воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Говно нации. По простому о Курултае башкир

 События последних месяцев показывают, что элита Башкортостана продолжает занимать аморфную позицию, в то время как татарстанское лобби имеет все шансы на успех

Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир» (в дальнейшем – Курултай башкир, ВКБ) представляет собой уже достаточно традиционную (с 1995 г.) форму организации национальной политики в отношении коренного российского народа - башкир. Наряду с Собором русских Башкортостана, Конгрессом татар, Канашем чувашей и др. национальными республиканскими организациями она формирует поле взаимодействия государства и общества по вопросам удовлетворения национально-культурных потребностей жителей.




Есть еще объединяющая их структура Ассамблея народов Башкортостана, роль которой, впрочем, не велика. С самого начала создания таких общественных организаций, а они были именно целенаправленно созданы самим республиканским руководством, их роль заключалась в том, чтобы служить легитимным каналом обратной связи между наиболее активными представителями этнических групп и властью. Схема эта была одной из первых опробована в Татарстане, Башкирии и опыт переняли другие национальные регионы. Несмотря на свою громоздкость и сложность со своей задачей эта тщательно выстроенная и планомерно поддерживаемая государством схема справлялась, хотя и с переменным успехом. Власть получала поддержку от жителей и имела возможность управления межнациональными отношениями. Сами эти отношения между народами, диаспорами, группами и нац. организациями во все времена считались в России предметом особого внимания. Так и поныне. В 2012 году Владимир Путин в предвыборных материалах после вводной первой статьи о вызовах, стоящих перед страной, вторую посвятил национальному вопросу. Действительно, современный мир представляет нам множество свидетельств разыгрывания национальной карты, стихийных и наоборот спровоцированных межнациональных конфликтов. Угроза таковых реальна и для нашей страны.
Что же мы наблюдаем в Башкортостане сегодня? Образно говоря, система национальной политики в регионе «буксует», грозя переходом в неуправляемую стадию. Началось в 2010 году упразднением министерства культуры и национальной политики РБ и символично выразилось в реплике президента Рустэма Хамитова в интервью «Эхо Москвы» о том, что оказывается дружба и согласие между народами это результат врожденной предрасположенности жителей республики, а вовсе не национальной политики и внимания государства в лице руководителя региона. Люди у нас такие! Вот только события последних лет настораживают: бесконечные скандалы внутри и около национальных организаций, отток действительно серьезных и влиятельных людей из таких движений, радикализация молодежи, все больше случаев судебных разбирательств, уголовных дел, реальных арестов и посадок. В информационном поле допускаются к опубликованию материалы журналистов, мнения людей, сомнительных экспертов, носящих явный провокационный характер. Чаще стали появляться сообщения о стычках , драках, случаях непонимания и невнимания не только в бытовой сфере (например, инцидент в д. Тавакачево летом 2012 г. ), но и захватывающие социум целого города (недавний конфликт по поводу креста в Кумертау, захват мечети в г. Баймак и вызвавший его конфликт между айзербаджанцами и местными ребятами и др.). В столице Уфе уже два раза прошел «Русский марш», регулярно проводятся всевозможные мероприятия с акцентом на слово «русский». Неоднородно татарское национальное движение, во многом также носящее дестабилизирующий характер. Камнем преткновения стал вопрос преподавания родных и государственных языков, сделано множество заявлений, но государство не создало площадки для компромиссного решения вопроса, обсуждения и отделения плевел от зерен, провокаторов от действительных активистов. С 2010 года накопилось множество нерешенных проблем и претензий к власти у башкир, татар и русских, других традиционных этнических групп, остались без контроля процессы внутри усиливающихся новых диаспор. Никто не знает, что зреет среди прибывших и оставшихся на постоянное место жительство трудовых мигрантов.
Опыт показывает: без сильной региональной власти курултаи, соборы, канашы, конгрессы не просто становятся малоэффективными инструментами регулирования межнациональных отношений, но и сами во многом начинают порождать напряженность, усугубляемую непрофессиональным освещением СМИ, действием целой группы разнонаправленных провокаторов, продолжающимся бездействием и некомпетентностью властных структур. Правоохранительные структуры в этих условиях действуют либо по факту или иногда превентивно, но в силу своей специфики всегда силовыми методами, что тоже не добавляет спокойствия и мира. В задачи нашей публикации не входит рассмотрение ситуации в межконфессиональной сфере Башкирии. Кратко можно сказать, что и там наблюдается целый ряд негативных тенденций, к выявлению и устранению которых ни власть, ни другие заинтересованные силы даже не приступали.

