понедельник, 22 декабря 2014 г.

Пролетая над гнездом...

Сибайский кантон

Сидел вечером и смотрел ретро-концерт на телеканале «Курай». Попурри из своих хитов спела, в том числе, и Гульдар Ишкуватова. Обратила внимание песенка про Сибай, в свое время была очень популярной, да и сейчас многим нравится.
Задорная такая, молодежная как и положено молодому городу. Скорее всего, и была написана по заказу в те времена, когда сибайская филармония находилась на острие развития башкирской популярной музыки, т.к. собрала в своих стенах молодых и талантливых.



Времена другие, многое что поменялось. А вот что и насколько серьезно  постараемся рассмотреть в нашей статье.

Само название города «Сибай» историческое и взято от названия родовой деревни известного башкирского кантонного начальника Шаяхмета Сибаева. Сейчас это деревня Старосибаево рядом с г. Сибаем, у нее есть народное название Атайсал, которое, из-за ставшей популярной народной песни «Сибай», стало нарицательным название родного края, родимой стороны. В названии статьи мы дали русский перевод заглавных слов этой песни, в которой поется о тоске по родному аулу, привычной обстановке и мечта о возвращении в ранге кантона к себе на родину. Как известно, Шаяхмету Сибаеву не суждено было вернуться живым на родину. Именно такова первая символическая роль у слова «Сибай» у всякого мало-мальски знакомого с родной культурой башкира.

Естественно, мало кто, даже зная смысл песни, при обращении со словом «Сибай» думает в таком духе. Для зауральского башкира, молодость которого прошла в последние двадцать лет, Сибай – это город веселой учебы, город возможностей, стремлений и первых успехов.

Советский Сибай – это город горняков, с преимущественно русским населением. Как и многие молодые города СССР, Сибай развивался большими темпами  и требовал молодых сил, которые приезжали со всех концов страны.  Лишь к 2002 году соотношение башкир в населении города приблизилось к 50%, между тем как вокруг города сплошь башкирские деревни. В советское же время этот показатель был в 79 г. – 36,1в 89 г. – 40,4 % соответственно. Схожая ситуация была и в других зауральских промышленных городах в окружении многочисленных башкирских сел – Учалах, Белорецке. Кратко говоря, башкирского в этих городах было мало. Мои друзья, выросшие в светлое советское время в Сибае, абсолютно не знали башкирского языка, культуры и т.д. Особенно если у них отсутствовала связь с деревней. Нет, конечно, скорейшей урбанизации башкир такие города служили успешно, другое дело, что в первую очередь башкирами заполнялись ниши низкоквалифицированных рабочих, рабочих социальной сферы (рядовые врачи, милиция, библиотеки, школы).

Ситуация начинает меняться в 90-е годы прошлого столетия. После парада суверенитетов, развала командно-административной экономики города  полностью перешли под республиканское руководство со всеми вытекающими. А они первое время были таки неплохие. Все таки градообразующие предприятия стали республиканскими, они работали на полную мощность, признаков стагнации еще не наблюдалось, махина советской экономики шла на огромном разгоне, которого, как видим, хватило у нас в республике почти на 20 лет. Рахимов, как сам не раз говорил, не пустил олигархов и оставил контроль  за собой. Все назначения глав городов и предприятий шли через него, что позволило мэрам и директорам сосредоточить в своих руках огромную власть и возможности для развития.

Не будем говорить о перегибах и недостатках такого способа управления, но стоит сказать, что в общем то с основными проблемами развития и поддержания порядка на вверенных территориях она справлялась хорошо. В самые тяжелые годы безденежья и наступления рынка школы не закрывались, и детские сады тоже, даже строились новые. Учащейся и трудящейся молодежи была возможность перекантоваться пару лет в общежитиях. Стипендии до 98 года получали нормальные, хватало на многое.

