Курбаншо: "А здесь, Рамиль Агзамович, будет ваш большой кабинет общественного контроля за "Кроношпаном". |
Провозвестник МСУ Р.Загреев
В августе 2014 года вступил в силу федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ (№212 — ф3). По-разному воспринимают данный законодательный акт многонациональная общественность и органы исполнительной власти РФ. Для общественников этот закон является долгожданным правовым документом,
гарантирующим признания их деятельности и учета решений общественных объединений в области государственно-правового регулирования общества государственными структурами исполнительной власти РФ и субъектов Федерации.
Некоторые общественники называют данный федеральный закон «революционным», ибо в условиях игнорирования решений общественных структур и преследования оппозиции нынешними властями долгожданный правовой акт вселяет какую-то надежду для решения особо значимых проблем в социально-экономической сфере жизни Российского общества. При умелом преподнесении данных проблем перед властями может возникнуть диалог между общественными и государственными структурами Российской Федерации.
В Республике Башкортостан, как и в других субъектах РФ, созданы общественные советы. Они образованы при разных государственных структурах республики. Существуют они при Министерстве образования РБ, министерстве внутренних дел и администрациях городов и районов муниципальных органов государственной власти и т.д.
А федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» предоставляет права всем общественным объединениям и гражданам участвовать в общественном контроле над деятельностью Исполнительной власти РФ. Об этом свидетельствует статья 3 п.1 « Граждане РФ (далее также граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля, как лично, так и в составе общественных объединений и иных государственных некоммерческих организаций». Пункт 3 «Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
... Общественные объединения и иные некоммерческие государственные организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом...».
В законе закреплены 5 форм общественного контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественное (публичное) слушание.
В качестве субъектов общественного контроля здесь выступают следующие структуры:
а) Общественная палата РФ;
б) Общественные палаты субъектов РФ;
в) Общественные палаты (советы) муниципальных объединений , общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:
- общественные наблюдательные советы;
- общественные инспекции;
- группы общественного контроля;
- иные организационные структуры общественного контроля.
Но в то же время многие общественники скептически воспринимают закон, они не верят в его действие в нынешних условиях постепенного отхода властей от проблем общества и расцвета коррупции в некоторых регионах России. Однако, закон содержит положения и статьи, обязывающие власти считаться с действиями и решениями субъектов общественного контроля.
Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральным законом отдельные публичные положения изложены в статье 16 (п.5).
Они обязаны:
- предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;
- рассматривать направленные им запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, регулирующим отдельные сферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
- рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащие в итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
Успех общественного контроля во многом зависит от самих субъектов общественного контроля: общественных инспекторов, экспертов, наблюдательных комиссий, групп и т.д.
Для реализации целей и задач контроля в законе закреплены права и обязанности субъектов общественного контроля.(ст.10). Они имеют права осуществлять контроль в пяти формах, предусмотренных настоящим федеральным законом, выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, запрашивать в соответствии с законодательством РФ у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, посещать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации, в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры, обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Вся вышеизложенная полноправная деятельность субъектов Общественного контроля осуществляется лишь при соблюдении ими своих обязанностей. Они обязаны:
- соблюдать законодательство РФ об общественном контроле;
- соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
- не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций осуществляющих в соответствие с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
- соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если е распространение ограничено федеральными законами;
- обнародовать информации о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим федеральным законом.
Любой здравомыслящий гражданин РФ твердо уверен, что при осуществлении общественного контроля обязательно могут возникнуть конфликты. Федеральный закон (ст.11) предусматривает возможность появления конфликтов , и их причины связывает с личной заинтересованностью общественного инспектора, эксперта и т.д. Под личной заинтересованностью общественного инспектора или общественного эксперта. влияющего на объективность и беспристрастность осуществления общественного контроля, в настоящем федеральном законе понимается возможность получения общественным инспектором, общественным экспертом, или иным субъектом общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в т.ч. имущественных прав, либо услуг для себя или для третьих лиц.
В случае возникновения у общественного инспектора или у другого субъекта общественного контроля личной заинтересованности, который может привести конфликту интересов, общественный инспектор обязан проинформировать соответственно субъекта общественного контроля (Общественная палата, общественный совет и т.д.) в письменной форме. При наличии конфликта интересов общественный инспектор не допускается к осуществлению общественного контроля.
Далее в федеральном законе изложен порядок осуществления общественного контроля в следующих формах:
- общественная проверка;
- общественная экспертиза;
- общественное обсуждение;
- общественное слушание.
В самой последней 27-ой статье закреплена ответственность за нарушение законодательства РФ об общественном контроле. За нарушение законодательства РФ об общественном контроле одинаковую ответственность несут и должностные лица органов государственной власти , и сами субъекты общественного контроля.
Закон, вроде правовой, одинаково учитывает интересы обеих сторон: субъектов общественного контроля и органов государственной власти. Но сможет ли данный правовой акт стать реальностью в нынешних условиях общественно-политического развития Республики Башкортостан, покажет время.
Одни, прогнозируя дальнейшие события в республике, сомневаются в успехах общественного контроля в Башкортостане, ибо по их рассуждению этому процессу противостоит коррупция, охватывающая все структуры исполнительной власти РБ и РФ. А другие воспринимают общественный контроль в республике формально, так как по их прогнозу общественные палаты, советы будут заседать, но их решения всегда будут выражать интересы органов власти, а не общественников.
В настоящее время в г.Уфе многие общественные объединения РБ, региональные отделения федеральных партий выдвинули кандидатов в общественные советы министерств. органов местного самоуправления, муниципальных органов власти и т.д.. Своих кандидатов выдвинули Башкортостанское региональное отделение федеральной партии «Яблоко» (председатель Наумкин С.А.), Координационный совет общественных объединений Республики Башкортостан (председатель Жукова А.Р.) и др.. Но всех выдвинутых волнует только один вопрос: будет ли гарантия им осуществить общественный контроль со стороны власти? Тут каждый, наверное, согласится, что все это зависит не только от самих кандидатов, общественных объединений, но здесь большую роль должна сыграть еще Общественная палата РБ, возглавляемая ее председателем Р.И.Бигновым.
Ирек Агишев,
кандидат, выдвинутый от общественных объединений республики в состав Общественного совета Министерства образования РБ
Комментарий Провозвестника МСУ Роберта Загреева:
"Гапоновщина для прогнившей власти - всё равно что мертвому припарка"
А глав выбирать не пробовали?
Власть абсолютно не понимает сущность МСУ, считает ее продолжением вертикали в которую и теперь еще пытается встроить в вертикаль и т.н."Общественный контроль".
Но самое обидное, что и простые люди не понимают, что такое МСУ. Приведу пример. Один из самых энергичных активистов-общественников, основатель "Общественного движения по защите жилищных прав граждан в г. Уфе" глубоко мною уважаемый, но, к сожалению, ныне покойный Юрий Петрович Пастухов тратил неимоверные усилия, оббивая пороги администрации города, доказывая необоснованность коммунальных тарифов. Я всегда восхищался его упорством, энергией, и считаю, что он заслуживает увековечивания его памяти в названии одной из улиц в Сипайлово. Но, в то же время, мне кажется, что тратить столько сил на то, чтобы стоимость услуг снизить на сто рублей в месяц, конечно важно и полезно. Но для многих горожан это некритичная цифра. И широкие массы не поймут, зачем ломать столько копий, добиваясь таких подачек от чиновников, когда необходимо ставить ребром вопрос о власти в городе. Ведь местное самоуправление это не контроль над тарифами и Управляющими компаниями, а непосредственное управление гражданами всеми вопросами жизнедеятельности города.
Корень всех бед (от уборки снега до строительства «Кроношпана») в отстраненности народа от процесса принятия решений, посему, любой, кто провозглашает иные лозунги, помимо всенародных выборов мэра и пропаганды МСУ, называя себя при этом оппозиционером, есть либо человек, страдающий политической близорукостью, либо провокатор, стремящийся распылить наши силы!
Если Вы действительно хотите изменить жизнь, не надейтесь на чиновников. Даже если вы установите за ними жесткий общественный контроль, они всё равно не решат ваши проблемы, потому что они сами и есть Проблема.
И не надо бороться с последствиями, вместо борьбы с причинами. Поэтому боритесь за всенародные выборы мэра, распространяйте идеи местного самоуправления граждан среди забитых хамитовщиной жителей нашего города.
Так Спасены Вы будете!
Роберт Загреев,
редактор газеты "За местное самоуправление" (издается с 2004г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий