме.
На
основании изложенного, руководствуясь ст. 259 ГПК РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом
Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан»,
Уставом Городского округа город Уфа Республики Башкортостан,
ПРОШУ:
1.Решение судьи Октябрьского
районного суда города Уфы Сингатуллина А.Ю. от 29 марта отменить;
2. Принять решение по существу заявленных требований, без
возвращения в суд первой инстанции, в связи с нарушением права на
судопроизводство в разумный срок (первоначальное Заявление было подано еще 10
мая 2012года)
Приложение:
Копия настоящей Апелляционной
жалобы по числу сторон, участвующих в деле.
25 апреля 2013 года.
Уполномоченный
представитель инициативной группы по проведению местного референдума:
_____________________ (Загреев Р.Р.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий