На днях в редакцию газеты АиФ-Башкортостан пришло обращение,
которое, очевидно, направлено и выше. В нем разом дан ответ на все наши
притязания:
«Дискуссия», развернутая АиФ-Башкортостан, вынудила исполком курултая башкир Зианчуринского района РБ выступить с настоящим обращением. Слово «дискуссия» дается в кавычках, т.к. считаем, что ее участники поставлены в неравные условия: одним предоставляются целые полосы, другим – не более десяти строк, за исключением единственного случая, когда позиция Р.Ирназарова отражена более полно, и то с купюрами. (АиФ-Башкортостан от 7.03.2013) А кочующие из номера в номер имена Г.Лучкиной и Э.Тарасовой вовсе похожа на игру в одни ворота. Но оставим это на совести тех, кто заказывает музыку.
«Дискуссия», развернутая АиФ-Башкортостан, вынудила исполком курултая башкир Зианчуринского района РБ выступить с настоящим обращением. Слово «дискуссия» дается в кавычках, т.к. считаем, что ее участники поставлены в неравные условия: одним предоставляются целые полосы, другим – не более десяти строк, за исключением единственного случая, когда позиция Р.Ирназарова отражена более полно, и то с купюрами. (АиФ-Башкортостан от 7.03.2013) А кочующие из номера в номер имена Г.Лучкиной и Э.Тарасовой вовсе похожа на игру в одни ворота. Но оставим это на совести тех, кто заказывает музыку.
Исполком курултая башкир выражает большее беспокойство по поводу выхода «дискуссии» за пределы чисто педагогических проблем и перевода предмета спора на плоскость национальных отношений. Нам представляется, что редакции сообща нацелились на обострение этого тонкого, чувствительного и болезненного вопроса. Только так можно расценивать высказывания о «башкиризации основанного русскими города Уфа», о «притеснениях», чинимых в Башкортостане татарским артистам, о том, что в Уфе нечего показывать гостям, кроме лисьей шапки и курая, навешевание ярлыка «фашисткогоприхвостня» З.Валиди, требования переименовать улицы города, названные именами выдающихся личностей башкирского народа.
О какой «башкиризации» идет речь, когда из 1350 улиц башкирской столицы лишь 18 носят башкирские названия? Почему предлагается воздвигать памятники надуманным персонажам и крылатым фразам, а не настоящим брендам Башкортостана – кураю, башкирской лошади, башкирскому меду, бурзянской пчеле, кумысу, башкирам-участникам Отечественной войны 1812 года, бойцам легендарной башкирской кавалерийской дивизии, выдающимся личностям (не только из башкир) и т.д. Именно такие памятники, несущие не только художественную, но и духовно-нравственную ценность, придавали бы Уфе изюминку, неповторимость, национальный колорит. Такая Уфа была бы куда привлекательнее для гостей и туристов, нежели купеческие и доходные дома, которых сотни тысяч по всей остальной России. Ну нет, кое-кому очень хочется, чтобы в Уфе пахло только русским духом, хочется показать, кто в доме хозяин!
В отношении главного вопроса «дискуссии» - проблем преподавания русского языка и литературы в школе – курултай башкир района полностью разделяет обеспокоенность Г.Лучкиной и ее единомышленников. Но в отличие от них считаем проблему не региональной, а общероссийской, даже глобальной. Не уверены, что в «чисто русских» регионах дети намного лучше осваивают премудрости русского языка и литературы, чем в Республике Башкортостан. Лучшие умы страны бьют тревогу по поводу падения интереса учащихся к истории России, к родному языку и литературе, к гуманистическим ценностям. Мы, башкиры, благодаря прекрасным учителям русского языка и литературы и произведениям великих русских писателей и поэтов, знаем и любим «великий и могучий» не хуже самих русских. И нам небезразлично видеть, как русский язык деградирует на глазах, превращаясь в малопонятный конгломерат англо-русско-жаргонных слов. Дети отучены читать художественную литературу, мало общаются, вследствие чего у них не формируется правильная литературная речь. Но у нас, вместо выявления и устранения главных причин, как всегда, ищут козла отпущения. У нас, в Башкортостане, козлом отпущения сделали башкирский язык. Ясно каждому непредвзятому человеку, что увеличение часов на изучение русского языка и литературы за счет уроков башкирского языка ситуацию кардинально не изменит. Нужен комплекс мер, чтобы русский язык и литература стали привлекательными прежде всего для самих русских детей.
Эгоизм – плохая черта человека в любых проявлениях, а в межнациональных отношениях еще и опасная. Только национальным эгоизмом можно объяснить то, что поборников русского языка совершенно не интересует положение национальных языков и культуры малых народов. То, что национальные меньшинства кроме русского языка и литературы должны, обязаны! столь же хорошо, даже лучше, изучать родной язык и литературу. То, что учащихся национальных школ при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе приравняли к учащимся русских школ, не учитывая того, что они занимаются по разноуровневым учебным программам. Понятно, что это ведет к ослаблению внимания к родному языку и литературе, а то и вовсе к свертыванию национального образования. Несложно предсказать перспективы такой образовательной политики – исчезновение языка, следовательно, и нации. Кому это надо и зачем? Ведь во времена военных лихолетий национальный акцент не мешал башкирам, татарам и многим другим нацменам стоять насмерть и погибать вместе с великим русским народом. Чем сейчас, в мирное время, мешает акцент?
Между тем, положение башкирского языка, следовательно, и башкирской нации в Республике Башкортостан вызывает серьезную и обоснованную тревогу. И вот почему.
1.Сегодня башкирский язык практически полностью вытеснен из общественной жизни республики. Нет места башкирскому языку в высоких кабинетах и залах заседаний, присутственных местах, не ведутся на башкирском языке деловые бумаги, деловая переписка. Не звучит башкирская речь не только на массовых публичных мероприятиях, но и на небольших собраниях и совещаниях, где присутствует хотя бы один русский. Любая попытка заговорить на башкирском языке встречает протест «старшего брата» вплоть до демонстративного ухода из собрания. Такие демарши наблюдались не раз в нашем Зианчуринском районе, где башкиры составляют 74% населения. Еще 50 лет назад такого нельзя было и представить. Русские довольно сносно владели башкирским языком и не считали унизительным для себя общаться с башкиром на его языке.
Сужение сферы действия башкирского языка до рамок бытового общения унижает национальное достоинство его носителей, порождает комплекс неполноценности, ведет к потере его авторитета и обеднению словарного запаса. Если бы «старший брат» знал башкирский язык, проявлял уважение к нему, как к языку коренного населения с которым живет бок о бок, ситуация была бы совсем другая.
2. «Оптимизация» системы образования привела к массовой реорганизации и закрытию сельских школ. Если учесть, что генофонд башкирского народа базируется на селе, - это сокрушительный удар по башкирской нации. Только в нашем Зианчуринском районе 7 из 24-х средних школ преобразованы в ООШ, 2 из 5-и ООШ в НШ, закрыты 11 НШ из 29-и, уволены по сокращению 72 учителя и воспитателя. Еще несколько школ ждут своей «оптимизации». Какое это бедствие для местного населения и для его будущего поймет до конца только тот, кто побывает в его шкуре.
3. Введение Федерального государственного образовательного стандарта стало еще одним ударом по национальному образованию. Ясно, что это – прямой и скорый путь к свертыванию национального образования. В результате введения ФГОС 5 из 23-х русско-башкирских средних школ района стали чисто русскими, хотя до 95% учащихся – башкирской национальности. Еще в 5-ти русско-башкирских средних школах нет башкирских начальных классов. Люди хотят знать, такую дискриминационную в отношении национальных меньшинств политику Министерство образования и науки РФ ведет осознанно или по незнанию специфики национального образования России.
Вы, уважаемый Рустэм Закиевич, в одном из своих выступлений в телеэфире сказали: «Башкирский язык подвергается ассимиляции со стороны русского языка, татарского языка, английского языка. Поэтому нуждается в защите. В т.ч. со стороны государства». Ваши слова свидетельствуют о Вашей серьезной обеспокоенности положением башкирского языка. То, что Вы в последнее время вплотную занимаетесь вопросами устранения последствий «оптимизации» сельской школы, находит горячую поддержку населения района. Надеемся, что у Вас дойдут руки и до проблем башкирского языка. В то же время мы хорошо понимаем, что защита башкирского языка – прежде всего дело самого башкирского народа. Родители, педагоги, журналисты, писатели, ученые, все, кому небезразлична судьба своего народа, должны повышать всеми способами престиж башкирского языка и литературы, воспитывать у подрастающего поколения здоровый патриотизм, активную гражданскую позицию. Но для этого очень важно иметь понимание и поддержку представителей других национальностей. Прежде всего, русской и татарской общественности. Ведь межнациональное согласие одинаково выгодно всем. В этих целях и был принят Закон «О языках Республики Башкортостан».
Корреспонденты еженедельника «Аргументы недели» Ольга Малыш и Марина Долгих, сопровождавшие новоиспеченного гражданина РФ Ж.Депардье в его поездке по стране, задаются вопросом: «…Как случилось, что без подсказки заезжего актера мы оказались неспособными замечать и восхищаться этнической самобытностью народов собственной страны?» Это печально, что нас, нацменов, перестали замечать. Но во много крат печальнее, что есть силы, стремящиеся загнать в задворки эту самую этническую самобытность.
Исходя из вышеизложенного, курултай башкир Зианчуринского
района РБ обращается
К Президенту РБ Р.З.Хамитову:
1. Обратить внимание на тенденциозность выступлений изданий «АиФ».Башкортостан.» и «АН».Башкортостан.» в отношении башкирского народа и его лидеров.
