среда, 23 октября 2013 г.

Обнародованное инвестсоглашение о строительстве завода Kronospan рисует далеко не радужные перспективы


Совсем немного осталось до завершающего раунда общественных слушаний по строительству завода Kronospan, которые пройдут 24 октября, но развитие событий приобретает все больший накал, а позиция протестующих остается все более категоричной. Здесь следует упомянуть о недавнем приезде в Уфу комиссии Главного контрольного управления АП РФ с целью объективного сбора информации о проекте. По нашим данным, картина складывается не в пользу властей.



Практически каждый день приносит нам различные новости с фронта противостояния уфимцев и властей: то общественные слушания переносятся на более поздний срок – после визита Путина, то активисты обвиняют главу Уфимского района в наезде на одного из участников протеста. Но, пожалуй, самым знаковым событием стало обнародование инвестиционного соглашения между руководством республики за подписью Рустэма Хамитова и корпорацией Kronospan от августа 2012 года.

Все-­таки химия…

Подписанное еще в апреле инвестсоглашение долгое время под формулировкой коммерческой тайны сторонами договора не обнародовалось. Однако утечка документа из АП РБ показала, что властям есть что скрывать.
Во­-первых, вопреки заверениям властей и представителей Kronospan на предприятии все­-таки будет химическое производство. Об этом прямо говорит производство меламино­карбамидно­формальдегидных, карбамидно­формальдегидных, фенольных и специальных смол, формалина древесноволокнистых плит высокой плотности (ХДФ), стеновых панелей и профилей, импрегнированной бумаги, по пункту 1.7 Соглашения наряду с другой продукцией. И здесь уместным будет привести слова доктора технических наук Владимира Назарова, что данные вещества представляют 2 класс категории опасности!
При этом каких­-либо ограничений объемов производства не предусматривается! То есть в реальности завод может производить минимум продукции деревообработки и максимум вышеупомянутых химических веществ.
Отходы – нам, прибыль – вам
В самом начале противостояния кто­-то из блогеров заметил, что отмена строительства завода приведет к тому, что нормальный инвестор в республику больше не придет. На наш взгляд, ключевой фразой здесь служат слова «нормальный инвестор». Судя по экономическим обязательствам сторон по соглашению, назвать Kronospan нормальным инвестором довольно сложно, правильным будет скорее эпитет «сверхльготный». Некоторые пункты инвестсоглашения имеет смысл привести полностью.

Пункт 4.3.4

Правительство республики Башкортостан обязуется оказывать государственную поддержку в соответствии с законодательством и инвестиционным соглашением, в том числе установить пониженную ставку налога на прибыль организации подлежащего зачислению в бюджет республики Башкортостан в размере 13,5 процентов, в течение 10 лет. Далее – освободить от налога на имущество организацию в течение 10 лет.

Пункт 4.3.5

Организовать предоставление инвестору органами местного самоуправления Муниципального района Уфимский район РБ льгот по местным налогам – это ставка земельного налога в размере 0%.
Проще говоря, завод будет получать прибыль, а вот значительных поступлений в бюджет республики и Уфимского района ожидать не приходится. Кроме того, Kronospan'y предоставляется в аренду земельный участок в 200 га сроком на 49 лет по ставке не более 3% от кадастровой стоимости, которая считается на момент заключения соглашения.

Деловой лес

Особая тема противостояния – это башкирский лес. Чиновники и представители корпорации утверждают лишь об использовании перестойного неделового леса. Однако в соглашении черным по белому говорится: «Правительство республики Башкортостан обязуется гарантировать поставку древесины инвестору ежегодно, не менее полутора миллионов кубических метров древесины в заготовленном виде. В том числе – 30% хвойных пород».
Также в соглашении идет речь о том, что Правительство обязуется построить автомобильную дорогу Первомайск – Кирзяк – Атняш – Стерлитамак – Белорецк – Магнитогорск. И здесь не приходится сомневаться в том, что из основных лесных районов республики пойдет деловой хвойный лес.
Касательно леса как основного сырья соглашение должно стать предметом внимания антимонопольных органов. Любой специалист лесной отрасли подтвердит, что выделение лесосеки идет через процедуры конкурсов и аукционов. В данном случае этого не произошло.
Башкирия также обязуется подготовить инженерную площадку и инфраструктуру под завод на 5 млрд рублей за счет бюджета республики. А это вода, электричество, дороги и прочее. Корпорации останется лишь завести свое оборудование не первой свежести из-­за границы.
А что же в ответ? А в ответ Kronospan обязуется обеспечить не более 250 рабочих мест на заводе. После анализа инвестсоглашения хочется задаться вопросом о баяне и козе... На жителей республики в связи со строительством завода уже обрушился поток домыслов, официальной лжи и эмоций. Сейчас сложно говорить о перспективах завода, но очевидно, что республиканские власти умудрились создать в Уфе очаг социальной напряженности.
Тем временем
Десятки большегрузных автомобилей с оборудованием для Kronospan'а сегодня простаивают на трассе и бесплатных карманах. Корпорация несет издержки за неустойку. Эти автомобили на территорию строительства завода не пускают активисты, сами водители фур, по их словам, признают, что везут металлолом – старое оборудование на якобы сверхэкологически чистое производство.
Члены президентской комиссии посетили лагерь протестующих и пообщались с активистами «Антикроношпан». Лидер протестующих Павел Ксенофонтов рассказал о целых томах документов, переданных представителям Администрации Президента РФ. Также протестующие поделились информацией о том, что проверка Ростехнадзора обнаружила в оборудовании для завода агрегаты начала 60-­х годов прошлого века.

Комментарий специалиста:
Альмира Жукова, правозащитница:
Жукова– Массовые нарушения экологического законодательства происходят не только на строящихся, но и на действующих предприятиях республики. Казалось бы, органы экологического надзора обязаны оценивать состояние окружающей среды. Если, например, вредные вещества I и II класса опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные) не выводятся из среды, а только накапливаются в ней, то необходимо измерить их достигнутое содержание, прежде чем выдавать разрешение на выбросы действующим предприятиям. У нас есть данные о многократном превышении предельно допустимого содержания чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ на жилых территориях вокруг города Стерлитамака, из чего следует недопустимость новых выбросов таких веществ.
Однако при выдаче разрешений на выбросы таким заводам, как «Сода» и «Каустик», оценка состояния окружающей среды не производилась. Данное обстоятельство вскрылось в ходе судебного разбирательства по иску от меня и Совета аксакалов башкир к этим предприятиям. Разрешения выданы предприятиям так, будто каждое их них является единственным на территории, имеющей девственную экологическую чистоту, а выбросы полностью рассеиваются за ее пределами!
Суд, очевидно, готовит отказ в удовлетворении наших требований о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде производствами «Сода» и «Каустик», в связи с чем просим граждан проявить социальную активность и поддержать нас в качестве слушателей в Стерлитамакском суде 25 октября 2013 года в 15 часов на третьем этаже у судьи Салиховой Э. М.
Инвестиционное соглашение между руководством республики и корпорацией Kronospan от августа 2012 года
Нажмите на страницу для увеличения
111
Стр. 1Стр. 2Стр. 3
111
Стр. 4Стр. 5Стр. 6
111
Стр. 7Стр. 8Стр. 9

Комментариев нет:

Отправить комментарий