2014 год должен был стать для Республики Башкортостан годом очередных политических баталий. К весне местная элита ожидала решения из федерального центра – быть или не быть в этом году выборам главы региона. И, судя по последним обсуждениям в кулуарах власти, это событие все-таки будет отложено до лучших времен. Несмотря на это, в республике уже сгруппировались силы, которые попытаются оспорить право действующего президента Башкирии Рустэма Хамитова на эту должность. Для них, по всей видимости, не помеха даже отсрочка выборов. Ведь всегда можно реализовать так называемый «челябинский сценарий» по смене главы региона…
Неспроста в последнее время громкие скандалы для Башкирии стали чем-то обыденным. То «антикроношпановцы» бунтуют против строительства деревообрабатывающего завода Кроношпан, то в сети интернет всплывает «нехорошее» видео с участием лиц, приближенных к главе региона, то в одном из поселков недалеко от столицы Башкирии Уфы народ голодовки устраивает…
С такой частотой скандалы в Башкирии уже давно не возникали. При прежнем президенте Муртазе Рахимове – ну пошумит оппозиция во время очередных выборов, а потом три-четыре года тишины. А тут… шумиха против строительства в Уфе скоростного трамвая, битва за кресло главы президентской администрации, обвинения против Хамитова в нецелевом использовании 70 миллионов рублей. Всего и не перечислишь.
Неспроста все это. Во всех скандалах отслеживаются признаки продуманного плана, главная цель которого – скомпрометировать нынешнего главу региона, пошатнуть его позиции, заставить допускать ошибки, дать слабину и, в конце концов, представить его не в лучшем виде перед федеральными властями.
Каждый, кто хоть мало-мальски знаком с политической ситуацией в Башкирии, знает: людей, способных организовать такой наезд на Хамитова, в республике немало. Начиная от прежнего руководителя региона, «бабая» (перевод с башкирского – «дед») Рахимова, отметившего недавно восьмидесятилетний юбилей, опять-таки бывшего руководителя президентской администрации региона Радия Хабирова, занимающего ныне должность заместителя начальника управления президента РФ по внутренней политике и заканчивая сегодняшними оппозиционными группировками. Это самые очевидные оппоненты Хамитова, у которых в республике свой интерес.
Но ими дело вряд ли ограничивается. Есть и «серые кардиналы», подозревать которых в политической измене Хамитов станет в последнюю очередь. Но ему все же стоило бы присмотреться к своему ближайшему окружению. Если глава башкирского региона думает, что благодаря последним кадровым перестановкам укрепил свои тылы и теперь может не переживать за судьбу президентского кресла – вынужден его разочаровать. Люди, способные подпортить кровь Хамитову, в его стане, похоже, еще остались.
Последний громкий скандал в Башкирии был связан с освоением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Региональные оппозиционные СМИ пестрили заголовками о похищенных 1,5 миллиардах, выделенных для расселения ветхого и аварийного жилья в Уфе. История действительно мутная. Кое-какие дома были включены в программы расселения по два раза, соответственно, и денег на них было выделено в двойном размере. Строительному блоку республики пришлось искать правдоподобные отмазки, чтобы успокоить хоть на время СМИ.
Правда, официальная позиция прозвучала несколько неубедительно. Якобы, во всем виновата техника. Легенда была такая – при обновлении электронных баз данных по домам, подлежащим расселению и сносу, и составлении нового списка, произошел сбой. В результате, десятки (если не сотни) адресов прописались в списке дважды.
Вы в это верите? Представьте, сидит целая орда специалистов, айтишников, чиновников-строителей, имеющих большой опыт в подобных делах и вдруг мимо их глаз незамеченным проскакивает сбой на какие-то «жалкие» 1,5 миллиарда рублей. Причем, специалисты эти знают, что чуткий контроль за миллиардами осуществляет федеральный Фонд. Знают они и о том, что буквально за несколько месяцев до этого Путин объявил о жесткой ревизии, которая будет проведена по всей стране в этой сфере. Неужели строители стали бы так подставляться и не перепроверили новые списки несколько раз? Вряд ли. Если только…
Если только подобный «сбой» не был бы выгоден «серым кардиналам» (может местным, а может и московским), заинтересованным в том, чтобы урезать Хамитову федеральное финансирование. Ведь логика у федерального центра в этих вопросах весьма прямолинейна – если не можешь обеспечить прозрачное использование выделенных средств, значит, денег тебе не видать. Причем, у такой схемы есть и дополнительный бонус. Любой громкий скандал – это очень мощный удар по репутации первого лица региона. А там уже и до челябинского сценария недалеко…
Никто из башкирских журналистов в связи с этим скандалом не вспомнил имена руководителей строительного блока от города Уфы – Александра Филиппова и от республики – Рауфа Нугуманова, непосредственно курировавших процесс составления списков расселения. А вот Хамитова и мэра Уфы Ялалова грязью обливали активно, причем, история дошла даже до коллег из федеральных «Ведомостей».