2. Довести до логического конца начатую Вами работу по устранению перегибов, допущенных при оптимизации сельских школ без учета местных условий и специфики национального образования.
3. Добиться отмены Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части единых требований к знаниям по русскому языку и литературе учащихся русских и национальных школ.
4. Восстановить обязательный ЕГЭ по башкирскому языку и литературе для учащихся башкирских школ с условием обязательного учета его результатов при поступлении в вузы и ссузы республики.
5. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать концепцию упорядочения преподавания в школах предметов регионального компонента, возможно, путем объединения в один предмет «Родной Башкортостан».
6. Вопрос об обязательности изучения башкирского языка учащимися русских школ рассматривать не как способ высвобождения часов для русского языка и литературы, а как средство гармонизации межнациональных отношений в республике.
К Президенту РБ Р.З.Хамитову:
1. Обратить внимание на тенденциозность выступлений изданий «АиФ».Башкортостан.» и «АН».Башкортостан.» в отношении башкирского народа и его лидеров.
2. Довести до логического конца начатую Вами работу по устранению перегибов, допущенных при оптимизации сельских школ без учета местных условий и специфики национального образования.
3. Добиться отмены Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части единых требований к знаниям по русскому языку и литературе учащихся русских и национальных школ.
4. Восстановить обязательный ЕГЭ по башкирскому языку и литературе для учащихся башкирских школ с условием обязательного учета его результатов при поступлении в вузы и ссузы республики.
5. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать концепцию упорядочения преподавания в школах предметов регионального компонента, возможно, путем объединения в один предмет «Родной Башкортостан».
6. Вопрос об обязательности изучения башкирского языка учащимися русских школ рассматривать не как способ высвобождения часов для русского языка и литературы, а как средство гармонизации межнациональных отношений в республике.
К исполкому Всемирного курултая башкир:
1. Безотлагательно созвать внеочередной курултай башкир для обсуждения положения нации и выработки мер ее самозащиты перед лицом нависшей угрозы духовной деградации.
2. Поддержать наше обращение к Президенту РБ Р.З.Хамитову и оказывать руководству республики всемерное содействие в решении поставленных вопросов.
3. Совместно с национальными движениями других республик выработать и предъявить Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ требования по защите интересов национальных меньшинств при проведении образовательной политики.
4. Выйти из «подполья», развернуть активную работу с общественностью, особенно с молодежью, по разъяснению положения башкирского народа, по воспитанию патриотизма и гражданской активности, а также по развинчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.
Обращение принято на заседании исполкома курултая башкир 27 марта 2013 года единогласно.
Председатель исполкома Р.Идрисов
с.Исянгулово
1. Безотлагательно созвать внеочередной курултай башкир для обсуждения положения нации и выработки мер ее самозащиты перед лицом нависшей угрозы духовной деградации.
2. Поддержать наше обращение к Президенту РБ Р.З.Хамитову и оказывать руководству республики всемерное содействие в решении поставленных вопросов.
3. Совместно с национальными движениями других республик выработать и предъявить Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ требования по защите интересов национальных меньшинств при проведении образовательной политики.
4. Выйти из «подполья», развернуть активную работу с общественностью, особенно с молодежью, по разъяснению положения башкирского народа, по воспитанию патриотизма и гражданской активности, а также по развинчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.
Обращение принято на заседании исполкома курултая башкир 27 марта 2013 года единогласно.
Председатель исполкома Р.Идрисов
с.Исянгулово
СпиЖЖено у
4. Выйти из «подполья», развернуть активную работу с общественностью, особенно с молодежью, по разъяснению положения башкирского народа, по воспитанию патриотизма и гражданской активности, а также по развинчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.
ОтветитьУдалитьПравильно, хватит сидеть в "подполье" и писать статьи на русском с приказами уважать БЯку. Вот если бы выложили этот фа(и)рман на БЯке, сразу все толпой побежали бы записываться на уроки БЯ!
Кстати за вранье по поводу клветнических выпадок башкирских нацилидерОв, не плохо было бы тоже на БЯке написать, а то ведь могут и за клевету привлечь озабоченных активных пИсателей.
Ну для повышения "гражданской активности", это совсем легко, за свой счет исполком пусть пошлет на обучение в лагерь к террористам(только обязательно с кураями) или в лагерь каких-нибудь юных моджахедов самых невоспитанных патриотов. Уверены они вернуться и развИнчают все выпады!
молодцы зианчуринцы,теперь пришла очередь других районов.
ОтветитьУдалить"Другие районы" напишут фа(и)рманы на БЯке или опять будут верещать на ымперском языке?
ОтветитьУдалитьКстати, как там в "других районах", деньги "ысполкомы" собрали с идИологов на поездку недовоспитанных патриотов к юным моджахедам в Сомали? Или еще нет?