вторник, 30 апреля 2013 г.

Чекистский пасьянс. Президент-татарин хочет возвеличить человека, боровшегося с созданием первой Республики Башкортостан

В условиях фронтального наступления против выдающихся башкирских деятелей А.З. Валиди, С. Юлаева и других личностей, происходящего в Республики Башкортостан с молчаливого согласия власть имущих, вызывает недоумение появление Указа Президента РБ о праздновании 125-летия со дня рождения Карима Хакимова, большевика, участника установления советской власти в Башкортостане, в дальнейшим полпреда в арабских странах. В данном случае возникает резонный вопрос: заслуживает ли Карим Хакимов таких почестей, наряду с проведением ежегодно чтений его имени, чтобы в республике отмечали как праздник его юбилей, ожидаемый в 2015 г. Какие же его конкретные заслуги перед Башкирской республикой, ее народом? Ровным счетом никакие.


Более того, начиная с 1918 г. он, как один из руководителей Оренбургского мусульманского ревкома, наряду с такой одиозной личностью как Гали Шамигулов, не признавал право народов на самоопределение, вел борьбу против башкирского движения. К. Хакимов был непосредственным участником ареста 17 февраля 1918 г. в Оренбурге членов Башкирского правительства, которые затем оказались в тюрьме. По настоянию Мусульманского ревкома, Оренбургский ревком готовился расстрелять заключенных лидеров башкирского движения.
В дальнейшем в своей автобиографии Хакимов с гордостью писал о своем участии в ликвидации башкирского правительства ( Воспоминания о Кариме Хакимове. Уфа, 1982. С.55)
Как сообщает председатель Оренбургского губревкома Цвиллинг, по постановлению того же Мусульманского ревкома 1 марта 1919 г. в Баймаке были арестованы активные участники башкирского национального движения офицеры Г. Идельбаев и Г. Магазов, 5 польских офицеров, сочувствующих башкирам и 16 башкирских солдат, которые затем были расстреляны без соответствующего доказательства их вины. (Сс.: Национально - государственное устройство Башкортостана (1917-1925) Док. и материалы. Т.1. С.324)
Все эти действия Г. Шамигулова, К. Хакимова, Б. Нуриманова имели весьма тяжелые последствия для башкирского народа, нанесли большой урон процессу национально – государственного строительства в Башкортостане. Дело в том, что после этих событий члены Башкирского правительства, бежавшие из тюрьмы, в конце мая 1918 г. были вынуждены примкнуть к белому движению. В Челябинске они восстановили свое правительство и сформировали башкирский национальный корпус, который до февраля 1919 г. сражался против красных, неся большие людские потери и создавая повод для разорения башкирских сел и деревень. В дальнейшем Башкирское правительство и войска, в силу ряда обстоятельств, перешли на сторону красных. Эти события имели трагические последствия для башкирского народа.
На фоне вышеизложенного, мы, представители башкирских общественных организаций, не считаем возможным согласиться с Указом Президента РБ, исполнение, которого, надо полагать, потребует немалых расходов.
У нас в республике вообще происходят непонятные явления, носящие антибашкирский, антиреспубликанский характер. Поднимая на щит борцов против Башкирской автономии, по существу, правящие круги республики рубят сук, на котором сами восседают. Для нас не понятно, почему же нет соответствующего Указа о праздновании 125-летия З. Валиди – ученого с мировым именем, отца-основателя Башкирской автономной республики. Притом фигуры Валиди и Хакимова абсолютно не сопоставимы по их роли и месту в жизни нашей республики и башкирского народа.
Мы решительно возражаем против возвеличивания личности К. Хакимова, при явном игнорировании его действий, которые имели печальные последствия для народа.


 Сайт Кук-Буре

 http://kyk-byre.ru/993-v-bashkortostane-hotyat-vozvelichit-cheloveka-borovshegosya-s-nacionalnym-dvizheniem.html




ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ:

Сообщение газеты «Известия Оренбургского военно-революционного комитета г. Оренбурга». 15 февраля 1918 г.
По инициативе мусульманских демократических организаций возник в Оренбурге «Мусульманский военно-революционный комитет». В организационную комиссию вошли т.т. Вафин, Каргин, Ганеев и Хакимов.
(Образование БАССР Сб. док. и материалов . Уфа, 1959. С.88-89.)

Из протокола №5 заседание Оренбургского военно-революционного комитета об аресте руководителей Башкирского областного шуро. 16 февраля 1918 г.
Слушали: 8. Выписку из постановления Военно-революционного комитета мусульман 3 февраля 1918 г. об аресте лиц, состоявших во главе Башкирского областного шуро, как участников контрреволюции.
Постановили: Утвердить постановление Военно-революционного комитета мусульман.
(Образование БАССР. Сб.док. и лит Уфа, 1959. С.89.)

Телеграмма
Председателю Совнарком В.И. Ленину, наркому по делам национальностей И.В. Сталину, комиссару по мусульманском делам Ш. Манатову, М.Вахитову и Г. Ибрагимову.
4 – 8 марта 1918 г.

Третьего февраля (по ст. стилю) Оренбургский мусульманский военный комитет, орган врагов автономии Башкирии, сторонников татарского штата, арестовал весь Башкирский областной совет во главе с Валидовым. При аресте татарские шовинисты, надевшие маску большевиков, заявили, что арестуют по постановлению губернского революционного комитета, но «Известия Оренбургского революционного комитета» официально сообщают, что аресты произведены по просьбе мусульманского комитета, считающего Башкирский совет контрреволюционным и арест произвел сам мусульманский комитет. Он принимает все меры, чтобы добиться ареста всех членов предпарламента, совета, Манатова в Петрограде и всех, причастных к автономии Башкирии. Назначение Манатова комиссаром по мусульманским делам, а также его телеграммы о готовности советского правительства утвердить автономию Башкирии, переход Караван-Сарая к башкирам слишком взволновали местных татарских шовинистов, считающих, что башкиры ими окончательно ассимилированы.
Татары клевещут на башкирских деятелей, что они члены Юго-Восточного союза, хотя противное доказано фактическими данными. Татарские шовинисты хотят в корне задушить автономию Башкирии. Протестуем против такого покушения на право двухмиллионного народа. Автономия Башкирии погибает от рук татар. Просим принять зависящие от вас меры.

Подписал: Тотлыбаев
(Сборник «Национально–государственное устройство Башкортостана. Док. и материалы. Т.1. Уфа, 2002.,С.350., Гос. архив Российской Федерации. Ф.130 Оп. 2 Д 669. Лл.68-76:)

Об аресте руководителей Башкирского отряда в Баймаке.
Баймак. Совет рабочих депутатов. По постановлению Оренбургского мусульманского революционного комитета арестуйте главарей башкирского отряда, находящегося в Баймаке. В случае неисполнения того приказания Баймакский совет рабочих депутатов будет объявлен контрреволюционным и понесет самое строгое наказание.

Оренбургский губернский комиссар Цвиллинг. 1 марта, 1918.
(Национально-государственное устройство Башкортостана. Документы и материалы. Т.1. Уфа, 2002. С.324.)

Объяснение Баймакского рабочего совета по этой кровавой расправе.
«После того как все солдаты и их начальники (башкир) были взяты под стражу, рабочий совет (Баймака) объяснил, что «это нападение и аресты осуществлены не по их желанию, а по воле и просьбе Мусульманского военно-революционного комитета в Оренбурге…» (Там же С.336.)

http://kurultay-ufa.ru/2013/04/18/chelovek-ne-imevshiy-drugoy-celi-chem-sluzhit-partii.html


Читайте по теме:



II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г.