Любопытная история получается. Формировал списки Филиппов, утверждал Нугуманов, а репутацию вся эта история подпортила Хамитову и Ялалову. Что это? Халатность, или преднамеренная подстава? Борьба между двумя чиновниками от строительного блока, в которой не были учтены репутационные риски главы региона? Или обдуманная заранее провокация?
В связи с этим еще раз задаюсь вопросом – случаен ли «незамеченный сбой», стоимостью 1,5 миллиардов рублей? Скорее наоборот – он закономерен и хорошо спланирован.
Метод ослабления позиций главы региона выбран очень эффективный. Если не будет федеральных денег – региону не видать крупных проектов. И когда под боком находится процветающий Татарстан, научившийся вытягивать миллиарды из федерального бюджета, Хамитов при таком раскладе будет очень быстро падать в рейтинге, как в глазах москвичей, так и местного населения – электората.
А ведь это не первый случай, когда были отменены потенциально субсидируемые из федерального бюджета проекты. Например, проект по строительству скоростного трамвая в Уфе, несмотря на свою «трендовость» и поддержку со стороны специалистов-урбанистов, потерпел фиаско. В Уфе, в буквальном смысле, начался бунт против строительства. И в нем усматривались явные признаки заказа.
Самоорганизоваться активная группа протестующих в короткие сроки вряд ли бы смогла. В Уфе поговаривают, что несколько человек ходили по квартирам жителей, уговаривая людей высказать свое жесткое «против». Причем, заходили в те дома, недалеко от которых планировалось строительство и рассказывали о шуме, опасности и прочих кошмарах городского человека. Профессиональные психологические приемы подавления оппонентов, использованные противниками скоростного трамвая на публичных слушаниях по данному проекту, уфимские эксперты считают доказательством «теории заговора» против легкорельсового транспорта.
Впрочем, более весомое доказательство – это финансовая сторона вопроса. Когда начала назревать шумиха по трамваю и пошли слухи, что этот проект будет стоить порядка двух миллиардов рублей, встал вопрос – кто возьмет на себя этот подряд. Так как проект был муниципальным, естественно, сопровождать процесс отбора полагалось первому заму главы администрации Уфы Владимиру Дмитрюку, курирующему городскую инфраструктуру. Строительные чиновники республиканского уровня оставались при таком раскладе не при делах. Напрашивается предположение, что алчность отдельных региональных чиновников помешала реализовать, в общем-то, неплохую идею со скоростным трамваем и подставила под удар репутацию политических фигур.
Еще один проект, который был пресечен с первых дней начала реализации – это реконструкция въезда в Уфу с юго-запада, со стороны трассы М-5. Федеральное финансирование позволило бы решить застарелую проблему расположенного на въезде в город с данного направления Демского района, расширив въезд на несколько полос.
Но Рустэму Хамитову кто-то нашептал, что приостановив стройку, можно заработать уважение жителей района, которым, из-за закрытия дороги на ремонт, приходилось ездить по чистому полю. Похоже, о проблемах с освоением выделенных для реконструкции федеральных денег, которые возникнут из-за отсрочки работ, сообщить ему забыли. Равно как и об интересах строительного блока, одному из представителей которого, как поговаривают в Уфе, принадлежало несколько земельных участков вдоль трассы, подлежащей реконструкции. Их стоимость, кстати, взлетела после этой истории в несколько раз.
Этот проект тоже должны были реализовать по линии муниципального куратора Дмитрюка. А речь идет о немалых деньгах. Но, похоже, финансовые интересы региональных чиновников оказались выше столь необходимого городу строительства и проект был приостановлен.