Именно 90-е – это время расцвета Сибая как башкирского города. С открытием городской филармонии  в 1993 году, об этом услышала вся республика. В нее пришли молодые, полные свежих сил и идей выпускники уфимского училища искусств. Певцы Азамат Тимеров с женой Нафисой, Лилия Биктимирова, Гульсум Бикбулатова,  музыкант Ильшат Яхин, поп-певец Сагидулла Байегет и др. Все они стали популярными именно в Сибае, самый лучший период их творчества тоже приходится на сибайский этап биографии. Начали проводится конкурсы «Ирендык мондары», сибайская филармония была желанным гостем на гастролях. Этот расцвет длился 10 лет. Получив известность, квартиры, звания, артисты один за другим переехали в Уфу и обосновались в уже уфимской филармонии. Вся первая волна уехала, вторая волна тоже бы уехала, но в Уфе уже нет для них места. А в Сибае квартиры для артистов давали, вплоть до последнего времени, -  исправно. В итоге чего-чего, а с артистами в Сибае проблем нет, к тому есть еще башкирский театр. Артисты и актеры с семьями послужили основой формирования истинно башкирской по языку и духу части населения Сибая.

Ровно такая же ситуация сложилась чуть позднее с учеными и преподавателями открывшегося в 1998 году Сибайского института БГУ. Существенный задел уже существовал в виде двух филиалов БГУ и БГПИ, на базе которых и был открыт институт. СибБГУ, как его называют в народе, получил невиданное даже по советским меркам импульс развития. В этом процессе велика роль личности Ярмухаметова З.Г., который  был назначен директором и пришел на эту должность с опытом руководства самим городом Сибаем (с 1992 г.), со связями и опорой на горную промышленность.

Был  построен главный корпус, общежития, другие здания. Порядок и дисциплину установили образцовую. Квартиры получали молодые преподаватели тоже достаточно быстро, особенно после защиты кандидатских, были возможности получения земельных участков. И так же, как в случае с артистами, молодые преподаватели при первой же возможности все равно уезжали и продолжают уезжать на «постоянку» в Уфу. Причем уезжать то начали не сейчас, когда все жестче идет оптимизация и сокращение, а тогда когда были все условия для работы и личностного роста. Строились садики, школы, на улицах Сибая зазвучала башкирская речь, башкиры стали наконец полноценными жителями города. И самые развитые из них без жалости бросали свои уже обжитые жилища и уезжали за 500 км в большую Уфу. И ведь большинство же являлись выходцами из соседних с Сибаем районов, т.е они тем самым отдалялись от своих родных сел, родственников.

Именно тогда сложился образ Сибая как города временного вынужденного пребывания, как стартовая площадка для покорения Уфы. Этот фактор серьезно с самого начала наложил ограничение на возможности реального развития Сибая и его общества. Первоначальные благоприятные условия для развития были использованы нерационально. Их не ценило ни само руководство, ни сами жители.  Переехавшие в Уфу артисты ничего лучше своих сибайских произведений уже не создали, попали в наезженную колею получения «заслуженного», «народного» и т.д. Преподаватели, имели возможность постепенно вырасти вместе со своим вузом, но уехав в Уфу увезти смогли только свой уровень провинциального препода, ориентированного на сельских детишек. Ничего в уфимскую науку они не добавили, да и вряд ли могли. Главная ошибка в развитии была допущена, когда оперлись только на свои силы. Между тем, следовало бы найти необходимые кадры в Уфе, отучить в ведущих вузах первые две-три волны преподавателей-исследователей для закладывания базиса будущего мощного вуза. СибБГУ же решил достаточно примитивно главную задачу, по мнению его создателей, принял те  многочисленные поколения второй половины 80-годов рождения башкирских ребят из зауральских районов, которым дали после пятилетнего их хождения по коридорам, диплом о высшем образовании. Все это происходило при постоянном оттоке перспективных и ни очень, но все-таки опытных, преподавателей в Уфу. Кто же их учил? Те, кто сам недавно закончил СибБГУ и не смог сразу рвануть из родных пенат. Итог печален: в газетах ближайшего Магнитогорска все еще в объявлениях о вакансиях встречается приписка что-то типа «Обладателям дипломов СибБГУ не обращаться».

Пример Сибая показателен с точки зрения того, каким образом даже при наличии условий для роста, этот рост не всегда может быть качественным. Сейчас Сибай настолько же башкироязычный город, насколько и русскоязычный. Башкиры чувствуют там себя комфортно, растет уже третье поколение башкирских ребят, которые имеют возможность ходить в национальные садики, школы, театр, филармонию. Необходимо, чтобы люди стали связывать с развитием своего города  свои судьбы и судьбы своих детей. Иждивенческое настроение первых поколений преодолено, да и квартиры сейчас уже не выдаются так легко. Но купить квартиру в Сибае реально  - любой работающей семье, построить дом также по силам. Роль города как своего рода аккумулятора лучших трудовых ресурсов башкирского юго-восточного Зауралья будет возрастать.