II Всебашкирский курултай состоялся 25-29 августа 1917 г. в г. Уфе, в центре исторического Башкортостана. На созыв именно в г. Уфе настаивали пермские, мензелинские, курганские и челябинские башкиры. На съезде обсуждались вопросы о федеративном устройстве России и управлении Башкортостаном, о выборах в Учредительное собрание, открытие которого было назначено на 23 декабря 1917 г. и утверждались кандидаты на него. Было переизбрано Башкирское областное (центральное) шуро, в состав которого вошли Ш. Манатов, З. Валидов, И. Мутин, Г. Аитбаев и др. Шуро являлось центральным учреждением по руководству политической и экономической жизнью башкир. Шуро ставило своей целью национально-политическое объединение башкирского народа независимо от территориального проживания. По вопросу о национальной автономии в решениях съезда было записано: «Завоевание башкирским народом своих прав на политическое существование в том и должно заключаться, что отныне (он) не будет служить игрушкой разных беззастенчивых политико-экономических авантюр, а наоборот, сделавшись полным хозяином в своей собственной родной земле, кормившей и поившей его предков с незапамятных времен, свободно разовьется в культурно-политическом отношении, сохранит без всякого вмешательства извне свою духовную ценность, возьмет свои дела в свои руки и прекратит заселение Башкирии опасными для его существования элементами». Съезд также выразил свое отношение к Временному правительству, имея в виду безрезультатную поездку делегации Шуро в Петроград. В этой связи на съезде было заявлено, что «министры правительства эсера Керенского любят откладывать на время до созыва Учредительного собрания решение... совершенно бесспорных прав отдельных национальностей. Благодаря всему этому, политика правительства Керенского нанесла серьезный ущерб башкирскому делу».
Один из лидеров башкирского национального движения конца XX в. профессор М.М. Кульшарипов пишет, что «в этот период обострились отношения между башкирским Шуро и правыми татарскими деятелями, которые, отказавшись от малопопулярной идеи унитаризма, стали выступать за культурно-национальную автономию «тюрко-татарской нации». Они (С. Максудов, А. Цаликов, Г. Шараф и др.) на страницах своих изданий открыли широкую кампанию против башкирского движения, называя идею территориальной автономии Башкортостана «сладкой иллюзией» небольшой кучки, заразившейся манией величия». Они же направили для участия в работе II съезда особую делегацию правого толка в составе муфтия Галимжана Баруди, кадета Садри Максудова и других. Призыв нашел поддержки на съезде. Более того, правых татарских деятелей делегаты съезда прогнали с криками «долой, чтобы следов ваших не было!».
В то же время татарские деятели левой ориентации, прежде всего левые эсеры (Г.Ибрагиомов, Г.Касимов, Ш. Ахмадеев и др.), тоже присутствовавшие на съезде, выступили с поддержкой стремления башкир к территориальной автономии. Их печатный орган газета «Ирек» писала: «Мы не имели представления о мощи и основах башкирского движения. Думалось, что это грезы, бред пятидесяти фамилий из башкир, не имеющих представления о положении текущего момента и даже на ум не приходило, что оно представляет собой национальное движение. Побывав же на их съезде и ознакомившись с характером их учреждений, постановлениями, духом и организациями, мы взгляды на этот вопрос совершенно изменили и вынуждены объявить в категорической форме, что движение Башкирии - это не шуточное дело. Это сильная волна, вышедшая из недр жизни; мы, татары, сегодня или завтра будем обязаны с ним считаться». Однако в дальнейшем и эти левые татарские деятели фактически выступили против башкирской территориальной автономии, всецело защищая проект создания совместной Татаро-Башкирской республики.
С точки зрения интересов башкир, второй башкирский съезд превзошел все ожидания. Съезд ясно показал, что башкиры в целом пришли к единому мнению, четко осознав свои интересы. Однако съезд раскрыл и различия платформ башкир и казанцев, т.е. татар-кадетов как противников федерации в государственном устройстве России, сторонников унитарного ее устройства. Причиной противоречий явились не башкиры, а татарские кадеты.
Они, пользуясь слабостью прессы башкир, распространили ложь и клевету на страницах своих газет. Башкирские деятели были вынуждены опубликовать воззвание с целью четко представить народу истинные положение дел в данном вопросе. Это разъяснение на 24 страницах было отпечатано в Белебее в издательстве «Тан».
На съезде в Казани, говорится в обращении, татарские народы приняли следующую платформу: «Для мусульман Сибири и внутренней России должно быть учреждено культурно-национальное самоуправление, а для Кавказа, Крыма, Туркестана и Казахстана - та форма управления, которую они сочтут приемлемой...Мы нашли и находим этот лозунг вредным для башкир. Это означает сохранение единой и неделимой великодержавной Руси. По нашим представлениям, это - идея русских националистов. Мы считаем такую автономию крайне недостаточной. Ведь, если даже не брать ее, она уже предоставлена... Мы хотим быть хозяевами на своей земле, самим решать свои проблемы - короче, хотим жить самостоятельно. Раньше нас безжалостно угнетали черные силы и жестокое правительство русских. Теперь собираются угнетать кадеты-татары.»
Таким образом, отношения между лидерами башкирского национального движения и татарскими деятелями в 1917 г. и накануне гражданской войны были весьма натянутыми.

http://kurultay-ufa.ru/main/history/137-ii-vsebashkirskiy-kurultay-sostoyalsya-25-29-avgusta-1917-g.html

3 комментария:

  1. карим наш герой прав хамитов

    ОтветитьУдалить
  2. Люди без родины всегда были против независимости Башкирии.

    ОтветитьУдалить
  3. К. Хакимов отатаренный башкир.

    ОтветитьУдалить