В итоге, с 1 мая текущего года проект будет возобновлен, а вести ремонт намерено ООО «Дортрансстрой». Компания, которая в прошлом году стала фигурантом скандального разбирательства. Директор организации «Дортрансстрой» был взят под стражу. Его обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Якобы при строительстве объездной дороги на трассе М-7 подрядчики присвоили более 40 миллионов рублей.
Многие эксперты тогда утверждали, что это заказ с целью сменить руководство крупнейшей дорожно-строительной компании региона. И он действительно сменился. Покупателем контрольного пакета стала «материнская» компания для ООО «Управляющая компания Крупнопанельное домостроение (КПД)» – московское ОАО «Петротэк-холдинг». Одним словом, дорожно-строительная компания перешла под кураторство строительного блока и получила право продолжить начатые в 2013 году работы на въезде в Уфу со стороны М-5.
К слову, новые собственники ООО «Дортрансстрой» позаботились и о своем влиянии на общественное мнение. Они выкупили местную редакцию газеты «Коммерсантъ» у башкирского «политозабоченного» бизнесмена Альберта Мухамедьярова.
Раз уж речь зашла об М-5 – очень крупный подряд на ремонт участка данной трассы за федеральные деньги на территории Башкортостана выиграл саратовский ОАО «Волгомост» – компания, бенефициаром которой считают российского бизнесмена Аркадия Ротенберга. Поговаривают, что в Башкирии интересы Ротенбергов продвигает уже упомянутый первый заместитель премьер-министра правительства Рауф Нугуманов.
Вообще, складывается впечатление, что саратовский подрядчик, не без помощи Нугуманова, настойчиво старается получить самые крупные проекты в республике. Так, в сентябре руководство фирмы пыталось обжаловать итоги конкурса на строительство моста через реку Белую, ту самую, о которой поет Юрий Шевчук в песне «Белая река» (выходец из Уфы, кстати). Тогда контракт стоимостью 4,8 миллиарда был отдан челябинскому «Уралмостострою», интересы которого продвигал Владимир Дмитрюк. А «Волгомост» намеревался реализовать проект за 7 миллиардов.
Казалось бы, экономия федеральных средств от выбора в пользу «Уралмостостроя» очевидна. Но не тут то было. В Башкирии поползли слухи, что мост все-таки построят ротенберговские спецы. Якобы, соответствующая схема по относительно законной смене подрядчика уже созрела в кабинетах уфимского белого дома. Одно не понятно – то ли Хамитов подобными действиями пытается купить милость московского начальства, то ли Рауф Нугуманов готовит себе крепкий фундамент для престолонаследия и отступные для нынешнего главы региона?
За всеми перечисленными ситуациями читается явная попытка подставить Рустэма Хамитова, лишить его федерального финансирования и доверия электората. Понимает ли это сам глава региона? Вероятно, да. Косвенно об этом свидетельствует назначение на должность первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Рустэма Марданова, бывшего главы нацбанка региона. Это назначение, наряду с другими кадровыми перестановками последних месяцев (таких, как отбор в свою команду Сергея Молчанова, Альберта Мифтахова, Рамила Дильмухаметова), является одним из решений Рустэма Хамитова, свидетельствующих об его сформировавшейся осторожности, недоверии к ближайшему окружению и молодым реформаторам.
Рустэм Марданов, кстати, как бывший банкир и человек, умеющий считать деньги, после своего назначения на должность начал активную ревизию по всем направлением деятельности аппарата правительства Башкирии. И, как поговаривают, наибольшее количество вопросов вызывает финансовая составляющая, как раз таки, строительного и дорожного блоков. Это значит, что предположения, высказанные в этой статье, имеют право на жизнь.
А жителям республики остается надеяться, что Рустэм Марданов, как энергичный и опытный управленец, добьется порядка в хозяйстве региона и доведет начатое до конца.
Хватит ли самому Хамитову политической воли, чтобы устранить факторы, угрожающие его президентскому креслу? Ответ на этот вопрос жители региона услышат, вероятно, в ближайшие несколько месяцев. И если Хамитов наберется решимости, в органах власти Башкирии произойдут очередные перестановки. И означать это будет стопроцентную решимость нынешнего главы сохранить пост за собой.
http://www.infox.ru/authority/state/2014/04/17/Bitva_za_pryestol__i.phtml
Неспроста в последнее время громкие скандалы для Башкирии стали чем-то обыденным. То «антикроношпановцы» бунтуют против строительства деревообрабатывающего завода Кроношпан, то в сети интернет всплывает «нехорошее» видео с участием лиц, приближенных к главе региона, то в одном из поселков недалеко от столицы Башкирии Уфы народ голодовки устраивает…
С такой частотой скандалы в Башкирии уже давно не возникали. При прежнем президенте Муртазе Рахимове – ну пошумит оппозиция во время очередных выборов, а потом три-четыре года тишины. А тут… шумиха против строительства в Уфе скоростного трамвая, битва за кресло главы президентской администрации, обвинения против Хамитова в нецелевом использовании 70 миллионов рублей. Всего и не перечислишь.
Неспроста все это. Во всех скандалах отслеживаются признаки продуманного плана, главная цель которого – скомпрометировать нынешнего главу региона, пошатнуть его позиции, заставить допускать ошибки, дать слабину и, в конце концов, представить его не в лучшем виде перед федеральными властями.
Каждый, кто хоть мало-мальски знаком с политической ситуацией в Башкирии, знает: людей, способных организовать такой наезд на Хамитова, в республике немало. Начиная от прежнего руководителя региона, «бабая» (перевод с башкирского – «дед») Рахимова, отметившего недавно восьмидесятилетний юбилей, опять-таки бывшего руководителя президентской администрации региона Радия Хабирова, занимающего ныне должность заместителя начальника управления президента РФ по внутренней политике и заканчивая сегодняшними оппозиционными группировками. Это самые очевидные оппоненты Хамитова, у которых в республике свой интерес.
Но ими дело вряд ли ограничивается. Есть и «серые кардиналы», подозревать которых в политической измене Хамитов станет в последнюю очередь. Но ему все же стоило бы присмотреться к своему ближайшему окружению. Если глава башкирского региона думает, что благодаря последним кадровым перестановкам укрепил свои тылы и теперь может не переживать за судьбу президентского кресла – вынужден его разочаровать. Люди, способные подпортить кровь Хамитову, в его стане, похоже, еще остались.
Последний громкий скандал в Башкирии был связан с освоением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Региональные оппозиционные СМИ пестрили заголовками о похищенных 1,5 миллиардах, выделенных для расселения ветхого и аварийного жилья в Уфе. История действительно мутная. Кое-какие дома были включены в программы расселения по два раза, соответственно, и денег на них было выделено в двойном размере. Строительному блоку республики пришлось искать правдоподобные отмазки, чтобы успокоить хоть на время СМИ.
Правда, официальная позиция прозвучала несколько неубедительно. Якобы, во всем виновата техника. Легенда была такая – при обновлении электронных баз данных по домам, подлежащим расселению и сносу, и составлении нового списка, произошел сбой. В результате, десятки (если не сотни) адресов прописались в списке дважды.
Вы в это верите? Представьте, сидит целая орда специалистов, айтишников, чиновников-строителей, имеющих большой опыт в подобных делах и вдруг мимо их глаз незамеченным проскакивает сбой на какие-то «жалкие» 1,5 миллиарда рублей. Причем, специалисты эти знают, что чуткий контроль за миллиардами осуществляет федеральный Фонд. Знают они и о том, что буквально за несколько месяцев до этого Путин объявил о жесткой ревизии, которая будет проведена по всей стране в этой сфере. Неужели строители стали бы так подставляться и не перепроверили новые списки несколько раз? Вряд ли. Если только…
Если только подобный «сбой» не был бы выгоден «серым кардиналам» (может местным, а может и московским), заинтересованным в том, чтобы урезать Хамитову федеральное финансирование. Ведь логика у федерального центра в этих вопросах весьма прямолинейна – если не можешь обеспечить прозрачное использование выделенных средств, значит, денег тебе не видать. Причем, у такой схемы есть и дополнительный бонус. Любой громкий скандал – это очень мощный удар по репутации первого лица региона. А там уже и до челябинского сценария недалеко…
Никто из башкирских журналистов в связи с этим скандалом не вспомнил имена руководителей строительного блока от города Уфы – Александра Филиппова и от республики – Рауфа Нугуманова, непосредственно курировавших процесс составления списков расселения. А вот Хамитова и мэра Уфы Ялалова грязью обливали активно, причем, история дошла даже до коллег из федеральных «Ведомостей».