Что же делается руководством республики в лице Рустэма Хамитова в сфере национальной политики?
Главное - об этом говорится почти в каждом интервью. Много хороших и добрых слов. Правда жители республики давно заметили, что сказанное Хамитовым подчас опровергается его же действиями. Сказал, Торатау – наша гордость и краса, через год – полтора смотришь на форуме «Большая химия» гору рассматривают в качестве сырья. А ведь она уже давно не просто священная гора башкир, это бренд республики, растиражированный самой властью в презентационных материалах, книгах и альбомах, а самое главное – ее любят все жители Башкирии без разницы какой национальности, это место международных этнофестивалей, праздников, отдыха и молитвы. Как Фудзияма для японцев.

С самого начала своего президентства Хамитов уверял, что будет отстаивать права республики, федеративные принципы. Все хорошо помним как быстро и он, и Государственное собрание республики отреагировало на сигнал из Кремля, поданный через уста Рамзана Кадырова. Быстро собрались и отказались, как знатоки из «Что?Где?Когда?» не только от дополнительного времени (был для раздумий и работы еще целый год), но и фактически от самого решения вопроса – единогласно заменили звание «президент» на «глава» и «башлык».

События последних месяцев по этому поводу показывают, что элита Башкортостана продолжает занимать аморфную позицию, в то время как татарстанское лобби имеет все шансы на успех. Казалось бы вот он тот момент, когда есть необходимость и возможность объединить усилия двум республикам, показать пример другим национальным регионам, найти площадку для переговоров по многим острым совместным проблемам. Нет, видно пока не получается! В Башкирии пока некому представлять ее народ, его требования и интересы.

Продолжается откат от достижений последних десятилетий и в тех сферах, которые не всегда напрямую, но опосредованно влияют на сложение межнациональной ситуации. Это сферы культуры, образования, телевидения, печати, спорта.

Процессы эти объективные, но читателям не стоит думать, что все так и должно было быть. Запущенные с приходом Хамитова в 2010 году, они могли развиваться по нескольким сценариям. Именно 2010 и 2011 годы стали во-многом определяющими для формирования курса нового руководителя республики, а в сфере национальной политики этот период ознаменовался решением вопроса с Всемирным курултаем башкир. То, что такой вопрос был, и стоял ребром помнят, я думаю, все интересующиеся общественными делами в республике. Сегодня наблюдая за деятельностью этой организации мы видим, что получилось из этого и что было необходимо от главной башкирской организации руководству республики. Необходима была тишина, полное невмешательство ни во что серьезное, имитация деятельности.

Такой результат был достигнут не сразу. В первоначальный период Хамитов реально хотел опереться, найти поддержку у курултая башкир. Он лично приходил на заседания исполкома со всем кабинетом министров, приглашал к себе делегацию, поручал решать финансовые проблемы, оставшиеся после 3 Всемирного курултая башкир. В своих заявлениях выступал за сохранение и укрепление позиций башкирского языка, автономии республики, принял программу развития Зауралья и северо-востока. Другое дело, что уже начиная со второй половины 2011 года стала замечаться главная слабость Хамитова как руководителя – он не отвечал за свои слова, проще говоря, говорил очень много об одном, но потом дела складывались совершенно по-другому.

Не найдя поддержки у погрязшей во взаимных обвинениях и склоках башкирской интеллигенции, он сам отвернулся от нее, а разглядев, что причиной бурных процессов в курултае и возле него являются, всего то на всего, личные интересы самих членов исполкома, он просто договорился с теми из них, кто обещался держать в узде организацию взамен личного благополучия. Сначала за депутатское место такую роль выполнял Марсель Юсупов, деньгами и банкетами затыкавший рты, затем Румиль Азнабаев с компанией, которого пропустили в Государственное собрание РБ вместе с Халяфом Ишмуратовым.

Все довольны!

Сложность ситуации состоит в том, что таким образом межнациональное согласие не купишь, это не депутаты. Только благодаря тому, что в республике традиционно сильно уважительное отношение к власти, сильны традиции бесконфликтного общежития народов и этнических групп - в обществе пока не было сильных потрясений на межнациональной почве. Однако трещины уже пошли. Усилиями одних правоохранительных органов их не ликвидировать, у силовиков по объективным причинам (нехватка квалифицированных кадров, времени, возможностей, специфика самой их работы) это не получится сделать на стадии возникновения, они привыкли работать уже с последствиями.

Именно недопущение возникновения причин, решение неизбежно возникающих противоречий, отсекание от здорового общества ненормальных элементов (экстремистов, радикалов, националистов и т.д.), выполнение демпфирующей буферной роли между людьми и властью, обществом и государством, обеспечение так называемой обратной связи – вот основная задача аффилированных государством национальных организаций.

Как только эту роль они перестают выполнять, их ценность резко снижается, а в нашем случае Курултай башкир, занимая статусно-ролевую позицию выразителя интересов башкирского народа, эту роль откровенно саботирует. Неправильно не то, что приближенностью к власти пользуется кучка членов исполкома, а то, что их бездействие оборачивается уходящими вглубь нерешенными вопросами, которые не находя легитимных способов если не решения, то хотя бы обсуждения, повышают градус напряженности в обществе, где и без того множество проблем.

Всемирный курултай башкир сегодня переживает глубочайшую стагнацию, грозящую в скором времени полной потерей легитимности в глаза народа, а значит и власти. Зачем содержать организацию, которая не за что не отвечает и за которую никто не заступится. Многие это понимают и в самом курултае, все таки большинство рядового состава, особенно региональных курултаев, это люди искренне болеющие сердцем за свой народ. На данный момент идет процесс распада самой структуры ВКБ, выражающийся в следующем:

- потеря всякого чувства единства, консолидированности внутри самого исполкома. Особенно явно это проявилось после попытки в соответствии с уставом смещения с должности председателя Азнабаева Р.Т в феврале этого года. Тогда благодаря совместным усилиям власти, силовиков и слабости самой инициативной группы по смещению Азнабаева этого сделать не получилось. Но праздновать победу уже никому не хотелось. Все понимали, что долго так продолжаться не может.

- режим «информационной тишины». ВКБ как говорил Винни Пух «странный предмет», он вроде есть, но в информационном плане его нет. Перестали реагировать даже на вопиющие случаи оскорбления башкирского народа, не делают каких-либо важных заявлений, хотя поводов для них было много.

- идет развал региональной структуры ВКБ. Скандал в Челябинском курултае между ветеранами и молодыми бизнесменами, прекратил работу Свердловский курултай, базировавшийся на Представительстве РБ в области, которое было закрыто. В Оренбургском курултае тоже не все спокойно. В Пермском – все держится на одном человеке. Благополучен только Самарский курултай и то, потому что он всегда надеялся только на свои силы. Как видите, в регионах компактного проживания башкир курултаи переживают кризис и теряют свои позиции, таким трудом завоеванные с 1995 года.

- мероприятия, проводимые ВКБ, в последнее время носят подчеркнуто неполитический характер. Более полугода не проводилось заседания исполкома, на недавние Дни культуры курганских башкир позвали членов выборочно, только тех, кто не испортит музыку. В июне собрали курултаевцев со всего мира, накормили, гостиницей обеспечили, на круглом столе «Патриотическое воспитание молодежи» дали послушать про то, как благополучно идут дела. Никто правда не обратил внимания, что не позвали членов исполкома и не было самой молодежи, о патриотизме которой шла речь. Съездили на Салават йыйын, похлопали башлыку Хамитову, прекрасно провели время и разъехались.

О слабости главной организации башкир говорит самый основной факт. А именно: все больше попыток заместить ее со стороны других, пока еще молодых да ранних, организаций. Кук буре, Совет аксакалов, Башкорт, Туган тел, всевозможные сходы батыров, майданы и т.д. как бы не выглядели подчас глупо, тем не менее, свидетельствуют о запросе самого башкирского общества на выполнение функции отстаивания своих интересов. Тенденция такова, что этот запрос будет только усиливаться. Курултай перестал удовлетворять возложенным на него требованиям и став потенциально нереформируемым должен сгинуть, чтобы вполне возможно возродиться из пепла.

Булат Шафиков
3 Декабря 2014
https://vk.com/ismagilovsagit?w=wall-40135500_2912

http://kyk-byre.ru/1666-po-prostomu-o-kurultae-bashkir.html

2 комментария:

  1. курултай манкуртов во главе с главным манкуртом азнахайем на свалку!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. неактуальный материал о нах никому не нужном органе

    ОтветитьУдалить