вторник, 2 апреля 2013 г.

Азамат Буранчин. Ошибки президента



Выборы главы Башкирии могут состояться уже в этом году. Во всяком случае, для подобного утверждения есть ряд достаточно веских причин. 

Дело в том, что в четверг 21 марта президент республики Рустэм Хамитов сделал сразу несколько важных заявлений, которые вряд ли можно назвать случайными.
В частности комментируя инициативы Алексея Кудрина по реформированию системы власти в субъектах РФ, он отметил, что: «переход к парламентским вариантам прямой власти в субъектах Российской Федерации входит в противоречие с тем, что есть на федеральном уровне. На мой взгляд, руководителя региона надо избирать». Как считает президент РБ: «Все уже понимают, это неизбежно, что называется. 


Кроме того, население, мы тоже проводили социологический опрос, подтверждает, что нужно избирать руководителя: 65-67% жителей республики говорят о том, что руководителя республики надо избирать. Практика показывает, что в субъектах Российской Федерации должен быть руководитель, избранный населением, имеющий достаточные полномочия для решения всех больших, сложных задач, которые имеются на сегодняшний день».
Между тем, несмотря на то, что депутаты Госдумы рассмотрели законопроект, предоставляющий субъектам РФ право отказаться от прямых выборов губернаторов и заменить народное волеизъявление процедурой назначения, судя по заявлению президента РБ, в Башкирии он реализован не будет.
Сказал также  Р.Хамитов и о том, что пришла пора говорить «о возвращении к истокам федерализма». По его мнению: «у республик должно быть больше полномочий, в том числе, не только в получении денег, но и в контрольно-надзорной части, в управлении ресурсами своими, в решении задач жилищно-коммунального комплекса, в решении задач по заработной плате, труду и так далее».
Эти высказывания были бы типичными для главы национального региона, если бы не было известно о том, что до этого времени существовал негласный запрет со стороны республиканского Белого дома для местных СМИ на темы связанные с вопросами развития федерализма и прав регионов. А сам Р.Хамитов не раз заявлял о необходимости покончить с практикой противостояния федеральному центру. Другими словами этот неожиданный реверанс в сторону местных элит также говорит о многом.
Одновременно с этим через ряд медиа-ресурсов, подконтрольных администрации президента, в информационное пространство РБ были «сброшены» материалы в которых некие аналитики «Политком.ру» не только убеждали читателей, что «у оппозиции нет шансов на губернаторских выборах в Башкирии», но и даже опубликовали «список вероятных претендентов» на этот пост. Исходя из этого, можно предположить, что республиканские власти, видимо, всерьез рассматривают возможность совмещения выборов главы региона с избранием депутатов в местный парламент осенью 2013г.
Несмотря на то, что срок правления Рустэма Хамитова формально истекает лишь в 2015г. существует ряд причин, которые позволяют форсировать процесс переизбрания. Дело в том, что внутриполитическая ситуация в Республике Башкортостан сегодня такова, что несмотря на наличие значительных сил, заинтересованных в смещении Р.Хамитова, в регионе нет единой оппозиции, которая могла бы на выборах провести своего кандидата к желаемой победе. Во всяком случае, по сравнению с 2010г. активность антисистемных сил к настоящему моменту заметно снизилась. Механизм же выдвижения кандидатов в президенты (их могут выдвигать только партии, попавшие в парламент республики) дает башкирскому Белому дому все возможности, еще на стадии определения списка желающих, отсечь наиболее опасных для Р.Хамитова претендентов на власть. Соответственно, вполне вероятно, что администрацией может быть реализован сценарий, когда наряду с действующим руководителем РБ в список попадут лишь заведомо непроходные и неконкурентоспособные кандидаты на кресло главы Башкирии. Необходимо также отметить, что, несмотря на постоянные спекуляции, как со стороны власти, так и оппозиции, о рейтингах доверия населения республики к Р.Хамитову, позиции его до сих пор устойчивые, хотя и не такие высокие как в первые годы президентства. Отстроенная им вертикаль власти, при всех ошибках его кадровой политики, также вряд ли даст сбой в условиях бифуркации.
Однако ситуация эта может резко измениться к 2015г. И нет никакой гарантии, что сегодняшний раздробленный и неструктурированный антихамитовский блок не сумеет к этому времени консолидироваться в реальную политическую силу. Пока же ни бывший премьер Раиль Сарбаев (находящийся под следствием), ни активно набирающий политические бонусы медиамагнат Альберт Мухамедьяров, ни силы, группирующиеся вокруг экс-президента Муртазы Рахимова, серьезную опасность для главы республики не представляют.
Быть же избранным в ходе прямых выборов является большим соблазном для нынешнего президента, поскольку в случае победы, это позволит Р.Хамитову не только окончательно закрепиться на местном политическом Олимпе, но и, наконец, избавиться от ярлыка «московского ставленника».
Если выборы действительно состоятся в этом году, то учитывая все существующие факторы, шансы на его победу можно оценить приблизительно как 60% из 100. Включая влияние административного ресурса, ситуацию в регионе, отношение широких слоев населения к президенту, потенциал оппозиции, конфликт с М.Рахимовым и т.д. Ключевое значение в этом вопросе будет зависеть от решения Кремля и лично Владимира Путина.
С другой стороны и к 2015г. Р.Хамитов может подойти с высоким рейтингом доверия на фоне крупномасштабных проектов, осуществленных в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. Как запасной вариант можно вновь использовать схему избрания через Государственное Собрание (Курултай), который к этому времени будет, скорее всего, сформирован из полностью подконтрольного депутатского корпуса (в настоящий момент он состоит в основном из депутатов, подобранных еще администрацией М.Рахимова). Кроме того, есть 40% вероятности и проигрыша на выборах, а это достаточно высокий уровень риска. Как видим, для действующей власти РБ есть свои плюсы и минусы независимо от того пройдут ли выборы 2015г., либо уже осенью этого года.
В этой связи особую важность приобретает оценка деятельности самого Р.Хамитова который уже с 2010г. находится на посту президента Башкирии. И здесь мнения аналитиков и политологов расходятся коренным образом. Если эксперты, близкие к окружению президента, а также акторы, заинтересованные в сохранении существующего положения, характеризуют инициативы действующего руководителя лишь в положительном ключе, то оппозиция и менее ангажированные эксперты активно пытаются оспорить достижения местной власти. Дать же более объективную и взвешенную оценку как самому Р.Хамитову, так и ситуации в целом по Башкирии в действительности очень сложно. Поскольку до сих пор трудно понять, что это: болезнь роста, или медленная потеря контроля над ситуацией в регионе? Положение усугубляется и тем, что за время своего правления Р.Хамитов под давлением центра был вынужден инициировать крайне непопулярные и болезненные реформы по оптимизации сельских школ и медицинских учреждений республики, заметно усложнило ситуацию в аграрном секторе региона и вступление России в ВТО. Кроме того, администрацией президента не были выстроены взаимоотношения с влиятельными башкирскими национальными организациями и связанными с ними элитными группировками. А участившиеся случаи уголовного преследования местных гражданских активистов прямо или косвенно ударили по имиджу «президента-демократа» (например, осужденные за экстремизм зампредседателя Всемирного курултая башкир Ф.Ахмешин, общественники А.Дильмухаметов, Р.Загреев и др.).
Однако главную ошибку, на наш взгляд,  Р.Хамитов допустил, убрав со своего поста, в ходе политической реформы по слиянию аппарата правительства и администрации президента, премьер-министра Азамата Илимбетова. Независимо от оценки целесообразности этого шага, очевидно, что этим он не только сломал хрупкий баланс этнического представительства во власти лиц титульной национальности (А.Илимбетов был выходцем из башкирского Зауралья), но и дал возможность оппозиции, состоящей главным образом из людей близких к М.Рахимову, трактовать его политику как заведомо «антибашкирскую». Ранее фигура премьера олицетворяла собой лояльную к новому режиму часть башкирской элиты, была гарантом сохранения этнического баланса. Более того, главным образом именно за счет этого негласного внутриэлитного соглашения были успешно проведены ключевые выборы в регионе - вначале федеральные думские, а затем и президентские (2012г.). Однако данная вертикаль в ходе упразднения поста премьера была сломана, соответственно сложилась новая конфигурация внутри самой власти. Но как эта система будет работать в условиях открытого вызова, сказать пока сложно.
В любом случае ситуация в этой сфере непростая и требует более детального рассмотрения, поскольку сегодня уже ясно, что вокруг «башкирского вопроса» в последующем будут выстраивать свою предвыборную позицию практически все серьезные претенденты на власть, причем как в положительном, так и отрицательном контексте. И дело тут не только в формальном представительстве как многие наивно полагают, а в том, что система региональной власти еще с советских времен была создана и функционировала на сложной матрице с «опорой на этничность», имеет давние традиции и практики, без учета которых ситуацию в регионе трудно удержать под реальным контролем.
Ясно, что для стабилизации режима Р.Хамитову сегодня нужна более высокая согласованность с местными элитами, при желании такой диалог можно было бы наладить достаточно быстро. Что сразу же убрало бы многие риски, которые неизбежно возникнут в период кампании. Кроме того, данная согласованность прямо пропорциональна использованию административного ресурса, а значит и уровень легитимности выборов при наличии элитного диалога значительно бы возрос.
В связи с чем характерно, что в первые годы своего правления президент вел достаточно активную информационную политику, давал интервью и т.д. Однако по мере того, как он все дальше отходил от башкирской элиты, сужалась и его открытость для местной интеллигенции и представителей СМИ, постепенно сошла на нет и модернизационная риторика. Но этот контент усиленно стали заполнять, прежде всего, антихамитовские медиа-ресурсы, а сама оппозиция, пока администрация президента искусственно увеличивала число противников, все это время активно создавала альтернативную официальному потоку информационную площадку. Сегодня это уже свершившийся факт, сильно осложняющий положение для действующей власти.
Тем не менее, повторюсь, шансы у Р.Хамитова одержать победу в ходе прямых выборов достаточно высокие.
К сожалению, точно спрогнозировать как будет проходить эта кампания сегодня очень сложно, поскольку существует уже много политических игроков, в том числе и с большими финансовыми возможностями, которые могут не только создать мощную конкуренцию Р.Хамитову, но и серьезно ухудшить ситуацию в республике, не вступая при этом открыто в предвыборную борьбу. Есть вероятность, что вся эта кампания, независимо от времени проведения, станет одной из самых «грязных» в истории Башкирии, как это уже было 2003г.
В настоящий момент башкирские власти официально еще не объявили о начале предвыборной гонки, однако это можно объяснить тем, что решение вопроса такого уровня находится в компетенции, прежде всего, Кремля и лично президента В.Путина. И на данное решение будут влиять множество факторов, включая и внутриэлитные перестановки в верхних этажах российской власти (например, прогнозируемое аналитиками смещение в скором времени Д.Медведева с поста премьера, а Р.Хамитов предположительно является человеком именно «либерального крыла» Белого дома).
В любом случае Республика Башкортостан - сложный регион с национальной спецификой, и учитывая неоднозначные процессы, которые идут сегодня в целом по стране, было бы наивно думать, что федеральным центром ситуация здесь будет пущена на самотек. Соответственно сигнал о старте кампании в Башкирии и будет означать, что В.Путин определился с кандидатурой, а сам Р.Хамитов автоматически получит полуофициальный статус кремлевского фаворита. Но пока центр хранит молчание…
Азамат Буранчин



Справка
Азамат Мажитович Буранчин

Заведующий отделом этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан
Автобиография
Заведующий отделом этнополитологии Института гуманитарных исследований Республики Башкортостан, кандидат исторических наук (2007 г.)
Родился 1 января 1978 года. В 2000 г. закончил исторический факультет Башкирского государственного университета, аспирантуру Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.
Область научных интересов: современные этнополитические процессы, проблемы федерализма и региональной идеологии, языковой ситуации и языковой политики; политическая система Республики Башкортостан, проблематика традиционализма и современного башкирского общества.
Количество научных публикаций: 60
Монографии:
1. Буранчин А.М. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. - 180 с.
2. Буранчин А.М. Трансформация государства и общества в условиях глобализации: модель Башкортостана.  (в соавтор. с Д.Абдрахмановым), Уфа, 2007. – 228 с.
3. Буранчин А.М., Бадранов А.Ш. Республика Башкортостан в системе российского федерализма (конституционно-правовой и политологический анализ). Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2009. - 128 с.
4. Буранчин А.М. Политическая история Республики Башкортостан в 1990-2000 годы. Изд-во «LAP LAMBERT Academic Publishing» (Германия), 2012. – 204 с.
5. Буранчин А.М., Вахитов Р.Р., Демичев И.В. Социальные механизмы межнациональной стабильности в полиэтничном регионе России (на примере Республики Башкортостан). – Уфа, «ДизайнПолиграфСервис», 2011 - 136 c.




2 комментария:

  1. ну ты и провокатор, Загрей! зачем название такое дал?!

    ОтветитьУдалить
  2. молодец азамат,хорошая статья.рамиль хисаметдинов.

    ОтветитьУдалить