Любопытная история получается. Формировал списки Филиппов, утверждал Нугуманов, а репутацию вся эта история подпортила Хамитову и Ялалову. Что это? Халатность, или преднамеренная подстава? Борьба между двумя чиновниками от строительного блока, в которой не были учтены репутационные риски главы региона? Или обдуманная заранее провокация?
В связи с этим еще раз задаюсь вопросом – случаен ли «незамеченный сбой», стоимостью 1,5 миллиардов рублей? Скорее наоборот – он закономерен и хорошо спланирован.
Метод ослабления позиций главы региона выбран очень эффективный. Если не будет федеральных денег – региону не видать крупных проектов. И когда под боком находится процветающий Татарстан, научившийся вытягивать миллиарды из федерального бюджета, Хамитов при таком раскладе будет очень быстро падать в рейтинге, как в глазах москвичей, так и местного населения – электората.
А ведь это не первый случай, когда были отменены потенциально субсидируемые из федерального бюджета проекты. Например, проект по строительству скоростного трамвая в Уфе, несмотря на свою «трендовость» и поддержку со стороны специалистов-урбанистов, потерпел фиаско. В Уфе, в буквальном смысле, начался бунт против строительства. И в нем усматривались явные признаки заказа.
Самоорганизоваться активная группа протестующих в короткие сроки вряд ли бы смогла. В Уфе поговаривают, что несколько человек ходили по квартирам жителей, уговаривая людей высказать свое жесткое «против». Причем, заходили в те дома, недалеко от которых планировалось строительство и рассказывали о шуме, опасности и прочих кошмарах городского человека. Профессиональные психологические приемы подавления оппонентов, использованные противниками скоростного трамвая на публичных слушаниях по данному проекту, уфимские эксперты считают доказательством «теории заговора» против легкорельсового транспорта.
Впрочем, более весомое доказательство – это финансовая сторона вопроса. Когда начала назревать шумиха по трамваю и пошли слухи, что этот проект будет стоить порядка двух миллиардов рублей, встал вопрос – кто возьмет на себя этот подряд. Так как проект был муниципальным, естественно, сопровождать процесс отбора полагалось первому заму главы администрации Уфы Владимиру Дмитрюку, курирующему городскую инфраструктуру. Строительные чиновники республиканского уровня оставались при таком раскладе не при делах. Напрашивается предположение, что алчность отдельных региональных чиновников помешала реализовать, в общем-то, неплохую идею со скоростным трамваем и подставила под удар репутацию политических фигур.
Еще один проект, который был пресечен с первых дней начала реализации – это реконструкция въезда в Уфу с юго-запада, со стороны трассы М-5. Федеральное финансирование позволило бы решить застарелую проблему расположенного на въезде в город с данного направления Демского района, расширив въезд на несколько полос.
Но Рустэму Хамитову кто-то нашептал, что приостановив стройку, можно заработать уважение жителей района, которым, из-за закрытия дороги на ремонт, приходилось ездить по чистому полю. Похоже, о проблемах с освоением выделенных для реконструкции федеральных денег, которые возникнут из-за отсрочки работ, сообщить ему забыли. Равно как и об интересах строительного блока, одному из представителей которого, как поговаривают в Уфе, принадлежало несколько земельных участков вдоль трассы, подлежащей реконструкции. Их стоимость, кстати, взлетела после этой истории в несколько раз.
Этот проект тоже должны были реализовать по линии муниципального куратора Дмитрюка. А речь идет о немалых деньгах. Но, похоже, финансовые интересы региональных чиновников оказались выше столь необходимого городу строительства и проект был приостановлен.
В итоге, с 1 мая текущего года проект будет возобновлен, а вести ремонт намерено ООО «Дортрансстрой». Компания, которая в прошлом году стала фигурантом скандального разбирательства. Директор организации «Дортрансстрой» был взят под стражу. Его обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Якобы при строительстве объездной дороги на трассе М-7 подрядчики присвоили более 40 миллионов рублей.
Многие эксперты тогда утверждали, что это заказ с целью сменить руководство крупнейшей дорожно-строительной компании региона. И он действительно сменился. Покупателем контрольного пакета стала «материнская» компания для ООО «Управляющая компания Крупнопанельное домостроение (КПД)» – московское ОАО «Петротэк-холдинг». Одним словом, дорожно-строительная компания перешла под кураторство строительного блока и получила право продолжить начатые в 2013 году работы на въезде в Уфу со стороны М-5.
К слову, новые собственники ООО «Дортрансстрой» позаботились и о своем влиянии на общественное мнение. Они выкупили местную редакцию газеты «Коммерсантъ» у башкирского «политозабоченного» бизнесмена Альберта Мухамедьярова.
Раз уж речь зашла об М-5 – очень крупный подряд на ремонт участка данной трассы за федеральные деньги на территории Башкортостана выиграл саратовский ОАО «Волгомост» – компания, бенефициаром которой считают российского бизнесмена Аркадия Ротенберга. Поговаривают, что в Башкирии интересы Ротенбергов продвигает уже упомянутый первый заместитель премьер-министра правительства Рауф Нугуманов.
Вообще, складывается впечатление, что саратовский подрядчик, не без помощи Нугуманова, настойчиво старается получить самые крупные проекты в республике. Так, в сентябре руководство фирмы пыталось обжаловать итоги конкурса на строительство моста через реку Белую, ту самую, о которой поет Юрий Шевчук в песне «Белая река» (выходец из Уфы, кстати). Тогда контракт стоимостью 4,8 миллиарда был отдан челябинскому «Уралмостострою», интересы которого продвигал Владимир Дмитрюк. А «Волгомост» намеревался реализовать проект за 7 миллиардов.
Казалось бы, экономия федеральных средств от выбора в пользу «Уралмостостроя» очевидна. Но не тут то было. В Башкирии поползли слухи, что мост все-таки построят ротенберговские спецы. Якобы, соответствующая схема по относительно законной смене подрядчика уже созрела в кабинетах уфимского белого дома. Одно не понятно – то ли Хамитов подобными действиями пытается купить милость московского начальства, то ли Рауф Нугуманов готовит себе крепкий фундамент для престолонаследия и отступные для нынешнего главы региона?
За всеми перечисленными ситуациями читается явная попытка подставить Рустэма Хамитова, лишить его федерального финансирования и доверия электората. Понимает ли это сам глава региона? Вероятно, да. Косвенно об этом свидетельствует назначение на должность первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Рустэма Марданова, бывшего главы нацбанка региона. Это назначение, наряду с другими кадровыми перестановками последних месяцев (таких, как отбор в свою команду Сергея Молчанова, Альберта Мифтахова, Рамила Дильмухаметова), является одним из решений Рустэма Хамитова, свидетельствующих об его сформировавшейся осторожности, недоверии к ближайшему окружению и молодым реформаторам.
Рустэм Марданов, кстати, как бывший банкир и человек, умеющий считать деньги, после своего назначения на должность начал активную ревизию по всем направлением деятельности аппарата правительства Башкирии. И, как поговаривают, наибольшее количество вопросов вызывает финансовая составляющая, как раз таки, строительного и дорожного блоков. Это значит, что предположения, высказанные в этой статье, имеют право на жизнь.
А жителям республики остается надеяться, что Рустэм Марданов, как энергичный и опытный управленец, добьется порядка в хозяйстве региона и доведет начатое до конца.
Хватит ли самому Хамитову политической воли, чтобы устранить факторы, угрожающие его президентскому креслу? Ответ на этот вопрос жители региона услышат, вероятно, в ближайшие несколько месяцев. И если Хамитов наберется решимости, в органах власти Башкирии произойдут очередные перестановки. И означать это будет стопроцентную решимость нынешнего главы сохранить пост за собой.
http://www.infox.ru/authority/state/2014/04/17/Bitva_za_pryestol__i.phtml
предвыборная гонка началась. у нугуманова в бытность ещё Муртазы были президентские амбиции,вот и слетел с мэра, по ходу и с этой должности улетит
ОтветитьУдалитьмарданов 1=0 нугуманов
ОтветитьУдалитьЭтот балабол сам себя и всю республику подставил!!!!!!!!!!!!!!!!!!! и ОПОЗОРИЛ!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалить