четверг, 27 июня 2013 г.

Подлые методы Рустэма Хамитова. Башкирская оппозиция обжаловала изменения в предвыборное законодательство перекрывающее новым партиям доступ в парламент республики

открыть материал ...
Партии сбивают пороги
// РПР-ПАРНАС просит заморозить поправки в республиканский Кодекс о выборах
Политическая партия РПР-ПАРНАС обжаловала в Конституционном суде Башкирии новую редакцию регионального Кодекса о выборах. В партии полагают, в законе есть коллизии и противоречия, способные привести к ограничению политических свобод и избирательных прав граждан на предстоящих выборах в Курултай. Партия попросила КС добиться приостановки действия новой редакции кодекса. В республиканском парламенте заявляют, что в этом нет необходимости, а в обращении в КС видят элементы предвыборного пиара.
открыть материал…

В Конституционный Суд Республики Башкортостан
Заявитель: РО партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» в РБ
Представитель: Председатель РО Дусалиев Рафик Садыкович
Орган, издавший акт: Государственное Собрание -Курултай

ЖАЛОБА
на несоответствие нормам Конституции Республики Башкортостан подпункта «б» пункта 16 статьи 1 Закона от 22 апреля 2013 года № 674-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах», подпункта «б» пункта 25 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах»
В период времени с апреля по май месяц 2013 года Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан были приняты изменения в Кодекс Республики Башкортостан о выборах, которые, по нашему мнению, ограничивают и ущемляют политические свободы и избирательные права граждан, их объединений, гарантированные Конституцией Республики Башкортостан.



Изменения республиканского выборного законодательства, принятые перед стартом избирательной кампании, создают дополнительные препятствия большинству зарегистрированных политических партий при выдвижении и регистрации ими списков кандидатов.
Негативные последствия от изменений выборного законодательства усиливаются еще и тем, что в соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Республики Башкортостан, полномочия депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан истекли еще в марте 2013 года. Законодательная власть, манипулируя правом, при отсутствии прямого народного волеизъявления, узурпировав право на правотворчество, продлила срок своих полномочий, и депутаты в период нелегитимного нахождения во власти приняли законы, направленные на ограничение конституционных прав граждан.
Так, статья 97.1. Кодекса Республики Башкортостан о выборах (в редакции Закона РБ от 13.07.2011 № 427-з) предусматривала следующие условия выдвижения списка кандидатов.
1. Список кандидатов должен состоять из пятидесяти пяти региональных групп кандидатов, соответствующих территориям одномандатных избирательных округов, образуемых в соответствии с частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса.
1.1. В общереспубликанскую часть списка кандидатов может быть включено не более пяти кандидатов.
2. Общее число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может превышать 176 человек.
3. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.
4. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу, может быть включен в состав только одного списка кандидатов.
5. В список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением по одномандатным избирательным округам.
Согласно части 3 статьи 96 Кодекса РБ о выборах, 55 депутатов Государственного Собрания избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.
Соответственно, список кандидатов можно было сформировать из 56 - 60 кандидатов (55 кандидатов, входящие в региональные группы и не более 1- 5 человек в общереспубликанской части списка), но не более 176 человек.Впоследствии, пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 01 марта 2013 года № 658 - з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" (опубликовано в газете «Республика Башкортостан», № 42 от 06 марта 2013 г.), внесены изменения в части 1 и 1.1. статьи 97.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, которые были изложены в следующей редакции:
"1. Список кандидатов должен состоять из общереспубликанской части и региональной части (региональных групп кандидатов, соответствующих территориям и номерам одномандатных избирательных округов, образуемых в соответствии с частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса). Каждая региональная группа должна иметь порядковый номер и наименование, которое соответствует номеру и наименованию соответствующего одномандатного избирательного округа. Число региональных групп определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, и не может быть менее половины и более числа образованных одномандатных избирательных округов по соответствующему избирательному округу”;
б) в части 1.1 слова "не более пяти" заменить словами "не менее одного и не более трех".
Таким образом, норма, содержащаяся в статье 97.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в редакции Законов РБ от 13.07.2011 № 427-3, от 01 марта 2013 года № 658 - з позволяла партиям сформировать общий список кандидатов из разрешенного минимального количества кандидатов. Вышеуказанная норма предписывала партиям, с учетом общереспубликанского списка (1 кандидат, но не более 3-х) и общее число региональных групп в не менее половине (55 региональных групп : 2 = 27,5, путем округления до большего числа 28 региональных групп) и не более числа образованных одномандатных избирательных округов (55 региональных групп), выдвинуть минимальное количество кандидатов, включенных в партийный список, которое составило бы не менее 29 человек. При этом законодатель четко прописал только верхний предел - не более 176 человек.
з Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан, вместо того, чтобы ограничиться лишь объявлением даты выборов (что предусмотрено Конституцией Республики Башкортостан), занялось, не имея на то легитимности, принятием в третьей декаде апреля и в конце мая ряда изменений норм избирательного права. Депутаты, утратившие полномочия еще в марте месяца, незаконно внесли изменения, которые привели к созданию барьеров для г раждан для реализации пассивного избирательного права.
Так, подпунктом «б» пункта 16 статьи 1 Закона от 22 апреля 2013 года № 674-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах» (опубликовано в газете «Республика Башкортостан», № 42 от 26 апреля 2013 г.) были внесены изменения в часть 2 статьи 97.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, согласно которым, общее число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может быть менее 84 и более 176 человек.
Таким образом, резко увеличилось минимальное общее число кандидатов, выдвигаемых в списке кандидатов с 29 до 84 человек, то есть в три раза. Причем все эти изменения были внесены в последний момент, когда уже были подготовлены партиями предварительные списки кандидатов.
Вместе с тем, после внесения указанных изменений, возникли правовые коллизии при толковании и применении нормы, предусмотренной статьей 97.1 указанного Кодекса.
С одной стороны, согласно части 1 статьи 97.1 названного Кодекса число региональных групп не может быть менее половины и более числа образованных одномандатных избирательных округов, которые также могут содержать не менее одного кандидата и не более трех кандидатов. При этом согласно части 1.1. статьи 97.1 указанного Кодекса, общереспубликанский список может содержать не менее одного кандидата и не более трех кандидатов.
Исходя из указанных требований закона, с учетом общереспубликанского списка (минимум 1 кандидат, но не более 3-х) и общего числа региональных групп в не менее половине (28 региональныхгрупп по 1 кандидату, но не более 3-х в каждой) и не более числа образованных одномандатных избирательных округов (55 региональных групп), минимальное количество кандидатов, включенных в партийный список, составило бы не менее 29 человек (по одному кандидату из 28 региональных групп + 1 кандидат из общереспубликанского списка).
Однако, согласно изменениям в части 2 статьи 97.1 Кодекса о выборах, общее число кандидатов, включенных в список кандидатов, не может быть менее 84 и более 176 человек.
Таким образом. есть противоречия между требованиями, предусмотренными частями 1 и 1.1. статьи 97.1 Кодекса, с одной стороны, и нормой, закрепленной в части 2 статьи 97.1 Кодекса.
Видимо, понимая, что норма закона в данной редакции, лишилась здравого смысла вообще, депутаты предприняли очередную попытку узаконить свой произвол.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-з «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» (опубликовано в официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан), часть 1.1 статьи 97.1 дополнена предложением следующего содержания: «При этом суммарное число кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть и региональную группу списка кандидатов, не может быть менее трех».
Теперь норма части 1.1. статьи 97.1 названного Кодекса в окончательной редакции выглядит так:
«В общереспубликанскую часть списка кандидатов может быть включено не менее одного и не более трех кандидатов. В региональную группу может быть включено не менее одного кандидата. При этом суммарное число кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть и региотньную группу списка кандидатов, не может быть менее трех».
Отсюда видно, что третье предложение текста данной нормы несет смысловую нагрузку, жестко противоречащую посылам, содержащихся в первых двух предложениях текста, по сути, полностью их исключает.Кроме того, согласно статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О порядке опубликования и вступления в силу законов, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан» (в ред. Законов РБ от 01.03.2001 № 173-3, от 04.02.2003 № 457-3, от 07.11.2006 № 371-з), официальным опубликованием законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан» или в «Ведомостях Государственного Собрания
- Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», сборнике «Законы Республики Башкортостан».
В официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан имеется указание на официальное опубликование настоящего Закона, а также Кодекс Республики Башкортостан о выборах содержит все изменения в редакции Закона Республики Башкортостан от 28.05.2013 № 678- з.
Однако, в нарушение Закона Республики Башкортостан «О порядке опубликования и вступления в силу законов, актов Государственного Собрания
- Курултая Республики Башкортостан» по настоящее время Закон Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» официально в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан» или в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», сборнике «Законы Республики Башкортостан» не опубликован, а есть публикация перевода настоящего Закона на татарском языке в газете «Кызыл Тан», в № 107 (24221) от 04 июня 2013 г. Данную публикацию нельзя считать официальной, поскольку татарский язык не является государственным языком Республики Башкортостан. В тоже время публикация перевода закона на татарском языке ущемляет права других народов Республики Башкортостан, не владеющих данным языком.Вместе с тем, настоящий закон устанавливает дополнительные требования к кандидатам, которые закреплены в части 6.1. статьи 40 Закона Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3, касающиеся их зарубежного имущества, при его наличии, требует представление дополнительных сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке за последние три года, если сумма сделки превышает общие доходы кандидата и его супруга за три последних года.
Согласно части 6.3. статьи 40 настоящего Закона кандидаты должны к моменту своей регистрации закрыть все иностранные счета, вклады, прекратить хранение наличных денежных средств и т. д.
Таким образом. Закон Республики Башкортостан от 28.05.2013 № 678-3. касается не только пассивных избирательных прав граждан, но и регулирует имущественные права кандидатов. Отсутствие официального опубликования данных норм права приведет к незнанию прав и обязанностей кандидатами, что впоследствии послужит основанием для снятия их с предвыборной гонки.
В статье 2 Закона РБ от 29.05.2013 № 678-3 прямо закреплено, что настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и положения Кодекса Республики Башкортостан о выборах (в редакции настоящего Закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона.
Следовательно, данный закон в законную силу не вступил и положения Кодекса Республики Башкортостан о выборах (в редакции Закона РБ от
29.05.2013 № 678-з ) не могут быть применены к выборам депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан.
Таким образом, вышеуказанные изменения выборного законодательства лишены какой-либо логики, приводят к противоречиям и двойному толкованию.
На наш взгляд вышеуказанные изменения выборного законодательства противоречат следующим нормам Конституции Республики Башкортостан.Согласно статье 20 Конституции Республики Башкортостан в Республике Башкортостан не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Башкортостан в Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа.
Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В силу статьи 33 Конституции Республики Башкортостан гражданам в соответствии с федеральным законом Республики Башкортостан обеспечивается право участвовать в управлении делами Республики Башкортостан как непосредственно, так и через своих представителей.
Гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
Конституцией Республики Башкортостан, в частности частью 2 статьи 12, в Республике Башкортостан гарантирована и обеспечивается многопартийность.
В силу статьи 18 Конституции Республики Башкортостан в Республике Башкортостан права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти Республики Башкортостан, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу пункта 4 статьи 45 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Республики Башкортостан может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Башкортостан.
Полагаем, что назначение выборов, которые будут проводиться в рамках оспариваемых норм, является непосредственным условием для применения указанной нормы высшей судебной инстанцией Республики Башкортостан.
Согласно п.1 статьи 106 Конституции Республики Башкортостан Конституционный Суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека и гражданина разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан законов Республики Башкортостан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, пунктом 4 статьи 45 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», статьями 3, 18, 20, 33, чЛ ст.68, п.1 статьи 106 Конституции Республики Башкортостан,
ПРОШУ:
1. Внести предложение Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан о немедленном приостановлении действия Закона Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» и норм, содержащихся в подпункте «б» пункта 16 статьи 1 Закона от 22 апреля 2013 года № 674-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах».
2. Признать не соответствующими Конституции Республики Башкортостан положения подпункта «б» пункта 16 статьи 1 Закона от 22 апреля 2013 года № 674-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах», подпункта «б» пункта 25 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от
29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах».
Приложения:
1. Квитанция об оплате госпошлины.
2. Копии жалобы.
3. Копии свидетельства о регистрации регионального отделения политической партии в пяти экземплярах.
4. Копии выписки из ЕГРП в пяти экземплярах.
5. Текст Закона от 22 апреля 2013 года № 674-3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах» в пяти экземплярах (газета «Республика Башкортостан», № №83-84 от 26 апреля 2013 г.).
6. Текст Закона Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» в пяти экземплярах (из официального Интернет - портала правовой информации Республики Башкортостан).
7.
Текст Закона Республики Башкортостан от 29.05.2013 № 678-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» в пяти экземплярах на тарском языке (газета «Кызыл Тан», № 107 (24221) от 04 июня 2013 г.).
Председатель регионального отделения
26 июня 2013 года


Комментариев нет:

Отправить комментарий