Видно, понимает это и руководство республики. Проводят каждый год инвестфорум «Зауралье», принята программа развития региона, но реальных подвижек пока не видно. Не считать же за таковую инициативу о строительстве табачной фабрики.

Сибай и раньше был городом особой дворовой гоп-культуры, именно усиленная башкирская урбанизация выступила ее идейным противником и позволила во-многом улучшить социальный климат в городе. Но сейчас к не до конца устраненным негативным тенденциям, добавляются новые,  носящие общероссийский характер, но, к сожалению, хорошо принимающиеся на сибайской почве. Например, огромной проблемой стало распространение наркотиков типа курительных смесей – спайсов и другие девиации, которые в условиях малого города крайне негативно влияют на социальный климат.

У житья в маленьком городе множество преимуществ, но видно не хватает самого главного – уверенности в завтрашнем дне, никто не хочет встретить старость в таком городке, как Сибай. Особенно этого не хотят башкиры, родившиеся в деревнях, расположенных в степи или на берегу речки, возле леса или даже среди леса. Не зря башкиры в Сибае стараются строиться домами на личных участках, как то понадежнее видно.

Сибай – был неплохой попыткой ускоренной башкирской урбанизации и несет в своем пути множество уроков для будущих поколений. Да и сам Сибай в свое время ассоциировался благодаря поезду «Сибай-Уфа», которого в народе прозвали «башкировозом», с этой самой урбанизацией. В этом процессе было много плюсов, были и минусы. Не претендуя на всеобщий охват, я попытался поделиться своими мыслями на этот счет с вами, дорогие читатели.  Времена иные, песни иные.

«Эх, в зеленые сани, дугу с бубенцами, запряги, Фатима,  мне гнедого коня! Эх, вернуться б на родину, стать бы кантоном, Фатима, достигнул бы желанного тогда!»



Булат Шафиков,  «Башфак»

7 комментариев:

  1. Вот и стали все титульные поголовно "кантонами" без должного профессионализма,работать стало некому,села опустели - зато все "нащяльники".

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный 22 декабря 2014 г., 21:58
    ТАТароид, думай лучше про свои ТАТские корни и о том, что ты не пришей 3,14зде рукав для башкир и для остальных тюрков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 22^14 а что башики шизоидные геи научились пришивать к "3,14зде" рукава??? И как получается? И как, то самое место не мерзнет? А вы попробуйте ртом греть "те" места!!! не уж то геи башкирские национальности разучились статусно отлизывать?

      Удалить
    2. Манкуртам безродым остается только ходить задницу показывать как распутные ж-щины

      Удалить
    3. Анонимный 23 декабря 2014 г., 5:16
      ТАТароид ТАТский, да, кишка тонка, хреново ты удары держишь. Засранец ты безродный.

      Удалить
    4. ...безродым остается только ходить и задницы показывать как распутные......

      А титульные ходят и только мечтают об этих задницах для статусного отлиза!!! Как давно вас перестал интересовать традиционный секс с женским полом???

      Удалить
  3. Рахимовство свою бездарность и воровство прикрывало якобы развитием Зауралья.
    Я не будучи зауральским и то хорошо знаю, фактически не было ни то что рывка перед, никакого элементарного развтия не было. Хотя при неуче бездарным были большие возможности.
    В Сибае практически ниикакого производства не строилось, Баймакский завод не работал и прочее. Что Рахимов оттуда в Уфу назначал - это тоже вранье. Все окружение рахимовской воровской номеннклатуры были не башкиры, а торгаши-манкурты.
    Что для города филиал от ВУЗа сделали - это ведь мелочь. Автор явно пытается реабилитировать антибашкирское правление Рахимова.
    Но рахимовщина пол чистую уничтожила башкирское население в центральных районах горно-лесной местности. Рахимовский бывший назначенец Хамитов это продолжает.
    Предательско-манкуртское правление прдолжается.
    Ярмухаметов имеш, СибБГУ, шул уҡ бездарныйҙың потемкинский деревняларылыр инде, если ундағы йәштәр З. Вәлидиҙең кем икәнен белмәйҙәр икән.

    ОтветитьУдалить